Экономический и социальный совет




 

Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) учрежден Уставом ООН в качестве главного органа по координации экономической и социальной деятельности Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений и институтов ООН. ЭКОСОС состоит из 54 членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей на три года.

В своей практической деятельности, осуществляемой под руководством Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС призван способствовать: О повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиямэкономического и социального прогресса и развития; 0 разрешению международных проблем в экономической и социальной областях, в области здравоохранения и т.п.; международному сотрудничеству в области культуры и образования; О всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии. Согласно гл. X Устава ООН, функции и полномочия ЭКОСОС состоят в следующем:

* служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки практических рекомендаций, адресованных государствам-членам и системе Организации Объединенных Наций; 0 проводить исследования, составлять доклады и вырабатывать рекомендации по международным вопросам в экономической и социальной областях, в области культуры, образования, здравоохранения и по относящимся к ним вопросам; О поощрять уважение и соблюдение прав человека и основных свобод;

* созывать международные конференции и подготавливать проекты конвенций для предоставления Генеральной Ассамблее; О согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и предоставления им рекомендаций, а также путем выработки рекомендаций Генеральной Ассамблее и государствам-членам; О консультироваться с соответствующими неправительственными организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.

ЭКОСОС укрепляет свои координирующие функции, особенно в части социально-экономической деятельности всей системы, в том числе учитывая итоги всемирных конференций и надзора над оперативной деятельностью в целях развития.

Основной принцип ООН заключается в том, что экономическое развитие народов всего мира является главным способом достижения политической, экономической и социальной безопасности.

Основные проблемы экономического и социального развития исходят от слаборазвитых и развивающихся стран. Так, более 60% населения мира (страны Латинской Америки и Карибского бассейна, Азии, Африки) существуют меньше чем на 2 долл. в день. Около 1,3 млрд человек живут в условиях крайней нищеты, около 1 млрд - не грамотны, а более 1 млрд не имеют доступа к питьевой воде. Ежедневно до 840 млн человек голодают или не имеют достаточно средств для питания. Поэтому политика ЭКОСОС ориентирована на ликвидацию разрыва между Севером (индустриально развитыми и богатыми странами) и Югом (слаборазвитыми, бедными странами).

В 1990-е гг. официальная помощь ООН развивающимся странам составила примерно 60 млрд долл. Эта сумма поступает в виде субсидий от специализированных и технических учреждений, фондов, программ ООН, а также в виде займов от кредитных учреждений системы ООН. Официальная помощь на развитие распределяется среди 130 стран. Страны Африки получают почти 40% средств в виде субсидий, страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки - по 22%, страны Европы - 6,6%, страны Западной Азии - 6%. Основная помощь (около 90%) предоставляется 15 промышленно развитыми странами.

Экономический и социальный совет, как правило, ежегодно проводит одну основную пятинедельную рабочую сессию поочередно в Нью-Йорке и Женеве. Сессия включает специальное заседание на высоком уровне, в котором участвуют министры и другие высокие должностные лица, для обсуждения крупных экономических и социальных проблем. Каждый член ЭКОСОС имеет один голос, а решения принимаются большинством голосов его членов, присутствующих и участвующих в голосовании. При этом ЭКОСОС может приглашать на свои заседания других членов ООН с правом участвовать в обсуждении вопросов, которые представляют интерес для ЭКОСОС.

На своих заседаниях ЭКОСОС принимает резолюции (в 2000 г., например, их было принято 38) в форме просьб, рекомендаций, призывов, настоятельных призывов, обращений к Генеральному секретарю ООН, Генеральной Ассамблее, государствам-членам, правительствам и межправительственным организациям, организациям системы ООН, а также к своим вспомогательным органам.

Основная работа Совета проходит постоянно в течение года в его вспомогательных органах - комиссиях и комитетах, которые регулярно проводят свои заседания и отчитываются перед Советом.

Например, работают девять функциональных комиссий, являющихся совещательными органами: Статистическая комиссия, Комиссия по народонаселению и развитию, Комиссия социального развития, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин. Комиссия по наркотическим средствам, Комиссия по предотвращению преступлений и уголовному правосудию. Комиссия по науке и технике в целях развития, Комиссия по устойчивому развитию. Их задача состоит в подготовке рекомендаций по вопросам, входящим в круг их ответственности и компетенции.

Существуют пять региональных комиссий, определенных Организацией Объединенных Наций по группам стран: Экономическая комиссия для Африки (Аддис-Абеба, Эфиопия), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок, Таиланд), Европейская экономическая комиссия (Женева, Швейцария), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (Сантьяго, Чили), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (Бейрут, Ливан). Основная задача этих комиссий - оказание помощи в экономическом развитии каждого региона и укреплении экономических отношений стран данного региона как между ними, так и с другими странами мира.

Существуют четыре постоянных комитета'. Комитет по программе и координации, Комитет по населенным пунктам, Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными учреждениями.

Помимо упомянутых выше комиссий и комитетов имеются следующие вспомогательные органы: Детский фонд ООН, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Программа развития ООН, Фонд ООН в области народонаселения, Мировая продовольственная программа, Международный учебный и научный исследовательский институт по улучшению положения женщин.

ЭКОСОС взаимодействует с международными неправительственными организациями. Согласно ст. 71 Устава ООН, ЭКОСОС может проводить консультации с международными неправительственными организациями (МНПО), которые со своей стороны заинтересованы в рассмотрении вопросов. Консультативным статусом при Совете обладают свыше 1500 МНПО; это означает, что данные организации имеют возможность высказывать свои мнения, поскольку располагают особым опытом или техническими знаниями, представляющими ценность для работы Совета.

ЭКОСОС подразделяет МНПО на три категории: к категории I относятся организации, имеющие отношение к большинству видов деятельности Совета; организации, входящие в категорию II, обладают специальной компетенцией в конкретных областях; к помощи организаций, включенных в категорию III, Совет прибегает для консультаций в отдельных случаях.

МНПО, имеющие консультативный статус, могут посылать наблюдателей на открытые заседания Совета и его вспомогательных органов, составлять письменные заявления, относящиеся к работе Совета, консультироваться с Секретариатом Организации Объединенных Наций по вопросам, представляющим взаимный интерес.

К настоящему времени отношения между Организацией Объединенных Наций и связанными с ней МНПО получили значительное развитие. МНПО все больше рассматриваются как партнеры, с которыми консультируются по вопросам политики и программы, и как ценные звенья, связывающие ООН с гражданским обществом. Все большее число МНПО по всему миру постоянно сотрудничает с сообществом Объединенных Наций во имя достижения целей, заявленных в Уставе ООН


Совета по опеке

 

Совет по опеке ООН был организован для наблюдения за управлением подопечными территориями, включенными в международную систему опеки, созданную в соответствии с гл. XII Устава ООН. Главные цели международной системы опеки - улучшение положения населения 11 первоначальных подопечных территорий и содействие их прогрессивному развитию в направлении самоуправления или независимости.

Совет по опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности - Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки и Франции - и действует под руководством Генеральной Ассамблеи. Создание международной системы опеки пришлось на время распада колониальной системы и образования новых независимых и суверенных государств. Этот исторический процесс после принятия Устава ООН в 1945 г. растянулся на несколько десятилетий. Именно после окончания Второй мировой войны и появления новых исторических тенденций возникла необходимость в создании специального международного института, который бы координировал и помогал независимым территориям приобрести статус суверенного государства. Эта цель нашла отражение в Уставе ООН, в котором говорится о необходимости создания под руководством ООН международной системы опеки для управления теми территориями, которые могут быть включены в нее посредством последующих индивидуальных соглашений, и для наблюдения за этими территориями. Основные задачи системы опеки состоят в следующем: 0 укреплять международный мир и безопасность; О способствовать политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий под опекой, прогрессу в области образования и прогрессивному развитию по пути к самоуправлению или независимости; 0 поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка, религии; поощрять признание взаимозависимости народов мира Система опеки была распространена на такие территории из перечисленных ниже категорий, которые могут быть включены в нее посредством соглашений об опеке: территории, находящиеся под мандатом; территории, которые могут быть отторгнуты от вражеских государств в результате Второй мировой войны; территории, добровольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление. Система опеки не распространялась на страны, ставшие членами Организации, отношения между которыми должны основываться на уважении принципа суверенного равенства.

В соответствии с гл. XIII Устава ООН Совет по опеке уполномочен рассматривать доклады управляющих властей о прогрессе в политической, экономической, социальной областях и в области образования населения подопечных территорий; рассматривать петиции от населения этих территорий и посылать туда специальные миссии.

К настоящему времени все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо как отдельные государства, либо присоединившись к соседним независимым странам. Поэтому в 1994 г. Совет Безопасности прекратил действие Соглашения об опеке Организации Объединенных Наций в отношении последней из первоначального перечня 11 территорий - подопечной территории Тихоокеанские Острова Палау, которая находилась под управлением Соединенных Штатов Америки и 1 октября 1994 г. обрела независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 г., Совет внес в свои правила поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению, решению своего председателя или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Институт международной системы опеки являлся уникальным и необходимым инструментом в международных отношениях. В то же время система опеки - один из немногих механизмов управления кризисными ситуациями, который выполнил возложенные на него изначально функции. Цели международной системы опеки были достигнуты.

Международный суд

 

Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, голосующих независимо друг от друга. Они избираются на основе своей квалификации, т.е. судьи должны удовлетворять требованиям, предъявляемым в их странах при назначении на высшие судебные должности, или быть юристами с признанным авторитетом в области международного права, а не на основе гражданства, причем в Суде должны быть представлены главнейшие формы цивилизации и основные правовые системы мира. В составе Суда не может быть двух граждан из одной страны. Судьи избираются на девять лет и могут быть переизбраны. В течение своего пребывания в должности они не могут посвящать себя никакому другому занятию.

Когда Суд не привлекает к рассмотрению спора судью, состоящего в гражданстве государства - участника этого спора, то это государство может назначить другое лицо для рассмотрения этого дела в качестве судьи ad hoc.

В конце 2005 г. в состав Суда входили: Председатель Ши Дзююн (Китай), вице-председатель Раймон Рандзева (Мадагаскар), судьи Владлен Верещетин (Российская Федерация), Розалин Хиггинс (Соединенное Королевство), Гонсало Парра-Арангурен (Венесуэла), Питер Кооиджамас (Нидерланды), Франциско Резек (Бразилия), Аун Шаукат аль-Хасауна (Иордания), Томас Бюргенталь (Соединенные Штаты Америки), Набиль Елараби (Египет), Хисаши Овада (Япония), Бруно Зимма (Германия), Абдул Г. Корома (Сьерра-Леоне), Петер Томка (Словакия), Ронни Абраам (Франция).

Международный Суд, дислоцированный в Гааге (Нидерланды), является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Суд разрешает юридические споры между государствами-участниками и дает консультативные заключения Организации Объединенных Наций и ее специализированным учреждениям. Его Статут составляет неотъемлемую часть Устава ООН.

В Суд могут обращаться государства, являющиеся участниками его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Государство, не входящее в Организацию Объединенных Наций, может стать участником Статута (как, например, Швейцария и Науру). В Суд не могут обращаться частные лица.

Все страны, являющиеся участницами Статута Суда, могут быть сторонами в рассматриваемых им делах. Другие государства могут передавать на его рассмотрение дела на условиях, определенных Советом Безопасности.

Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут запрашивать у Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу; другие органы Организации Объединенных Наций и специализированные учреждения могут с санкции Генеральной Ассамблеи запрашивать консультативные заключения по юридическим вопросам, входящим в круг их компетенции.

Суд начал работать в 1946 г., заменив Постоянную палату международного правосудия, которая работала во Дворце Наций с 1922 г. Он действует в соответствии с уставом, который в значительной степени аналогичен Статуту его предшественницы и образует неотъемлемую часть Устава ООН.

В компетенцию (юрисдикцию) Суда входят все дела, которые передаются ему государствами, и все вопросы, предусмотренные Уставом Организации Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями. Государства могут заранее признать обязательной для себя юрисдикцию Суда, подписав с этой целью договор или конвенцию, предусматривающие передачу дел Суду, либо сделав заявление о признании обязательной юрисдикции Суда, которое может содержать оговорки об исключении определенных категорий дел. Согласно Статуту, Суд решает споры, применяя: 0 международные конвенции, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; О международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; 0 общие принципы права, признанные нациями; Ф судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов различных стран по публичному праву.

На Суд возложена двойная функция - разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных на его рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, переданным ему должным образом уполномоченными на то международными органами и учреждениями.

Международный Суд (его нередко называют «Всемирный суд») выносит решения по международным спорам в таких областях, как экономические права, право проезда (прохода), неприменение силы, невмешательство во внутренние дела государств, дипломатические отношения, захват заложников, право убежища и национальной принадлежности. Благодаря вынесению мирных решений по таким вопросам, как сухопутные и морские границы и территориальный суверенитет, Суду часто удавалось предотвратить эскалацию конфликтов.

Суд обладает компетенцией рассматривать какой-либо спор, только если соответствующие государства признали его юрисдикцию: 0 посредством заключения специального соглашения о передаче спора на рассмотрение Суда; 0 в силу юрисдикционной оговорки, т.е. обычно, когда государства являются сторонами договора, содержащего положение о том, что в случае разногласий в отношении его толкования одна из них может передать спор на рассмотрение Суда. Такая оговорка содержится в нескольких сотнях договоров и конвенций; 0 посредством взаимного действия заявлений, сделанных ими в соответствии с уставом, согласно которым каждое из них признало юрисдикцию Суда в качестве обязательной в случае спора с другим государством, сделавшим аналогичное заявление. В настоящее время на рассмотрении находятся заявления 60 государств, при этом некоторые из них сделали оговорки об исключении ряда категорий споров.

В случае сомнений относительно юрисдикции Суда этот вопрос решает сам Суд.

Процедура, которой следует Суд при рассмотрении споров, определена в его Уставе и Регламенте. В настоящее время действует Регламент, принятый 14 апреля 1978 г. Разбирательство включает в себя письменное судопроизводство, в ходе которого стороны подают состязательные бумаги и обмениваются ими, и устное судопроизводство, состоящее из открытых слушаний, на которых представители и поверенные обращаются к Суду. После устного разбирательства Суд заседает при закрытых дверях и затем выносит свое решение на открытом заседании. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит. Если одно из соответствующих государств не выполняет решение, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций.

Суд выполняет свои функции в полном составе, а по просьбе сторон он может также создать специальную палату. Первую такую палату Суд создал в 1982 г., вторую - в 1985 г., в 1987 г. он учредил еще две палаты. Каждый год в соответствии со своим Статутом Суд избирает ПаЛату упрощенного судопроизводства. В июле 1993 г. Суд создал палату в составе семи членов для рассмотрения экологических вопросов, подпадающих под его юрисдикцию.

 

Секретариата ООН

 

Секретариат ООН обслуживает главные органы Организации Объединенных Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Главой Секретариата является Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

Функции Секретариата разнообразны: руководство миротворческими операциями; посредничество в международных спорах; обзор экономических и социальных тенденций и проблем мира; подготовка исследований по правам человека и устойчивому развитию и др. Кроме того, Секретариат информирует мировые средства массовой информации о работе Организации Объединенных Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединенных Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

В настоящее время персонал Секретариата составляет около 8600 человек из 170 стран, получающих заработную плату из бюджета ООН. Являясь международными гражданскими служащими, они и Генеральный секретарь ответственны за свои действия только перед Организацией Объединенных Наций и приносят присягу, обязуясь не запрашивать и не получать указаний от какого-то бы ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Согласно Уставу, каждое государство-член обязуется уважать строго международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала и воздерживаться от оказания на них давления.

Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке. Организация имеет отделения в Женеве, Вене и Найроби. Отделение ООН в Женеве - центр проведения дипломатических конференций и форумов для обсуждения проблем разоружения и прав человека; отделение в Вене является штаб-квартирой Организации в части международного контроля за злоупотреблением наркотиками, предупреждения преступности и уголовного правосудия, использования космического пространства в мирных целях и международного торгового права; отделение в Найроби - центр деятельности Организации Объединенных Наций в области охраны окружающей среды и населенных пунктов.


Заключение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: