Виды учебной наглядности и их функции




Принцип наглядности и его значение на занятии с обучающимися

(методические рекомендации)

Подготовила: Чухрова Е.В.

Методист МБУДО

«ЦРТДиЮ «Победа»

г. Челябинска»

Челябинск

2018 г.

Аннотация: Данные методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования использовать метод наглядности на занятиях в объединениях.В данной работе представлен педагогический опыт по обобщению использования метода наглядности в общеобразовательных учреждениях. Материалы обобщения могут быть использованы педагогами дополнительного образования в качестве методического пособия.

 

В своей педагогической деятельности каждый педагог должен использовать метод наглядности, в методической копилке педагога обязательно должен быть наглядный материал.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, выражение, память, мышление – являются составной частью любой деятельности обучающегося.

На сегодняшний день в основе принципа наглядности рассматривается процесс познания человеком окружающего мира:

- непосредственно-чувственное (см. “Золотое правило дидактики”), когда объект познается с помощью органов ощущений;

- опосредованное, когда объекты и явления чувственно не воспринимаемы.

- Опосредованное познание осуществляется:

- с помощью разного рода приборов, расширяющих область чувственного познания и позволяющих наблюдать объекты, недоступные без приборов;

- с помощью фотографий, кино, звукозаписей осуществляется восприятие прошлых событий или событий и явлений, удаленных от нас на большие расстояния;

- через воздействие объектов или явлений, недоступных для непосредственного восприятия, на другие объекты и тем самым познание исследуемых объектов или явлений;

- через моделирование.

При реализации принципа наглядности необходимо помнить, что непроизвольно наглядный образ, как правило, не образуется. Необходима активная работа по его созданию. А также, нужно предусматривать отбор действий, которые должны совершить обучающиеся с предъявленным предметом. Эти действия должны обеспечить выделение в предмете (явлении) тех свойств, тех связей и отношений, которые составляют объект усвоения.

Таким образом, можно сказать, что наглядность – это такое средство познавательных процессов, когда при взаимодействии субъекта со знаковыми системами в его сознании генерируются наглядные образы, т.е. формируется зрительное представление излагаемого материала. Обучающая модель, по возможности, должна быть зримой. На практике могут существовать разные виды наглядных пособий по одной и той же теме учебного курса.

 

Виды учебной наглядности и их функции

- Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)

- Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.)

- Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели

- Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, мультфильмы и др.)

 

 

Г.Ф. Суворова, В.С. Селиванов, В.А.Сластенин формулируют виды наглядности и их дидактические функции, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Виды наглядности (по Г. Ф. Суворовой (1990), В. С. Селиванову (2004), В. А. Сластенину (2004))

 

 

По мнению некоторых специалистов, около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения, именно поэтому на сегодняшний день более распространенным видом наглядности считается изобразительная наглядность, так как, согласно исследованиям многих ученых, при сопровождении учебного материала иллюстрациями, уровень усвоения материала повышается в значительной степени [8,C.23]. Эффективность слухового и зрительного восприятия учебного материала представлена в таблице 2.

Таблица 2. Эффективность слухового и зрительного восприятия.

Таким образом, делаем важный вывод, что одновременное включение в процесс обучения слухового и зрительного восприятия информации значительно повышает эффективность восприятия.

Средства наглядности по способу восприятия делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую.

Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал) и экранные средства (фильмы и слайды презентации).

Наиболее распространенным и традиционным средством зрительной наглядности на занятиях являются таблицы. Основная дидактическая функция таблиц - вооружение обучающихся ориентиром применения правила, раскрытие закономерности, лежащей в основе правила или понятия, облегчение запоминания конкретного материала.

Картина (репродукция, иллюстрация) служит источником высказываний обучающихся при обучении. В методике определены принципы отбора картин (репродукций) для работы на занятии: высокое художественное мастерство, доступность для обучающихся данного объединения, несложность композиции, четкость авторского замысла, соответствие задачам развития речи обучающихся, учет материала занятия. Методика работы с картиной как источником высказывания обучающимися варьируется в зависимости от уровня развития и возможностей разных объединений, конкретных задач занятия, характера высказывания. При этом картину (репродукцию) следует, прежде всего, анализировать как произведение искусства, не забывая о тех специфических способах отражения действительности, которые свойственны живописи или графике.

Правильно подобранная и методически верно примененная картина (репродукция, иллюстрация) помогает педагогу решить целый комплекс учебных задач: ввести и актуализировать определенную лексику; активизировать воображение; научить оформлять специфическое речевое высказывание, в основе которого лежит анализ и описание произведения живописи.

Как средство обучения применяется на занятиях раздаточный изобразительный материал, основу которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещенные на специальных карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов, художественных понятий, стимулируют обучающихся к употреблению изученной лексики, дают материал для отработки норм по предметам.

Достоинством заданий по карточкам является наличие в раздаточном материале упражнений различной степени трудности, что способствует реализации принципа дифференцированного обучения.

Сказанное позволяет определить основные методические правила применения этого вида наглядности:

- Использовать раздаточный материал следует на этапе творческого закрепления изученного материала, когда основные умения и навыки, связанные с освоением материала, у обучающихся уже сформированы.

- При использовании раздаточного материала необходимо, прежде всего, активизировать творческую деятельность обучающихся.

- Необходимо в полной мере реализовать возможности раздаточного материала для организации индивидуальной работы с обучающимися.

Работа с карточками занимает 6-8 мин учебного времени.

Основные виды заданий, которые содержатся в карточках:

- описать и прокомментировать рисунок;

- "озвучить" рисунок;

- домыслить изображенное художником;

- предложить свой вариант рисунка.

Каждый рисунок может быть использован при изучении одной или двух тем общеобразовательной программы, задания к ним дифференцированы по степени трудности, они носят вариативный характер.

 

Презентации (слайды презентации) по своим методическим возможностям близки к фильмам: статичное изображение в кадре, во многом аналогичный изобразительный материал. Слайды презентации легко варьируются при предъявлении их обучающимся. Педагог в зависимости от учебной задачи может менять количество используемых слайдов и их последовательность. Кроме того, слайд презентации при необходимости легче воспроизвести повторно. И наконец, на слайде обеспечивается четкое, красочное изображение, что, прежде всего необходимо при предъявлении репродукций, фотоснимков, иллюстраций.

Этим и определяются возможности применения презентации, прежде всего, на занятиях в художественной мастерской. Используя презентации с репродукциями картин, фоторепродукции памятников архитектуры, документальный материал, педагог значительно расширяет сферу эмоционального воздействия на обучающихся, помогает создать содержательную основу будущего произведения.

Обучение на основе компьютерных технологий создает условия для эффективного появления фундаментальных закономерностей мышления, оптимизирует познавательный процесс. Связано это с тем, что становится возможным вносить в систему знаний существенно больше общих носителей информации, реализовать переработку информации параллельно на низших и высших кодах, т.е. на подсознательном и сознательном уровнях одновременно. Фактором, позволяющим это сделать, является визуализация основных понятий, процессов и явлений при помощи компьютера.

Неуклонно растущее техническое оснащение изменяет требования к содержательности, к уровню знаний обучаемых, их творческому развитию, к надежности подготовки педагогов, к их умению совершенствовать те или иные сферы приложения научных знаний. Вместе с тем, изменяются требования к уровню знаний педагогов, к умению повышать уровень обученности детей и уровень собственного профессионального мастерства. Соответственно с этим изменяется не только содержание учебных предметов, но и указываются пути внедрения в учебный процесс новых прогрессивных методов и средств обучения.

Современные средства обучения на основе медиатехнологий могут обладать уникальными свойствами и функциями наглядности, которые способны изменить весь процесс обучения. Цифровые образовательные ресурсы позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов.

Процесс реализации эффекта движения иллюстративного объекта называется анимацией.

Анимация позволяет представить в динамике процесс "порционной" подачи текстовой информации (эффект "электронного лектора"); процесс имитации движения частей иллюстрации; имитацию движения рисунка; имитацию движений исторических сражений; физические и химические процессы; технологические процессы; техническое конструирование; процесс природных явлений; процесс социальных явлений; процесс политических событий и т.д. Анимация представляет практически неограниченные возможности по имитации ситуаций и демонстрации движения объектов.

Традиционные методики обучения, контроля и диагностики основаны на использовании (за исключением учебного кино) только статических стимулов в виде текстов и рисунков. На экране дисплея современногокомпьютера можно изображатьсредствамикомпьютернойграфики динамические объекты. Это кардинальнорасширяет возможности учебного процесса, так как динамичность стимульной средыоткрывает путь к качественному скачку в приближении модельной деятельности к реальной деятельности. Также принципиальной является предоставляемаясовременнымикомпьютерами возможность полимодальной стимуляции - сочетание зрительной и звуковой стимуляции (мультимедиа-возможности).

Принцип наглядности в мультимедийной компьютерной дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения напрямую зависит от степени активизации всех органов чувств: чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. В мультимедиа обучении для решения этих целей используется принцип виртуализации образования.

Применение мультимедиа-технологий при реализации рассматриваемого принципа обеспечивает возможность интенсификации обучения и повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:

- “манипулирование” (наложение, перемещение) визуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана;

- контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов;

- деформирования визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);

- дискретная подача аудиовизуальной информации;

- тонирование изображения;

- фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения “под лупой”;

- многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном “окне” - видеофильм, в другом - текст);

- демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).

Кроме того, современныекомпьютеры позволяют активно использовать такой важный параметр, каким является время. Время может быть управляемымпараметромкомпьютерной обучающей программы. Педагог с помощью компьютера может регулировать и устанавливать требуемый темп показа компьютернойдемонстрации.

Какое же новое качество приобретает принцип наглядности обучения при использовании компьютерных информационных технологий? Ответ на вопрос можно свести к следующим положениям:

- Средства современных информационных технологий существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа;

- В связи с тем, что при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание "наглядной абстракции". Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной интерпретация существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий, причем в динамике, если это необходимо.

Благодаря мультимедийным возможностям компьютера можно не только во всех подробностях реализовать статические модели иллюстрации, но представить эти модели в динамике, то есть в движении.

Средства слуховой наглядности. Основными способами реализации слуховой наглядности являетсяаудиозапись. Звукозапись в данном случае выполняет особую дидактическую функцию. Она представляет собой образцы звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи обучающихся, музыкального слуха. Многие тексты читаются на музыкальном фоне, предъявляются с музыкальным сопровождением, что создает особый эмоциональный настрой.

Применение звукового пособия на занятии потребует от педагога выполнения ряда специальных методических условий. Особое внимание следует уделить подготовительному этапу, предваряющему прослушивание. На этом этапе необходимо поставить перед обучающимися задачу работы, ориентировать их на то, что они должны услышать, указать, на что обратить внимание, заставить задуматься, почему данное задание рассчитано на прослушивание звучащего текста или музыки. Другими словами, педагог должен организовать целенаправленное, осознанное прослушивание, предварить его специальными заданиями, настроить обучающихся на необычную работу.

Во время прослушивания важно не нарушить звучание замечаниями, комментариями и другими действиями, выраженными словесно. Обучающийся должен слушать внимательно, не отвлекаясь.

На заключительном этапе, после прослушивания, обучающиеся отвечают на все вопросы, заранее поставленные педагогом, выполняют задания. Зрительно-слуховые средства обучения. Соединение изображения и слова позволяет более полно предъявить обучающимся ту ситуацию, на базе которой они будут выполнять самостоятельное задание. Звуковое сопровождение можно использовать в различных вариантах: подключать и выключать, применять выборочно, воспроизводить повторно и т.п. Все это обеспечивает использование подобных приемов на новом методическом уровне.

Дикторский текст в фильмах часто сопровождается музыкой, что усиливает эмоциональное воздействие на обучающихся. В них используются различные сюжеты, подготавливающие обучающихся к размышлению, к устным высказываниям-докладам на разные темы, сообщениям, рассуждениям дискуссионного характера.

Работа над фильмами со звуковым сопровождением определяется в основном теми же методическими принципами, которые реализуются и в работе с обычными диафильмами. Однако следует учитывать ряд обстоятельств. Сопроводительный текст, прочитанный опытными дикторами, выполняет особую методическую задачу: он позволяет познакомить обучающихся с особенностями устных высказываний-репортажей, докладов, выступлений дискуссионного характера.

В отличие от всех остальных средств наглядности кинофильмы и кинофрагменты обеспечивают динамику изображения, синхронную подачу звука и изобразительного материала, что и определяет их методические возможности. Целостные учебные фильмы, состоящие подчас из нескольких частей (продолжительность каждой части 10 мин), и кинофрагменты, демонстрация которых занимает от 3 до 5 мин, применяются для решения учебных задач различного характера. Как и все остальные наглядные пособия, кинофильмы и кинофрагменты используются и на занятиях различного направления.

Кинофильмы на занятиях дополняют материалы программы, помогают обучающимся более глубоко разобраться в сущности различных явлений, освоить способ применения правил на практике. Для этой цели используется различный изобразительный материал: рисунки, таблицы, мультфильмы, игровые и видовые ситуации, документальный материал и т.п.

Для того чтобы были решены все задачи, обусловленные характером учебных фильмов, необходимо соблюдать следующие методические рекомендации.

- Продумывая цели и задачи использования учебного кинофильма (или кинофрагмента) на занятии, педагог должен определить этап, на котором будет демонстрироваться фильм, приемы соотнесения работы по фильму с содержанием всего урока.

- Особое внимание следует уделить подготовке обучающихся к восприятию фильма: сформулировать задачи работы, ориентировать обучающихся на фиксирование определенных деталей при просмотре фильма, рассказать о создателях, героях и актерах (если они есть) и т.п. Другими словами, подготовительная работа должна способствовать тому, чтобы уже с первых минут просмотра киноленты, обучающиеся не отвлекались от решения основной задачи данного этапа занятия.

- Необходимо определить место фильма в структуре занятия, органично связать его со всеми остальными частями занятия.

- Анализируя содержание фильма до занятия, педагог должен определить характер заданий к фрагментам фильма, к отдельным его кадрам, к фильму в целом, соотнести их с теми заданиями и вопросами, которые должны прозвучать на занятии.

- После просмотра кинофильма полезно выяснить общее впечатление, которое он на них произвел: что запомнилось, что понравилось и т.п. Это позволит определить, кто из обучающихся был внимателен при просмотре фильма, кто из них более полно осознал его содержание. Следовательно, и дальнейшая беседа с обучающимися будет более плодотворной.

- Во время беседы с обучающимися полезно научить их делать записи, которые впоследствии облегчат выполнение заданий, связанных с просмотром фильма: наброски плана или композиционной схемы будущего высказывания, лексику, новую для учащихся и необходимую для будущей работы, начерно оформленные фрагменты текста и т.п.

 

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Наглядные средства обучения – необходимое условие успешного изучения учебного материала обучающимися. С их помощью осуществляется связь обучения и воспитания.

2. Наглядные средства обучения способны обеспечить мотивационно-побудительный уровень общения. Для того чтобы достичь эффективности применения наглядности как средства развития речи, педагогу необходимо создать обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых обычно возникает потребность в общении людей друг с другом.

3. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают разностороннее полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний из жизни. Кроме того, наглядность содействует выработке у обучающихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.

 

Роль наглядности в обучении обучающихсяопределяется тем, что она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний; является критерием достоверности приобретаемых знаний; оказывается, приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность; соответствует склонности учеников мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Наглядные средства имеют в обучении не только материальное, но и формальное значение; обеспечивают обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения.

 

 

Список литературы

1. Богданова Т. Б. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Войтов А. Г. Учебная наглядность. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 238 с.

3. Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М., 1957

4. Евдокимов В. И. К вопросу об использовании наглядности в школе. СПб, 1982.

5. Занков Л. В. Наглядность и активизация в обучении. – М., 1960.

6. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. – М.,1955. – С.302.),

7. Константинов Н. А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов —5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с.

8. Петкевич Н. В. Наглядные пособия - в помощь учителю. // Начальная школа издательского дома «Первое сентября». - 2004. - №8. - с. 9 – 10

9. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. - Наука, 2009 - 231с.

10. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.: Просвещение, 1990.

11. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

12. Селеменев В. Новая наглядность //Народное образование. - 2002. - №2. - с. 158-162.

13. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Селиванов; под ред. В.А.Сластенина. – 5 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336с.

14. Сергеева Е. Учение с увлечением, или Пять объектов мониторинга [Электронный ресурс] // Учительская газета. - 2010. - № 11. - https://www.ug.ru/.

15. Сластёнин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. – 6-е издание., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с. с 182-183).

16. Суворова Г. Ф. Средства обучения и методика их использования в начальной школе: Кн. для учителя / Г.Ф. Суворова, Я.В. Владимиров, А. В. Полякова и др.; Под ред. Г.Ф. Суворовой. – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. – 160с.: ил.- (Б-ка учителя нач.классов).

17. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - 2005 - Т.1. - 429с.

 

 

Подготовила Чухрова Е.В.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: