Понятие о фонеме и системе фонем




Вопросы для обсуждения

 

1. Изучите рекомендованные источники и Приложение и ответьте на следующие вопросы:

- Что такое фонема? Каковы функции фонемы?

- Что понимается под дифференциальными признаками фонем?

- Какие позиции для гласных и согласных фонем являются сильными, а какие слабыми?

- Каково практическое значение различения сильных и слабых позиций фонем?

- Каково соотношение фонемы и звука? Что такое вариант фонемы?

2. Выпишите в тетрадь определения основных понятий темы. Подготовьтесь к терминологическому диктанту.

Фонема, звук, фонология, вариант фонемы, дифференциальные признаки фонемы, интегральные признаки фонемы, сильная позиция фонемы, слабая позиция фонемы, гиперфонема, архифонема, графема.

Практические задания (дома)

 

1. Рассмотрите образец полного фонетического разбора. Выполните разбор выделенных слов.

 

На тёмно-сером небе кое-где мигают звёзды; влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной; слышится сдержанный, неясный шёпот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью.

План полного фонетического анализа слова

 

1. Выписать слово из контекста

2. Поставить в слове ударение, расставить над безударными гласными их степени редукции

3. Затранскрибировать слово

4. Разделить слово на слоги (на слоги делим в транскрипции!)

5. Охарактеризовать каждый слог по схеме: ударный-безударный; если безударный, то каков он по отношению к ударению – предударный или заударный; прикрытый-неприкрытый; открытый-закрытый; восходящая, нисходящая, восходящее-нисходящая или ровная звучность

6. Выписать каждую букву слова, рядом указать обозначаемую ей фонему и звук; охарактеризовать каждый звук по схеме:

а) для гласных: гласный, ударный или безударный; если безударный, то редуцированный или нередуцированный; ряд образования; подъём образования; лабиализованность, если есть;

б) для согласных: согласный; по участию шума или голоса – сонорный или шумный; глухой или звонкий, парный или непарный по звонкости-глухости; место образования; способ образования; твёрдый или мягкий, парный или непарный по твёрдости-мягкости.

7. Указать количество букв, фонем и звуков.

8. Указать фонетические процессы в области гласных и согласных (для гласных – редукция; для согласных - чередования).

 

Образец фонетического анализа слова


вы̀ехать [в ы̀ / j ь / х ъ т’]


вы – ударный, прикрыто-открытый, восходящая звучность

j ь – безударный, заударный, прикрыто-открытый, восходящая звучность

х ъ т’ - безударный, заударный, прикрыто-закрытый, восходящее-нисходящая звучность

 

в <в> [в] – согласный, шумный, звонкий парный, губной, губно-зубной, щелевой, срединный, твёрдый парный

ы <ы> [ы] – гласный, ударный, среднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный

е <j> [j] - согласный, сонорный, звонкий непарный, язычный, среднеязычный, средненёбный, щелевой, срединный, мягкий непарный

<э> [ь] – гласный, безударный, редуцированный, переднего ряда, верхнесреднего подъёма, нелабиализованный

х <х> [х] – согласный, шумный, глухой непарный, язычный, заднеязычный, задненёбный, щелевой, срединный, твёрдый парный

а <а> [ъ] – гласный, безударный, редуцированный, среднего ряда, среднего подъёма

т <т’> [т’] – согласный, шумный, глухой парный, язычный, переднеязычный, зубной, смычный, смычно-взрывной, мягкий парный.

ь ---------

_________________________________________

7 букв, 7 фонем, 7 звуков

В области гласных наблюдается качественная редукция: фонема <э> во второй безударной позиции реализуется в звуке [ь], фонема <а> во второй безударной позиции реализуется в звуке [ъ].

Аудиторные задания

 

1. Определить позиции согласных (слабые, сильные) в следующих словах:

Звать, излом, князь, полночь, построение, расход, снежинка, храбрец.

 

2. Выполните фонематическую транскрипцию следующих слов:

Головка, стихи, побежать.

 

3. Затранскрибируйте текст.

Таланту научить нельзя, но можно взрыхлить почву, создать атмосферу, в которой твои способности зацветут со всей отпущенной им силой.

 

Литература


1. Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М., 2001.
2. Русский язык: В 2-х частях. Ч. I / Под ред. Л. Ю. Максимова. – М., 1989.
3. Современный русский язык / Попов Р. Н., Маловицкий Л. Я., Валькова Д. П., Фёдоров А. К. – М., 1986.

4. Современный русский язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 2001.

 

Приложение

Понятие о фонеме и системе фонем

 

Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка. Основной единицей фонетического уровня языка является фонема. Понятие фонемы связано с развитием понимания языка как целостной системы. Профессор Казанского университета И. А. Бодуэн де Куртенэ, первым разработавший понятие фонемы, подчеркивал, что выделение фонемы возможно лишь при учете всей системы фонем данного языка.

Фонема - это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки фонем. Фонема - общее, реально произносимый звук - частное. Фонемы позволяют, с одной стороны, различать, а, с другой стороны, отождествлять значимые единицы языка - слова и морфемы. На основе анализа словарного состава конкретного национального языка и его грамматической системы определяется фонемный состав данного языка. Так, слова дам - дом - дым - дум (род. п. мн. ч. от слова дума) отличаются разными гласными фонемами, а слова дом - том - сом - ком - лом - ром - разными начальными согласными фонемами, угол и уголь [угол], стал и сталь, дет и деть противопоставлены конечной фонемой.

Фонемы различают не только слова, но и формы слов. Прибавление или изменение фонемы меняет форму слова, ср.: дом - дома - дому; читал - читала; книга - книги - книге - книгу и т. п.

Свою функцию различителя слов или форм слов фонемы выполняют на основе наличия у них дифференциальных, т. е. различительных, признаков. Эти признаки выделяются у фонем в результате их противопоставления друг другу в системе того или иного языка. Поэтому в разных языках дифференциальные признаки фонем могут быть различными. Так, для русского языка очень важно противопоставление согласных фонем по твердости - мягкости (ср.: был - бил, сазы - вязы, сад - сядь и под.). В английском, немецком и французском языках такого противопоставления нет. В русском языке нет противопоставления гласных по долготе - краткости, а, например, для английского языка такое противопоставление очень существенно.

Дифференциальные признаки фонем связаны с различием акустических признаков звуков, что, в свою очередь, связано с различиями в их артикуляции, т. е. с разницей в работе органов речи. Звонкость - наличие в звуке не только шума, но и тона, создаваемого работой голосовых связок; мягкость - большая высота звука, вызванная изменением формы ротового резонатора в результате дополнительной артикуляции - подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

Но для выделения фонем важны не сами артикуляционная и акустическая стороны этих признаков, а их противопоставленность, их использование для различения других языковых единиц. Гласные звуки [a], [о], [и] могут быть произнесены в русском языке с различной длительностью (ср. продление гласных в словах при выражении удивления, сомнения, возмущения и т. п.; [та:м?], [кн'и.га?], [во:н!] и под.), но длительность произношения в русском языке не используется для различения слов и форм слов, а следовательно, различия звуков [о] и [о:], [и] и [и:] не перерастают в фонемные различия.

Фонемы, которые отличаются лишь одним дифференциальным признаком, называются парными. Парными в русском языке являются фонемы <б> и <б’>, <б> и <п>, <д> и <д’>, <д> и <т> и т. д. Непарными оказываются, например, фонемы <ц> и <ч’>, так как нет фонемы, которая отличалась бы от <ц> или от <ч’> только одним признаком.

Количество фонем в разных языках колеблется от 13 - 14 (в некоторых языках Австралии и Океании) до 70 и более (в кавказских языках), но обычно число фонем близко к 36 - 40.

Различие в дифференциальных признаках фонем приводит к разному соотношению гласных и согласных в том или ином языке. Так, в русском языке у гласных меньше различительных признаков, поэтому выделяется лишь 5 гласных фонем; в языках, где таких признаков больше, например во французском, английском, немецком, гласных фонем больше.

Фонемы употребляются только в составе слова, где они оказываются в разных позициях (положениях). В одной позиции характерные признаки фонемы выявляются наиболее отчетливо, в другой ослабляются и могут утрачиваться.

Позиция, в которой различительные признаки фонемы проступают отчетливо, называется сильной. Для разных типов фонем в разных языках сильные позиции не одинаковы.

Для гласных сильная позиция - положение под ударением, где фонемы наиболее отчетливо противопоставлены друг другу. Ср. противопоставление фонем в словах стол - стул - стол - стыл - цел. При определении сильной позиции для фонем русского языка надо учитывать и твердость или мягкость предшествующего согласного (после мягких согласных произношение гласного меняется, ср. рад и ряд, лук и люк и под.), для ряда других языков это различие не существенно.

Для согласных сильная позиция - положение перед гласными и сонорными согласными, а в русском языке и перед <в>.

Позиции, в которых фонемы полностью или частично теряют свои различительные признаки, называются слабыми. Для гласных слабой позицией оказывается безударный слог, ср. русские слова дрова и трава, собор и забор, сома и сама, в произношении которых утрачиваются дифференциальные признаки фонем <о> и <а> - [драва - трава, сабор - забор, сама - сама].

Для согласных в большинстве языков слабой позицией оказывается положение перед несонорными согласными или на конце слова. В этих случаях в русском языке теряется различение по глухости - звонкости. Ср.: [прут] - прут и пруд, [сток] - стог и сток, [вас] - вас и ваз, [збор] - сбор и [избоj]- избой, [атхот] - отход и [патхот] - подход, [шка] в ножка и кошка и т. п.

Различение сильной и слабой позиций фонем имеет не только теоретическое значение, но и практическое. На различении сильной и слабой позиций основан ряд важных орфографических правил, например написание безударных гласных и согласных, стоящих перед несонорными согласными, непроизносимых согласных. Учет различий соотношения сильных и слабых позиций важен при изучении других языков, он может предостеречь от многих ошибок в произношении слов изучаемого языка.

 

Фонемы и варианты фонем

 

Фонемы как единицы языковой системы в процессе речи реализуются в разных звуковых вариантах. В сильной позиции фонемы представлены основными вариантами, в слабой - видоизмененными, с частичной утратой дифференциальных признаков. Например, в конечном положении фонемы <б>, <д>, <г> и др. утрачивают звонкость (ср.: [столп], [лоп], [гот], [плук]), но сохраняют другие признаки - взрывность, твердость и т. д. В словах вода, нога и под. фонема <о> утрачивает лабиализованность, но сохраняет противопоставленность другим фонемам по ряду (непередний ряд в отличие от <е>, <и>) и подъему (неверхний подъем в отличие от <у>).

Таким образом, в разных условиях (позициях) фонема представлена одним из своих вариантов. Но во всех вариантах одной и той же фонемы есть нечто общее, что позволяет объединять все варианты одной фонемы в один класс.

Важнейшим признаком, объединяющим варианты в один класс, в одну фонему, является их функциональная общность. Варианты одной и той же фонемы не могут различать слова и формы слов, такой способностью обладают лишь разные фонемы. Именно поэтому твердые и мягкие согласные являются в русском языке разными фонемами (ср.: ток и тёк, стал и сталь, воз и вёз и под.), а в других языках возможные позиционные различия по степени твердости остаются вариантами.

Способность фонем различать слова связана с наличием у них набора дифференциальных признаков, в основе которых лежат акустические, т. е. физические, материальные, воспринимаемые органами чувств, различия звуков. Таким образом, фонема не может быть изолирована от звуков, оторвана от материальной стороны языка.

На письме фонемы передаются графемами, которые реализуются в разнообразии конкретных начертаний букв. Буква может быть прописной (заглавной) или строчной (А и а, Е и е), иметь разные варианты начертания, различаться в печатном и рукописном тексте, но во всех вариантах она сохраняет определенную общность.

 

Фонемы и звуки

 

До сих пор фонемы характеризовались с учетом их различительной функции. Но они обладают и еще одной функцией, функцией восприятия. Эта функция обнаруживает еще одну особенность в соотношении фонем и звуков.

Уже говорилось, что не все акустические и артикуляционные свойства звуков существенны для различения фонем. Многие реально существующие акустические и артикуляционные свойства звуков вообще не воспринимаются носителями языка или воспринимаются отраженно, через особенности других звуков. Так, обычно не замечают разницы в звучании начального [т] в словах том и там или начального [д] в дом и дам. А между тем эта разница есть. В словах том и дом начальный согласный произносится с некоторым участием губ (округлением и выпячиванием), которое вызвано подготовкой органов речи к произношению следующего губного гласного. Различия в артикуляции создают и различия в акустических свойствах: звук становится более низким, общая интенсивность его ослабляется.

Многообразие звуковых вариантов делает невозможным предположение, что все возможные звуковые варианты человек хранит в языковой памяти и узнает каждый отдельный вариант. Больше оснований полагать, что различные варианты звуков человек узнает через сопоставление их или с некоторым образцом, эталоном, хранимым в памяти, или с набором признаков, характеризующих такой эталон. Сопоставление происходит мгновенно, автоматически, его обычно не замечают.

Можно утверждать, что «фонема является реальной единицей, существующей в языковом сознании носителей языка». При узнавании фонем, очевидно, учитывается и окружение звука, влияющее на его окраску, и зависимость от возможных ассоциаций со словами, в построении которых участвуют фонемы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: