Ношение к данному проекту,— о правовых актах статуса города Севастополя.
Документы распространены здесь, на Съезде. Севастополь является крупнейшей военно-морской базой российского Черноморского флота,
Я не знаю экспертных заключений комиссии, которую возглавляет Юрий Федорович Яров на переговорах о флоте, и, может быть, это преждевременно решать, но поручение такое Верховному Совету просил бы дать: рассмотреть законодательные акты о статусе российского города Севастополя. Прошу поддержать такое поручение.
10 декабря 1992 гола было принято решение о создании рабочей группы по подготовке вопроса о статусе Севастополя (кворум для принятия решения — 521;"за" — 793;"против"— 25; воздержалось — 17; всего проголосовало — 835; не голосовало — 4). 15 декабря было принято решение комитетов Верховного Совета об образовании комиссии, в которую вошло 9 человек, руководителем экспертной группы был назначен В.А.Азарьев. Экспертные заключения и материалы должны были быть представлены до 1 февраля 1993 г.
21 экспертные комиссии, состоявшие из ученых, дипломатов, представлявших более полутора десятков серьезных органов и организаций, провели соответствующую работу и пришли к однозначному выводу, который можно сформулировать таким образом: Севастополь — это самостоятельный административно-хозяйственный центр, относящийся к категории городов республиканского подчинения РСФСР.
ПЕРЕЧЕНЬ
организаций, предоставивших экспертные заключения по статусу города Севастополя:
1.Институт государства и права Российской Академии Наук. Директор института академик Б.Н.Топорин.
2.Российский независимый институт международного права. Директор института, эксперт ООН по международному праву, доктор юридических наук, профессор И.П.Блишенко.
Российский, институт стратегических исследований. Директор института доктор экономических наук, профессор Ю.Е.Сце-пинский.
4.Российский институт стратегических исследований. Заместитель директора института, кандидат исторических наук Е.П.Волк.
З.Союз юристов Российской Федерации. Юрист-консультант, кандидат юридических наук А.В.Литвинов
6.Институт законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете Российской Федерации. Руководитель отдела конституционного права В.А.Перт-цик.
7. Юридический совет Санкт-Петербургско-
го Государственного университета. Декан
юридического факультета, доктор юридичес-
ких наук, профессор С.И.Королев.
8. Министерство иностранных дел Рос-
сийской Федерации. Начальник историко-
документального управления МИД И.Лебе
дев.
войны приобретения, принять благонамеренных татар в наше покровительство, доставить им свободу, избрать себе на место Сагиб-Гирея другого законного Хана, и установить его правление; для сего нужно было привесть военные силы наши в движение, отрядить из них в самое суровое время знатный корпус в Крым, содержать его там долго, и наконец действовать противу мятежников силою оружия; от чего едва не возгорелась с Портой Оттоманской новая война, как то у всех в свежей памяти.
Благодарение Всевышнему! Миновала тогда сия гроза признанием со стороны Порты законного и самовластного Хана в лице Шагин-Гирея. Произведение сего перелома обошлось Империи нашей недешево; но мы по крайней мере чаяли, что оное наградится будущею от соседства безопасностью. Время да и короткое воспрекословило однако ж на деле сему предположению.
Поднявшийся в прошлом году новый мятеж, коего истинные начала от нас не скрыты, принудил нас опять к полному вооружению и к новому отряду войск наших в Крым и на Кубанскую сторону, кои там доныне остаются: ибо без них не могли бы существовать мир, тишина и устройство посреди татар, когда деятельное многих лет испытание всячески уже доказывает, что как прежнее их подчинение Порте было поводом к остуде и распрям между обеими державами, так и преобразование их в вольную область, при неспособности их ко вкушению плодов таковой свободы, служит ко всегдашним для нас беспокойствам, убыткам и утруждению войск наших.
Свету известно, что имев со стороны нашей столь справедливые причины не один раз вводить войска наши в Татарскую область, доколе интересы государства нашего могли согласовать с надеждою лучшею, не присвояли мы там себе начальства, ниже отмстили, или наказали татар, действовавших неприятельски против воинства нашего, поборствовавшего по благонамеренным в утушение вредных волнований.
Но ныне, когда с одной стороны приемлем в уважение употребленные до сего времени на татар и для татар знатные издержки, простирающиеся по верному исчислению за двенадцать миллионов рублей, не включая тут потерю людей, которая выше всякой денежной оценки; с другой же, когда известно нам учинилося, что Порта Оттоманская начинает исправлять верховную власть на землях татарских, и именно: на острове Тамане, где, чиновник ее, с войском прибывший, присланному к нему от Шагин-Гирея Хана с вопрошением о причине его прибытия, публично голову отрубить велел и жителей тамошних объявил турецкими подданными; то поступок сей уничтожает прежние наши взаимные обязательства о вольности и независимости татарских народов; удостоверяет нас вяще, что предложение наше при заключении мира, сделав татар независимыми, не довлеет к тому, чтоб чрез сие исторгнуть все поводы к распрям, за татар произойти могущие, и поставляет нас во все те права, кои победами нашими в последнюю войну приобретены были и существовали в полней мере до заключения мира; и для того, по долгу предлежащего нам попечения о благе и величии отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир между Империями Всероссийской и Оттоманской заключенный, который мы навсегда сохранить искренно желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков наших решилися мы взять под державу нашу полуостров Крымский, остров Тамань и всю Кубанскую сторону.
Возвращая жителям тех мест силою сего нашего Императорского Манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего, содержать их наравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те правости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется; напротив чего от благодарности новых наших подданных требуем и ожидаем мы, что они в счастливом своем превращении из мятежа и неустройства в мир, тишину и порядок законный потщатся верностию, усердием и благонравием уподобиться древним нашим подданным и заслуживать наравне с ними монаршую нашу милость и щедроту.
УКАЗ СЕНАТУ