Объем дисциплины «Звуковое оформление фильма»




Рабочая программа дисциплины

 

ЗВУКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ФИЛЬМА

 

Направление подготовки

Графика»

 

Профиль подготовки

«Художник анимации и компьютерной графики»

 

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

 

Форма обучения

Очная

Тюмень 2016


 

Программа ГИА рассмотрена на заседании кафедры

Мультимедийных технологий и анимации

(наименование кафедры)

протокол №_____ от ___________________________

 

Заведующий кафедрой _________________________Пискайкина Е.А.

(подпись)

 

Председатель УМК ________________________Чердынцева И.Е.

 

«______»_____________20 г. Протокол заседания УМК № ___

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Директор научной библиотеки _______________/Соколова Н.П./

«______»_____________20 г.

 

Начальник УМУ ______________________ /Надейкина Т.В./

«______»_____________20 г.

 

 

Программа ГИА разработана ________________________________

(Ф.И.О., ученая степень, звание)

__________________________

(подпись разработчика)


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (ОП) 54.05.03 «Графика» 4

2.Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы: 4

3. Объем дисциплины «Звуковое оформление фильма». 5

4. Содержание дисциплины «Звуковое оформление фильма». 5

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (задания для самостоятельной работы): 7

6.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине: 8

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины: 8

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины: 9

9.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины: 10

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем: 10

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины: 10

Приложение 1. 11

 


 

1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы (ОП) 54.05.03 «Графика»

Программа учебной дисциплины «Звуковое оформление фильма» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.05.03 «Графика» (профиль подготовки: «Художник анимации и компьютерной графики»).

Задачи дисциплины:

Научить проводить композиционный, идейно-тематический и режиссёрский анализ аудиовизуального произведения, разрабатывать, на основе идеи и темы, образ-замысел аудиовизуального произведения и реализовывать его на следующих этапах создания произведения. Использовать компьютерные технологии. Драматургически мыслить и ориентироваться в проблемах формирования замысла и формализации замысла аудиовизуальных произведений; ориентироваться в особенностях восприятия зукозрительной информации из окружающей среды, влияющие на монтажную форму организации фильма во времени и пространстве.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

В результате освоения дисциплины обучающийся должен освоить следующие компетенции:

ПК-2 способностью демонстрировать знание исторических и современных технологических процессов при создании авторских произведений искусства и проведении экспертных и реставрационных работ в соответствующих видах деятельности

ПК-11 способностью к профессиональному анализу произведений изобразительного искусства, музыки, архитектуры, литературы, театра и кино

ОПК-4 способностью к работе с научной литературой, способностью собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать информацию из различных источников с использованием современных средств и технологий

ПК-8 владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством накопления и управления информацией

2.Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы:

Дисциплина «Звуковое оформление фильма» входит в состав дисциплин базовой части (индекс Б1.Б.20.10.) согласно учебному плану ООП по направлению подготовки 54.05.03 «Графика», изучается на 3 курсе.

Курс вводный. Дисциплина «Звуковое оформление фильма» является профильной дисциплиной и связана с связана со следующими дисциплинами: Основы монтажа, Мастерство художника анимации и компьютерной графики.

 

 

Объем дисциплины «Звуковое оформление фильма»

трудоемкость дисциплины в ЗЕТ и часах.

Форма обучения Курс Семестр Трудоемкость дисциплины в часах Форма промежуточного контроля
Всего часов Аудиторных часов Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Очная   5-6           Зачет с оценкой
Трудоемкость дисциплины в ЗЕТ
         

Содержание дисциплины «Звуковое оформление фильма»

5 семестр 18 недель

№ п.п. Наименования тем Практика
  Практические занятия  
  Исторический аспект развития звукорежиссуры в искусстве («Будущее звуковой фильмы»)  
  Выразительные возможности звука. Основы теории звукозрительного образа. Основной принцип композиционной организации фильма.  
  Построение изобразительных решений и роль звука с точки зрения психологии восприятия. Методы манипуляции сознанием через аудиовизуальное произведение.  
  Драматургия аудиовизуального произведения. Режиссёрский замысел – основа создания эстетического и смыслового единства фильма  
  Режиссура аудиовизуального произведения. Режиссёрская разработка интерактивного мультимедийного произведения Режиссёрское решение замысла  
  Основные принципы искусства для аудиовизуального произведения  
  Новые аудиовизуальные технологии. Компьютерные технологии обработки звука и видео  
  Всего в семестре часов  
     
     
     
     

Содержание тем

Раздел 1.

1. Исторический аспект развития звукорежиссур в искусстве («Будущее звуковой фильмы»)

 

«Будущее звуковой фильмы. Заявка» – так назывался текст, написанный в конце 1920 г.г. С. М. Эйзенштейном, В. И. Пудовкиным и Г. В. Александровым под воздействием пришествия синхронной записи звука, которая появилась одновременно в США, Советской России и ряде других стран. Классификация основных направлений. (музыкальная или концертная, архивная – реставрационная, саунд-дизайн- звуковое оформление, телевидение-радио, театральная звукорежиссура, возможности звукотехнического комплекса и условия их реализации)

Фильмы и фрагменты к теме: Кино заПело, заГоворило, заШумело. (1927 - 1940 г.г.)

1. "Певец джаза" (1927) реж. Алан Кросленд

2. "Поющие под дождем" (1952) реж. Джин Келли и

Стэнли Донен

3. "Раба любви" (1975) (фрагмент) реж. Н. Михалков

4. "Под крышами Парижа" (1930) реж. Рене Клер

5. "Огни большого города"(1931) реж. Чарли Чаплин

6. "Интервенция" (1968) реж. Г. Полока

7. "Великий диктатор" (1940) (фрагмент) реж. Чарли Чаплин

8. "Путёвка в жизнь" (1931) реж. Н. Экк

9. "Новые времена"(1936) (фрагмент) реж. Чарли Чаплин

10. Документ. Будущее звуковой фильмы. Заявка (1928).docx

 

2. Выразительные возможности звука. Основы теории звукозрительного образа

Изобразительная выразительность пластического образа в экранных произведениях усиливается за счёт сочетания зрительного и звукового рядов. Изобразительная выразительность пластического образа в экранных произведениях усиливается за счёт сочетания зрительного и звукового рядов. Изобразительная (выразительность пластического образа в экранных произведениях усиливается за счёт сочетания зрительного и звукового рядов. Есть образы зримые, а есть слышимые контрапункт этих образов и есть звукозрительный образ. Перед каждым режиссёром, создающим художественный фильм, театральную постановку, телефильм и т.д. возникает задача - это решения звукового образа, используя музыку, шумы и речь. Недооценивать, оставлять на потом - такое отношение к звуковому строю или саундтреку, серьезная ошибка.
У настоящего профессионала творческое отношение к звуку должно идти параллельно с другой работой. Необходимо это уже на этапе замысла.

 

3. Схема построения изобразительных решений и роль звука с точки зрения психологии восприятияиметоды манипуляции сознанием через аудиовизуальное произведение»

Одновременно с горизонтальным подчинением кадров все перечисленные компоненты могут соподчиняться по принципу вертикали. Здесь можно использовать как плавное изменение последовательности видео- и звукового ряда, так и контрапункт звука и изображения. Все компоненты звука в основном воздействуют на подсознание.

 

4. Драматургия аудиовизуального произведения. Режиссёрский замысел – основа создания эстетического и смыслового единства фильма.

Под драматургией подразумевается способ организации материала и приёмы динамики зрительского интереса, а также приёмы вызывающие эмоциональное переживание. Драма в переводе с греческого означает «действие», и задача драматургии – постоянно развивать действие, интригу. Драматическое произведение (спектакль, фильм, радиопостановка, мультимедийный проект…) строится не на описании событий, а на самих событиях, то есть на действии, создании и преодолении конфликтных ситуаций, столкновении интересов, характеров. Основная тема. Побочные темы. Обострение драматургии через материал произведения. Жанр – как естественное ограничение в выборе выразительных средств. Сюжет и фабула. Типы конфликтов. Композиция драматического произведения состоит из экспозиции, завязки, кульминации, развязки и финала. Столкновение разных характеров и интересов и составляет основу драматургии, так как именно характер и определяет судьбу человека.

 

5. Режиссура аудиовизуального произведения. Режиссёрская разработка интерактивного мультимедийного произведения. Режиссёрское решение замысла.

Процесс изготовления фильма в принципе схож, независимо от того, на каких носителях и с помощью каких технологий он делается и где потом показывается. Необходимо ещё на стадии подготовки продумать все детали будущего фильма, подчинив их единому замыслу, единой художественной мысли, единому драматургическому замыслу.

Главной задачей режиссёра является подчинение пластического и ритмического решения каждого эпизода и даже кадра драматургическому замыслу.

6. Основные принципы искусства для аудиовизуального произведения

 

Художественный образ и его восприятие, художественный символ в искусстве. Образ – одна из основных проблем искусствоведения. Наиболее широкое определение образа – своеобразная форма отражения жизни, (мимесис) которая присуща искусству. Художественный образ в экранных искусствах состоит из множества составляющих: актёрское исполнение, сценография (декорация), свет, звук, монтаж; операторская работа и многих других компонентов. Художественный образ эволюционирует от образа – замысла к образу - реализации и от образа – реализации к образу – восприятию.

Ядром художественно образа является художественный символ.

Внутри образа он представляет собой ту трудно вычленяемую на аналитическом уровне глубинную компоненту которая целенаправленно возводит дух реципиента к духовной реальности не содержащейся в самом произведении искусства. В мировом искусстве существуют целые классы произведений (а иногда и целые огромные эпохи – например, искусство древнего Египта), в которых художественный образ практически возведён до символического. Абсолютными образцами такого искусства являются готическая архитектура, византийско-русская икона периода её расцвета (XIV-XV для Руси) или музыки Баха.

 

7. Новые аудиовизуальные технологии. Компьютерные технологии обработки звука и видео

Одно из преимуществ цифровой записи несомненно: возможность намного более свободной манипуляции записанным, ведь все, что нужно для изменения цифрового звука. Sound Forge содержит богатые функции анализа звука, включающие в себя спектральный анализатор, подробную статистику, отображающую, в частности, пиковые и минимальные значения громкости, функцию обнаружения участков, находящихся за пределами динамического диапазона.

 

2 семестр 18 недель

№ п.п. Наименования тем Практика
  Практические занятия  
  Поэтапное создание аудиовизуального произведения. Производственно-технологические аспекты работы режиссёра над мультимедийным проектом. Драматургия фильма и законы драматургического конструирования  
  Шум, интершум, атмосфера аудиовизуального произведения    
  Диалог, монолог, музыка в аудиовизуальном произведении    
  Дублирование, закадровый комментарий. Особенности восприятия зрителем кино-, теле- и видеопроизведения.  
  Крупный план, задний план, деталь. Звук крупным планом. Титры.  
  Синхронизация звука и изображения Монтаж как способ мышления Построение звукозрительного образа по принципу вертикального и горизонтального монтажа.  
  Основы акустики и психоакустики    
  Всего в семестре часов  

 

Содержание тем

Раздел 2.

1. Поэтапное создание аудиовизуального произведения» Драматургия фильма и законы драматургического конструирования. Производственно-технологические аспекты работы режиссёра над мультимедийным проектом.

Технология: пре-продакшн, съёмочный период, пост-продакшн (монтажно-тонировочный этап) Выбор темы, формирование идеи через подбор материала для создания образа-замысла через трансформацию реальности. Поиск выразительных средств. Переход к съёмочному периоду как создания образа-реализации и образа-восприятия. Соответственно принципам создания аудиовизуального произведения.

2. Шум, интершум, атмосфера аудиовизуального произведения

Шум - это очень мощное и значительное средство выразительности, позволяющее воссоздать мир вокруг себя. И поэтому занимающие особое и важное место в звуковой партитуре и образной структуре любого произведения – документального, игрового, анимационного, в кино, театре, и т.д. Три основных вида: звуковых эффектов.

Функции шумов. Звуковая атмосфера времени. У каждого исторического периода свой звуковой фон. Каждому историческому периоду свойственны ему характерные шумы. Имитация реальных шумов. Понятие арсакустики. Монтаж шумовых фонограмм

Шумомузыка. Комбинируя, сопоставляя, объединяя, трансформируя - в звуковой партитуре достигаются необычные звуковые эффекты.

1. "И ничего больше" док. фльм (1987)

Режиссура А. Сокурова создание аудиовизуального образа через контрапункт изображения, музыки, шумов и текста. Ассоциативный монтаж.

2. "Блокада" док.фильм (2006)

Режиссура С. Лозница создание аудиовизуального образа используя только видео и шумы

3. "Энтузиазм" (Симфония Донбасса) - Дзига Вертов (1930) (первый звуковой документальный)

 

3. Диалог, монолог, музыка в аудиовизуальном произведении»

Драматургия музыкального ряда. Необходимо грамотно использовать принципы музыкальной драматургии, для того чтобы организовать весь звуковой материал.

Основные принципы. Каждый художественный образ имеет свою музыкальную тему, т.е. – лейтмотив. Лейтмотив (от немецкого leitmotiv) – ведущий мотив, музыкальный оборот, повторяющийся на протяжении всего произведения в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции.

Ещё один принцип драматургии носит название «номерной».

Задачи отбивок – «разделительные» и «разделительно-настраивающие»

Основные правила монтажа музыкальных фонограмм. Влияние музыкальных форм на композицию. Форма сонатного аллегро. Выразительные средства музыки. Типы звуковых партитур.(оригинальная, компилятивная музыка)

В настоящее время в экранных искусствах, применяются практически всё, что касается связи изображения и музыки. Возникло такое понятие как «звуковая партитура», которая по способу работы с музыкой делится на три типа:

 

1. звуковая партитура, основанная на оригинальной музыке, сочетающейся с речью и шумами;

2. звуковая партитура, основанная на компилятивной музыке, в сочетании ас речью и шумами;

3. смешанный тип звуковой партитуры, в которой используются приёмы работы и с оригинальной музыкой, и с компилятивной.

Функции выполнения оригинальной и компилятивной музыки. Основные особенности создания оригинальной и компилятивной музыки.

Диалог, монолог и внутренний монолог в кино.

1. Двадцать дней без войны (А. Герман)

2. Зеркало (А. Тарковский)

3. История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (1967 г.)

(А. Кончаловский)

4. Отпуск в сентябре 1979 1-2 серия.(реж.Виталий Мельников)

5. Монолог жены Сталкера. Алиса Фрейндлих. К/ф Сталкер. Андрей Тарковский

6. "Судьба человека" Сергей Бондарчук

7. «Начало» (1970, реж. Глеб Панфилов, Инна Чурикова)

 

4. Дублирование, закадровый комментарий. Особенности восприятия зрителем кино-, теле- и видеопроизведения.

 

Точно выверенный по звуку, звуковое решение учитывая формат фильма и жанр (но неизбежно теряется звуковое качество восприятия (баланс компонентов) при дублировании на русский). Но при дубляже нарушение восприятия не возникает, если звуковой баланс не нарушен. Достаточно просто сравнить оба варианта акцентируя внимание на саудтреке фильма. Целесообразно не смотреть, а просто послушать проанализировав все звуковые компоненты. Особенно (отдельно) музыкально-шумовые, и переход от различный вариантов звука. А так же сочетания: музыка + шумы, музыка + закадровый голос, музыка+шумы+закадр, музыка+синхрон, атмосферные шум, интершум т.п. Оценка записанных монологов. В любом случае оценка будет субъективна и индивидуальна. Другой не бывает (если, конечно, ваш слуховой аппарат не имеет отношения к артефактам инженерной мысли).

Словесный ряд (комментарий за кадром)
1. Михаил Ромм "Обыкновенный фашизм" (авторский комментарий - высший «пилотаж»)
2. Татьяна Лиознова "Семнадцать мгновений весны" (комментарий Ефима Капеляна)
3. Эльдар Рязанов "Берегись автомобиля" (комментария Ю. Яковлева)
Словесный ряд (комментарий за кадром) и Внутрикадровый монтаж
4. Алексей Герман "Мой друг Иван Лапшин"
5. Андрей Тарковский "Сталкер"
6. Александр Сокуров "Русский ковчег"
7. Элем Климов «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»

5. Крупный план, задний план, деталь. Звук крупным планом. Титры.

Крупные планы это всегда конкретизация объекта, более точная его характеристика.

Для каждого человека характерна своя сугубо индивидуальная избирательность крупных планов. В зависимости от мироощущения, мировоззрения, структуры личности, интересов, взглядов тот или иной индивидуум выбирает из окружающей действительности наиболее существенные, на его взгляд, моменты, детали, штрихи. Перефразируя известное выражение, можно утверждать: "Скажи мне, что ты берешь на крупный план, и я скажу, кто ты". Не принято употреблять определение "общий (или крупный) план", когда нам надо показать иголку, тарелку или медаль, мы говорим: "деталь". Ведущую роль на экране играет крупный, так называемый портретный, план человека, так как именно человек находится в центре внимания художников.

Для усиления восприятия изображения, его глубинного смысла используется и ракурс.

"Изображение в ракурсе всегда строится на наклонной плоскости" (Головня А.Д. Мастерство кинооператора. М., Искусство, 1963).

Задний план — это много больше, чем "что-либо случайно появляющееся... "
1. Важность заднего плана
... он прямо влияет на успех, и поэтому его следует выбирать и управлять им с особой осторожностью. Точно выбранный задний план имеет большее значение для нужного вам восприятия...
2. Влияние заднего плана
...мы выбираем задний план для своего действия, и наш способ его съемки может влиять на то, насколько убедительно передается наша точка зрения зрителю.
3. Нейтральный задний план
... все что зритель знает о расположении заднего плана, это то, что вы ему покажете.
4. Натура в качестве заднего плана
...визуальный материал для ощущения особой атмосферы.
5. Титры (начальные и финальные)
...начальные титры создают первое впечатление. Слияние начальных титров с закадровым текстом и замена титров закадровым текстом как приём. Усиление музыкальным решением, образным шумом и интершумом и т.д.
Примеры титров в кино.
1. "Головокружение" реж. Альфред Хичкок
2. "Бездна" реж. Джеймс Кэмерон
3. "Мыс страха", "Славные парни" реж. М. Скорцезе
4. "Гражданин Кейн" Орсон Уэльс
5. "Миссия невыполнима" реж. Брайан Де Пальма
6. "Психо" реж. А. Хичкок
7. "Превосходство Борна" реж. Пол Гринграсс.
8. "Семь" реж. Д. Питчер
9 "Монстро" реж. М. Ривз
10. "Рыцарь дня" реж. Д. Мэнголд.

Крупный план. Деталь.

"Деталь будет всегда синонимом углубления..." Экран "силен именно тем, что его характерной особенностью является возможность выпуклого и яркого показа деталей". Камера "как бы беспрерывно и постоянно протискивается в самую гущу жизни... туда, куда никогда не попадет средний наблюдатель, поверхностно охватывающий скользящим взглядом окружающий его мир. Нужен тот материал, который даст напряженный ищущий взгляд, могущий и хотящий видеть глубже. В найденной, глубоко спрятанной детали кроется момент открытия, творческий момент, который характеризует работу человека искусства" (Пудовкин Вс. Собр. соч. М., Искусство, 1974. Т. 1. С. 100).

1. "Восхождение". режиссёр Лариса Шепитько

2. "Чужие письма" режиссёр Илья Авербах

3. "Рождение нации" реж.Дэвид Уорк Гриффит

4. "Коммунист" 1957г. Реж.: Юлий Райзман. СССР.

5. "Отпуск в Сентябре" Реж. Виталий Мельников

6. "Начало" (1970, реж. Глеб Панфилов, в гл. роли Инна Чурикова)

7. "Зеркало" 1974. Андрей Тарковский

8 "Облако рай" Реж. Н. Досталь

9. "Бабуся" фильм Лидии Бобровой

«Кинематограф (и телевидение) с его способностью пристального и подробного наблюдения за человеком, с его крупным планом лица, руки, вещи более чем какое-либо другое искусство является искусством выразительной детали, которая подчас говорит больше чем сотни слов. Умелое пользование деталью – одна из основ кинематографического письма» Михаил Ромм

Средствами же экранного искусства, и, в первую очередь, при помощи крупного плана, можно получить, по выражению кинорежиссера А. Тарковского, "отпечаток человеческой души, единственного в своем роде человеческого опыта".

 

1. Коробки Стенли Кубрика (док. фильм)

2. "Приходите завтра" Реж. Евгений Ташков

3. "Тени забытых предков" Реж. Сергей Параджанов

4. "Летят журавли" реж. М. Калатозов оператор С. Урусевский

5. "Неотправленное письмо" реж. М. Калатозов оператор С. Урусевский

6. "Родня" реж. Н. Михалков

 

6. Синхронизация звука и изображения. Монтаж как способ мышления

Построение звукозрительного образа по принципу вертикального и горизонтального монтажа.

Компоненты любого аудиовизульного произведения взаимосвязаны изобразительной структурой, которая воспринимается нами (по своему первичному воздействию) на уровне эмоционального восприятия и включена в систему горизонтального, последовательного соподчинения (или противопоставления). В этом случае кадры монтируются в определенной последовательности, один за другим, объединенные единством композиционного, светотонального, цветового и темпо-ритмического решения, благодаря чему отдельно снятые кадры складываются в монтажную фразу, затем в эпизоды, а эпизоды - в передачу или сюжет. Они могут монтироваться плавно, переходя один в другой, или по принципу контраста, создавая сложную полифоническую структуру.

При наложении на изображение звук и слово монтируются как горизонтально (последовательно), так и вертикально. При вертикальном монтаже изобразительный ряд монтируется со звуковым рядом либо по принципу плавного сочетания, либо как контрапункт звука и изображения. При этом звук и изображение воздействуют одновременно как на сознание, так и на подсознание.

Так, соединяя изобразительный и звуковой ряды, можно создать и простые сообщения информационного характера, и сложные полифонические структуры. Аудиовизуальный образ.

Вертикальный монтаж (С. М. Эйзенштейн)
1. "Александр Невский" (партитура с 56 минуты фильма)
2. Первая часть партитуры
3. Вторая часть партитуры
4-5 кадры и ноты
6 "Потоп" Леонардо Да Винчи (упоминаемый Эйзенштейном по теме вертикальный монтаж)
7 "Старое и новое" (1929) - (Крёстный ход (с 18 мин) упоминаемый по теме вертикальный монтаж)
8. "Стачка" (1924) (маленькая сценка сговора стачечников под видом безобидной гулянки под гармошку (с 14 мин 19 сек.) упоминаемый по теме вертикальный)

 

7. Основы акустики и психоакустики

 

Психоакустика — это наука о количественных зависимостях между внешними стимулами (физическими параметрами звука) и ощущениями (психологическими параметрами), которые они вызывают.

Психоакустика является составной частью психофизики, которая изучает воздействие всех внешних стимулов (света, звука, давления, химической энергии и др.) на сенсорные органы (зрение, обоняние, слух, осязание), т. е. она пытается связать изменения в окружающем мире с изменениями в наших внутренних ощущениях и выразить эту связь количественно. Психоакустика занимается изучением воздействия всех видов звуков на сенсорные органы слуха (в том числе шумов, сигнальных звуков и др.); изучая музыкальные звуки, она входит как составная часть в музыкальную акустику.

Закон Вебера, закон в Г. Фехнера. Физическая шкала С. Стивене.

 

Формы контроля:

Итоговый контроль – зачет с оценкой.

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (задания для самостоятельной работы):

 

Подготовить работы в рамках заданий:

1. Анализ и формирование звуковой партитуры аудиовизуального произведения созданного по мотивам классической мировой литературы. (Например: мультфильм Александра Петрова «Сон смешного человека» по мотивам рассказа Ф. М. Достоевского)

2. Подготовка рефератов и презентаций по теоретическим вопросам.

3. Озвучание предоставленного видео - фрагмента соответственно законам архитектоники, драматургии и принципов вертикального монтажа с обязательным сочетанием шумов, музыки, закадрового текста и титров. (с учётом дальнейшего использования в пункте 4)

4. Озвучание видеоряда различного направления:

а) Тема (несколько видео-роликов объединённых тематическим социально-коммерческим содержанием)

б) Стиль (музыка + шумы)

в) Атмосфера (отобрать и смонтировать соответствующие архивные шумы для точной передачи атмосферы видеокадров «немой» хроники)

г) Иллюстрация (проиллюстрировать музыкой изображение в сочетании синхронного использования шумов)

(Объединить пункт 3 и пункт 4 в единый видеоряд)

5. Индивидуально выбрать известного представителя искусства сформулировать замысел, тему, идею, и используя литературные источники изучить и отобрать материал для формирования сценария на основе которого перевести содержание в аудио-ряд с учётом визуального решения, используя принципы драматургии, законы композиционного построения, монтажа и т.д. Для полного представления визуального решения самостоятельно придумать и снять оригинальный фрагмент соответственно замыслу. Не исключена (по необходимости прорисовка раскадровок).

6. На основе конкретного литературного материала и иллюстраций к нему, записать и смонтировать аудиовизуальное произведение с добавлением (по возможности) оригинальных видеосъёмок. Иллюстрации должны быть отпечатаны (формат А4 или больше).

 

 

6.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:

(В соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» к основным видам фонда оценочных средств (ФОС) в вузе отнесены: курсовые работы, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, тесты, эссе, просмотры, технические зачеты, академические концерты, прогоны и пр.)

Данный раздел выполняется в виде Приложения к рабочей программе по дисциплине «Звуковое оформление фильма» см. Приложение.

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины:

а) Основная литература

1. Ковалгин, Ю. А. Стереофоническое радиовещание и звукозапись: учебное пособие / Ю. А. Ковалгин, Э. И. Вологдин, Л. Н. Кацнельсон. – Москва: Горячая линия-Телеком, 2007. – 720 с.: ил. – (Учебник для высших учебных заведений: специальность).

2. Петелин, Р. Ю. Звукозапись на компьютере: учебное пособие / Р. Ю. Петелин, Ю. В. Петелин. – Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2010. – 806 с + 1 CD ROM. Попов, О. Б. Цифровая обработка сигналов в трактах звукового вещания: учебное пособие / О. Б. Попов, С. Г. Рихтер. – Москва: Горячая линия-Телеком, 2007. – 341 с. – (Учебник для высших учебных заведений: специальность). – 2 экз.

4. Севашко, А. В. Звукорежиссура и запись фонограмм.: профессиональное руководство: учебник / А. В. Севашко. – Москва: Альтекс-А, 2004. – 432 с.

б) Дополнительная литература

1. Разлогов К.Э. Новые аудиовизуальные технологии: Учебное пособие / Отв. ред. К. Э. Разлогов. – Москва: Эдиториал УРСС, 2005. – 488 с.

2. Основы режиссуры мультимедиа-программ: учебное пособие. – СПб,: Изд-во СПбГУП, 2005,- 304 с

3. Эстетика: Учебник для вузов, - М,: Академический проект, Фонд «Мир», 2011. – 452 с.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974.

5. Асенин. С. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. М., «Искусство», 1974. 288 с. с ил.

6. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д: изд-во «Феникс» 1998. – 480 с.

7. Гинсбург. С. Кинематография дореволюционной России. М., «Искусство» 1963. 404 с. ил.

8. Кракауэр Знгфрид Психологическая история немецкого кино.От Калигари до Гитлера. Пер. с англ. М., «Искусство», 1977. 320. с.; 15. л. ил.

9. Кулешов Л. и Хохлова А. 50 лет в кино. 303 С.; 32 л. ил. (Мемуары кинематоrрафистов).

10. Комаров. С. История зарубежного кино. Всесоюзный государственный институт кинематографии. В 3-х томах М., «Искусство» 1965. Том 1., 416 с.

11. Макки Р. История на миллион долларов: Мастер класс для сценаристов, писателей и не только/ Роберт Макки; Пер. с англ. – 2-е изд., М,: Альпина нон-фикшн, 2010, - 456 с.

12. Нусинова Н. Когда мы в Россию вернемся...

Русское кинематографическое зарубежье. 1918-1939. М.: НИИК, Эйзенштейн-центр, 2003. - 464 с., илл.

13. Пудовкин. В. П88 Собрание сочинений. В 3-х т. Вступит. статьи С. Герасимова и А.

14. Садуль Жорж. История киноискусства. От его зарождения до наших дней. М,: Издательство иностранной литературы 1957. – 464 с.

15. Соколов. В.С. Киноведение как наука. М., 2008. 325 с.

16. Топоркова Т.А. Провинциальное телевидение: утраты и приобретения: Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 184 с.

17. Жиль Делёз. Кино. Кино 1 образ-движение. Кино 2 образ – время. Издательство «Ад Маргинем», 2004. 622 с.

18. Хренов Николай. Кино: реабилитация архитепической реальности /– М. Аграф, 2006. – 704 с.: [32] л. ил. – (Серия «Кабинет визуальной антропологии»). –

19. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-и томах. М., «Искусство» 1964 – 1969 гг. Том 1 696 с.; Том 2 568 с.; Том 3 672 с.; Том 4 792 с.; Том 5 600 с. Том 6 560 с.

20. Эйзенштейн С. М. Неравнодушная природа, том первый. Москва, Эйзенштейн-центр, 2004.

21. Лурселль Жак. Авторская энциклопедия фильмов, том 1- 2. Санкт-Петербург – Москва, Интерсоцис, 2009.

 

 

Доступен в ЭБС «Лань»:

1. Алдошина, И. Музыкальная акустика / И. Алдошина, Р. Приттс. – Санкт-Петербург: Композитор, 2011. – 720 с.

2. Динов, В. Г. Звуковая картина мира. Записки о звукорежиссере / В. Г. Динов. – Москва: Планета музыки, 2012. – 488 с.

Доступно в ЭБС «IPRbooks»:

1. Васенина, С. А. Музыкально-выразительные функции звукозаписи: учеб. пособие / С. А. Васенина. – Нижний Новгород: Нижнегородская гос. консерватория, 2012. – 52 с.

2. Мишенков, С. Л. Электроакустика и звуковое вещание: учеб. пособие / С. Л. Мишенков, О. Б. Попов. – Москва: Горячая линия – Телеком, 2011. – 156 с.

 

 

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: