Вопрос № 2. Виды и формы современного криминального предпринимательства




Деятельность, осуществляемая в первых трех рассмотренных типах теневого бизнеса, в основе своей можно отнести к некриминальной. Частично выходят из подполья многие виды производства товаров и услуг, например, теневое строительство, ремонт и обслуживание техники, частный извоз, медицинская и педагогическая деятельность, репетиторство, сдача жилья в поднаем и другие.

Криминальный бизнес представляет собой систему противоправных, уголовно наказуемых экономических отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг с целью получения сверхдоходов. С переходом к рыночной экономике расширился круг правонарушений, совершаемых в сфере "черной" экономики. Криминальные отношения теневого предпринимательства включают все виды экономической преступности и, помимо этого, корыстные общеуголовные преступления, особенно в наиболее общественно опасной их форме проявления - организованной преступности. Все более расширяются такие негативные явления, как, например, взяточничество, вымогательство, приобретая черты жестких и устойчивых правонарушений, охватывающих все стороны экономических отношений легальной экономики, переводящих легальные формы бизнеса в нелегальные.

Сегодня ни одна хозяйственная сделка, ни одно решение в предпринимательской деятельности практически не обходится без взятки. Мздоинство стало распространенным явлением в экономических отношениях по вертикали "государство - юридическое лицо". Приобрел широкие масштабы "бюрократический", "чиновничий" рэкет (растут число взяточников и размеры взятки), изменилась структура взяткодателей и ее получателей. По горизонтали - юридическое (физическое) лицо - юридическое (физическое) лицо - появился и распространился уголовный рэкет как форма реализации теневого экономического предпринимательства, "обмена" материально-денежного содержания на своеобразную "эквивалентную" услугу (охрана от конкурентов, других рэкетиров, сохранение и завоевание экономического пространства, "выбивание" долгов и многое другое).Расширяются международные криминальные связи теневых предпринимателей, которые привлекают на свою сторону силы мирового преступного сообщества для упрочнения своих позиций в экономике страны, структурах власти, осуществляя давление на правительственные структуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Уже не вызывают сомнений сообщения о том, что в некоторых регионах России власть фактически перешла в руки мафиозных структур.

По мере того как теневой финансовый капитал увеличивал свое могущество, набирал силу, укреплял экономические позиции, он стал привлекать в "услужение" в качестве охранно-антиконкурентных и каталитических средств уголовный мир, который обеспечивал защиту от посягательств на экономические интересы теневого бизнеса со стороны государства с помощью "боевиков" уголовного мира. Однако этого было недостаточно. Простор для роста теневого предпринимательства и получения сверхдоходов от этого бизнеса могло создать только само государство своим действием или бездействием. Для этой цели и были использованы государственные чиновники как защитники теневого капитала и создатели условий его расширенного воспроизводства. Именно они стали тем ключом, который позволил открыть путь к богатству и власти. Недаром цена этих "услуг" достигла сотен миллионов долларов.

Криминализация государственного аппарата превратилась в своего рода суперпреступность, способную подорвать устои государства, его демократические преобразования. Коррупция стала тем явлением, когда чиновничество "торгует" государственными интересами в розницу и оптом. Пораженными коррупцией оказались все ветви власти. Процесс ре-формирования в стране ознаменовался политикой официального использования коррупции в качестве ведущего элемента механизма преобразований, своеобразного "выкупа" власти (или обмена власти на собственность по Е.Т.Гайдару).

Развал административно-командной системы ускорил рост теневых процессов, прежде всего экономической преступности, из-за нейтрализации деятельности контрольных органов (система государственного и общественного контроля была практически реформирована) и дезориентации правоохранительной системы.

Теневой финансовый капитал с его мощной ресурсной базой подчинил себе угодовный элемент и привлек на свою сторону значительные силы бюрократического аппарата, создав сплоченные организованные преступные группы. Сращивание этих сил создало в обществе такую систему специфических криминальных экономических отношений, которые стали способны определять и регулировать значительную часть общественных процессов в стране.

В сложившихся реалиях общественной жизни государство, отлично ощущая силу теневого финансового капитала, вынуждено во многом с ним считаться, брать во внимание его интересы. Как вынужденная мера, сегодня имеют место договоренности с лидерами теневого капитала по ряду вопросов, уступки им своих позиций, "сдача" по частям интересов определенной доли населения страны, прежде всего, лиц с низкими доходами, малоимущих категорий граждан.

Таким образом, анализ проводимой экономической политики государства показывает, что реформирование экономики в значительной степени направлено не на укрепление хозяйства страны, стабилизацию жизненного уровня населения, утверждение социальной справедливости в обществе. Многие экономические решения либо прямо, либо в завуалированной форме способствуют перераспределению национального богатства в пользу теневых структур, лидеров теневого бизнеса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: