Китайские врачи от древности до наших дней




Китайская традиционная медицина уходит корнями в глубокую древность. Уже первые из известных китайских врачей относились к медицине именно как к науке, требующей систематического изучения, классификации, осторожности в обобщениях и бережного отношения к опыту. А такой подход требует очень длительного обучения, преданности своему делу, а порой и полного самоотречения. Поэтому в медицине не было людей случайных, ищущих личного обогащения или успешной карьеры.

Согласно преданию, первый медицинский трактат составил еще в 3216 году до нашей эры один из первых китайских императоров! Сам трактат до наших дней не сохранился, но имеются многочисленные ссылки на него у более поздних авторов. С тех пор, уже более пяти тысяч лет, традиции медицины в Китае не прерываются. Каждое следующее поколение врачей, крайне бережно и уважительно относится к опыту предшественников, стремится углубить и расширить знания об организме человека. Даже, во времена династии Цинь, когда по приказу императора Шихуанди (259-206 до н. э.) сжигали все книги, для медицинских трактатов было сделано исключение.

При династии Западная Хань (206 гг. до н. э. - 23 г. н. э.) медицина уже преподавалась в государственных учебных заведениях. Характерно, что при аттестации выпускников уже тогда уделялось внимание не только медицинским знаниям и навыкам будущих врачей, но также их "бескорыстию, честности и чувству долга". Разве не той же цели служит принятая в западной медицине "клятва Гиппократа"?

В период династий Западная Хань и в эпоху Троецарствия (с 26 по 265 гг.н.э.) постепенно сложилось учение о скрытых в теле человека каналах, по которым циркулирует жизненная энергия (китайцы называют ее "Ци", и принятое для перевода этого понятия на русский язык слово "энергия" лишь приблизительно передает его смысл). Согласно этому учению, свободное движение Ци является залогом здоровья человека, а все заболевания связаны с нарушениями в этих каналах. Для лечения используются натуральные препараты и воздействие на определенные активные точки человеческого тела иглоукалыванием. Так зародилась рефлексотерапия или акупунктура.

Однако в те времена в китайской медицине еще не было общих стандартов. Каждый врач использовал свои названия для активных точек, были разночтения в определении их местоположения. Потребовались значительные усилия многих врачей для обобщения опыта, систематизации знаний и устранения возможных ошибок. Огромный вклад в эту работу внес выдающийся врач Хуан Пуи (Хуан Фуми) (215-282 гг.н.э.), составивший основополагающий труд "Канон основ иглоукалывания и прижигания".

Вскоре, во время Южных и Северных царств (420-589 гг.) формируются семейные династии потомственных лекарей. В них из поколения в поколение передается опыт и искусство лечения. Будущих врачей уже с детства начинают учить диагностике по пульсу и другим премудростям китайской традиционной медицины.

В конце V века нашей эры медицину стали преподавать в Императорской академии Китая. Уже в VII веке китайские врачи умели лечить прижиганиями туберкулез, который в Европе считался неизлечимым даже тысячу лет спустя. В 624 году была учреждена Императорская медицинская канцелярия. Она стала и центральной клиникой, и первым в Китае государственным высшим образовательным институтом. А еще через пять лет во многих провинциях стали открывать местные медицинские школы.

Однако стандартный регламент образовательных программ был принят в Китае гораздо позже. Только в 1044 г. Императорское Медицинское Управление утвердило строгие учебные планы и порядок сдачи экзаменов. К этому времени Управление входило в состав Государственного училища для сыновей знатных родов. В те же годы было создано Управление сверки и исправления медицинских книг для систематизации медицинских знаний и издания специальной литературы.

Вслед за этим, в период династии Мин(1368-1644 гг.) наступает расцвет китайской медицины. Однако, с середины XVII века (при Цинской династии) ее развитие принимает однобокий характер. Врачи того времени чаще практикуют лекарственную терапию, и уделяют меньше внимания прочим средствам. Так, в изданном в 1749 году энциклопедическом сборнике "Золотое зеркало медицины" только 2 тома из 90 были посвящены иглоукалыванию и прижиганиям! А в 1822году соответствующий факультет Императорской медицинской академии был вообще ликвидирован.

XIX век в Китае оказался сложным не только для медицины. Системный кризис власти, ее неспособность противостоять натиску индустриально развитых европейских держав, опиумные войны и насильственно насаждаемая западная культура привели страну в глубокий упадок. Китайская культура презиралась. Миссионеры всех мастей насаждали западную медицину, объявляя тысячелетний опыт китайских врачей несостоятельным.

Начало двадцатого века не улучшило ситуацию. После гибели последнего китайского императора в 1911 году новое правительство Гоминьдан объявило традиционную китайскую медицину пережитком прошлого. Революционеры постановили, что если Ци нельзя измерить при помощи приборов, то ее не существует в природе, следовательно иглоукалывание является мошенничеством. Врачи продолжали лечить людей подпольно, часто рискуя своей свободой.

Однако в 1949 году, после прихода к власти коммунистического правительства Мао Дзе Дуна, положение изменилось. В крупных городах были восстановлены медицинские институты и училища, переизданы древние книги. Уцелевшие после многих лет гонений врачи стали по крупицам восстанавливать научную школу. Уже в 1951-м была организована профильная лаборатория, а в 55-м на ее базе создан НИИ при медицинской академии.

Так называемая "культурная революция" 1966-71 гг. затормозила начавшийся было ренессанс традиционной медицины в Китае. Не запрещая традиционных методов, идеологи упрощенного подхода фактически профанировали науку, предлагая врачам ограничиться минимальными знаниями, навыками и инструментарием. Так, например, были изданы методические указания, в которых вместо разнообразных приемов лечения с учетом личных особенностей больного и характера течения заболевания, предлагалось использовать 15 типовых вариантов иглоукалывания так называемыми "долговечными" толстыми иглами.

Однако вскоре руководители страны убедились в бесперспективности этого пути и реформы "культурной революции" были свернуты. С 1971 года возобновляются занятия в институтах китайской медицины, многие из бывших хунвейбинов садятся за парты. А вскоре, начинаются подлинно прогрессивные реформы Ден Сяопина, послужившие основой расцвета всех областей жизни нового Китая, включая традиционную китайскую медицину.

Сейчас в разных провинциях действуют 28 институтов китайской медицины и 45 средних училищ, переиздаются древние книги, ученые советы одобряют к печати современные справочники. Ведется большая научно-исследовательская работа по созданию новых лекарств и методик на базе традиционной технологии.

Существенный прогресс достигнут за счет соединения возможностей традиционной китайской медицины с новейшими достижениями науки. Диагностика традиционными методами (по пульсу, состоянию языка, радужной оболочки глаз и проч.) дополняется исследованиями с помощью современной аппаратуры. Рентгеновские снимки, томография, УЗИ, ЭКГ и прочие аппаратные методы диагностики помогают врачам китайской медицины уточнить диагноз и правильно назначить лечение. Такое сочетание традиционных китайских и современных европейских средств называют интегративной медициной.

Кроме государственных клиник в настоящее время в Китае появилось немало частных медицинских заведений. Одни из них имеют современное оборудование и стремятся привлечь опытных врачей, другие уделяют больше внимания своему внешнему облику и рекламе. Чтобы гарантировать высокие стандарты медицинских услуг, Министерство здравоохранения Китая создало систему аттестации, следит за выполнением действующих стандартов. Наиболее высокий уровень лечения в соответствии с этими стандартами обеспечивается в тех государственных клиниках, которые кроме лечебных учреждений имеют в своем составе исследовательские подразделения, собственную учебную, научную и лекарственную базу.

Все большее распространение получает традиционная китайская медицина и в зарубежных странах. И, хотя ее эффективное использование за границами Китая часто затруднено недостатком натуральных лекарств и опыта врачей, количество пациентов в зарубежных клиниках растет год от года.

Индия

Все началось очень давно, в те времена, которые мы с вами плохо себе представляем. Считается, что много тысяч лет тому назад появилась эта удивительная наука, которую называют Аюрведа. Появилась она при слиянии двух очень могущественных культур, двух великих цивилизаций, дравидов и древних ариев, которые погибли в результате всемирной катастрофы. Как, почему это произошло, сейчас трудно сказать, есть много теорий и гипотез, но они пока не доказаны. И вот в эти древние времена появилась небольшая группа людей, которые называли себя вайдьями. Они покинули крупные города и жили очень уединенно, в основном в лесах или горах. Вначале они не занимались целительством. Но уже тогда они поняли, что человек — это маленькая частица вселенной или, как они говорили, ее клеточка, которая, подобно осколку голограммы, отражает сущность всей вселенной.

Всё есть в человеке, все виды энергий, которые присутствуют в космосе, все пять первоэлементов, все стихии, и даже самые высшие силы, даже сам Бог присутствует в человеке. Поэтому человек самым тесным образом связан со вселенной. Вайдьи наблюдали эту связь. Они видели, что человек зависит от планетных, лунных, циркадных и других циклов, даже смены времен года не проходят для него бесследно. Видели, что каждый орган в человеке имеет свою сопричастность к определенному растению или к определенным животным, они работают на одинаковых частотах. Очень долгое время шел этот процесс — может быть, он занял сотни или тысячи лет — никто не знает о том, как развивалась эта группа людей. Но со временем слава об их философско-религиозной школе стала распространяться всё больше и больше, по всей планете, потому что цивилизация, которую создали арии и дравиды, постепенно, благодаря своей культуре и искусству, завоевала практически весь мир. К сожалению, эта цивилизация погибла. Но за много тысячелетий до ее гибели вайдьи были уже известны как целители, и к ним стали обращаться за помощью. Люди заметили, что вайдьи, которые были носителями Аюрведы, выстрадали, выносили ее, как женщина вынашивает своего ребенка, странным образом сохраняли свою молодость даже в очень преклонном возрасте. Они были активны, никогда не “уходили на пенсию”, не оставляли свою социальную деятельность по болезни и всю жизнь очень много делали для других. Лишь перед самой смертью у них внезапно появлялись признаки старости, и они умирали. Это, конечно, очень привлекало к ним внимание: все хотели понять, как эти мудрецы достигли подобного здоровья, тем более что и продолжительность их жизни была в три раза больше, чем у других.

Затем появился Дханвантари, необыкновенная личность. Считается, что Сам Господь проявил Себя через него. Он пришел на землю для того, чтобы систематизировать и утвердить знания Аюрведы, накопленные многими тысячелетиями у древних вайдьев. Тогда-то и была создана Дханвантари-самхита, самый древний канон Аюрведы из всех известных сейчас на земле. Впоследствии школы, идущие от Дханвантари, образовали восемь направлений медицины, которые, по сути, и стали источником медицинского знания, как на Востоке, так и на Западе. Уже в начале нашей эпохи, мы считаем ее от Рождества Христова, три главных канона Аюрведы (а всего их существует несколько сотен) — Чарака-самхита, Сушрута-самхита и Аштанга-хридая-самхита были переведены на многие языки мира. Это сделали в первую очередь персы, затем китайцы, тибетцы, арабы и другие. Аюрведическое знание стало доступным и в странах Средиземноморья, и в Европе, не говоря уже о Юго-Восточной Азии. Таким образом, Аюрведа какое-то время существовала в своем трансформированном виде везде, повсеместно. Иногда ее называли китайской традицией, китайской медициной, хотя совершенно доподлинно известно, что вся китайская медицина основана на древнейшем аюрведическом трактате Сомараджа, где подробно описаны все так называемые каналы акупунктуры и даны практические советы. Акупунктура применялась еще во времена Дханвантари, так же как и гирудотерапия, и пластические операции, и трансплантация органов. Всё это, описанное в канонах, было доступно древним ариям. Именно это знание появилось в Китае, в Тибете. Этим знанием обладал Гиппократ, который считается у нас отцом западной медицины. Авиценна, известный как основатель целого направления медицины в Средней Азии, сам указывал на то, что пользовался переводом на фарси одного из главных канонов Аюрведы. Но уже в Средние века аюрведическое знание становилось все менее известным, в чистом виде оно было недоступно для всего мира до середины XX века, а если точнее, то почти до его конца, когда внезапно начались какие-то изменения, глобальные изменения в мире. Появились новые религии, новые школы — люди стали переосмысливать всё по-другому.

Вопром № 3

Восточная медицина — это могущество тибетских лам, китайская экзотика, пряные арабские смеси растений. Восточная медицина включает в себя древнеегипетскую медицину с дошедшим до нас «папирусом Эберса» (1570 г. до н.э.), древнекитайские сочинения Шен Нуня (III век до н.э.), древнеиндийскую Айюрведу (4500 лет до н.э.), тибетскую медицину со знаменитыми трактатами «Чжуд-Ши» (XII век н.э.) и «Дзейхар-Мигчжан», «Онцар Гадон Дэр Дзод». Трудами санскритологов установлена близость и во многих случаях полная идентичность текста «Чжуд-Ши» и «Айюр-Веды». Автор основного труда тибетской медицины «Чжуд-Ши» выдающийся врач Ютог Йондан-Гонпо (1112-1203 гг. н.э.) поставил перед собой задачу обобщить в рамках единой медицинской системы весь накопленный опыт индийской, китайской, тибетской и дошедшей до Тибета арабской медицины.
Человеку, впервые открывающему даже относительно близкую к нам таджикскую медицину, многое кажется непонятным. Характеристика травы типа «естество мать-и-мачехи в третьей степени горячее и сухое» могут вызвать улыбку у человека, далекого от раздумий над свойствами и воздействием того или иного растения на различные человеческие органы.
Систематика болезней в восточной медицине в корне отличается от общепринятой европейской и несет в себе философское обобщение. По словам профессора О. О. Розенберга, ценность тибетской медицины именно в том и состоит, что в ней известные нам факты сгруппированы и проанализированы по-другому. Согласно восточной медицине, четыре стихии (вода, воздух, земля и огонь) определяют темпераменты, учение о которых грек Гиппократ и римлянин Гален позаимствовали с Востока. В человеке четыре жидкости: желчь (или холиус) – огонь, лимфа (или флегма) – вода, черная желчь (или мелан холиус) – земля, кровь (или сангвус) – воздух.
С точки зрения восточной медицины холерикам больше подходит острая, горькая и соленая пища; флегматики предпочитают холодную, влажную, кислую еду; сдержанные меланхолики, с юности старики, выберут сухие и сладкие продукты, например сухофрукты; жизнерадостные сангвиники – жирную, маслянистую пищу.
Вот так расклад на первоэлементы, сам по себе, указывает нам на закономерности здорового питания, лежащие в основе восточной медицины.

Точно в соответствии с той же логикой холерику лучше жить на юге, флегматику – на севере, меланхолику – на востоке и сангвинику – на западе. И каждому лучше питаться тем, что растет в подходящей для него местности, – так организм приспосабливается, используя заложенный в него ведущий первоэлемент. Нарушение этого принципа приводит к болезням и, прежде всего, к аллергии, что является своего рода платой за приспособление к чужой стихии.
Тибетская медицина – наиболее цельная, сохранившаяся на протяжении нескольких тысячелетий часть восточной медицины – не признает оперативного, хирургического вмешательства в человеческий организм. Лишь одним правильным подбором пищи, минералов, трав, ароматических веществ тибетские медики берутся решить все проблемы давшего сбой организма.
До недавних пор Тибет был закрытой страной и доступа туда для иностранцев не было. В нашей стране о существовании тибетской медицины было известно из Бурятии, куда она проникла вместе с буддизмом в XVII веке. Бурятские ламы сами писали медицинские сочинения, касающиеся теоретических вопросов, а также составляли рецептурные справочники, являющиеся практическими руководствами по лечению. Сегодня тибетские врачеватели свободно передвигаются по миру и передают ученикам знания, ранее считавшиеся тайными и малодоступными даже в самом Тибете.
В наше время западная цивилизация переживает экологический кризис – кризис нарушенных взаимоотношений человека с природой, когда из-за внесенных диспропорций в гармоничные соотношения первоэлементов люди в своей массе стали хроническими больными. В таких условиях возврат к первоначальным понятиям, попытки достичь нарушенное равновесие вполне естественны. Вот почему весь мир сегодня устремил взоры к достижениям восточной медицины.
Все больше пациентов приходит в медицинские центры, где применяются принципы восточной медицины. Все больше паломников устремляются в Азию, к автохтонным носителям древнего знания. Полки книжных магазинов наполнены литературой, раскрывающей секреты восточной медицины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: