ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК




 

1. ЗАКОН ТИПИЗАЦИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.

Объективными законами композиции следует назвать такие: закон цельности, закон типизации, закон контрастов.

Названные законы композиции наиболее глубоко обоснованы и полно сформулированы академиком Е. А. Кибриком. Поэтому трактовка этих законов в данной книге будет дана на основании его статей и высказываний.

Закон типизации, или, как называет его Кибрик, закон жизненности, характеризуется тремя основными чертами.

1. Типичность характеров и типичность обстоятельств, в которых развивается действие в композиции. Таким образом, первоосновой закона является создание художественных образов, наличие их в композиции. «Природа художественного образа в том, что типическое проявляется в характерном, общее в единичном. Трудно найти талант, наделенный силой образного мышления более богато, чем талант Домье.

Домье во множестве рисует адвокатов - и каждый из них резко очерченная индивидуальность, характер, и каждый из них в то же время адвокатство в целом. Домье рисует во всех видах короля, и в каждом рисунке король бесспорно похож. Но в каждом же рисунке это не только король, а буржуазная монархия во всей ее неприглядности» (Цит. по ст.: Кибрик Е. А. Объективные законы в изобразительном искусстве, с. 110.).

В таких пейзажах, как «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Золотая осень» И. И. Левитана, «Березовая роща» А. И. Куинджи, «В голубом просторе» А. А. Рылова, перед нами не только интересные мотивы, но и типические образы русской природы.

Примером создания художественного образа в портрете может служить одно из крупных произведений И. Е. Репина «Протодьякон». Когда мы смотрим на эту картину, нам не приходит в голову мысль о том, похож или не похож протодьякон на чугуевского дьякона, с которого был написан. Силой своего таланта художник создал портрет целого сословия, хотя, вероятно, провинциальный дьякон обладал некоторыми характерными чертами (свирепое плотоядное лицо, размашистый, как удар, жест). Так, руководствуясь индивидуальными чертами натуры, живописец создает социальный типический образ (Следует отметить, что закон типизации является одним из основных законов, присущих всем видам искусства. Он характерен и для литературы. Об этом писал М.Горький: «Искусство словесного творчества, искусство создания характеров и «типов» требует воображения, догадки, «выдумки». Описав одного знакомого ему лавочника, чиновника, рабочего, литератор сделает более или менее удачную фотографию именно одного человека, но это будет лишь фотография, лишенная социально-воспитательного значения, и она почти ничего не даст для расширения, углубления нашего познания о человеке, о жизни.

Но если писатель сумеет отвлечь от каждого из двадцати - пятидесяти, из сотни лавочников, чиновников, рабочих наиболее характерные классовые черты, привычки,. вкусы, жесты, верования, ход речи и т.д. - отвлечь и объединить их в одном лавочнике, чиновнике, рабочем, этим приемом писатель создаст «тип», - это будет искусство» (Горький М. О том как я учился писать. - Горький о литературе. М., 1953, с. 309).).

2. Второй чертой закона типизации принято считать движение, так как без движения нет жизни. Поскольку особенностью изобразительного искусства, в отличие от театра, литературы, кино, где есть возможность показать весь процесс развития сюжета, формирования характеров, является передача только одного момента, то важной чертой закона типизации является передача в одном кульминационном моменте движения признаков предыдущего и последующего состояний. Только таким путем возможна передача движения, жизни в изобразительном искусстве. Это в одинаковой степени относится и к трактовке сюжета, и к трактовке каждой отдельной фигуры в композиции. Несоблюдение этого закона непременно ведет к застылости композиции, к положениям, символизирующим движение, но лишенным жизни, навечно остановившимся, пусть даже в динамичных позах.

Под передачей движения Е. А. Кибрик понимает способность художника изображать жизнь в революционном развитии, видеть черты постоянного отмирания старого и нарождения нового в действительности.

Приведем примеры. Все фигуры в «Не ждали» и общая концепция картины трактуется таким образом, что зритель присутствует не только при изображенном моменте - ему понятны занятия и состояние каждого из персонажей этого семейного кружка и до того, как неожиданно открылась дверь перед вошедшим. В то же время захватившая дух неожиданность встречи сейчас, немедленно должна разрешиться взрывом чувств, шумом расспросов, может быть, слезами. Вот именно цепь переживаний - и не случайных, а самых важных, самых существенных для замысла картины,- делает произведение таким необыкновенно жизненным и динамичным.

Е. А. Кибрик пишет: «Восприятие жизни в ее развитии, радостное приветствие нового, нарождающихся социалистических элементов действительности отличает лучшие композиции Пименова. И в картине „Новая Москва“, и в картине „Свадьба на завтрашней улице“ отчетливо проявляется восприятие жизни художником в ее развитии. Он отмечает в жизни не только привлекательные для него „живописные“ мотивы, но видит стремительное развитие, создающее лучшие формы жизни, воспитывающее духовно богатых людей, видит смысл исторического процесса, происходящего у него на глазах, поэтому всегда так своеобразно его творчество.

Очень динамична трактовка сюжета в картине „Свадьба на завтрашней улице“. Здесь изменяется и город с улицей, еще достраивающейся, и судьбы героев, очевидно только поселившихся в недавно выстроенных домах... вся процессия не только передвигается в пространстве, но неуклонно движется к будущему и зримо лучшему. Вся неустроенность окружающего - строительная грязь и беспорядок - только подчеркивает праздничное состояние людей, уверенно идущих в завтрашний день. Мне кажется, что это очень типичные примеры идейного замысла, выраженного через динамический сюжет, взятый в его развитии» (Кибрик Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве, с. 109-110.).

Так, закон типизации имеет наибольшее значение в построении сюжета, закон контрастов действует главным образом на втором этапе - при создании пластической основы композиции. Закон цельности важно учитывать на всех этапах творческого процесса. Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу действует на всех этапах, но прежде всего важен в самом начале, когда возникает замысел произведения.

 

2. ЗАКОН КОНТРАСТОВ И НЮАНСОВ.

Один из основных законов композиции - закон контрастов. Контрасты являются воздействующей силой композиции и определяют ее выразительность.

Значение контрастов в композиции художники отмечали издавна. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорит о контрастах величин (высокого с низким, толстого с тонким), контрастах характеров, фактур материалов и др.

Микеланджело большое значение придавал контрастам объема и плоскости. В своих произведениях он сочетал плоскости с объемными фигурами, добиваясь мощной объемности фигур.

Значение контрастов как сочетания противоположного в зрительном восприятии исключительно велико. Человек воспринимает окружающие его предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды. Знакомые фигуры, предметы мы узнаем с большого расстояния по силуэту, который имеет большое значение в искусстве. Форму предмета: человек воспринимает только благодаря контрасту света и тени. Полное отсутствие светотени создает плоскость. Живопись строится на контрасте теплых и холодных цветов. Сила цвета увеличивается от сочетания его с контрастным (дополнительным) цветом - красного с зеленым, синего с оранжевым, белого с черным и т. п.

Существенную роль в композиции играют контрасты величин (большого и малого) и контрасты в построении сюжета (контрасты положений, психологические контрасты).

Приведем примеры. В картине В. И. Сурикова «Степан Разин» темный треугольник ладьи, рассекающий светлые воды Волги, выражает конструктивную идею композиции. Выразительность конструктивной идеи подчеркивается тональным контрастом - контрастом силуэта темной ладьи и светлой воды и неба.

Монументальные произведения также строятся на контрастах. Здесь ведущую роль играют контрасты величин. Например, скульпторы монументалисты показывают малые формы у подножия крупных монументов. Это сопоставление вполне оправдано, так как произведения монументального искусства должны восприниматься со значительного расстояния и производить впечатление грандиозности.

Монументальная живопись использует низкий горизонт для резкого сопоставления крупной первоплановой фигуры с крохотными фигурками заднего плана. Вспомните картины «Тракторист» А. А. Дейнеки, «Портрет Ф. И. Шаляпина» Б. М. Кустодиева, иллюстрации к поэме «Медный всадник» А. Н. Бенуа.

Убедительные примеры применения контрастов положений, психологических контрастов в построении сюжета и выражении идеи композиции приводит Е. А. Кибрик. Он пишет: «Также существенна роль противопоставления положений в построении сюжета композиции. Что может быть контрастней крестьян, заключенных в арестантском вагоне, и вольных голубей на перроне? Это контраст положений, на которых построена картина Ярошенко „Всюду жизнь“. Не менее контрастны грязный, скрюченный на земляном полу цеха рабочий рядом с фабрикантом, богато и пышно одетым, сверху вниз оглянувшемся на рабочего на картине Иогансона „На старом уральском заводе“. И второй, важнейший психологический контраст в этой картине: умный, полный сознательной ненависти взгляд рабочего противоречит его жалкому положению и поэтому особенно выразителен.

Фигура Ленина на известном памятнике Манизера в г. Ульяновске особенно крепко, уверенно и энергично стоит, потому что преодолевает напор ветра. Ленин как бы выходит победителем в столкновении с противоборствующей силой. Этот контраст выражает идею памятника» (Кибрик Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве, с.

Закон контрастов действует главным образом на втором этапе - при создании пластической основы композиции.

 

3. ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫСОЗДАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ ДЕТЬМИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ХУДОЖНИКАМИ.

Целью данного параграфа является рассмотрение методологической основы тематической композиции, навыков грамотного изображения, принципов художественного иллюстрирования. Сравнительный анализ понятий композиции и видов тематического рисования, их приемов и выразительных средств.

Рисование на темы - это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Основой тематического рисования является композиция. Понятие композиции употребляется в более широком и в более узком смысле. В широком понимании композиция означает расположение, составление, построение всех основных элементов и частей произведения искусства в определенной системе и последовательности для наибольшей выразительности и раскрытия художественных образов. Именно в таком понимании трактуется композиция архитектурного ансамбля, скульптурной группы, исторической или жанровой картины, пейзажа.

Композиция (от лат. compositio - составление, сочинение) - построение художественного произведения обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - это важнейший компонент художественного произведения, придающий ему целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.

В узком смысле композиция понимается как умелое, выразительное расположение фигуры человека, животного в любом кратковременном наброске, этюде, в правильной компоновке предметов быта, в любом учебном рисунке или живописной работе. То есть композиционные начала присутствуют буквально во всех произведениях изобразительного искусства, как в учебных, так и в творческих, как в быстрых набросках и зарисовках, так и в законченных многосеансных работах. Одновременно композиция является и одним из основных средств выразительности. И очень правильно сказал замечательный советский художник Ю. И. Пименов: "Историю искусства можно было бы написать как историю композиции, потому что именно композиция в первую очередь выражает идею, чувства художника".

Вопросы теории и практики композиционных построений в изобразительном искусстве были в центре внимания художников уже в эпоху Возрождения. Например, Леон Батиста Альберти пытался дать определение композиции. Он писал: "Композиция есть то правило живописания, при помощи которого отдельные части видимых предметов сочетаются на картине".

Э. Делакруа подчеркивал необходимость художника видеть органическую, естественную связь предметов в окружающем мире и передавать ее в своих композициях. Он писал: "Когда мы смотрим на окружающие нас предметы, будь то пейзаж или интерьер, мы замечаем, что между ними есть нечто связующее, являющееся следствием окутывающей их атмосферы и всякого рода рефлексов, которые, если можно так выразиться, вовлекают каждый предмет в некую общую гармонию. Она дает своеобразное очарование, без которого, думается, живопись не может обойтись, и, однако же, большая часть художников, даже большие мастера, не обращали на это внимания. Большинство, по-видимому, вовсе не замечало в природе этой необходимой гармонии, устанавливающей в живописном произведении единство, которого нельзя создать одними линиями, даже при самом удачном их расположении").

В.И.Суриков неоднократно подчеркивал, что композиция есть основа основ творческого произведения. "Главное для меня композиция. Тут есть какой-то твердый, неумолимый закон, который только чутьем можно угадать, но который до того непреложен, что каждый прибавленный или убавленный вершок холста или лишняя поставленная точка разом меняют всю композицию".

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции - создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. И действительно, если попробовать в картинах П. Брейгеля Старшего «Охотники на снегу», П. Гогена «Бонжур, мосье Гоген» и В. Сурикова «Боярыня Морозова» что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта и т. п., целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.

Не случайно в качестве примеров предложено рассмотреть

такие разные по живописной манере произведения. Отсутствие

возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия законов и правил композиции.

Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции.

Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать - значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Порой словом «композиция» называют картину как таковую - как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция» как законченное произведение искусства.

В другом случае, термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства.

Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.). В этом можно убедиться, рассмотрев картины: И. Вишнякова «Портрет Ксении Тишиной», Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» и «Аркадские пастухи», П. Рубенса «Снятие с креста», К. Лоррена «Пейзаж с мельницей», Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте»

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение. Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра. Догадки расширяют фантазию зрителя. Если далекий горизонт частично загородить деревьями или другими предметами первого плана, то можно достигнуть большой образной выразительности композиции.

Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира, и на смену замкнутого мира пришел мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые. В дальнейшем зарубежные и русские художники разработали новые типы композиции и использовали традиционные в зависимости от замысла произведения(50, с.7).

Конечно, не стоит преувеличивать значение композиционных схем. Художник, воплощая замысел, опирается, прежде всего,на свое образно-зрительное представление о будущей картине. Но в период обучения основам композиции очень полезно использовать такие схемы, так как они помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. Эти схемы имеют вспомогательное значение. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только мысленно.

В истории искусства большую роль играли как процессы выполнения общепринятых канонов композиции (античность, Возрождение, барокко, классицизм и др.)» так и стремление избавиться от жестких, канонических схем использовать свободные композиционные приемы (XIX-XX вв.). Композиция, отвечающая индивидуальным творческим поискам художников, способна вызвать разнообразные ассоциации, чувства и эмоции(42, с.4).

Композиции подвластно многое. С помощью композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяженность во времени, то есть происходящие не одновременно, а одно за другим. Этими приемами хорошо владели древнерусские иконописцы. Например, мастера новгородской школы XV века, чтобы рассказать о битве суздальцев с новгородцами, использовали трехъярусную фризовую композицию, то есть как бы три отдельные картины, показывающие каждая определенный эпизод, они расположены одна над другой, но вместе с тем составляют единое целое.

Еще один распространенный прием построения композиции для передачи событий, происходящих в разное время и в разных местах,- объединение в одно целое нескольких сюжетов. Как правило, это крупное по размеру изображение в центре холста и небольшие рисунки вокруг него. Примеры такого построения композиции можно встретить в иконописи, народном искусстве, книжной графике и других видах искусства(16, с.7).

Композиционные приемы в полной мере зависят от видов искусства. Наряду с общими закономерностями композиции каждый вид искусства имеет свою специфику и даже одно и то же композиционное средство может использоваться по-разному.

В живописном произведении композиция должна казаться естественной и органичной, не навязывать зрителю идею картины, а как бы незаметно подводить его к ней с тем, чтобы он проникся ее содержанием и замыслом художника.

Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приемами, наоборот, стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта.

В декоративной композиции тема может быть выражена способами, принципиально отличающими ее от композиции картины. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы помещают над ближними, как в древнерусской иконе.

В иконописи и народном искусстве привлекают ясность образа, необыкновенная цельность, плавность и текучесть линий.

Как свидетельствует анализ творческого процесса известных художников, их теоретические труды, а также исследования специалистов, основными законами композиции следует назвать такие: закон цельности, закон типизации, закон контрастов, закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу(26, с. 56).

Благодаря соблюдению закона цельности произведение искусства воспринимается как единое целое. Сущность закона цельности составляет неделимость композиции, то есть невозможность воспринимать ее как сумму нескольких самостоятельных частей, и необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции.

Закон типизации означает обязательную передачу в произведении изобразительного искусства типичности характеров и типичности обстоятельств, в которых развивается действие в композиции.

Закон контрастов предполагает передачу контрастов цвета, формы, движения объектов, контрастов настроения, психологического состояния изображаемых людей и т. п. Контрасты во многом определяют эмоциональное воздействие художественного произведения и являются одним из выразительных средств.

Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу обуславливает создание художником цельного по восприятию, выразительного идейно - сюжетного и высокохудожественного произведения. Этот закон требует, чтобы весь изобразительный строй произведения во всех своих деталях и частях подчинялся не абстрактным, а формализованным схемам построения композиции, а идейному содержанию(53, с 124).

Кроме указанных законов, в композиции используется система выразительных средств и приемов.

К выразительным средствам композиции относятся:

ритм;

сюжетно-композиционный центр;

симметрия или асимметрия;

расположение главного на втором пространственном плане;

- изобразительные средства графики, живописи и скульптуры (линия, тон, цвет, колорит, мазки).

К приемам композиции относятся:

- передача впечатления монументальности;

- выделение и передача пространственных планов;

использование горизонтали и вертикали;

использование диагональных направлений.

Тематическая композиция - один из основных разделов учебно-творческой деятельности учащихся. Рисование на темы - это своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельности учащихся. Выполнение тематических композиций требует не только наличия определенных умений и навыков в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, животных, фигуры человека, но и фантазии, хорошей зрительной памяти, наблюдательности(50, с.18). Все указанные качества развиваются и в процессе самого композиционного рисования. Как правило, в тематических рисунках особенно наглядно проявляется индивидуальность учащегося, уровень развития его художественных способностей, запас наблюдений и впечатлений от красоты окружающей действительности. Содержание композиционно-тематического рисования в школе составляет рисование на темы окружающей жизни, которое осуществляется по памяти, по предварительным наблюдениям, по воображению, а также иллюстрирование сказок, рассказов, басен(14, с.61).

Данные задания отражают различные стороны деятельности людей, их достижения, труд, праздники, близкую школьникам жизнь. Выполнение тематической композиции осуществляется одновременно с постепенным овладением основ изобразительной грамоты - рисунка в живописи. Для более глубокого понимания и осмысления роли уровня горизонта, контрастов света и тени, колорита и других выразительных средств в композиции следует рассмотреть цветные слайды или репродукции произведений выдающихся художников и проанализировать их. Например, изображение весенней, летней и осенней природы, ее цветовой окраски, очертания и силуэты деревьев, различных построек, красоту заката и восхода солнца, порывы ветра и предгрозовую пору можно видеть на картинах Соврасова А.К., И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, И.С. Остроухова, Н.М. Ромадина. Распределение светотени и сочетание цветовых пятен хорошо выражено в картинах А.И. Куинджи «Березовая роща», К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень.», «Мартовское солнце», И.Э. Грабаря «Мартовский снег», «Февральская лазурь». В этих же картинах - пейзажах легко проследить пространственные планы и роль выбора уровня горизонта и точки наблюдения в изображении простора, далей.

Особенности современного индустриального пейзажа, его характерных признаков можно увидеть в картинах Г.Г. Нисского, Ю.И.Пименова и другие. Труд крестьянина в разное время года изображен во многих произведениях А.А. Пластова, А.А. Дейнеки, Ткачевых. Детская тематика - в картинах Ф.П. Решетникова, С.А. Чуйкова, А.А. Пластова, А.А. Дейнеки(11, с.6). Влияние формата на раскрытие темы легко проанализировать на картинах И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, В.А. Серова, Б.В. Иогансона. Детям рекомендуется рисовать на разных форматах листа белой или цветной бумаги, в зависимости от учебной задачи урока. Учащиеся должны усвоить выразительные возможности различных форматов (вытянутый по вертикали, по горизонтали, прямоугольный, квадратный, крупный и т.д.).

Основные этапы создания рисунка на тему:

. Выбор сюжета, формирование замысла композиции.

. Выполнение эскиза.

. Выполнение рисунка композиции.

. Выполнение цветового решения композиции.

Обычно урок начинается с беседы, эмоционально настраивающей учащихся на работу. Она помогает восстановить в памяти учащихся или сформировать у них представление об объектах, которые необходимо будет рисовать. В зависимости от темы и задач урока учащиеся в среднем звене вместе с учителем или самостоятельно выбирают сюжеты, героев своих работ; учитель может предложить несколько возможных сюжетов на одну и ту же тему. Важно, чтобы дети четко представляли себе то, что они будут рисовать. Для этого учитель задает им ряд проблемных вопросов, использует метод словесного рисования, знакомит с необходимым иллюстративным и натурным материалом(11, с.8).

Художник К.Ф. Юон предлагает целую систему для развития композиционного мышления. Он включает в нее: схематичные наброски лиц, фигур людей, животных, рисование по памяти и воображению фигур в движении, воспитание привычки альбомного рисования как в студиях, так еще больше в процессе наблюдения живой жизни, коллекционирование альбомных фигур, сценок, уголков жилищ, типажей, костюмов, видов природы, процессов труда, сцен общественной жизни и т.п.; упражнения в композиционных импровизациях на любые темы; иллюстрации; работа над композициями с использованием подготовительных рисунков, этюдов; упражнения в применении законов перспективы в различных условиях композиции. Последовательность выполнения тематической композиции в общих чертах напоминает процесс создания известными художниками своих произведений(61, с.101).

Рисование на темы ведется по памяти, на основе предварительных наблюдений и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Большое место по данному разделу учебной работы занимает иллюстрирование литературных произведений, т.е. рисование по воображению.

В процессе композиционно-тематического рисования у детей совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Следует поощрять самостоятельность детей в выборе тем и их раскрытии, эмоциональность, выразительность, оригинальность композиции и выполнения.

Виды тематического рисования:

1.Изображение окружающей действительности.

2.Иллюстрирование (сказки, рассказы, стихи, басни).

.Рисунки на историческую тему.

.Фантастические изображения.

Учебно-воспитательные задачи уроков на темы:

Структура урока рисования на тему.

Подготовка учителя к урокам композиционно-тематического рисования:

). Готовить комплексные папки к урокам.

). Методы активизации творческого воображения и зрительной памяти:

а). Экскурсии, игры;

б). Демонстрация слайдов с музыкальным сопровождением;

в). Сравнение, анализ;

г). Ознакомление с произведениями художников;

д). Просмотр видео-, кинофильмов;

ж). Методическая наглядность, схемы, аппликация;

з). Эмоциональная, выразительная речь.

Работа над тематической композицией воспитывает в первую очередь чувство ритма, пропорции соразмерности и соответствия элементов композиции. Юному художнику очень полезно работать над композицией, приобретать навыки мыслить композиционно(42, с.61).

Отечественная художественная педагогика за последние столетие обогатилась значительными исследованиями по вопросам изобразительной деятельности детей. Была разработана и представлена в педагогической литературе методика преподавания всех видов изобразительного искусства. Содержались там и рекомендации по художественному иллюстрированию на уроках тематического рисования в той или иной степени полноты освещения. Авторы: В.С. Иванов, Е.С. Кандахчан, В.Н. Кожухов, Р.И. Коргузалова, В.В. Колокольников, В.С. Кузин, Т.И. Кутепова, К.М. Лепилов, В. Мурзаев, Г.А. Назаревская, И.Г. Орловский, Н.Н. Ростовцев, Е.Е. Рожкова, Н.М. Сокольникова, Е.А. Херсонская, К.А. Шестаков, Т.Я. Шпикалова, и др.

Основной принцип процесса художественного иллюстрирования в профессиональном искусстве - разделение сложной многоэтапной работы на ряд последовательно решаемых частных задач и объединение их в целое: анализ замысла литературного произведения, поиск выражения замысла в эскизах, поиск изобразительно-образной характеристики отдельных элементов и всей композиции в целом, воплощение замысла в изобразительном материале. Обучение ребят иллюстрированию по тому же принципу поможет им «увидеть» образ в конкретной временной обстановке, подведёт учащихся к созданию образа изобразительными средствами, будет способствовать разнообразному и самостоятельному построению композиции иллюстрации и постижению школьниками понятия «формы для содержания», где форма - то, как и какими средствами передать замысел литературного произведения.

Целесообразность организации процесса художественного творчества подростков приближенно к профессиональному искусству, следуя его системе закономерностей, обосновывают в своих научных работах многие психологи и педагоги (Е.И.Игнатьев, Е.В.Шорохов, Цветкова, Н.М.Сокольникова и другие). Наличие познавательных интересов у подростков, интенсивно развивающееся логическое мышление, произвольность внимания, способность работать целенаправленно и последовательно дают основание учить их грамотно вести творческую работу, последовательно осуществлять процесс создания композиции иллюстрации, учить уверенному раскрытию замысла литературного произведения.

Организация процесса художественного иллюстрирования подростками, приближенного к профессиональному, с успехом осуществляется в условиях детской художественной школы, изостудии. А возможно ли это на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе? Возможно ли всё положительное, что накоплено в практике художественных школ, перенести в общеобразовательные школы? Организация процесса художественного иллюстрирования по логической закономерности творческой деятельности (замысел, поиск, исполнение) с успехом осуществляется в условиях системы художественного образования.

В общеобразовательной школе отводится мало времени на предмет «Изобразительное искусство», поэтому творческая работа над тематическим рисунком (иллюстрацией) осуществляется школьниками в классе под руководством учителя частично. Учебный процесс осуществляется примерно следующим образом: 1-й урок - беседа по теме, эскиз, начало выполнения композиции карандашом; 2-й урок - беседа, уточнение рисунка композиции, цвет; а наблюдения, зарисовки, завершение композиции в цвете ученики выполняют дома(12, с.5). Педагогическое руководство обучением школьников творческому процессу передачи замысла иллюстрируемого литературного произведения является неполным. Выпадает важное звено из обучения творческому поиску изобразительного решения замысла - осмысление идейной сущности конкретных образов литературного произведения и освоение изобразительных средств их выражения. Дети, у которых развивается критическое отношение к результату своей деятельности, особенно нуждаются в обучении технике изображения для передачи смысловой характеристики отдельных образов и замысла композиции в целом. Этому может научить учитель.

В последние годы одной из проблем образования стала проблема целостного обучения в общеобразовательной школе(13, с.8). В это понятие входят: единство обучения и воспитания, межпредметные связи, тематическое планирование учебного материала. Тематический принцип планирования учебного материала, положенный в основу школьных программ «Изобразительное искусство», позволил нам объединить различные виды изобразительной деятельности школьников (рисование с натуры, по памяти, по представлению, декоративное рисование, беседы по искусству) определённой темой, например, «Иллюстрирование русской народной сказки...»(32, с.62). Блок занятий по теме даст возможность осуществить обучение подростков процессу иллюстрирования по принципу творческого поиска передачи замысла.

В данной квалификационной работе рассмотрены отдельные проблемы художественного иллюстрирования: восприятие иллюстраций школьниками, о художественной ценности иллюстраций, использование возможностей иллюстрирования литературных произведений в воспитании художественно-творческой активности школьников (Н.М. Сокольникова), о взаимосвязи слова и изображения в художественном иллюстрировании (Л.А. Брынцев) и другие. Эти исследования содержат много ценных практических советов, раскрывают большие возможности занятий иллюстрированием в формировании способностей школьников, в эстетическом и идейно-патриотическом их воспитании. Но не ставился ещё вопрос об обучении школьников творческому процессу иллюстрирования - творческому поиску изобразительно-образной передачи замысла иллюстрируемого литературного произведения как целостному процессу, выработанному практикой профессиональных иллюстраторов: замысел, поиск, исполнение. В связи с этим нет разработанной методической системы обучения, и, следовательно, не решена проблема передачи замысла литературного произведения в процессе его иллюстрирования школьниками среднего звена на уроках изобразительного искусства. Развивая композиционные навыки учащихся по тематическому рисованию, необходимо раскрыть их творческий потенциал, развить аналитические способности образного восприятия литературного произведения и окружающей действительности, вооружить их знаниями и умениями в области композиции и изобразительной выразительности для передачи замысла литературного произведения.

Вывод: в данном параграфе мы осуществили сравнительный анализ видов тематического рисования между собой. Так же дали определение основным понятиям как композиция, иллюстрация, принципы и законы композиции.

 

4. М<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: