Атрибуты сознания (по к. К. Платонову)




Лекция 10. Проблема сознания в философии и науке ХХ века.

Человек.
Животное запрограммировано природой. Природная программа реализовывается с помощью инстинктов. Смысл жизни животного – выжить и продолжить свой род. Животное не преобразовывает мир, но приспосабливается к нему. Если в программе происходит какой-то сбой, животное обычно погибает. Человек не только приспосабливается к миру, но активно его преобразовывает. В процессе развития человеческой цивилизации меняется облик планеты и самого человека.
ПРАКТИКА – преобразование мира
1. Человек обладает сознанием, которое вырабатывает образы и идеи.

2. Человек занимается творчеством и реализует образы и идеи на практике.
Что есть сознание?

Сознание – способность человека отражать мир в образах, переживать события окружающего мира, оценивать их и отвечать на них. Сознание – это субъективное бытие.
2 значения понятия «сознание»:
1. Способность человека отражать, окружающий мир, оценивать его, вырабатывать определенную программу поведения. Сознание как осознание (говорим: «потерял сознание»);

2. Психическая жизнь (душа) человека, объединяющая как сознательные, так и бессознательные процессы.
4 уровня сознания:
Бессознательное – находится на самом нижнем уровне. далее- предсознательное. затем -осознанность. Верхний уровень – сверхсознательное.
Уровень бессознательного:
1. Поведенческие автоматизмы и стереотипы:

а) инстинкты как врождённые тенденции и стремления, выражающихся в форме сложного автоматического поведения;

б) рефлексы как стереотипная реакция на раздражители (условные и безусловные).

2. Автоматические действия (действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности).

3. Неосознаваемые мотивы (истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами).

4. Подпороговое восприятие (или предсознательное). То, что было воспринято, но еще не дошло до сознания. Но при фокусировке внимания может быть осознанно

5. Ошибочные действия (оговорки, описки, ошибки при прослушивании слов).

Сон и сновидения (2 фазы сна):

-глубокий сон – 2 часа. Полный отдых и восстановление организма;

-быстрый сон – 20 мин. Сновидения.

7. Процессы интуиции, не связанные с новым знанием. Ранее накопленный опыт.

8. Коллективная память человечества и личная память.
Уровень подсознательного:
Понятие раннего психоанализа З. Фрейда. Последователи Фрейда и современные психологи в основном отказалась от всех терминов, где присутствует «над/под».

Уровень осознанности:

- фокусирование на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о прошлом и будущем,

- способность к самонаблюдению, осознанные действия, планирование (интроспекция собственной деятельности),

- осознание своего «Я», самоанализ, самосознание, внимательность.

Уровень сверхсознания:

1) познавательные процессы (интуиция, творческое озарение, вдохновение). В теории П.В. Симонова «творческая интуиция» бессознательная (подсознательная) интуиция оперирует уже накопленным знанием, на уровне осознания информация передается от одного другому, а в сверхсознании работает механизм получения принципиально новой информации. Творческая интуиция - источник прогресса во всех сферах деятельности.

2) мистические состояния (в философско-религиозных учениях).

Атрибуты сознания (по к. К. Платонову)

1.Переживание — не содержит образа отражаемого и проявляется в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения. Проявляется в эмоциях, чувствах, потребностях, волевом усилии, произвольном внимании и произвольной памяти.

2.Познание — процесс создания образов, который проявляется в ощущениях, мышлении, восприятии и памяти. Продуктом познания являются знания как идеальное. Идеальное — это субъективное явление, существующее в форме образа, связанного с понятием.

3.Отношение личности как субъекта к миру.

Основной вопрос философии: Что первично- сознание или бытие, дух или материя?
Для материализма – идея тождественна мысли, мысль материальна, мышление порождено материальными процессами.

Для идеализма – идея-сущность предшествует мысли, т.е. идея выше мысли.

Мысль – форма выражения идеи-сущности. Мышление невозможно описывать только материальными причинами.

Основные теории происхождения сознания:
1. Эндогенная теория.

Сознание – это результат эволюции живой материи на Земле, которая происходила путем случайных мутаций и естественного отбора. Ф. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Труд – тот фактор, который позволил мозгу обезьяны достичь уровня развития человека. Мозг – основной орган, производящий сознание. Не существует иных инструментов сознания.

2. Экзогенная теория

Сознание человека появилось в результате воздействия на живую материю Земли каких-то внешних источников. Можно предположить существование Мирового Банка Информации (условное название) и процесса двустороннего движения информации между мозгом человека и МБИ (еще Платон высказал предположение о существовании Мира Идей (или эйдосов)). Существует сложная цепочка преобразования информации в цепочке движения от мозга к МБИ.

Парапсихология - не признана наукой, но предлагает свое объяснение природы и сущности сознания.

Сознание нельзя ограничивать работой мозга. Мозг – только связующее звено между телом человека и сознанием человека. Тело – биоробот с набором стандартных поведенческих программ. Тело управляется сознанием через мозг, который является чем-то вроде приемника и сервисного компьютера.Сознание подчиняется одновременно законам микро-, макро- и мегамира.

Основные свойства сознания:

- антиэнтропийная функция;

- способность преобразовываться в различные виды полей и излучений;

- восприятие и передача информации на любые расстояния;

экранируется только в виде мыслей (мыслеформы имеют форму голограмм);

- аккумулирование в себе истории прошедших поколений и родословной данного человека;

- проявление через суггестивное (внушение) и мануальное (телесно-физическое) воздействие;

- способность к кратковременной или длительной экстериоризации из организма (выход из тела);

действие на основе резонансного механизма («что посеешь – то и пожнёшь»);

- оказывает влияние на поведение человека и состояние его тела.

Парапсихология занимается исследованием пси-феноменов: полевые и силовые пространственно- временные и материально- энергетические.

Синергетика рассматривает сознание как нелинейную систему, которая проходит периодически точки бифуркации и подвержена вероятностному развитию. От выбора зависит будущее человека и общества.
Восточная философия.
8 уровней сознания: нижний – инстинкты, затем идут уровни удовольствий, силы воли, затем – любовь. Верхние уровни сознания: творчество, мудрость и интуиция и вера. Самый верхний- просветление, пробуждение.

Буддизм рассматривает сознание как сложное явление.

Пять групп скандх составляющих человека:

1. Форма (рупа) – тело человека и его органы.

2. Ощущения (ведана) – опознание информации.

3. Представления (самджня) – эмоциональное восприятие того, что ощущаем.

4. Воля, опыт (самскара) – действие на основании опыта и воли.

5. Сознание, различение (виджняна) – осознание результата.

Буддизм характеризуется отрицанием чего-то устойчивого в человеке. Отрицанием атмана. Отрицанием личности. В человеке одновременно пять потоков. Страдания – результат привязанности к одной из скандх. Люди –переменчивы. Буддизм- отрицает личность полностью. Понятие личности- понятие западной философии.
На Западе сформировалось представление- наше сознание состоит из трёх частей. В Древней Греции мы видим, что душа человека состоит из 3-х частей. Высшая часть – разум, средняя часть –воля, внизу –желания.
Философия Христианства.
3 части- душа (чувственность, эмоциональность), дух (высшее начало, разум и воля) и тело (воплощение подсознания, греха и страстей).
Зигмунд Фрейд – обосновал качественно новую парадигму и построил новую пирамиду сознания. Оно- бессознательное – занимает от 75 до 80 процентов сознания.
Оно (супер – Эго) –я (Эго)–Сверх Я
Я – всегда находится в конфликте с самим собой. Человеку крайне сложно разобраться с самим собой. Фрейд приходит к выводу- вся наша культура это зло. Он был материалистом.
У Фрейда –есть ранний и поздний период.
По мнению раннего Фрейда – у нас развит один инстинкт- либидо, который вытесняет другие инстинкты, нами правит только удовольствия. Инстинкт либидо –является колоссальным резервуаром энергии. Основные направления разрядки- сублимация (пер. англ. возвышаю) – часть энергии преобразовывают в другие виды творчества. Сублимация –через спорт, через искусство, вся культура- это сублимация. Каждый решает- куда ему лучше направить энергию.

Или монашество (монашеско- аскетическое направление).

Вытеснение агрессии –отрицательные пути разрядки либидо. Люди подавляют энергию и вытесняют обратно в подсознание, а потом может произойти обратный эффект –человек может заболеть. Наиболее агрессивны- мужчины.
Фрейд приходит к выводу-внутри нашего подсознания - инстинкт жизни (созидательное, творческое) и инстинкт смерти (разрушение). Человек рождается двойственным.
Люди –у которых побеждает инстинкт жизни – их называют биофилы (любовь, общение с людьми, радость общения). Люди –у которых побеждает инстинкт смерти – их называют некрофилы (уединение). Современные психологи считают, что некрофилия побеждает.
Философия техники- в начале 19в. начали за это технику критиковать.
Карл Густав Юнг- ученик Фрейда. Юнг –был верующим и против атеизма.

Юнг о сознании человека:
Он усложнил концепцию бессознательного. Внутри бессознательного есть 2 уровня- коллективное и личное. Мы рождаемся уже с коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное- передается из поколения в поколение.
О наличии багажа знаний говорили ещё и Платон, и Декарт. Идеалистические философы- говорили, что люди едины. Материалисты считают человека пустой книгой.
Архетипы (древнейший тип)- модель.стереотип поведения, который присутствует у всех людей. У всех людей хранится архетип женщины. Женщина- вызывает архетип матери. Должна быть заботливой, нежной, любящий. В архетипе трудно найти женщину феминистку. На протяжении всей истории- архетип проявляется в литературе и в религии.
Юнг рассматривает религию – то, что на этих архетипах основано.
Мужчина- отец, защитник, стена, опора. Мужчина –добытчик, защитник. Мужчина, как архетип, на протяжении всех веков повторяется в литературе и истории.

В настоящее время- архетипы нарушены. Об этом свидетельствует мода. Если человек живёт против архетипов- у него могут быть нарушения в психическом развитии. Содержание личного бессознательного- у каждого свое (комплексы, рефлексы).
Юнг даёт структуру личности:

Внешняя оболочка – Маска. Иногда масок много. Люди носят маски, чтобы казаться иными. Например, профессия в 20-21 веке, - актёры. Это делает профессию актеров очень востребованной. Изменилось отношение к актерам – в 20в.

Эго- скрывается под маской, то, какими мы кажемся сами себе. Но это не значит, что мы себя адекватно оцениваем. Можно давать себе завышенную оценку- комплекс мании величия, или комплекс неполноценности. Теория комплексов- комплекс- навящивая мысль, чувство, которое порабощает, делает от него зависимым.
Тень – то, что мы скрываем от других. Могут заметить только близкие люди. Это наши теневые стороны.
Следующий уровень- Анима и анимус – это женское и мужское в каждом из нас.
В центре –находится самость. Или наша сущность. Сущность каждого, которую надо найти. Никто не пытается заглянуть внутрь себя. Любовь, свобода, творчество – то, что нужно найти внутри себя. Свою сущность – нельзя предавать.
Эрих Фромм – основоположник нео- психоанализа говорит, что есть 5 психологических потребностей, которые обеспечивают наше психологическое здоровье:
1. потребность в любви во всех ее формах (филиация) – разнообразие видовлюбви: братская, родительская, эротическая, патриотическая, любовь к себе, любовь к Богу и др.

2. потребность в «корнях», т.е. в кровно - родственных связях;

3. потребность в самоидентификации, т.е. в обретении своего «Я»;

4. потребность в мировоззрении;

5. потребность в творческой самореализации.
Эрих Фромм и Абрахам Маслоу пришли к выводу, что ошибкой психологии является исследование опыта больных людей. На самом деле целью науки должно быть исследование людей психически здоровых и творчески реализовавшихся.
Абрахам Маслоу- создатель пирамиды иерархии потребностей человека. Маслоу взял пирамиду из тантризма и адаптировал её к 20 веку. Он сказал,что есть потребности базовые и высшие.
Базовые потребности- необходимо удовлетворить, чтобы можно было развиваться дальше. Людям нужны – метаценности. Реальный смысл жизни, самоактуализация. Только если реализовать себя в творческой сфере, можно быть самоактуализированной личностью. Он считает,что таких – только 4-5 процентов. Самоактуализированный человек -деятельный и очень активный.
Он выявил 15 качеств самоактуализированной личности:

Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.

Принятие (себя, других, природы).

Непосредственность; простота; естественность.

Сосредоточенность на проблеме (в противоположность эго-центрированности).

Способность обособиться; потребность в уединении.

Автономия; независимость от культурных штампов и окружения.

Сохраняющаяся свежесть восприятия.

Мистический и вершинный опыт.

Чувство общности с другими.

Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.

Демократичность.

Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое.

Философский, незлобный доброжелательный юмор.

Креативность.

Сопротивление окультуриванию; вне любой определённой культуры.
Феноменология.

Направление на Западе, которое начало изучать философию сознания.
Феноменология –заинтересовались сознанием, как философы. Основоположник – Эдмунд Гуссерль.
Феномен - явления окружающего мира, предметов, возможен только с точки зрения воспринимающего и сознающего сознания. В центре внимания – сознание человека, но не как объект психологии, а как чистое «Трансцендентальное Я» и интенциональность.

В качестве методов – они используют непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции. Философию, по его мнению, надо освободить ото всего случайного –и целью поставить построение универсальной науки.

Задачи феноменологии:

1) идеал строгой науки;

2) освобождение философии от всего случайного;

3) построение универсальной науки (универсальной философии и универсальной онтологии), которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам;
4) Э. Гуссерль усматривает главную причину кризиса науки, а также европейского человечества, в неумении и нежелании современной ему науки обращаться к проблемам ценности и смысла. Осуществляе т попытку дойти до «корней», или «начал» всего знания, избегая всего сомнительного и принимаемого на веру;

5) полная научная и моральная автономия и ответственность философствующего;

Отсюда и внимание к субъективности (к сознанию человека), к неустранимому и фундаментальному миру сознания, понимающего собственное бытие и бытие других.

6) «чудо» субъективности.

Цель феноменологии:
Найти аксиоматическое, априорное начало, отвлечься ото всего текущего. Интенциональность–является свойством сознания. Наше сознание всегда на что-то направлено. Это могут быть вещи и наши психические состояния.

1. Мир случаен — сознание абсолютно. Бытие интенциональных предметов - предметы, вещи. Интенциональное переживание бытия мы их переживаем и как-то к ним относимся. Предметы меняются, а интенциональное переживание – всегда остаётся с человеком.

2. Действительное существование интенционального предмета не имеет значения для интенционального переживания.
Сознание не зависит от существования трансцендентного и сохраняется и при уничтожении мира. Если всё разрушится- но сознание будет жить. Сознание –вечно и не замкнуто на конкретном- человеке. Это позиция идеалистов.
3. Противопоставлять следует не образ и действительность, как в классической метафизике, а ноэзис и ноэму.

Ноэзис — акт направленности на предмет, придания смысла предмету. Это реальное содержание сознания.

Ноэма – сам этот смысл, указывающий на трансцендентное по отношению к акту бытие (предмет, реальный или идеальный). Это интенциональное содержание сознания. Это результат нашего действия, познали ли мы сущность предмета, смогли ли мы найти «вещь в себе». Ноэма –цель нашего познания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: