Требования, предъявляемые к решению.




Таким требованием является необходимая и достаточная совокупность общеобязательных повелений (распоряжений), предъявляемых к содержанию и форме решения в ОРД законодателем и (или) выработанных оперативно-розыскной практикой, которые направлены на реализацию принципов ОРД. Совокупность обязательных повелений, предъявляемых к решению в ОРД, представлена двумя группами требований: к форме и к содержанию.

Во-первых, требования различают в зависимости от формы принятия решения. Так, решение, которое допустимо принимать в любой, кроме документально оформленной (письменной), форме -(например, приказа), должно быть: принято уполномоченным на то законом или иным соответствующим нормативным правовым актом должностным лицом (как правило, руководителем оперативно-розыскного органа); отдано внятно и понятно; доведено без искажений до исполнителя и др.

Особые требования предъявляют к каждому решению, которое влечет ограничение конституционных прав человека и гражданина (прослушивание телефонных переговоров, обследование жилища и др.). Оно обязательно оформляется документально, должно иметь соответствующее название, предусмотренное ФЗ об ОРД, и другие необходимые реквизиты.

Реквизиты в ОРД — обязательные данные, установленные законодательными или иными нормативными правовыми актами, которые указываются в конкретном документе (например, в постановлении о заведении ДОУ, постановлении судьи ограничении конституционного права человека и гражданина) для признания его действительным.

Как правило, такими данными выступают наименование и дата составления документа, подпись (и оттиск печати) физического (или юридического) лица. Отсутствие одного либо нескольких реквизитов в ряде случаев, оговоренных законом, влечет недействительность или оспоримость документа.

Во-вторых, требования предъявляют к содержанию решения. Любое решение в ОРД должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Рассмотрим эти требования на примере документально оформленного решения, влекущего ограничение конституционного права человека и гражданина.

Законность этого решения предполагает: его принятие надлежащим должностным лицом; соответствие его формы требованиям, предъявляемым к документу (наличие соответствующего названия и других реквизитов); соответствие его содержания полученной фактической информации (исключается вымысел и т.п.).

Обоснованность решения означает, что должностное лицо при его принятии исходило из анализа документально оформленных материалов и строило свои выводы на фактических данных в их совокупности, которая исключает другое решение, кроме принятого. Мотивированность решения призвана объяснить, почему должностное лицо приняло конкретное решение, почему использовало (не использовало) те или иные аргументы, т.е. должно содержать объяснения и доводы в обоснование занятой позиции. Составные части решения (документально оформленного). Как правило, такое решение состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Рассмотрим содержание решения на примере содержания постановления о представлении результатов ОРД органу дознания (следователю, прокурору или в суд).

Так, вводная часть включает наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя ОРО, а также основания вынесения данного постановления.

В описательной части указывается, в результате какого ОРМ получены материалы и какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным Делам), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение. Описательная часть заканчивается ссылкой на соответствующую часть ст. 11 и ч. 4 ст. 12 ФЗ об ОРД.

В резолютивной части формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД. Здесь же перечисляются подлежащие направлению конкретные документы. Вступление решения в силу. Момент вступления решения в силу зависит от ряда факторов, и прежде всего от его формы и субъекта принятия.

Устное решение (например, приказ) вступает в силу, как правило после его оглашения. Решение, которое оформлено документально, может вступить в силу с момента: а) его подписания (в необходимом случае — утверждения); б) непосредственно указанного в тексте документа; в) ознакомления с ним непосредственного исполнителя (под роспись). Момент вступления в силу решения зависит также от субъекта, который его принимает. В данном аспекте различают так называемых простого и сложного субъекта. Например, для вступления в силу постановления о заведении дела оперативной проверки достаточно его письменного утверждения руководителем ОРО. Совсем иначе обстоит дело со вступлением в силу решения, которое влечет ограничение конституционного права человека и гражданина. В данном случае недостаточно утверждения постановления о проведении ОРМ (например, контроля телефонных переговоров) руководителем ОРО. Кроме его разрешения необходимо получить разрешение и судьи, которое также должно быть оформлено в виде мотивированного постановления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: