Разработка классических и нестандартных занятий в ДОУ




РАЗРАБОТКА КЛАССИЧЕСКИХ И НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОУ

Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Предполагается, что занятия направлены на развитие у ребенка любознательности, интеллекта, творчества, личностных качеств и т.д. Однако преобладающая практика показывает, что содержание и методы передачи знаний нацелены на подстраивание ребенка к приобретению знаний в школе. С введением в работу ДОУ новых Образовательных стандартов (ФГОС ДО) ситуация стала меняться. В современном дошкольном учреждении акцент делается на игровой деятельности, интеграции образовательных областей и на учете индивидуальных особенностей ребенка в образовательном процессе.

Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста:

- принцип развивающего обучения (обучение должно опережать уровень развития ребенка, забегать вперед – «зона ближайшего развития»);

- принцип воспитывающего обучения (не просто дать знания, а сформировать правильное отношение к жизни);

- принцип доступности обучения (обучение должно быть посильным);

- принцип систематичности и последовательности (логический порядок занятий);

 

- принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний (осознанное получение знаний ребенком);

- принцип наглядности (изучаемый предмет необходимо воспринимать наибольшим возможным количеством чувств человека);

- принцип индивидуального подхода к детям (организация работы с учетом индивидуальных особенностей детей).

Занятия в ДОУ не должны проводиться по школьным технологиям. Они должны проводиться в определенной системе, быть связаны с повседневной жизнью детей в ДОУ. Определяя содержание занятия, педагог формулирует воспитательные задачи, решаемые в процессе данного занятия. На занятиях необходимо широко использовать дидактические игры, игры с предметами, наглядные материалы, продумать музыкальное и литературно-художественное сопровождение.

Рассмотрим понятие «занятие». Дронова так определяет данное понятие: Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования. В работе Фетисовой Н.А. приводится следующее определение: Занятие – это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

Занятие – это:

- основная форма организации познавательной активности ребенка;

- динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;

- элементарная структурообразующая единица учебною процесса, с реализацией определенной части учебной программы;

- единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.

Выделим признаки занятия: это форма организации обучения, проводимое регулярно на протяжении установленного времени, где ведущая роль принадлежит педагогу.

Занятие может иметь различные формы.

Основная форма организации – группа, включающая в себя примерно одинаковых по развитию детей и работающих с единым заданием. В конце учебного года подводятся результаты проведенных занятий. «Программой обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой выделяются три уровня занятий: высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми; высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия; средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия; низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.

В настоящее время получила распространение классификация С.А. Козловой.

По дидактической задаче занятия подразделяются на:

- занятия усвоения новых знаний, умений;

- занятия закрепления ранее приобретенных знаний, умений;

- комплексные занятия, направленные на решение сразу нескольких задач.

По содержанию знаний:

- классические занятия по разделам обучения;

- интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения). На сегодняшний день преобладают комплексные и интегрированные занятия.

Интеграция позволяет сделать занятие более интересным, сократить время на изучение того или иного предмета или явления. Интегрированные занятия в большей мере отвечают концепции личностно-ориентированного воспитания и развития. Традиционно выделяются следующие формы обучения: индивидуальная, групповая (индивидуально-коллективная), фронтальная (со всей группой).

Рассмотрим особенности классического занятия: начало занятия (переключение внимания детей на поставленную задачу, создание эмоционального настроя, установки на предстоящую деятельность); ход занятия (самостоятельная деятельность детей, выполнение поставленных задач); окончание занятия (подведение итогов, анализ результатов). Авторы современных программ представляют классификацию занятий для каждого вида деятельности. Например, познавательные занятия делятся на виды: информационные, практикумы, итоговые, беседы, познавательные рассказы, экскурсии. Разнообразие определений не меняет решаемые задачи и структуру занятий, вариативными остаются методы, приемы и последовательность структурных компонентов.

Особый вид занятий – экскурсия. Рассмотрим структуру экскурсии: Подготовительный этап (содержание, методы и приемы проведения, организационные вопросы); ход экскурсии (наблюдение, анализ получаемой информации); послеэкскурсионная работа (подведение итогов, систематизация полученных материалов, их оформление). Содержание экскурсий может быть связано с природными явлениями, региональным компонентом, культурными объектами, деятельностью людей и т.д. С помощью экскурсий можно добиться более целостного восприятия объектов, более глубокого представления об изучаемом предмете. Программный материал постепенно усложняется за счет расширения изучаемых объектов, углубления и обобщения полученных знаний.

Н.В. Тимофеева и Ю.В. Зотова в своей работе приводят следующие нетрадиционные формы и виды организации обучения: кружковая работа, метод проектов, сказкотерапия, соревнования, КВН и другие. Рассмотрим особенности каждого вида нетрадиционных занятий более подробно.

Кружковая работа – может быть любой направленности и тематики. Чаще всего это ручной труд, изобразительная деятельность, спортивные и музыкальные направления. Метод проектов является достаточно новой формой организации занятий, проходит в форме совместной партнерской деятельности педагога с детьми. В старшем дошкольном возрасте широко распространены «занятие-беседа» и «занятие-наблюдение». Все большей популярностью пользуется сказкотерапия. Применение данной формы занятий дает возможность в наиболее безопасной форме скорректировать нежелательное поведение, сформировать необходимые нравственные ценности, облегчить усвоение знаний.

Занятия-соревнования позволяют добиваться высокой степени освоение знаний за счет духа соревновательности (кто быстрее найдет, назовет, определит и т.д.).

Театрализованные занятия дают возможность повысить степень освоения информации, развить у детей фантазию, артистичность, улучшить эмоциональный фон в группе.

Сюжетно-ролевые игры как вид занятия нацелен на решение задач в процессе проведения сюжетно-ролевой игры.

Занятия-консультации и занятия-взаимообучение позволяют ребенку обменяться опытом с другими детьми

Исследовательская деятельность в рамках такого вида занятий как занятия-сомнения позволяют найти истину при решении таких вопросов как – поплывет или утонет, полетит или нет и т.д.

Занятия-путешествия могут быть как реальными путешествиями (по территории детского сада, внутри дошкольного учреждения или за территорией ДОУ) так и виртуальными (с помощью фантазии, средств современных информационных технологий).

Бинарные занятия включают в себя составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняется сюжет и содержание рассказа. Данный вид занятий был придуман Дж. Родари.

Занятия-концерты могут включать в себя как один номер, подготовленный и исполненный ребенком, так и ряд номеров, подготовленных с помощью педагога.

Занятия по мотивам различных игр – КВН, Следствие ведут знатоки, Поле чудес и т.д.

Рассмотрим особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах. В первую очередь перед проведением занятия необходимо обратить внимание на соблюдение гигиенических условий и условий безопасности – проветрить помещение, проверить освещение, оборудование, инструменты и материалы. Очень важно грамотно подготовиться к занятию, составить конспект, продумать организацию и прохождение занятия, подготовить необходимые материалы. В ходе занятия педагог должен привлекать всех детей к активному взаимодействию, проговариванию поставленной задачи и важных положений данного занятия. Суть личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть и преумножить индивидуальный опыт ребенка и тем самым добиться личностного усвоения нового содержания. Содержание занятия должно быть понятно и интересно ребенку, преподноситься на понятном ему языке, в форме диалога. Также необходимо продумать физкультминутку. Длительность и количество занятий зависит от возраста детей.

Бондаренко Т.М. приводит следующие нормы: с детьми до трех лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8-10 минут; с детьми четвертого года жизни проводится 10 занятий в неделю продолжительностью не более 15 минут; на пятом году жизни допускается проведение 10 занятий с продолжительностью не более 20 минут; на шестом году жизни проводится 13 занятий продолжительностью не более 25 минут; с детьми седьмого года жизни проводится 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.

Занятия по дополнительному образованию проводятся по согласованию с родительским комитетом в следующем количестве: вторая младшая группа – 1 занятие; средняя группа – 2 занятия; старшая группа – 2 занятия; подготовительная группа – 3 занятия в неделю.

С.А. Козлова и Т.А Куликова подчеркивают, что занятия проводятся с 1 сентября по конец мая. Новые виды занятий проводятся в группах по 2-3 человека, либо индивидуально.

Большинство занятий по развитию речи, по обучению предметной деятельности проводятся с подгруппой из 3-6 человек.

Занятия со свободной формой организации проводятся с подгруппами из 6-12 человек. При объединении детей в подгруппы необходимо учитывать их индивидуальные особенности развития.

Форма организации детей на занятии может быть различной: дети сидят за столом, на ковре, на стульчиках полукругом, свободно передвигаются по группе.

Эффективность занятия зависит от эмоционального настроя в группе, умения педагога заинтересовать ребенка изучаемой темой.

Чаще всего занятия проводятся в утренние часы, в период наиболее высокой физической и умственной активности. Количество занятий и их продолжительность постепенно возрастает с возрастом детей.

Список литературы:

1. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. М. Учитель. 2007. С 46

2. Дронова Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pandia.ru/text/79/159/3034.php - Загл. с экрана

3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика (Учебное пособие) / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.2009. – 41-416 с.

4. Тимофеева, Н.В. Занятие в детском саду: современные требования, схемы анализа, конспекты занятий / Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. – Волгоград: Учитель, 2009. С 131.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. М. Мозаика – Синтез. 2007 С.48.

6. Фетисова, Н.А. Занятие в детском саду: формы и организация [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konsultatsii-dlya-vospitateley/news1554.html - Загл. с экрана

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: