СТАНДАРТ профдеятельности педагога




Пед. профессия: сущность, виды, история, задачи, ФГОС ВПО по направлению педагогика, стандарт проф.деятельности педагога

Смысл (сущность) педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа, в профессиональной школе целесообразным было бы выделить еще и методическую работу.

История зарождения

Профессия педагога считается вечной, т.к. с момента своего возникновения чел-к испытывал потребность учить и учиться, т.е. передавать социально значимые знания и умения от старшего поколения к младшему. Пед деят-ть возникает приблизительно 35 – 40 тыс. лет назад параллельно с выделением семьи как ячейки общества. Первыми «воспитателями» были старые, члены племени, которые не могли участвовать в процессе добывания пищи. В последствие передачей трудовых навыков начинают заниматься люди наиболее умелые рассказывать, показывать, объяснять. Педагогика как наука говорит о выделении воспитания как вида деят-ти с момента, когда образованием молодежи начинают занимать спец. люди, наиболее умелые в процессах рассказа, объяснения и т.д., которые не участвуют в других видах деят-ти, т.е. воспитание становится их основной обязанностью. Само слово «воспитание» происходит от слова «питать, подпитывать», т.е. формировать личность постепенно. Само слово «педагогика» происходит: «пайд» - дитя, «логос» - веду, т.е. детоводство или детяводство.

Теоретическое обоснование педагогики как науки связано с жизнью и деятельностью Яна Амоса Коменского. Он написал первый пед. труд «Великая дидактика», в которой и характеризует новую науку – педагогику, ее цели, принципы и содержание. Коменский пишет: «профессия педагога почетна как никакая другая под солнцем…»

Пед. профессия реализует следующие задачи:

учитель – посредник между обществом и конкретной личностью

учительская профессия – это профессия, устремленная в будущее (работает на завтра). Результат деят-ти учителя отодвинут во времени.

Учитель руководит развитием личности. Огромная ответственность за слово или дело.

• Разработка теоретических основ образования, обучения воспитания

• Обобщение опыта педагогов-практиков

• Разработка методик и технологий для широкого внедрения в практику

СТАНДАРТ профдеятельности педагога

ЦЕЛЬ: организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ

Требования к образованию и обучению:

- СПО или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю); профессиональная переподготовка; повышение квалификации; стажировка (1 раз в три года)

- Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда

Допуск к работе:

• Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации*(6)

• Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

• Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности

ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ:

Организация учебной деятельности об-ся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин программ профессионального обучения, СПО;

Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы проф. обучения;

Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин;

Организационно-педагогическое сопровождение группы об-ся;

Социально-педагогическая поддержка об-ся в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии

Необходимые знания

• Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные, документы, определяющие современную молодежную политику

• Основы законодательства РФ об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и(или) профессионального образования, и(или) ДПП

• Основы законодательства РФ о персональных данных в части, регламентирующей реализацию образовательных программ ВО и ДПО, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных)

• Требования ФГОС СПО к компетенциям выпускников

Вопрос 2. Средовой подход к развитию личности

В теории воспитания сложились разнообразные подходы к управлению процессом развития и формирования личности ребёнка. Одним из них является средовой подход.

Средовой подход представляет способ организации среды и оптимизации её влияния на личность. На уровне обыденного сознания средовой подход есть отношение человека к среде и среды к ребенку. В научном плане он представляет собой теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности ребенка

Суть этого подхода в том, чтобы воспитывать детей через ту среду, которая окружает их как общность, через организацию восприятия этой среды, совершенствуемой самими детьми с помощью педагогов, родителей, друзей.

Целесообразность применения средового подхода объясняется следующими причинами:

· во-первых, школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в жизнь детей заботы и проблемы ближайшего окружения;

· во-вторых, совершенствование внутренней среды школы, чистота и порядок в ней создают действующий фактор воспитания у детей благородных чувств, отношений поведения.

Среда в школе есть то, среди чего пребывает личность в нашей воспитательной системе. Отсюда возникают педагогические возможности изучения личности в среде, проектирования личности с учетом среды, воспитания личности средой.

Среда осредняет личность. Богатая среда - обогащает, бедная - обедняет, свободная - освобождает, здоровая - оздоравливает. Данное положение имеет значение для оценивания и представления результатов диагностики, определения целей и путей их реализации. Среда как средство управления состоит из статических элементов - ниш и динамических - стихий (Ю.С. Мануйлов). Воспитывать средой, через среду, через ее ниши и стихии - значит формировать тип ее обитателя.

Среда определяется нами как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и "осредняет" личность. Посредствовать - значит побуждать, помогать, позволять, порождать что-либо. Опосредовать означает преломлять, влиять, в смысле облагораживать, обогащать, оздоравливать и пр. Средовой подход мотивирован целью в значении желаемого результата. Образ жизни - это способ бытия, равно как "событие бытия", в значении ряда слов с префиксом "со". Сотрудничество, состязание, соперничество, созидание представляются переменными образа жизни любого сообщества. Образ жизни способствует достижению поставленных целей; в этом проявляется педагогическое значение понятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: