Программа межличностного взаимодействия молодоженов в предбрачный период




«Тренинг коммуникативных способностей и навы­ков решения проблем».

 

Тренинг «Стать принятыми признанным»

«Дзен-прогулка» (30 минут)

Упражнение будет наиболее эффективным, если соблюда­ется одно из следующих условий:

· есть возможность организовать прогулку в парке, в лесу и т. п.;

· неподалеку от места встречи группы находится памятник архитектуры, например, замок, монастырь, старинный отель;

· город, в котором проходит встреча, имеет древнюю исто­рию, и ведущий с группой может отправиться осматри­вать местные достопримечательности.

1. Каждый член группы выбирает себе партнера, который ему наиболее интересен.

2. Партнеры решают, кто из них будет А, а кто - Б. Игрок А первым закрывает глаза, и Б за руку ведет его на прогулку.

3. Игрок Б подводит партнера к красивым объектам ­цветку, дереву, капле росы на листе, старинной колонне, иконе, к месту, откуда открывается прекрасный вид на окрестно­сти, и т. п. Лучше всего выбирать объекты, которые можно рассматривать вблизи.

4. Игрок Б останавливается вместе с партнером перед вы­бранным объектом и бережно, словно объектив камеры, поворачивает голову партнера. Когда игрок А позднее откроет гла­за, он должен внезапно увидеть именно тот «кадр», который решил показать партнер.

5. Затем Б сжимает руку А, в этот момент А на мгновение открывает глаза и тут же опять закрывает их. Можно поступить так: А держит глаза открытыми и до тех пор, пока Б крепко сжимает его руку. Как только Б ослабляет нажим, А снова закрывает глаза.

6. Подобный прием позволяет испытать чувство глубокого искреннего изумления. Молниеносный взгляд на окружаю­щую действительность, точнее, на какой-либо «кадр», как бы позволяет увидеть самую его суть.

7. Не говоря ни слова, оба партнера направляются к сле­дующим объектам.

8. Однако существует одно исключение: если игрок А захо­чет повторно увидеть объект, он может сказать: «Еще раз!» Иг­рок Б выполняет его пожелание, не затягивая время наблюде­ния.

9. На первый круг подобной прогулки отводится 15 минут. Затем партнеры меняются ролями. Примерно через полчаса после начала упражнения игроков необходимо собрать вместе. Каждый участник рассказывает о том, насколько хорошо парт­нер его вел, помог ли ощущать безопасность и испытать изы­сканные переживания.

Это упражнение можно начать с чтения нескольких хокку (хокку - японское трехстишие). Возможно, и сами участники игры сразу же после дзен-прогулки захотят выразить свои пе­реживания в стихотворной форме.

Если члены группы не имеют опыта действий с закрытыми глазами, стоит предварительно поговорить о различных аспек­тах безопасности «слепых», об ответственности, которую несут за них «поводыри».

 

«Бег рук» (5 минут)

1. Участники разбиваются на команды по шесть человек. 2. Каждая команда образует круг. Все игроки вытягивают правые руки к центру и кладут ладони одну на другую.

3. Теперь участники перекладывают ладони: самая нижняя рука начинает путешествие наверх, за ней следует рука второго игрока, которая теперь оказалась снизу, и т. п. руки должны перемещаться строго по очереди, причем в каждый момент двигать рукой может только один игрок.

4. После того как члены команд научатся работать быстро и слаженно, начинается соревнование между командами: кто быстрее изменит расположение рук. Как только команда ус­пешно завершит перегруппировку, все ее игроки должны будут закричать в один голос: «Готово!»

5. Сыграйте в эту игру два или три раза и в заключение спросите, изменились ли у играющих ощущения от рук партнеров.

В пылу соревнования часто бывает трудно определить мо­мент окончания состязания, поэтому для удобства можно пометить руку первого игрока, например крестиком.

Если у вас достаточно времени, проведите соревнование с левыми руками и, что довольно трудно, с обеими. В последнем случае руки одного и того же участника не должны лежать од­на на другой. Успех игры во многом зависит от того, насколько развиты у игроков способность к сосредоточению и координа­ция движений.

 

«Помогите! (20 минут)

1. Члены группы сидят на стульях, образуя круг. В центр

круга садится доброволец и начинает рассказывать историю. Она может быть правдивой либо вымышленной. Группа вни­мательно слушает.

2. Когда у какого-либо слушателя создается впечатление, что рассказчик запутался, не уверен в себе либо потерял нить истории, он сам выходит в середину круга и сменяет рассказ­чика. А тот занимает место в круге.

3. Основной упор в игре делается на то, как излагается ис­тория. Вся группа внимательно слушает рассказчика, чтобы сразу понять, когда у него возникнут трудности с выполнени­ем задания. Каждый должен наблюдать за жестикуляцией рас­сказчика, звуком его голоса, дикцией. Это помогает понять, в какой момент у говорящего появится некоторая неуверен­ность. Желательно, чтобы еще до того, как рассказчик устали ли запутался, его заменил другой игрок. Содержание рассказываемой истории имеет второстепенное значение. Еще раз подчеркнем, что основное внимание должно быть уделено взаимодействию между рассказчиком и аудиторией.

4. Предложите участникам записывать свои наблюдения походу рассказа, чтобы потом их можно было сравнить.

5. Когда история рассказана до конца, подведите итоги.

При этом можно воспользоваться следующими вопросами:

· Долго ли длилось повествование, прежде чем кто-то сме­нил рассказчика?

· Почему группа не поняла, что рассказчик попал в слож­ное положение?

· Действительно ли у рассказчика возникли трудности или его заменили напрасно, без нужды?

· Почему рассказчик запутался (сбился, устал)?

· Помогли ли ему выйти из затруднительного положения?

· Легко ли рассказчик принял помощь?

· Как в повседневной жизни вам удается определить не­уверенность другого человека?

· Легко ли вы принимаете предложение помочь, поддерж­ку, прислушиваетесь к советам?

· Что можно назвать тактичной помощью?

· Что вы считаете, опекающей, навязчивой помощью?

· Какие культурные нормы мешают предложить помощь?

Позднее можно несколько видоизменить игру и проверить отношения между рассказчиком и аудиторией другим спосо­бом. В этом варианте игры задача рассказчика – поддерживать как можно более тесный контакт с аудиторией, особенно взглядом. Говорящего никто не прерывает, но каждый раз, ко­гда одному из слушателей кажется; что рассказчик не обращает на него внимания, он поднимает руку. Если же слушатель чув­ствует, что совсем потерял контакт с рассказчиком, то начинает покачивать рукой. Эти сигналы - призыв к более активной работе рассказчика с аудиторией.

 

«Сидим без стула» (10 минут)

Освободите побольше места, отодвинув столы и стулья в сторону. Подберите для игры бодрую танцевальную музыку.

1. Члены группы расходятся по комнате.

2. Вы включаете музыку, и все играющие начинают дви­гаться в ее ритме.

3. Когда музыка прекращается (или ведущий ее внезапно выключает), участники как можно быстрее образуют пары: один игрок наполовину приседает так, чтобы к нему на колени мог сесть другой.­

4. Два участника, выполнившие это упражнение последними, выбывают из игры и садятся на пол.

5. Аналогичным образом игра продолжается дальше. Как только включается музыка, оставшиеся участники продолжают двигаться по комнате. Последняя оставшаяся пара может ис­полнить под музыку импровизированный танец.

 

«Палатка на пятерых» (20 минут)

Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры. Для упражнения понадобится несколько толстых га­зет и катушки с пленкой любого фильма.

1. Участники делятся на команды по пять или шесть чело­век в каждой.

2. Все команды получают по стопке газетной бумаги и ка­тушке с пленкой.

3. Каждая команда должна построить из этих немудреных материалов палатку, в которой хватит места для всех ее членов. Также можно использовать столы и стулья, находящиеся в комнате.

4. На обсуждение и планирование «строительства» дается 4 минуты. В это время к бумаге и катушке прикасаться нельзя.

5. В планировании работ и в самом «строительстве» долж­ны участвовать все члены команды. На проведение «строи­тельных работ» отводится 8 минут..

6. В конце игры каждая команда должна продемонстриро­вать, что все ее участники действительно помещаются в палатке.

7. Коротко оцените результаты игры, предложив участни­кам ответить на следующие вопросы:

· Насколько гармоничным было взаимодействие членов команды?

· Смогли ли вы проявить себя в данном задании?

· Удалось ли играющим соединить вместе отдельные ини­циативы?

· Каким было настроение игроков во время работы?

· Удалась ли совместная работа в командах?

· Нравится ли вам ваша палатка?

Если члены группы ориентированы преимущественно на соревнование, можно изменить правила. Игра проводится на скорость: побеждает та команда, которая первой поставит па­латку и уютно устроится в ней всем составом. Главная цель за­дания - совместная работа и взаимное сближение членов команды - в этом случае также достигается.

 

«Тройка» (10 минут)

1. Цель игры: три игрока, не сговариваясь, должны пока­зать столько пальцев, чтобы в сумме получилось заранее оговоренное число. Начните с числа «семь».

2. Игроки могут подбираться в «тройки» по разным прин­ципам, например, вместе собираются три игрока, дни рождения которых приходятся на разные месяцы. Участники мини-команд встают в углы воображаемого треугольника и вни­мательно смотрят друг на друга.

3. Один из трех игроков начинает считать: «Раз, два, три». На счет «три» каждый участник показывает столько пальцев правой руки (от одного до пяти), сколько, по его мнению, нужно, чтобы в сумме получилось число, оговоренное ранее. Игра продолжается до тех пор, пока три игрока вместе не вы­кинут спонтанно семь пальцев.

Можно немного усложнить игру. Пусть участники исполь­зуют обе руки и попытаются выбросить, предположим, число «одиннадцать». Правила остаются теми же, но игрокам, скорее всего, придется чуть дольше ждать удачи.

 

«Рулетка имен» (10 минут)

Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

1. Разделите группу на две команды. Пусть каждая команда образует круг (желательно, чтобы в команде было не менее восьми человек, иначе игроки быстро потеряют к ней инте­рес).

2. По команде «Марш!» оба круга начинают вращаться в противоположных направлениях (по часовой стрелке и против нее). Направление движения должно быть оговорено заранее.

3. Приблизительно через 15 секунд нужно крикнуть «Стоп!», в этот момент два игрока из расположенных рядом кругов обязательно окажутся спинами друг к другу.

4. По команде «Смотри!» эти игроки поворачиваются на 180°. Тот, кто первым назовет имя своего «визави», перетаски­вает соперника в свой круг. Далее игра продолжается по тем же правилам, в том же ритме.

Замечание: сигналы «Марш!» и «Стоп!» можно заменить звуком колокольчика или хлопушки.

 

«Пустите корни» (10 минут)

1. Игроки разбиваются на тройки. Попросите участников выбрать себе в партнеры игроков, которые родились в разные месяцы. В тройках один из игроков становится между двумя другими - совершенно прямо, руки вдоль туловища, кулаки сжаты.

2. Партнеры подставляют под кулаки стоящего посередине сложенные ладони и пытаются оторвать его от земли. Возмож­но, первая же попытка увенчается успехом, особенно если поднимать придется не слишком тяжелого человека. После этого они подают сигнал группе: «Готово, подняли!» и ставят игрока на пол.

3. Теперь каждому стоящему в середине игроку надо ска­зать следующее: «Сейчас ты сможешь сильно озадачить своих партнеров: тебе предстоит пустить корни в пол. Закрой глаза и представь себе, что у твоих ног есть корни, которые уходят глу­боко в землю. Старайся дышать по глубже и вообрази, что с ка­ждым вдохом ты втягиваешь и пропускаешь через себя энер­гию неба. Она протекает через твое тело и уходит в землю под тобой. Ощути, как с каждым вдохом ты становишься спокой­нее и тяжелее, проникаешь глубоко в землю... Когда ты почув­ствуешь, что стал совсем тяжелым и крепко связан с землей, кивком головы дай партнерам сигнал, что они могут во второй раз попытаться приподнять тебя.

4. Во многих случаях окажется, что стоящего в середине игрока больше не смогут приподнять, во всяком случае, сде­лать это будет значительно труднее.

 

«Я тоже!» (15 минут)

Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

1. Члены группы произвольно рассаживаются на полу или садятся в кружок. В центре комнаты должно остаться свобод­ное место. Там встанет первый доброволец, он будет ведущим.

2. Ведущий внимательно наблюдает за сидящими вокруг него людьми. Он должен заметить какую-то присущую некото­рым игрокам (и бросающуюся в глаза) общую деталь, но не на­зывать ее вслух, а произнести лишь имена людей, к которым она относится, и попросить их встать рядом с собой.

3. Оставшиеся сидеть игроки должны определить, что же это за сходство объединяет всех людей, стоящих посередине круга.

4. Тот, кто догадывается первым, становится новым веду­щим и выходит на середину. Все остальные садятся на пол.

5. Игру нужно провести несколько раз, чтобы каждый игрок был выбран хотя бы однажды.

Сначала общей чертой может быть какая-то характерная деталь внешности игроков: элемент одежды голубого цвета, карие глаза, вьющиеся волосы и т. д. Постепенно принцип отбора может усложняться: в центр комнаты выходят только женщины, только смешливые игроки, только те, чье имя со­держит определенную гласную, только участники с одинако­выми профессиями и т. д.

 

«Театральные лица» (15 минут)

1. Каждый игрок ищет себе партнера, который бы сущест­венно отличался от него темпераментом и чувством юмора. Партнеры становятся спиной друг к другу, и один из них начи­нает игру с вопроса: «Какое у меня лицо, когда мой компьютер зависает?» или «Какое у меня лицо, когда утром я понимаю: мне плохо оттого, что я выпил накануне?»

2. После краткого периода молчания и непродолжительной подготовки партнеры разворачиваются на 1800 и мимикой де­монстрируют, какое лицо у них было бы в описанной ситуа­ции. Соответствующее выражение лица нужно сохранять дос­таточно долго, чтобы игрок смог оценить актерский потенциал своего партнера. Через 10 секунд партнеры опять становятся спиной друг к другу - второй игрок предлагает свои вариан­ты, например: «Как Я буду выглядеть, когда узнаю, что мой дальний родственник назначил меня своим единственным на­следником?»

3. Жизненные взлеты и падения неминуемо отражаются на мимике. Предложите игрокам, особенно если они затрудняют­ся в подборе ситуаций, следующие варианты.

Как я выгляжу:

· когда утром встаю с кровати?

· когда шеф говорит мне: «Вы уволены!»?

· если проспал более чем на час?

· если кто-то говорит мне, что безумно увлечен мной?

4. Партнеры должны сыграть несколько раз, чтобы их ми­мика стала более живой и подвижной. Теперь начинается соб­ственно игра: стоя спиной к спине, партнеры обсуждают, как выглядят лица людей, которых разбирает смех или охватила ярость, испуг. Затем по заранее оговоренному сигналу игроки поворачиваются лицом друг к другу. Их цель - показать одно и то же выражение лица. Здесь речь идет о чистой телепатии, договариваться заранее нельзя. Смогут ли партнеры три раза подряд попасть в «яблочко», совпадут ли выражения их лиц?

 

«Эксцентрические движения» (10 минут)

1. Желательно, чтобы каждый участник нашел такого партнера, который совершенно не похож на него. После этого игроки коротко делятся впечатлениями о том, чем именно они непохожи.

2. Объясните участникам цель игры: принять такое физи­ческое положение, при котором сохранить равновесие можно только с помощью партнера.

3. Участники руками обхватывают друг друга за запястья и отклоняются назад до тех пор, пока не почувствуют, что могут упасть без поддержки партнера.

4. Затем оба начинают двигаться и принимают различные позы, в которых совершенно невозможно удержаться в оди­ночку. Со временем эти положения могут становиться все бо­лее рискованными. На выполнение задания отводится 1­2 минуты.

5. Теперь участники собираются по две пары вместе и об­разуют квартет. И снова задание состоит в том, чтобы принять такое положения, равновесие в которых можно сохранить только с помощью партнеров (2 минуты).

6. Наконец, все члены группы собираются вместе и берутся за руки. Их цель - показать уникальный пример неустойчиво­го равновесия, сохранить которое можно лишь с помощью со­вместных усилий.

Позаботьтесь о том, чтобы поблизости не было никакой мебели или других вещей, о которые участники игры могли бы пораниться.

 

«Прекрасно, что ты здесь» (15 минут)

Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

1. Группа образует два круга, внутренний и внешний. Участники внутреннего круга и участники внешнего должны встать друг напротив друга. Если число игроков нечетное, участие в игре должен принять и ведущий.

2. Коротко расскажите о цели игры: «Даже когда мы знако­мы с каким-то человеком весьма поверхностно, у нас спонтанно возникают как положительные, так и отрицательные реак­ции на него. Как правило, нам нравятся в других людях те ка­чества, которые мы ценим и хотели бы развить в себе, и нам трудно переносить то, что мы критикуем и осуждаем в самих себе, в чем не желаем себе признаться и т. д. В данном упраж­нении участники могут попытаться выразить словами положи­тельные впечатления друг о друге.

3. Каждой паре отводится 1 минута на то, чтобы партнеры поделились своими впечатлениями друг о друге. Игроки долж­ны охарактеризовать те качества, которые они заметили друг в друге, рассказать о своих ожиданиях и т. п.

4. Затем оба круга начинают двигаться в противоположных направлениях (15 секунд) и после сигнала «Стоп» останавлива­ются. Теперь напротив друг друга оказываются новые участни­ки. Повторите задание: высказать положительные впечатления о партнере. Обмен «любезностями» не должен затягиваться: на выполнение задания отводится 1 минута.

5. Дайте игрокам возможность еще три или четыре раза сменить партнеров.

6. В заключение попросите участников ответить на следую­щие вопросы:

· Какие стороны - положительные или отрицательные ­вы замечаете в людях, когда только знакомитесь с ними?

· Кем считаете себя, пессимистом или оптимистом?

· Какое чувство вы хотели бы вызывать в других? Уваже­ние? Страх? Симпатию? Агрессию? Любопытство?

· Как вы реагируете на комплименты и положительные отзывы о себе?

· Сохраняете ли вы присутствие духа, если чувствуете, что вами недовольны окружающие?

· Насколько легко задеть вас словом?

 

«Учимся понимать друг друга» (10 минут)

1. Члены группы ходят по комнате в произвольном ритме.

По сигналу «Стоп» они должны остановиться и встать перед тем участником, который оказался ближе всего. Пусть, не го­воря ни слова, игроки попытаются почувствовать, как внеш­ний облик другого человека: положение тела, мимика, частота дыхания, выражение глаз - воздействует на них. Они должны ощутить эмоциональное состояние другого и мгновенно оце­нить свое собственное.

2. Через полминуты партнеры делятся впечатлениями, ко­торые получили друг о друге. На выполнение задания отводит­ся 2 минуты.

3. Члены группы продолжают прогулку по комнате. Дайте им возможность попробовать себя еще с двумя-тремя партне­рами.

4. Обсудите итоги упражнения, задавая участникам сле­дующие вопросы:

· Почему людям важно учиться понимать язык тела?

· Насколько хорошо удалось понять того или иного игрока?

· В какой мере каждый сумел без слов почувствовать внут­ренний мир партнера?

 

«Дружеские трио» (25 минут)

1. Участники делятся на тройки. Партнерами по возможно­сти должны стать люди, которые еще не знают друг друга либо знакомы совсем немного.

2. Ведущий говорит приблизительно следующее: «Сейчас вам представится случай познакомиться друг с другом. Вероят­но, вы захотите использовать это время для того, чтобы рассказать что-то о себе и о своей жизни. Попробуйте рассказать друг другу то, что обычно не говорят, когда видят человека в первый раз. Одним словом, попытайтесь действительно хоро­шо узнать друг друга за каких-то 10 минут». (Поскольку на вы­полнение этого задания отводится всего 10 минут, у каждого игрока есть чуть больше 3 минут на рассказ о себе.)

3. После этого начинается следующий этап. Скажите участ­никам примерно следующее: «А теперь представьте, будто вы встретили своего лучшего друга или подругу и рассказывает ему (ей) о тех двоих людях, с которыми только что познакоми­лись. Постарайтесь охарактеризовать этих людей и свое впе­чатление о них с положительной стороны. Например, ваша речь могла бы звучать так: «Я только что встретил двоих инте­ресных Людей. Петя - энергичный молодой человек, откры­тый и: искренний. Я думаю, мне будет легко ладить с ним. Ма­ша - девушка с прекрасным чувством юмора. Она умеет вни­мательно выслушать другого человека. Еще мне нравится ее мягкая улыбка. По-моему, с ней легко вести разговор». На выполнение этого задания отводится 6 минут, следовательно, у каждого игрока в трио есть 2 минуты на характеристику партнеров.

4. В конце игры вся группа собирается вместе. Каждого участника представляют его партнеры, с которыми он недавно был вместе. Эта презентация может быть весьма лаконичной.

Представленный участник коротко благодарит партнеров и до­бавляет к сказанному то, что кажется ему особенно важным.

В большинстве случаев члены группы получают удовольст­вие, когда слышат положительные отзывы о себе, даже если испытывают при этом легкое смущение. Это упражнение спо­собствует налаживанию доверительных отношений в группе и повышает самооценку участников.

 

«Правда и вымысел» (60 минут)

1. Ведущий может сам начать игру и рассказать группе три короткие истории из своей жизни. При этом две из них долж­ны быть настоящими, а одна вымышленной. Группа пытается выяснить, какая история выдумана.

2. При кратком варианте упражнения исследование исто­рий должно быть недолгим. Участники все вместе решают, ка­кие истории были истинными, а затем рассказчик сообщает, какая из историй была вымышленной. После этого настает очередь нового участника.

3. При полном варианте упражнения группе хватит време­ни на то, чтобы расспросить рассказчика. Каждый участник может задавать вопросы, которые помогут ему найти вымыш­ленную историю, и обосновать свое мнение. Часто членам группы нравится возможность выяснить суть.дела. Время, от­водимое на вопросы и комментарии, составляет от 5 до 10 ми­нут.

Имейте в виду, что, если среди рассказываемых историй есть действительно интересные, необычные, из ряда вон выхо­дящие, это может вызвать в группе довольно сильный резо­нанс. Иногда участники настолько ошеломлены услышанным, что весьма бурно выражают свои эмоции. Очень трудно и, в конечном сче1:е, бесполезно пытаться прервать этот процесс. Дайте волю естественному интересу участников - и упражне­ние пройдет очень оживленно, хотя график работы будет со­рван.

Игру рекомендуется проводить в небольших группах (жела­тельно, чтобы количестве участников не превышало деся­ти-двенадцати человек).

 

«Комментарии» (45 минут)

Для упражнения понадобятся листы бумаги и карандаши по числу участников.

1. Каждый участник пишет свое имя на листе бумаги сверху. Затем листы складывают в одну стопку, перемешивают и раздают членам группы.

2. Все пишут короткие комментарии под именем на том листе, который им достался. Это может быть комплимент, во­прос или же личное мнение о данном человеке.

3. Все листы снова складываются в стопку, перемешивают­ся и заново раздаются участникам, которые опять пишут свои комментарии.

4. Те же действия повторяют еще раз.

5. Теперь на каждом листе написано по три комментария.

Ведущий собирает все листы и по одному зачитывает их вслух. Когда содержимое каждого листа прочитано, его «хозяин» мо­жет высказать свое мнение по следующим вопросам:

· Удивил ли меня чей-либо отзыв?

· Считаю ли я данные высказывания в мой адрес коррект­ными?

· Хочу ли я ответить на заданный вопрос?

· Как я обычно чувствую себя, попадая в новый коллек­тив?

· Как я хочу выглядеть в группе?

· Моя восприимчивость - это скорее достоинство или не­достаток?

Возможен и другой вариант, когда сначала зачитываются комментарии, написанные на всех листах, а затем происходит обсуждение.

 

«Мой вклад» (30 минут)

Для упражнения понадобятся разноцветные нитки. Напри­мер, если в группе шестнадцать человек, можно обойтись че­тырьмя цветами. Отрежьте от ниток каждого цвета по четыре куска длиной 50 см. Таким образом, каждая группа из четырех человек получит нитки собственного цвета.

1. Раздайте отрезанные куски ниток членам группы. Коман­ду образуют участники, которым достались нити одного цвета. Они начинают связывать узлами свои куски в одну длинную нитку. Каждый раз, когда узел готов, участник, завязавший его, Говорит о том, каким может быть его вклад в совместную работу. Речь идет не обязательно о данном упражнении. Участ­ник может порассуждать о своем месте в группе в принципе, отвечая на следующие вопросы:

· Какой опыт принес я с собой в группу?

· Что я умею делать?

· Как я могу способствовать общей работе?

Постепенно из отдельных нитей образуется длинная «лен­та». На выполнение задания отводится 10 минут.

2. Когда все отрезки нитей связаны, начинается следую­щий этап. Получившиеся «ленты» поочередно связывают меж­ду собой. В результате из ниток должен получиться большой круг. Члены группы стоят по кругу, и каждый держит в руке часть нити, которая объединяет всех.

3. Теперь каждый участник рассказывает группе о том, ка­кой вклад он хочет внести в общую работу. Предложения мо­гут выглядеть таким образом: «Я внесу в общую работу мое ло­яльное отношение к людям, доброту и умение стратегически мыслить». Следующие члены группы стараются не повторять уже упомянутые слова.

4. В заключение ведущий обходит круг и отрезает для каж­дого игрока нить таким образом, чтобы в каждом отрезанном куске был узел. Следовательно, каждый участник получает еще и отрезок «чужой» нити. Это символизирует зависимость рабо­ты группы от каждого ее участника.

 

«Привлекательная группа» (45 минут)

Для упражнения понадобятся бумага и карандаши.

1. Участники делятся на подгруппы по шесть человек. Ка­ждый игрок старается выбрать в партнеры тех членов группы, которых он не знает или почти не знает, участников с иным темпераментом, другого возраста и т. п.

2. Когда все группы сформированы, ведущий может ска­зать примерно следующее: «Часто мы видим самих себя совсем иначе, чем другие. Иногда мы особенно критичны по отноше­нию к своему внешнему виду или недовольны собой. Обычно мы для себя самих наиболее строгие критики. Во многом это связано с тем, что другие люди не говорят о том, насколько они любят нас или расположены к нам. Увы, почему-то в на­шем обществе не принято говорить друг другу комплименты».

3. Ведущий проводит небольшой тест: «Кто из вас регуляр­но говорит другим людям о том, что ему особенно нравится в их внешности? Поднимите руки». (Обычно поднятых рук очень мало.)

4. Ведущий продолжает: «Сегодня мы поговорим о вещах, которые чаще всего обходим молчанием. Нам всем что-то нра­вится в нашей внешности, а что-то хотелось бы изменить. Я хотел бы, чтобы каждый из вас на какое-то мгновение заду­мался над тем, какие черты собственной внешности нравятся вам больше всего. Что вы находите в себе привлекательным и симпатичным?» Дайте игрокам 30 секунд на обдумывание во­проса.

5. Следующее задание: «Теперь Я хотел бы, чтобы вы огля­делись вокруг себя и отметили в каждом участнике группы ка­кую-то особо привлекательную деталь внешности. Затем запи­шите на листе бумаги имена членов группы и те черты, кото­рые вам понравились. У одного это будут волосы, у другого ­ глаза, у третьего - выразительные руки и т. д. Когда вы будете составлять список, не забудьте включить в него себя и запи­сать, что именно вам нравится в собственной внешности. По­скольку мы не привыкли обсуждать с другими людьми подоб­ные вещи, возможно, сначала вы будете испытывать некото­рые затруднения при выполнении задания, но вскоре это чувство пройдет, и тогда вы сможете получить удовольствие от игры». На выполнение этого задания отводится 3-5 минут.

6. Теперь члены каждой небольшой группы могут сконцен­трировать свое внимание на ком-то одном из них, чтобы рас­сказать, что им нравится в его внешности. В конце каждого круга получивший «подпитку» участник говорит окружающим о том, что ему самому нравится в его внешнем виде.

7. Когда все участники получили «положительный заряд», группа снова собирается вместе, чтобы подвести итоги. Пусть игроки ответят на следующие вопросы:

· Что удивило вас в этой игре?

· Как вы чувствуете себя теперь?

· Легко ли было говорить или выслушивать комплименты?

· Испытывали ли вы смешанные чувства?

 

«Подарки» (20 минут)

1. Группа садится в круг.

2. Ведущий с юмором говорит несколько слов о том, как важно дарить подарки, чтобы завоевать благосклонность другого, что это единственная в своем роде возможность расположить к себе и завоевать доверие.

3. Один из участников начинает. Он встает, подходит к лю­бому другому участнику и вручает ему вымышленный подарок. Передача подарка состоит из вербальной и не вербальной час­тей. Первый участник может сказать комплимент и объяснить, почему он дарит подарок. Но он не должен прямо называть то, что дарит. С другой стороны, ему надо как можно более правдоподобно с помощью мимики и жестов показать, какой формы подарок, большой он или маленький, насколько тяжелый и т. д.

4. Затем, также используя только мимику и жесты, человек, получивший подарок, должен показать, как он его принимает и при необходимости распаковывает. Он должен решить, что это такое, поблагодарить за подарок, четко и выразительно рассказать, что ему подарили. После короткого диалога пер­вый участник возвращается на место.

5. Получивший подарок встает и направляется к како­му-либо другому члену группы, чтобы в свою очередь сделать тому подарок.

6. Дарители должны в любом случае соглашаться с тем, что называет принимающий подарок, и во время диалога ориенти­роваться именно на это.

7. Принимающий подарок участник абсолютно свободен в том, как представить себе дар. Это может быть какой-то пред­мет, но может быть и некое абстрактное качество.

8. Участники должны позаботиться о том, чтобы не был за­быт никто. При этом каждый может получить только один по­дарок. Ведущему также стоит принять участие в упражнении.

Возможен и другой вариант: вымышленный день рожде­ния. Именинник - ведущий. Он получает подарки от всех членов группы, при этом они называют то, что дарят. В заклю­чение ведущий говорит о том, что больше всего хотел бы полу­чить на самом деле (что-то одно). Тот, чей подарок назван, становится следующим именинником.

 

«Десять вопросов» (30 минут)

Каждому участнику понадобится бумага и карандаш.

1. Сначала каждый составляет список собственных поло­жительных характеристик. Сюда должны быть включены сле­дующие параметры: черты характера, система ценностей, на­выки, хобби, привлекательные стороны внешности, профес­сиональные достижения и т. д. На выполнение задания отводится 5 минут.

2. Затем участники разбиваются на подгруппы по три-че­тыре человека в каждой и договариваются о том, кто из них бу­дет А, В, С и D.

З. Первым начинает игру А, он говорит: «Вы можете задать десять вопросов, чтобы выяснить, какое из положительных ка­честв в моем списке я в этот момент отмечаю крестиком». Ос­тальные члены подгруппы в течение 10 минут отгадывают, о ка­кой характеристике идет речь.

4. Каждый раз, когда кто-то из членов команды высказыва­ет неверное предположение, игрок А должен ответить, напри­мер, так: «Да, большое спасибо. Я любознательный, темпера­ментный человек... но я отметил крестиком не это качество». После этой галантной реплики участники продолжают зада­вать вопросы. Когда группа найдет правильный ответ, игрок А также благодарит партнеров: «Да, большое спасибо. Вы уга­дали. Я хорошо играю в шахматы». Если же все десять вопро­сов заданы, а правильный ответ не найден, игрок А сам назы­вает качество, которое он отметил. Затем на вопросы отвечает очередной игрок подгруппы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: