История употребления алкоголя. Культурные традиции. 2. Виды алкогольной продукции 3. Употребление алкоголя. Вред от злоупотребления алкоголя.




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

По дисциплине «Здоровый образ жизни»

для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 10

Тема: «Употребление алкоголя. Разумные дозы алкоголя. Подсчет доз по количеству и крепости алкоголя. Вопросник на выявление злоупотребления алкоголем. Вред от злоупотребления алкоголем»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол №… от «____»_______________ 2012 г.

 

Зав. кафедрой д.м.н., профессор ……………… Петрова М.М,

 

Составитель:

к.м.н. доцент ……………… Барон И.И.

 

Красноярск

Занятие № 10

Тема: «Употребление алкоголя. Разумные дозы алкоголя. Подсчет доз по количеству и крепости алкоголя. Вопросник на выявление злоупотребления алкоголем. Вред от злоупотребления алкоголем»

2. Форма организации занятия: практическое занятие (77 мин).

3. Значение изучения темы: В настоящее время злоупотребление алкоголем приобретает характер пандемии по всему миру. Являясь предтечей многих сосудистых катастроф, тяжелых нейропатий, травматизма, хроническая зависимость от алкоголя требует обязательной коррекции. В связи с этим обучение студентов методам её ранней диагностики, лечения и профилактики приобретает всё большую актуальность.

4. Цели обучения:

4.1. Общая:

· Обучающийся должен овладеть:

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1).

- способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин (ПК-10);

- способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12).

· Обучающийся должен получить необходимую информацию для диагностики, лечения и профилактики алкогольной зависимости (ПК-17), а также принять принципы гуманизма и медицинской этики в работе с пациентами, страдающими хронической алкогольной зависимостью (ОК-8)

4.2. Учебная:

· знать следующие теоретические вопросы:

История употребления алкоголя. Культурные традиции. 2. Виды алкогольной продукции 3. Употребление алкоголя. Вред от злоупотребления алкоголя.

4. Разумные дозы алкоголя. Подсчет доз по количеству и крепости алкоголя.

5. Вопросник на выявление злоупотребления алкоголем

· уметь:

- определять допустимые дозы приёма алкоголя

- выявлять «микросимптомы» хронической алкогольной зависимости

- составлять план беседы о вреде алкоголя

· владеть:

- методикой выявления хронической алкогольной зависимости по вопроснику

 

 

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний (тесты исходного уровня, разбор учебно-целевых вопросов).

5.2. Основные понятия и положения темы (см. Приложение)

5.3. Самостоятельная работа по теме:

· физикальный осмотр и анкетирование больного с возможной алкогольной зависимостью

· анкетирование одногруппников для определения уровня потребления алкоголя

 

5.4. Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия

- решение ситуационных задач, тестов итогового контроля

 

 

Домашнее задание для уяснения темы занятия

6.1. Контрольные вопросы по теме занятия

История употребления алкоголя. Культурные традиции. 2. Виды алкогольной продукции 3. Употребление алкоголя. Вред от злоупотребления алкоголя.

4. Разумные дозы алкоголя. Подсчет доз по количеству и крепости алкоголя.

5. Вопросник на выявление злоупотребления алкоголем

 

6.2. Тесты исходного уровня:

1. ДЛЯ «НАЧИНАЮЩЕГО» АЛКОГОЛИКА ХАРАКТЕРНО ВСЕ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ:

1. Для достижения опьянения требуются большие, чем раньше, дозы

2. Имеется психическая потребность (например, «снять стресс»)

3. По утрам развивается синдром «похмелья»

4. Снижается количественный контроль

5. Выражена неустойчивость настроения

 

2. Синдром АЛКОГОЛЬНОГО «ПОХМЕЛЬЯ» ПРОЯВЛЯЕТСЯ:

1. Сердцебиением

2. Повышением артериального давления

3. Тремором рук

4. Головной болью

5. Всем вышеперечисленным

 

3. Степень алкогольноГО ОПЬЯНЕНИЯ зависит от:

1. Количества принятого алкоголя

2. Возраста

3. Качества и количества принятой пищи

4. Крепости напитка

5. Всего перечисленного

 

4. Максимум концентрации алкоголя в крови чаще наступает через:

1. 45-90 мин.

2. 10-20 мин.

3. 90-180 мин.

4. 20-30 мин.

5. 5-10 мин.

 

5. Время, в течение которого определяется алкоголь в выдыхаемом воздухе – верно все, кроме:

1. Водка 40 % 500 мл – 15-18 час.

2. Портвейн 500 мл – 4,5-5 час.

3. Пиво 3,5 % 500 мл – 20-30 мин.

4. Пиво 6-7 % 500 мл – 20-45 мин.

5. Конъяк 500 мл – 14-16 час.

 

6. Для выделения алкоголя из организма ведущее значение имеет орган:

1. Почки

2. Легкие

3. Кожа

4. Желудок

5. Кишечник

 

7. алкоголь выделяется из организма всем, кроме:

1. Мочи

2. Выдыхаемого воздуха

3. Пота

4. Слюны

5. Крови

 

8. Лучший показатель алкогольной интоксикации – концентрация алкоголя в:

1. Крови

2. Моче

3. Слюне

4. Желудочном соке

5. Кишечном содержимом

 

9. ОстрОЕ АЛКОГОЛЬНОЕ ОПЬЯНЕНИЕ не проявляется:

1. Эйфорией

2. Ускоренной речью

3. Шаткой походкой

4. Бредом и галлюцинациями

5. Тошнотой

 

10. Среди социальных факторов, влияющих на формирование алкоголизма, наиболее значимыми являются:

1) алкогольная политика государства;

2) социальное положение пациента и его экономическая обеспеченность;

3) устойчивые обычаи ближайшего окружения;

4) семейное положение

5) расовая и этническая принадлежность.

 

1. Верно 1,2,3

2. Верно 1,3

3. Верно 2,4

4. Верно 4

5. Верно все перечисленное

 

 

6.3. Тесты итогового контроля:

1. Последствиями тяжелой алкогольной интоксикации является:

1. Снижение аппетита

2. Бессонница

3. Повышенная потливость

4. Жажда

5. Все перечисленное

 

2. Задачами антиалкогольной санитарно-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ работы являются:

1. Ориентация на полную трезвость

2. Ориентация на умеренное потребление алкоголя

3. Ориентация на дозированное потребление алкоголя

4. Запрет на употребление суррогатов алкоголя

5. Все перечисленное

 

3. Основу антиалкогольной ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ работы составляют:

1. Активность

2. Позитивная направленность

3. Профессионализм

4. Гуманность

5. Все перечисленное

4. Объектом антиалкогольного просвещения являются:

1. Школьники

2. Учащиеся техникумов, ПТУ, студенты

3. Преподаватели, работники органов внутренних дел, работники прокуратуры, юстиции, работники торговли

4. Пьющие граждане

5. Все граждане

5. При БЕСЕДЕ С БОЛЬНЫМИ, проходящими лечение от алкоголизма, их необходимо ориентировать:

1. На полное воздержание от алкоголя

2. На возможность эпизодического употребления небольших доз через полгода

3. На возможность эпизодического употребления небольших доз через 1 год

4. На возможность употребления небольших доз через 3 года

5. На возможность употребления небольших доз через 10 лет

 

6. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ санитарно-гигиенической работы НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ВСЕ, КРОМЕ:

1. Пола слушателей

2. Возраста

3. Образования

4. Профессии

5. Вида предпочитаемого спиртного: пиво, вино, водка и пр.

 

7. УСТОЙЧИВОСТЬ к алкоголю зависит:

1. От количества и качества пищи, употребляемой вместе с алкоголем

2. От известной "тренировки" в употреблении алкоголя

3. От возраста и эмоционального состояния индивидуума

4. От ритма употребления алкоголя

5. От всего перечисленного

 

8. Изменения личности при алкоголизме обусловлены:

1. Токсическим действием алкоголя и его метаболитов на мозг

2. Личностными особенностями индивидуума

3. Снижением интеллекта

4. Необратимыми изменениями во внутренних органах

5. Всем перечисленным

 

 

9. При формировании алкоголизма ведущую роль играет нарушение обмена витаминов:

1. С

2. Группы В

3. РР

4. Е

5. А

 

10. АЛКОГОЛИЗМ ЧАЩЕ РАЗВИВАЕТСЯ И ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ АДЕКВАТНО:

1. Адаптироваться в окружающей обстановке

2. Противостоять стрессам

3. Разрешать конфликты

4. Переносить эмоциональное напряжение

5. Верно все перечисленное

 

 

6.4. Ситуационные задачи

Задача № 1

Мужчина 40 лет заболел гриппом: температура 39 граусов С, сильная головная боль, боли в горле, мышцах. Добрые друзья дают совет: «Приди домой выпей водки - завтра жив и здоров!».

Вопросы:

1) Оцените этот дружеский совет с точки зрения медицины

2) На каком положительном эффекте алкоголя он был основан?

3) Какие осложнения возможны при употреблении алкоголя во время тяжелой инфекции?

4) Что нужно было посоветовать больному в данном случае?

5) В какой клинической ситуации приём небольшого количества алкоголя мог бы помочь?

Задача № 2

Вы вернулись домой после напряженного трудового дня. По дороге встретился молодой сосед, который гостеприимно пригласил Вас к себе выпить вина, снять усталость и расслабится. Сам он работает на тяжелой физической работе и употребляет небольшие дозы алкоголя почти каждый день.

Вопросы:

1) Можно ли улучшить алкоголем аппетит перед ужином?

2) На чем основан положительный эффект алкоголя при усталости?

3) Можно ли назвать человека, который ежедневно или более 4 раз в неделю предпочитает расслабиться именно так, "Тайным алкоголиком"?

4) Что Вы скажете своему соседу в ответ на приглашение?

5) Какие способы снятия усталости предпочтительнее для студента медицинского вуза?

Задача № 3

У русского народа есть меткое выражение: «Пропил мозги»

Вопросы:

1) На чем основано это наблюдение?

2) Можно ли с ним согласиться в наше время?

3) Через сколько лет после регулярного приёма алкоголя можно ожидать деградацию личности?

4) Почему великие гениальные люди тоже нередко страдали алкогольной зависимостью?

5) Можно ли рекомендовать небольшие дозы алкоголя для снятия стресса?

 

 

Задача № 4

В Вашей группе разгорелись дебаты по поводу законопроекта, принятого Государственной думой, об ограничении торговли алкогольной продукцией вблизи школ, техникумов, детских садов, принят закон об ограничении демонстрации рекламы пива и табака в СМИ в дневное время. Часть одногруппников категорически против этого новшества.

Вопросы:

1) Почему этого закона не было раньше?

2) Почему нельзя принять абсолютный «сухой» закон?

3) Каково влияние алкоголя на подростков?

4) Зачем запрещать рекламу пива, если содержание этанола там всего 3%?

5) Какова Ваша позиция по этому вопросу?

 

Задача № 5

В гости к родителям пришел их бывший одноклассник и рассказал, что на работе сплошные придирки начальства, дома – скандалы с женой из-за денег, дети не уважают и не считаются со мнением. В течение года – несколько больничных листков из-за небольших травм («на улице - гололед, дома – лестница скользкая»). Последние недели – бессонница из-за тяжелых мыслей, иногда подташнивает, вздувает живот.

Визуально: лицо несколько отёчно, «сосудистые звездочки» на щеках, немного трясутся руки. При общении многословен, перебивает собеседника, быстро перескакивает на другую тему. Считает, что его никто не ценит. При этом обида на жизнь чередуется с агрессией. По впечатлениям родителей, их знакомый за последнее время очень изменился (в школе был успешным и добрым человеком).

 

Вопросы:

1) Можно ли в данном случае заподозрить скрытую алкогольную зависимость?

2) На чем может быть основано это предположение?

3) Как объяснить личностную деформацию этого человека?

4) Можно ли ему помочь?

5) Как правильно построить беседу при общении?

 

 

7. Рекомендации по выполнению НИРС:

· Алкоголь и подростки

· Алкогольная болезнь

· Кодирование при алкоголизме

· Алкогольный травматизм: сравнительный анализ диагнозов пострадавших по картам вызовов скорой медицинской помощи (по материалам МБУЗ ГССМП г. Красноярска)

8.Рекомендованная литература по теме занятия:

Основная литература

№ п/п Наименование, вид издания Автор (-ы), составитель (-и), редактор (-ы) Место издания, издательство, год Кол-во экземпляров
в библиотеке на кафедре
           
1. Руководство по медицинской профилактике ред. Оганова Р. Г., Хальдина Р. А. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007    

Дополнительная литература

№ п/п Наименование, вид издания Автор (-ы), составитель (-и), редактор (-ы) Место издания, издательство, год Кол-во экземпляров
в библиотеке на кафедре
           
1. Основы здорового человека и общества Брындин Е. Г., Брындина И. Е. Томск: ТЛУ, 2009      
3. Профилактика зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики. Лозовой В. В., Кремлева О. В., Лозовая Т. В. М.: б/и., 2011      
4. Оказание медицинской помощи в отказе от курения табака: учебно-методическое пособие Аристов А. И. [и др.]. Красноярск: тип. КрасГМУ, 2011      
5. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, педагогические, экологические аспекты Щедрина А. Г. Новосибирск: Альфа – Виета, 2007    
6. Здоровье молодежи Абросимова М. Ю., Альбицкий В. Ю., Галямовч Ю. А. [и др.]. Казань: Медицина, 2007      

Электронные ресурсы:

1. БД Медицина

2. БД МедАрт

3. Ресурсы Интернет

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: