Практическая работа: «Методы оценки конкурентоспособности товара»




 

При оценке конкурентоспособности товара используют следующие методы:

Дифференциальный метод основан на использовании единичных параметров анализируемой продукции, базы сравнения и их сопоставление.

Единичные показатели отражают процентное соотношение уровня какого либо технического или экономического параметра к величине того же параметра товара – аналога:

(1.1)

где qi - единичный параметрический показатель по i-му параметру;

Pi - уровень i-го параметра исследуемого изделия;

Pi100 - уровень i-го параметра изделия, принятого за образец (базу), удовлетворяющего потребность на 100 %;

Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром - аналогом. Он, однако, не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра. Для устранения этого недостатка используется - комплексный метод оценки конкурентоспособности.

Комплексный методоценки заключается в нахождении комплексного (интегрального) показателя конкурентоспособности товаров, включающего в себя отношение и соотношение групповых показателей. Комплексные показатели необходимы для учета влияния на конкурентоспособность товара не отдельных факторов, а их комбинаций и взаимодействий.

Расчет комплексного показателя конкурентоспособности (К) производится по формуле:

(1. 2)

Где, Iн - групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;

JT - групповой показатель конкурентоспособности по технологическому параметру;

Iэ - групповой показатель по экономическим параметрам;

 

Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле:

(1.3)

где Iн - групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;

qнi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру.

Отличительной особенностью данной формулы является то, что если хотя бы один из единичных показателей равен 0, что означает несоответствие параметра обязательной норме, то групповой показатель также равен 0. Очевидно, что товар при этом будет неконкурентоспособен.

 

Расчет группового показателя по технологическим параметрам:

(1.4)

где, JT - групповой показатель конкурентоспособности по технологическому параметру;

qTi – единичный показатель конкурентоспособности по i – му параметру;

ai - весомость i-го параметра конкурентоспособности.

Коэффициентом весомости оценивается степень важности потребительских показателей. Интервал изменения коэффициентов устанавливается в пределах от 0 до 1, от 0 до 10, от 0 до 100. Сумма коэффициентов весомости является величиной постоянной и составляет 1, 10 или 100. Существуют различные методы определения весомости, наиболее широко используются экспертные методы, основанные на опыте специалистов и мнениях потребителей.

 

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции.

Полные затраты потребителя определяются по формуле:

(1.5)

где З - полные затраты потребителя на приобретение и потребление продукции;

Зс - единовременные затраты на приобретение продукции;

Сi - средние суммарные затраты на эксплуатацию продукции, относящиеся к i-му году ее службы;

Т - срок службы; i - год по порядку.

При этом

(1.6)

где Сj - эксплуатационные затраты по j-ой статье;

n - количество статей эксплуатационных затрат.

 

Расчет группового показателя по экономическим параме трам производится по формуле:

(1.7)

где Iэ - групповой показатель по экономическим параметрам;

З, Зо - полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

 

По смыслу комплексный показатель (К) отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.

Смешанный метод оценки конкурентоспособности товара представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе оценки используется часть параметров рассчитанных дифференциальным методом и часть параметров рассчитанных комплексным методом.

Данный подход является общеупотребительным и повсеместно встречается, по крайней мере, в отечественной литературе. Следует заметить его существенный недостаток - потребительские свойства товара и их набор определяются без учета мнения потребителя.

 

Для более полной оценки конкурентоспособности товара (предприятия) можно так же провести еще и оценку качества сервиса Jс по следующим показателям:

- качество рекламы на товар;

- сроки выполнения заказа

- качество и культура обслуживания;

- гарантийный срок бесплатного послепродажного обслуживания заказчика;

- имидж предприятия.

За основу числовой оценки данных показателей возьмем принципы оценки продукции по технологическим показателям / после бальной оценки экспертами значение каждого показателя для каждого конкурента производится их сравнение с базовым по формуле (1.1) – определяются единичные показатели конкурентоспособности; затем осуществляется их корректировка с использованием коэффициента весомости по формуле (1.2).

Тогда расчет комплексного показателя конкурентоспособности (К) будет производиться по формуле:

(1.8)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: