Тема: Ремонт КПП и АКПП
Задание: просмотрите видео в You Tube по ссылке: https://youtu.be/2ZfTjXQJCQ8 (курсы обучения по ремонту автоматической КПП) Изучить и записать в тетрадь: порядок и правила выполнения работ.: порядок действий, точки контроля, параметры, виды недостатков, способы устранения, применяемые приборы и инструменты.
Автоматическая коробка передач (АКПП) - один из самых сложных и высокотехнологичных элементов современного автомобиля. Ремонт автомобиля с неисправной АКПП построена следующим образом:
*Входная диагностика;
*Демонтаж АКПП с автомобиля;
*Разборка АКПП и дефекация ее деталей и узлов;
*Согласование с заказчиком вопроса используемых запасных частей;
*Сборка АКПП;
*Обкатка на специализированном стенде;
*Установка на автомобиль;
*Выходная диагностика.
На этапе входной диагностики в первую очередь производится внешний осмотр АКПП, проверяется уровень и состояние масла. Если система управления АКПП электронная, то затем либо с помощью бортовой системы диагностики, либо с помощью специального прибора (сканера) считываются коды неисправностей, которые были записаны в память блока управления в период эксплуатации автомобиля. Следующим шагом входной диагностики является проверка давлений в системе управления АКПП. Затем проверяется исправность датчиков, проводки, переключателей и разъемов. Важной частью проверки работоспособности гидротрансформатора и АКПП служит проверка оборотов двигателя при полностью заторможенном выходном вале АКПП и максимальном открытии дроссельной заслонки (Stall Test).
После демонтажа с автомобиля АКПП поступает на участок капитального ремонта. Здесь происходит полная разборка коробки передач, и после промывки и просушки всех деталей проводится их дефектация, т.е. определяется возможность дальнейшего использования каждой детали или необходимость их замены.
Следует особо отметить, что во время капитального ремонта необходимо, независимо от состояния АКПП, заменить все уплотнения и прокладки.
После замены всех неисправных деталей собранная коробка передач поступает на испытательный стенд. Стенд позволяет имитировать практически все режимы работы АКПП с контролем параметров электрической и гидравлической части системы управления АКПП. Вся процедура проверки на стенде длится не менее 1 часа. Это позволяет с высокой степенью вероятности сделать заключение о работоспособности АКПП.
Установка АКПП производится с учетом всех технических требований. На этом этапе происходит замена вышедших из строя элементов крепления и вспомогательных систем обслуживания коробки передач. Кроме того, во время установки выполняются предварительные регулировки элементов внешней части системы управления.
Выходная диагностика и обкатка автомобиля. Они проводятся по тем же самым методикам, что и входная диагностика. Кроме того, из памяти блока управления стираются все ранее появившиеся коды неисправностей.
Проверка и ремонт механической КПП
В процессе эксплуатации проверяйте уровень масла и заменяйте его в сроки, предусмотренные таблицей смазывания. Периодически проверяйте все крепления. При обнаружении течи выясните причину и замените неисправные детали (прокладки, манжеты, заглушки и т.п.).
В процессе эксплуатации автомобилей возможно понижение уровня масла в КПП до 8 мм относительно нижней кромки заливного отверстия и одновременное его повышение в раздаточной коробке. При этом выравнивать уровни масла в коробке передач и раздаточной коробке не обязательно, так как общий объем масла обеспечивает нормальную работу обоих узлов.
При смене масла в картере раздаточной коробки или ее доливке необходимо одновременно доводить уровень масла также и в коробке передач до нижнего края заливного отверстия.
КПП синхронизированная: 1 – первичный вал; 2 – пеpедняя кpышка; 3 – специальная гайка; 4,14,17,28 – стопоpные кольца; 5 – пpокладка; 6,15,20,30 – подшипники; 7 – пеpедний подшипник вторичного вала; 8 – каpтеp; 9 – муфта синхpонизатоpа III и IV пеpедач;10 – шестеpня III пеpедачи; 11 – шестеpня II пеpедачи; 12 – муфта синхpонизатоpа I и II пеpедач;
13 – шестеpня I пеpедачи; 16 – вторичный вал; 18 – шайба; 19 – pаспоpное кольцо; 21 – специальный болт; 22 – тарельчатая пружина; 23 – пpомежуточный вал; 24 – ось шестеpни заднего хода; 25 – шестеpня заднего хода; 26 – пpобка; 27 – блок шестеpен пpивода пpомежуточного вала и III пеpедачи; 29 – кpышка
Ремонт МКПП (кратко оформите конспект по способам восстановления деталей КПП)
Разборку и сборку коробки передач производят на стенде при помощи специальных съемников, ключей и оправок. Основными дефектами картеров коробок передач являются: износ отверстий под подшипники качения и ось блока шестерен заднего хода, срыв или износ резьбы в резьбовых отверстиях, трещины. Изношенные отверстия под подшипники и оси восстанавливают осталиванием или постановкой дополнительной детали — втулки. После восстановления отверстия растачивают на горизонтально-расточном станке до номинального размера, обеспечивая соосность отверстий. При срыве резьбы до двух ниток производят прогонку резьбы. При срыве или износе резьбы более двух ниток осуществляют нарезку резьбы увеличенного ремонтного размера, постановку ввертыша или заварку с последующим нарезанием резьбы номинального размера. Большинство трещин картера коробки передач устраняют заваркой с последующей зачисткой сварочного шва абразивным кругом. При наличии более двух трещин общей длиной свыше 100 мм и трещин, проходящих через отверстие под ось блока шестерен заднего хода, картер коробки передач бракуют.
Валы (ведущие, промежуточные, ведомые) имеют следующие основные дефекты:
-износ шеек под втулки или под кольца подшипников;
-износ шлицев;
-забитость, срыв или износ резьбы;
-забоины на шлицах и краях шпоночной канавки.
Изношенные шейки восстанавливают хромированием, осталиванием или наплавкой, шлицы наплавляют и подвергают механической и термической обработке. Шлицевой конец ведущего вала, изношенный более допустимого размера, восстанавливают постановкой дополнительной ремонтной детали, на которой шлифуют шлицы. Забитую, сорванную или изношенную резьбу до двух ниток прогоняют плашкой. Резьбу с износом или срывом более двух ниток восстанавливают наплавкой с последующим нарезанием резьбы номинального размера. Забоины на шлицах и краях шпоночной канавки устраняют зачисткой. Валы бракуют, если они имеют трещины любого характера и расположения, а также сколы зубьев шестерен и шлиц.
Шестерни коробок передач имеют следующие основные дефекты:
-износ зубьев по толщине, забоины на торцовых поверхностях,
-отколы и выкрашивание рабочих поверхностей зубьев.
Шестерни бракуют, если они имеют износ зубьев по толщине более допустимой по техническим условиям величины или отколы и выкрашивание. Если конструкция детали позволяет, то шестерню с этими дефектами восстанавливают постановкой нового зубчатого венца. Забитость торцовых поверхностей зубьев устраняют зачисткой абразивным кругом до получения требуемой формы.
У крышки коробки передач встречаются дефекты:
-трещины или отколы, коробление,
-срыв резьбы,
-износ гнезд и отверстий.
Отколотые части крышки приваривают, а трещины заваривают, если они захватывают не более половины отверстия под болт и не проходят через отверстия под ползуны переключения передач. Сорванную резьбу в отверстиях крепления механизма переключения передач восстанавливают заваркой или постановкой ввертыша. Изношенные отверстия под штоки переключения передач и блокирующего механизма восстанавливают гильзовкой с последующей обработкой под номинальный размер. Коробление плоскости крепления крышки к картеру устраняют припиловкой. Номинальная плоскостность крышки должна быть 0,1 мм на длине 100 мм. Забоины и заусенцы в отверстиях под штоки переключения передач устраняют разверткой.
Перед сборкой детали коробки передач очищают и обдувают сжатым воздухом. Подшипники напрессовывают на валы до отказа под прессом или же легкими ударами через специальные наставки из латуни. Перед напрессовкой на вал подшипники рекомендуется нагревать до температуры 90—100 °С.
Зацепление зубьев любой пары шестерен без зазора не допускается. Ролико- и шарикоподшипники перед установкой на валы нагревают в масляной ванне до температуры 80—100 °С.
При правильной сборке коробки передач все валы и шестерни должны легко проворачиваться без заеданий и заклиниваний.
Для приработки и испытания коробки передач можно использовать специализированный стенд. Испытуемую коробку передач устанавливают на шпильки корпуса в сборе, прижимают пневмоприжимами и соединяют карданным валом с электродвигателем. С помощью электронасоса в коробку передач заливают масло. Затем закрывают защитный кожух, включают электродвигатель и производят обкатку без нагрузки. Для испытания под нагрузкой на катушки порошкового тормоза подают напряжение, регулируя которое устанавливают необходимый тормозной момент. Перед испытанием в корпус коробки передач электронасосом заливают 25 л трансмиссионного масла ТЭП15.
Коробку передач сначала испытывают без нагрузки по 5 мин на каждой передаче, начиная с низшей, а затем под нагрузкой.
В процессе испытания должны выдерживаться следующие условия: переключение муфт на всех передачах переднего и заднего хода должно происходить свободно, без заеданий; отдельные удары, стук, шум не допускаются; течь масла через уплотнения не допускается; температура масла в коробке передач после испытания не должна превышать температуру окружающего воздуха более чем на 50 °С.
После испытания коробки передач сливают масло и промывают сетку маслосборника и сливную пробку.
Решите следующие проблемные ситуации, ответы запишите в тетрадь:
Проблемная ситуация №1
ЖАЛОБА КЛИЕНТА, автомобиль ВАЗ – 2108: шум, идущий на полуоси и шрус (шарнир равных угловых скоростей)
Выберите правильный ответ:
1. Заменить шестерни заднего хода и вилки включения Ι и ΙΙ передач;
2. Заменить блок шестерен;
3. Заменить сателлитовые шестерни, дифференциал;
4. Заменить механизм выбора передач
Проблемная ситуация№2
ЖАЛОБА КЛИЕНТА, автомобиль ВАЗ – 2108: не включаются передачи
Выберите правильный ответ:
1. Заменить шестерни заднего хода и вилки включения Ι и ΙΙ передач;
2. Заменить блок шестерен;
3. Заменить сателлитовые шестерни, дифференциал;
4. Заменить механизм выбора передач
Проблемная ситуация№3
ЖАЛОБА КЛИЕНТА, автомобиль ВАЗ – 2107: шум, треск в коробке
переключения передач
Выберите правильный ответ:
1. Заменить шестерни заднего хода и вилки включения Ι и ΙΙ передач;
2. Заменить блок шестерен;
3. Заменить сателлитовые шестерни, дифференциал;
4. Заменить механизм выбора передач
Проблемная ситуация№4
ЖАЛОБА КЛИЕНТА, автомобиль ВАЗ – 2107: не включаются передача заднего хода
Выберите правильный ответ:
1. Заменить шестерни заднего хода и вилки включения Ι и ΙΙ передач;
2. Заменить блок шестерен;
3. Заменить сателлитовые шестерни, дифференциал;
4. Заменить механизм выбора передач
Все задания, которые были выданы вам за время нахождения вашей группы на дистанционном обучении должны быть выполнены в рабочую или отдельную тетрадь и сданы 15.02.22г. Оцениваться будет выполненное задание и оформленные конспекты отдельно
Желаю Вам успехов!!!
Жду Ваших работ