Авраам мог бы молить бога пощадить его единственного сына, отдаться чувствам так, как это обычно делает эстетик, и это бы был эстетический, чувственный Авраам.




Сёрен Кьеркегор (1813-1855, Дания)

1. Объясните жизненную ситуацию, которую Кьеркегор обозначает как «или-или».

«Или — или» — это одно из сочинений Кьеркегора, которое иногда переводится как «Либо — либо» (1843). Кьеркегор считал, что сама человеческая жизнь лишена ценностей, а раз так, то не все ли равно, как жить? «Женись, ты об этом пожалеешь; не женись, ты и об этом пожалеешь; женишься ты или не женишься, ты пожалеешь в том и другом случае… Повесься, ты пожалеешь об этом; не повесься, ты и об этом пожалеешь, в том и другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостивые государи, резюме всей жизненной мудрости…».

«Или — или»: необходимость выбора и свобода. В отличие от ГегеляКьеркегор считает, что во всемирной истории господствует необходимость, а не свобода. Но внутренняя, душевная жизнь человека принадлежит лишь ему одному, и никакая история, кроме собственной, не должна его касаться. Борясь за свободу, каждый борется за будущее. «В этой именно области и царствует абсолютное «или-или»». Выбор сообщает душе человека сознание собственного достоинства. «Личность является абсолютом, имеющим свою жизненную цель и задачу в самом себе». Выбор приводит к свободе, а значит, и ответственности. «за всякое свое дело и слово». Выбор должен быть сделан вовремя, решительно и энергично. Внутреннее движение личности не оставляет времени на эксперименты мысли. Жизненная неопределенность может привести к такому моменту, когда выбирать уже нечего – за человека выбрала сама жизнь, а он потерял самого себя.

 

 

2. В чем заключается содержание этапов развития человека:

• эстетический:

Основанием являются чувства. Это жизнь непосредственная, когда человек живет минутой, не задумываясь о смысле своего существования, живет, прежде всего, чувственными удовольствиями. Ложная беззаботность, ложное довольство жизнью — все это больше похоже на состояние животного или, в крайнем случае, ребенка. Такие люди наполнены иллюзиями, — от юношеских иллюзий надежды до старческих иллюзий воспоминаний. Непосредственный человек никогда не замечает и не ощущает в глубине существования Бога. Люди непосредственной жизни больше ценят не духовную, а свою физическую природу. Отсюда — взгляд на здоровье как на величайшее благо. Более утонченный, но похожий взгляд: выше всего на свете красота. Непосредственные люди живут исключительно ради исполнения своих желаний, хотя желания лишь очень немногих по-настоящему исполняются. Непонимание своей собственной природы губит человека: Человек, живущий внешней непосредственной жизнью, постоянно испытывает чувство тревоги, страха перед чем-то неизвестным. Его человеческая природа выдвигает перед ним требование — быть духовным. Человек должен выбрать: оставаться ему в своем поверхностном бездумном существовании, по мере возможности получая эстетическое наслаждение от жизни, или выбрать свою собственную природу, стать человеком нравственным.

Любой индивид эстетически в момент озарения начинает реализовывать себя как эстетик, т.е. творит свой эстетический мир или, по-современному, любой индивид отказывается от стереотипов массовой культуры и создает свой стереотип прекрасного. На языке Кьеркегора, на этой стадии происходит эстетическое томление, т.е. для личности свой мир прекрасного недостаточен. Для Кьеркегора эстетика является самым низменным выбором, по сути дела она даже не выбор, ведь человек рождается с ней.

• этический:

Основанием являются разум и долг. Путь к этому уровню существования идет через отчаяние. Отчаяние — это не состояние, но подготовительный душевный акт, требующий серьезного напряжения всех сил души. Именно оно дает победу над миром. Не вкусивший горечи отчаяния не в состоянии уловить истинной сущности жизни. «Предайся отчаянию, и ты не будешь более обманывать окружающий тебя мир, не будешь более бесполезным обитателем мира». Человек отчаивается в самом себе как в эмпирическом существе и выбирает себя через отчаяние как существо абсолютное. Отчаяние — это раскрытие внутренней духовной природы человека. Однако этическое существование, к которому человек приходит через отчаяние, не является высшим уровнем развития человека. Этический человек считает, что в мире господствуют необходимость, долг, которым надо повиноваться, например, необходимости смерти. Но можно ли идти с голыми руками против предвечных законов природы? Может ли человек жить в мире, в котором господствует необходимость? Человек должен довести борьбу с необходимостью, в том числе и с необходимостью нравственного закона, до тех пределов, где начинается вера. Если нравственный закон общезначим, то это, по Кьеркегору, доказательство его безнравственности. Нет долга вообще, есть только долг по отношению к самому себе, у каждого свой, долг быть самим собой, обрести себя.

Любой индивид ведет себя этически, т.е. выбирает свое отношение к проблематике общества. Самое главное для Кьеркегора подчеркнуть, что этическая жизнь приводит человека к высшей степени ясного самосознания, этика по Кьеркегору видит свою задачу в надлежащем и всестороннем развитии личности, причем ясно видит, какие начала должны быть в ней развиты и каким именно образом.

• религиозный:

Основанием являются сердце и вера человека. Здесь отчаяние — уже грех, и противоположностью отчаяния становится не добродетель, а вера в то, что для Бога все возможно. Бог может даже сделать бывшее небывшим. Только тот, чье существо так потрясено, что он становится духом и понимает, что все возможно, только тот подходит к Богу. Вера у Кьеркегора выступает как высшее напряжение, как высшая страсть, наслаждение и мучение. Вера в то, что для Бога все возможно, — это парадокс, это особое измерение мышления, которое нормальному рассудку представляется безумием. Эта вера открывается человеку, дошедшему до края, когда для него не остается никакой другой человеческой возможности. Отсутствие возможности означает, что либо все стало необходимым и тогда нет смысла вообще говорить о человеческой свободе и о спасении; либо то, что все стало обыденным. Обыденность господствует везде, где человек полагается только на свои силы, на свой разум.

Объединяет эстетическую и этическую стадии и связана со страхом. Кьеркегор разделяет «Боязнь» и «Страх». Боязнь – страх чего-либо конкретного. Страх – осознание того, что человек покинут Богом или, в трактовке Хайдеггера, в мире священные ценности исчезли, или, по Ницше, Бог умер. На религиозной стадии человек приходит к подлинному Я.

 

 

3. Как соотносится проблематика веры и морального выбора?

Для Кьеркегора основа религиозной этики это осознание своей греховности через разочарование - это догмат о первородном грехе, об изначальной и неустранимой ничтожности человека перед Богом. Осознание собственной греховности становится единственной отправной точкой движения человека к добру. Человек осознав свою порочность, открывает дорогу к добродетели. Но добродетель может быть противоположностью греха лишь в обычной светской этике. В этике религиозной противоположность греха есть вера.

Только Бог - источник доброго в мире, и потому нравственность может состоять только в том, чтобы быть с Богом. Нравственность в ее светском понимании, то есть идеи добра, блага и другие категории этики, - это всегда следствие веры. Человек, обретя веру, обретет и мораль - этот факт неоспорим для Кьеркегора, как и тот факт, что через мораль не обрести веры. Вера вообще не обретаема - она есть дар божий. Религиозный человек обязан не только развивать заложенные в него таланты и следовать добродетели, но постоянно определять себя по отношению к Божественной бесконечности.

Недостаточно одной этической рефлексии. Только религиозное отчаяние признается Кьеркегом силой, способной вызвать неутомимую работу человеческого духа, вырвать его из абсурда и бессмыслицы существования и заставить человека задуматься о морали

Кьеркегор создает идеал моральной личности, которая, опираясь на веру осознает нормы морали. Кьеркегор опирается в своем описании морально целостной личности на христианский идеал и образец. Но согласно его моральной диалектике только грешнику доступны истинная духовность, нравственность и вера - в этом парадокс религиозной этики Кьеркегора. Для него чтобы познать истину морали, нужно согрешить. Только человек, согрешивший и осознавший через отчаянье или религиозное раскаяние перед богом свою греховность, может познать мораль и стать истинно моральной личностью.

 

 

4. Что Кьеркегор объясняет на примере Авраама? Почему он называет библейского патриарха «рыцарь веры»? Как Авраам переступает через границы этического?

Авраам всю жизнь мечтал иметь сына, и только в старости его мечта осуществилась. Но тут Бог требует принести его сына в жертву. Авраам послушно идёт исполнять этот приказ, ведь он верит, и его вера выше морали. Авраам, по Кьеркегору, стал обладателем сокровищницы веры, остался в памяти людей отцом веры и "не было на свете человека, подобного по величию Аврааму, и кто же в состоянии постичь его". Вера стала тем инструментом, с помощью которого человек становится отличным ото всех людей, он становится Единичным.

Авраам становится "рыцарем веры". Он соотносит свои поступки с идеалом всеобщего, а не с мирской конечностью. Рыцарь веры всегда находится выше общего, ибо через общее нельзя опосредовать абсолютную свободу, которой он обладает.

Авраам, стоя с занесенным ножом на своего единственного сына - единственную свою надежду, «не усомнился и не озирался боязливо по сторонам, не докучал небу своими мольбами». Он знал, что от него требуется тягчайшая жертва, но знал также, что никакая жертва не должна казаться слишком жестокой, раз господь требует ее: и он занес нож. Авраам " верил против всякого разума ".

Чтобы пояснить отличия этического (долг и ответственность) и божественного (веры), Кьеркегор придумывает различные варианты истории Авраама:

Авраам мог бы молить бога пощадить его единственного сына, отдаться чувствам так, как это обычно делает эстетик, и это бы был эстетический, чувственный Авраам.

Авраам этический, с наличием определенного долга и ответственности перед сыном, перед женой, мог бы вонзить нож себе в грудь и прославился, показав миру настоящую отеческую любовь. Он бы стал идеалом этически совершенной личности, ценящей других как цель, а не как средство, и готовой принести себя в жертву за других.

В этих обоих случаях перед нами предстал бы обыкновенный человек, которым руководят чувства и аффекты или разум и долг, соответственно. Но истинный Авраам оставил свой разум и взял с собой веру. Авраам по-настоящему верит и по-настоящему страдает, а источником его страданий является вера. С этической точки зрения, Авраам хотел убить сына, поэтому его можно квалифицировать как убийцу. С точки зрения веры, Авраам просто верил, что бог не допустит зла.

5. Почему вера иррациональна и всегда парадоксальна?

Вера в Бога — высшее, на что способен человек. Величайшее зло — безбожие. Вера начинается там, где прекращается мышление. Мышление никогда не может постигнуть действительности: то, что мыслится, не существует реально, – это лишь мыслимое, возможное. Мышление абстрактно, существование конкретно. Если понимание, как производное мышления, отражает отношение человека к человеку, то вера выражает собой отношение человека к божественному. Таким образом, вера иррациональна. Однако Кьеркегор находит понятия, помогающими приблизиться к ее сути. Речь идет о парадоксе и абсурде. Вера является «самым великим и самым трудным из всего возможного», поскольку для ее достижения требуется «заглянуть в глаза невозможности». Что же именно можно назвать невозможным, парадоксальным, абсурдным? Кьеркегор определяет веру как парадокс, согласно которому «единичный индивид в качестве единичного стоит выше всеобщего». «Единичный индивид» представляет собой совершенно особое понятие, поскольку не имеет определения, не обладает никакими свойствами, кроме одного — быть индивидом, т. е. единственным, единичным. «Единичный индивид» Кьеркегора — это индивид, не просто стоящий выше всеобщего, но индивид, находящийся в абсолютном отношении к Абсолюту, т. е. нашедший Бога, вступивший на путь веры.

 

 

6. Как философ определяет «страх» и «отчаяние»?

Страх – это и осознание человеком своего бессилия преодолеть смерть, и риск неправильно распорядиться предоставленной свободой. Одновременно Кьеркегор, выявляет новый смысл - экзистенциальный, который раскрывается в отношении человека к самому себе. Экзистенциальный страх не есть рабский страх, унижающий человека, от которого следует избавляться, чтобы быть свободным на пути познания необходимости. Это есть выражение духовности человека. Экзистенциальный страх укоренен в человеке с самого начала как «страх перед Ничто». Страх есть непосредственная данность духа в личном опыте человеческой индивидуальности. Страх перед Ничто свидетельствует лишь о потенциальной возможности стать действительно свободным человеком.

Отчаяние – это вина человека, внут­ренне не принимающего самого себя. Отчаявшийся человек болен смертью, умиранием. Отчаяние – «болезнь к смерти», которую человек должен победить: отчаиваясь в чем-то, человек отчаивается в самом себе, поэтому пытаясь избавиться от себя, он стремится к смерти. Но от себя избавиться невозможно. «Я» составляет суть его жизни. Источник отчаяния — в неприка­янности, в «нежелании отдаться в руки Господа». Тот, кто осознает отчаяние, ближе к исцелению. «Только дошедший до отчаяния ужас развивает высшие силы. Отчаяние – единственное средство душевного спасения для человека».

 

 

7. Раскройте смысл «индивидуальности» и «экзистенции» как предмета философии по Кьеркегору.

Индивидуальность. «Я » не рождается; оно создается, учреждается множеством предстоящих решений. Задача наполняет человека ужасом, ибо он сознает всю ее трудность. Такая свобода — тяжкая ноша, которую изберет не каждый. Следовательно, мы порой стремимся избежать ответственности и позволить другим выбирать за нас. Личность растет, выбирая, и приходит в упадок, пребывая в нерешительности. Мы ищем поддержки, но это означает, что мы отказываемся от автономии в пользу коллектива. Человек может допустить, чтобы решения принимались за него, но это означает утрату индивидуальности. Кьеркегор, размышляя о категории "индивидуальность", высмеивал абсолютного идеалиста, который забывает самого себя, мыслящего человека, и пытается стать безличной абстрактной мыслью или сознанием. Кьеркегор делал ударение на индивидуальный акт свободного подчинения моральному закону и свободное принятие или выбор личного отношения к Богу. Человек становится "индивидуальностью", когда он реализует свою свободную волю свободным приданием формы и направления своей жизни.

Экзистенция (лат.) – жизнь, существование. Экзистенциализм – философия жизни. Под таким существованием Кьеркегор понимает внутреннее бытие человека, его чувства и переживания, страсти и настроения. Философия должна повернуться к человеку, помочь ему найти понятную истину, ради которой он мог бы жить, делать свой выбор и осознавать свое «Я», находить смысл жизни в самых трагических ситуациях, а не заниматься решением всеобщих, абстрактных вопросов, как правило, не интересующих человека и не касающихся его насущной жизни (бытие, материя, бог, дух, механизмы познания и т.п.). Предметом его философии является «единичный индивид», который не обладает никакими свойствами, кроме одного - быть индивидом, т. е. единственным, единичным

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: