ЛИТУРГИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ ХРИСТИАНСТВА




Митрополит Вениамин (Федченков)

 

Беседа первая

 

Сегодня я побеседую с вами, как обещал, о Божественной литургии.

Христос говорит: "Приимите, вкусите, сие есть тело Мое". И дальше: "Пийте от Нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета". Много на небе светлых звезд, этих искорок ризы Божией, там есть сапфиры, изумруды, яхонты, но всех их краше, светлее, ярче — солнышко. Много душистых цветов на пажитях и нивах, но всех их лучше, прекраснее, благоуханнее — роза. Много рек, ручьев, озер, речек бегут по лицу земли, и все они сходятся, сливаются в безбрежном, огромном, безмерном океане.

Много прекрасных ярких камней хранится в недрах земли, но всех прекраснее, чище, ярче — сверкает бриллиант.

И в духовном мире есть и звезды, и камни драгоценные, и цветы на пажитях духовных. Много чудных звезд-песнопений хранится в Церкви православной (святоотеческих творений), но все сии сходятся в солнце Церкви нашей — Божественной литургии.

Много чудных цветов на пажитях церковных, но всех их прекраснее роза — Божественная литургия. Дивны драгоценные камни Церкви нашей — обряды, но их всех ярче блистает бриллиант — Божественная литургия. Все источники, все ручейки — таинства наши — сливаются в глубочайшем Святейшем таинстве — Божественной литургии. У нас в Церкви есть руки Христовы, уста Его и очи Его, есть также сердце Его Божественное.

Руки Его — обряды Церкви, язык уст Христовых — Евангелие Христа; очи Его — Таинства святые, чрез которые Он заглядывает в наши души, Сердце Его — Божественная литургия.

Все отцы Церкви с восторгом говорят о ней. Блаженный Августин, святой отец Западной Церкви, так восклицает: "Твоя Премудрость могла бы сотворить, могла бы создать для человека еще более чудные цветы на нивах, но Твою Любовь Ты исчерпал до конца в Божественной литургии. И вот почему: в литургии Христос отдает Себя верным, Тело Свое и Кровь Свою животворящую".

Святой Иоанн Златоуст говорит, что Божественная литургия есть великий чудный дар. Ангелы Божии, если только можно это выразить на нашем человеческом языке, завидуют нам, людям, которым даровано счастье вкушать Божественные Тело и Кровь, они мириадами слетаются туда, где приносится Божественная жертва, с трепетом предстоят пред святым престолом, закрывая лица и в славословии прославляя великую Тайну, совершающуюся здесь. Вот как святые отцы говорят о Божественной литургии, вот как благоговели они пред нею.

Древние христиане хорошо понимали, какое счастье дано людям в таинстве причащения, они каждый день приступали к Святой Чаше, так чиста была их жизнь. Когда они ехали в дальний путь, они брали с собою Святые Тайны, вместе с крестом хранили они их на груди.

Наши предки всегда начинали день с посещения литургии; только отстояв ее, они начинали свои дела житейские. Вот как люди, христиански настроенные, ценили Божественную литургию.

Много названий дано ей.

Первое — Пасхой называли ее древние христиане и отцы Церкви. Святой Иоанн Златоуст говорит: "Кто бывает на Божественной литургии, тот уподобляется возлюбленному наперснику Христову, потому что литургия есть Тайная вечеря, и мы, вкушая Святые Тайны, как бы к сердцу Христову припадаем, слушаем его биение".

Второе — трапеза, потому что здесь предлагается нам Небесный хлеб — Тело и Кровь Христовы Животворящие.

Третье — Евхаристией называют ее.

Четвертое — общение, вот еще одно название литургии, потому что мы в таинстве причащения вступаем в величайшее общение со Христом, через таинство это Он проникает во все частицы нашего тела.

Пятое — обедней называют литургию у нас в том же смысле, как название трапеза. Обедня — обед, пир, на который господин зовет своих рабов через слуг своих. Рабы — это мы, и как много среди нас таких, которые на зов царя отказываются идти, уходя то на торжище, то на поле или не желая оставлять дом, потому что "жену поят". Слуги Господни — архипастыри и пастыри зовут, но зова их не слышат, как не слышат и звона церковного — зова Христова, голоса Христова — Святого Евангелия. Мало того, что не слышат, но и другим мешают ходить, смеются над ними, издеваются, глумятся. Не видят эти люди, как они нищи и убоги, жалки, несчастны, окаянны — Солнца Божьего лишают они себя, бриллиант драгоценный топчут они в заблуждении своем.

Дорогие мои, паства моя богодарованная, любите Божественную литургию, берегите благоуханную розу Христову, просвещайте свои души светом солнца Божественного, считайте потерянным днем в своей жизни тот, когда вам не удалось быть за Божественной литургией. Пусть среди вас не будет толстовцев, штундистов, адвентистов и других сектантов, отвергающих Святую Чашу, глумящихся. Пусть очи ваши видят всегда Божественную Чашу, пусть уши ваши всегда слышат: "Приимите, ядите".

Благодарите Господа всегда за тот величайший Дар, перед которым трепещут ангелы. "Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа". Пророки и праведники этот наш дар видели только в гадании, видели в образах только, и то, в какой трепет повергались души их.

Пророк Моисей, пася стадо, увидел купину, терновый куст, который горел и не сгорал. Он хотел приблизиться, но услышал голос: "Моисей, сними обувь с ног твоих, ибо земля, на которой ты стоишь, свята". Купина, по толкованию отцов Церкви, означает Пресвятую деву, в которую вселился Бог Слово, Огонь Божественный, и оставил Ее нетленной и непорочной. Но купина означает и Тайны Божественные, которые, как огнь, попаляют наши страсти, не сжигая нас.

И Моисей, предчувствуя эту Тайну, полный благоговейного восторга, снял обувь с ног своих, показывая нам пример того святого страха, с которым мы должны приступать к Святым Тайнам.

И еще более знаменательные слова говорит Господь Моисею: "В скинии (это — первоначальный храм) положи предо Мною Хлебы предложения и полагай их во все дни жизни". Эти хлебы предложения лежали неделю, а после, в субботу, съедались священниками. Эти хлебы были прообразом Святых Тайн.

Соломон говорит: "Премудрость создала себе дом и обтесала семь столбов. Приготовила трапезу и послала слуг своих звать: приидите, ешьте хлеб мой и пейте вино мое". Видите, здесь повторяются слова те, которые мы слышим каждую литургию. Соломон говорит здесь о Божественной премудрости — о Христе. Семь столбов — семь таинств Церкви православной. Трапеза — это Божественная литургия, во время которой предлагается Хлеб Небесный и Вино. Слуги — это архипастыри и пастыри, не престающие звать всех верующих на вечерю.

Звон колокола церковного — тот же звон на трапезу. Хлеб и вино прообразуют в притче тот хлеб и вино, которые здесь, в храме, прелагаются странным, чудесным образом в Животворящее Тело и Кровь Христовы.

Так царь Соломон только предчувствовал мог Святейшую Тайну Божественной литургии.

Пророк Исаия, говорится в Библии, видел дивное видение: увидел он Господа, Седящего на Престоле высоком. Престол окружали серафимы, имеющие шесть крил, два служили им для летания, двумя они закрывали ноги и двумя с трепетом закрывали лица, непрестанно вопия: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф". С ужасом благоговейным воскликнул пророк: "Горе мне, яко человек есмь нечисты имый устне". И сказал Господь: "Не бойся". И полетел серафим, взял клещи, схватил ими горящий уголь от Престола Божия и коснулся ими уст Исаии (см.: Ис. 6, 1–6).

В этом видении клещи, по толкованию святых отцов, — руки девы, воспринявшей Сына Божия. Эти руки протягиваются к нам. Уголь же пылающий — Святые Тайны, пламенем своим попаляющие наши беззакония.

Вот с каким трепетом только предугадывает, только в видении зрит пророк дарованное нам великое сокровище, попаляющее всякую скверну.

Пророк Малахия говорит: Я возлюбил вас, глаголет Господь (Мал. 1, 2). Так учат и предугадывают пророки. А мы не умеем дорожить. Среди нас есть такие, которые не идут к Чаше. Про таких людей сказано: Царица Южская восстанет на суд с родом сим и осудит его, потому что с далекого юга пришла она слушать Соломона. А здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, потому что покаялись они от проповеди Ноны, а здесь больше Ионы (Лк. 11, 31–32).

Так и в Ветхом Завете говорится о великом даре Божественной литургии.

Отец Иоанн Кронштадтский говорит: "Прослушав Божественную литургию, пади ниц и благодари Господа, сподобившего тебя такого великого счастья".

Други мои, помните правило святых отцов: человек, три воскресенья подряд не побывавший у литургии; лишается христианского погребения. Не пропускайте этих трапез Господних, считайте потерянным тот праздничный день, в который вы не слышали Божественной литургии. Скажу притчу: один крестьянин имел сто пудов хлеба и променял его на лохмотья. Скажите, разумно ли он поступил? — Нет, не разумно. Как же еще более неразумно поступает тот, кто меняет Хлеб жизни Небесной на лохмотья жизни земной! Господь зовет на вечерю Тайную, а он отвечает: "На торг нужно идти, огород не убран, полоса не досеяна". Не знает он, несчастный, что зерно, которое он бросает в землю во время литургии, выйдет больным, чахлым, не принесет ему плода.

Други мои, давайте помолимся со мной: "Господи, благодарим Тебя за дар Твой, благодарим Тебя за то, что сподобляешь нас слушать литургию Божественную и вкушать Пречистое Тело Твое и Животворящую Кровь Твою. Молим Тя и о тех, которые ушли от Святой Чаши Твоей, не хотят найти утешения в Тайнах Твоих спасительных. Ты вразуми и приведи их к Себе, чтобы и они были с нами в Церкви Твоей".

Хочу я сегодня, други мои, побеседовать с вами о том, кто и когда в первый раз совершил Божественную литургию, где она была совершена в первый раз.

Есть на небе ясное солнце, но есть еще Солнце Правды, вечное, никем не сотворенное, самосветящееся и разливающее предвечный свет. Солнце это — Бог Отец. От этого Солнца пресветлого исходит Божественный, такой же, как Солнце, бесконечный превечный Луч, все творящий и укрепляющий.

Луч этот — Сын Божий. Этот-то Луч Божественный, Луч Света дивного зажег на земле чудную Лампаду, наполнив ее не елеем, не маслом, а Своею Божественною Чистою Кровию.

Эта Лампада, дорогие мои, есть Божественная литургия. Эту Лампаду зажег Сын Божий, Превечный Луч Превечного Солнца Отца. Зажег Он ее в последние дни Своей земной жизни. Впервые загорелась эта Лампада в Сионской горнице в час совершения Тайной вечери. Вот кем и когда впервые совершена была Божественная литургия.

Святые евангелисты и святые отцы описывают первую литургию: девять священнодействий совершил Тот, Кто был и жертвою, и служителем этой первой литургии.

Спаситель омыл ноги ученикам и возлег с ними. далее говорится: "Христос взял хлебы"… Не хлеб взял Он в Свои пречистые руки, не хлеб, а тебя, душа грешная, тебя взял Своими чистейшими, святейшими руками. Взяв хлеб, Он возвел очи, поднял их к Небу, к Отцу, хвалу воздал Отцу, показал Ему взятую грешную душу, говоря как бы: "Я беру эту душу, покупаю ее, но не на золото и не на бриллианты, покупаю Я ее Кровию Своею, мукою крестною". Потом сказано: "Христос благословил хлеб", вероятно ожидая крестную смерть. Он сделал на хлебе знамение креста. Господь возблагодарил, преломил затем хлеб. Нет, не хлеб Он преломил, Плоть Свою раздробил Он…

После этого Христос раздал хлеб ученикам. А при этом Он сказал те слова, которые повторяются каждый раз во время литургии: "Приимите, ядите…", "Пийте от нея вси…" Сказав эти слова, Христос Спаситель прибавил совет нежный, любвеобильный: "Сие творите в Мое воспоминание". Этот Новый Завет, установленный Христом Спасителем, великую радость внес в жизнь людей.

Вкусив Тела и Крови Христа, люди приобщились Божественному естеству, впервые вошел в их дом души Господь — душа людей стала храмом Божиим. О, какое это бесконечно великое счастье.

Первые последователи Христа не забывали завета Его — "Сие творите в Мое воспоминание". И вот уже 19 веков на земле приносится бескровная жертва. В течение 19 веков не было ни одного дня, в который не совершалась бы Божественная литургия. И не прекратится она, пока существует мир. Земля наша пока существует, никакая сила вражия не потушит Лампады, зажженной лучами Божества. Сатана поднимал бури, воздвизал жесточайшую брань, заставляя бушевать волны страстей, — все это для того, чтобы потушить светлую Лампаду, литургию Божественную, но не удалось ему это и не удастся.

С пришествием антихриста начнется гонение на литургию, снова ей придется скрываться под землею, как во времена первых христиан. Но и во времена антихриста будет совершаться литургия, и в последний день мира, когда ангелы соберутся на суд всех людей, и живых, и восставших из гробов, и в этот день будет совершена Божественная литургия, только на Небе совершена она будет.

Други мои, берегите эту Божию Лампаду, любите литургию Божественную, старайтесь насытиться из этого источника жизни. Считайте потерянным день, когда вы не будете слышать литургии. Церковь зовет всех на этот пир Божий, даже тем, кто остался дома по нужде, — матерям семейства, Церковь старается ударами колокола к "Достойно" напомнить, что в храме в этот момент совершается Божественная страшная литургия.

 

Беседа вторая

ЛИТУРГИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ ХРИСТИАНСТВА

 

Из нашего современного храма перенесемся, други мои, в языческую далекую Антиохию первых времен христианства. Воздвигнуто гонение на христиан, их

схватывают, заключают в страшные тюрьмы, а потом в амфитеатрах отдают на съедение зверям или, обернув засмоленной паклей, зажигают, так что христиане изображают живой факел.

То же и в Антиохии происходило, и гонителями был захвачен священник Лукиан со своею паствою. Они уже были приготовлены, и паства с грустью сказала Лукиану: "Отец наш, как же мы причастимся Святых Таин?" Лукиан неподвижно лежал на помосте, ноги его были скованы, встать он не мог. "А есть ли у вас хлеб и вино?" — спросил он. "Добрые люди принесли все это, — ответили ему, — только как же совершать ты будешь литургию, даже и престола нет у нас?" — "Принесите хлеб и вино, положите их на грудь мою, пусть она будет живым престолом для Пречистых Таин Господа", — воскликнул заключенный священник.

И принесли хлеб и вино на грудь Лукиана, и совершена была литургия Божественная, во время ко торой причастился сам Лукиан и все остальные христиане.

Так древние христиане совершали литургию. Не было у них установленных молитв и обрядов. Литургию во время гонений они совершали под землей, в катакомбах. С вечера начиналась служба и с восходом солнца кончалась, но не потому, что уставали верующие молиться, а потому, что было опасно жить христианам. В разных местах языческого мира совершалась литургия, но не везде каждый день; в одних местах — четыре раза в неделю, как говорит о своей пастве святой Василий Великий. В более раннее время христиане собирались каждый день, но особенно в день воскресный, который они называли днем Солнца и днем Хлеба. В память Воскресения Христова — Солнца Правды и в память Хлеба — святого причащения.

Служба начиналась с чтения Святого Евангелия и посланий святых апостолов, а потом начиналась молитва. Говорились и читались молитвы не по молитвеннику, а из сердца. Молитва была пламенная. Сердца, согретые благодатию Духа Святого, изливали дивные гимны и песнопения. Не сохранилось почти ни этих молитвословий, ни поучений, только в отрывках более поздних времен находим мы указания, что некоторые из наших молитв в литургии повторяют песнопения древних христиан.

Так, наш возглас "Возлюбим друг друга" — сейчас только хладные слова, тогда же он полон был глубокого смысла, тогда чувствовали люди, находящиеся в подземной церкви, что они действительно любят друг друга, близки один другому, и в знак этой любви и братства присутствующие в храме с произнесением этих слов целовали друг друга. Мужчины целовали мужчин, женщины — женщин; священнослужители также давали святое лобзание друг другу. И звуки гимнов сменялись в храме другими звуками — лобзанием.

От этого обычая остался лишь слабый след: священнослужители теперь в это время целуют друг друга в плечо, а диакон целует крест на ораре. Точно так же, когда у нас теперь возглашается "Горе имеим сердца", хор холодно отвечает: "Имамы ко Господу", а тогда все от всей души произносили эти слова, потому что первые христиане действительно пребывали душою с Господом, не замечая времени, не чувствуя усталости, и только заря заставляла, из осторожности, разойтись по домам верующих, которые сошлись на молитву вечером. Так долго молились они. В деяниях святых апостолов об этом говорится: видна продолжительность их молитвы в том месте, где описывается чудесное спасение от смерти отрока, упавшего во время проповеди апостола Павла из окна.

Так пламенна была молитва и вера христиан, что они не замечали времени.

После долгой молитвы начиналось причащение всех верующих. Древние христиане причащались каждый день, мужчины и женщины. Позже причащались реже, но не менее одного раза в неделю. Для принятия Святых Таин верующие подходили прямо к престолу, так как тогда иконостас не отделял алтаря от храма.

Сначала причащались все мужчины, потом женщины, больным или занятым службой святое причащение диаконы носили на дом. Так чиста была жизнь первых христиан, что они могли быть каждый день готовыми к святому причащению.

Вот какова была литургия в древние времена. Если вас теперь спросят, други мои, что такое Божественная литургия, отвечайте, что она — завещание Спасителя нашего. Он Своими словами: "Сие творите в Мое воспоминание" оставил нам как бы завещание совершать литургию и вкушать Его Животворящие Тело и Кровь.

Литургия, скажите, — это бриллиант, дивный подарок Христа. Литургия — это река, укрепляющая, освежающая, истекающая из ребра распятого Иисуса. Литургия — это мост золотой, по которому только и можно прийти к вечной жизни. Любящие же литургию, этот бриллиант неоцененный, эту реку, несущую нам жизнь, помните — это завещание Христа, идите этим мостом золотым, который спасет вас от пропасти ада.

Не слушайте, возлюбленные, тех людей, которые бегут от литургии, бегут от Чаши. Это несчастные, заблудшие, жалкие люди. Они не видят блеска бриллианта, они задыхаются от жажды вдали от реки Христовой, они падают в пропасть, избегая моста. Вы же зовите всегда: "Хвалите имя Господне".

Сегодня я только немного скажу вам о Божественной литургии. Я уже назвал вам ее в прошлый раз Лампадою Божьей, рекой животворною, бриллиантом драгоценным.

Но река эта не была окружена берегами, бриллиант был без оправы. Литургия Божественная не имела ни установленных постоянных молитвословий, ни постоянных обрядов. По преданию, от времен апостольских называли так литургию апостола Иакова, брата Господня, апостола Марка и апостола Петра, но это не был обязательный для всех чин литургии. До IV века порядок совершения литургии и песнопения ее устанавливал каждый епископ для своей паствы. Вы уже знаете, что древние христиане так были сильны духом, так пламенно молились, что их молитва продолжалась всю ночь во время моления они не знали, что такое усталость. Но постепенно охладела огнепламенная молитва, верующие стали тяготиться целонощной молитвой, пропускали литургию, и вот тогда-то, снисходя к их немощи, святой Василий Великий составил более краткий, чем древний, чин литургии. Ее у нас совершают десять раз в году.

Святой Иоанн Златоуст убавил песнопения и составил еще более краткий чин литургии. Бриллиант получил драгоценную оправу; реку ввели в прекрасные цветущие берега; Лампада получила оправу светлую.

О том, как святой Василий Великий составил чин литургии Божественной, свидетельствуют святые Пров и Амфилохий.

По словам святого Амфилохия, святой Василий готовился долго к святому делу. Долго молил Христа Спасителя открыть ему волю Свою, благословить его на составление чина литургии.

Молитва его была услышана. Господь открыл ему, что он, Василий, может приступить к работе. Шесть дней молился святой Василий, постился, наконец после этих молитвенных подвигов он встал перед престолом и в пламенных песнопениях воспел литургию, чин которой потом и записал. С этих пор литургия не изменяется. Шестой Вселенский Собор постановил ничего не прибавлять и не убавлять в тех молитвословиях, которые составили эти два великих отца Церкви.

Зачем же нужно было установить этот постоянный чик литургии? — Затем, чтобы не угасла Лампада, чтобы река текла прямым путем, чтобы на бриллианте не было царапин. Постоянный чин нужен был для того, чтобы не было введено чего-нибудь неправильного, еретического, в чин литургии, тем более что в IV веке стали в христианской Церкви появляться ереси. Таким образом, святые Василий Великий и Иоанн Златоуст ввели в русло реку. Пусть они помогут и вам, возлюбленные, понимать и любить Божественную литургию, про которую отец Иоанн Кронштадтский — пламенный служитель литургии говорит: "Упади ниц и благодари Господа, сподобившего тебя быть на Своей страшной Святой Литургию ".

 

Беседа третья

О ХРАМЕ

 

Сегодня я буду говорить с вами, други мои, о храме. Всякий храм строится по определенному плану. Вот и ваш собор построен по тому же древнему плану. Собор состоит из трех частей: притвора, средней части и алтаря.

Притвор в древнее время служил для молитвы оглашенным, то есть людям, готовящимся к принятию крещения, и припадающим — так назывались люди, за большие грехи лишенные права стоять со всеми верующими.

Припадающими они назывались потому, что кланялись каждому, входящему в храм, и просили: "Помолись за нас, мы много прегрешили".

Средняя часть храма не отделялась раньше тою плотною перегородкою, которая называется иконостасом. Она появилась только во время Василия Великого. В его житии так описывается причина того, что святитель устроил иконостас.

Василий принял крещение уже взрослым, купелью ему послужил священный Иордан, где крестился Господь Иисус Христос. Перед крещением Василия блеснула молния и из нее вылетел голубь, опустился и всколыхнул воду.

В память этого чуда, над престолом того храма, где служил Василий уже епископом, висел серебряный голубь, сделанный для святителя ювелиром. Василий всегда пламенно молился в храме, и за это Господь всегда посылал ему чудо: во время преложения Святых даров голубь трепетал крыльями, как живой. Однажды святой Василий произнес слова: "И сотвори убо хлеб сей…" — и заметил, что голубь оставался неподвижным. Смутился святитель, упал на колени и стал молить Бога открыть ему причину такой немилости.

Народ стоял в недоумении, видя прекращение службы. Долго молился святитель Василий, и вот Господь открыл ему причину Своей немилости.

Пред престолом стоял диакон, чтобы отгонять от Святых даров насекомых, которых так много на Востоке, и видит святой Василий, что один из диаконов засмотрелся на красивое женское лицо. Возгорелся ревностью о славе Божией пламенный Василий, изгнал диакона, отстраняя его от службы, и после этого Господь опять явил ему чудо.

С этого времени и ввел святой Василий иконостас, чтобы не развлекались священнослужители во время молитвы. Вначале иконостасом служила легкая завеса. Потом явилась легкая перегородка и уже позже современный нам иконостас.

В средней части храма — молящиеся; в алтаре находятся две святыни — святой престол и жертвенник. Престол поставляется в алтаре с особыми священнодействиями. Прежде всего его несколько раз тщательно моют, потом надевают на него "срачицу" (сорочку) — белую льняную одежду: и перевязывают его крестообразно поясом. Потом надевают на престол блестящую одежду из парчи и после этого покрывают престол покрывалом

Все, что я описал, имеет глубокий смысл. По толкованию святых отцов, в трех частях храма изображается троичность Божества, с одной стороны, а с другой — притвор изображает нашу землю, средняя часть храма — видимое небо, алтарь — Небеса небес. И престол изображает Престол Божий. Всюду Святая Церковь напоминает нам о Божественной Троичности, везде Господь проявляет Себя как Троицу Единосущную.

Наша душа тоже говорит нам об этом. Наш ум свидетельствует о Божественном уме, сотворившем весь мир, — Боге Отце. Наше сердце свидетельствует о Божественной любви — о Сыне Божьем, Единосущном Отцу. Наша воля есть образ Божественной воли — Божественного Святого духа. Если мы всмотримся в одежды святого престола, то и здесь найдем для себя много образов. Святой престол омывают, чтобы он стал местопребыванием Господа. И человек, этот "храм Божий, по свидетельству святого апостола, тоже омывается в воде крещения. Белая одежда и крестообразное опоясывание говорят о кресте, полученном нами при крещении. Блестящая одежда престола говорит о блеске славы Божией, которую не могут выносить огнепламенные серафимы, предстоящие Престолу Царя Славы и закрывающие лица свои и ноги крыльями, чтобы не опалиться. С каким же трепетом должны мы предстоять престолу Божию.

Вторая часть храма изображает небо, и мы, верующие, должны, как звезды на небе, гореть нашими душами в молитве.

Святой престол поставляется на мощах мучеников в память того, что первые христиане молились, в катакомбах, причем престолом для них иногда служили гробницы Святых мучеников.

Святой престол должен освящаться епископом, но теперь, когда епископу не всегда возможно поехать на освящение храма, он освящает только антиминс. "Антиминс" в переводе значит "вместопрестолие", — это шелковый или полотняный плат; в котором зашиты святые мощи, на плате изображаются "положение во гроб", четыре евангелиста и делается надпись о том, когда, при каком епископе дан этот антиминс. Антиминс обычно завертывается в особый платок-покров, а во время литургии развертывается и на нем полагаются святые дискос и чаша.

Без антиминса не может совершаться литургия. На антиминсе можно приступать к служению ее в обыкновенной комнате, в палатке, на обычном столе вместо престола. Антиминс — переносный престол.

Кроме антиминса на святом престоле полагаются Святое Евангелие, крест и дарохранительница, где сохраняются Святые дары запасные. Вот почему на престоле не только невидимо, но и видимо, в Святом Евангелии и Святых дарах присутствует Сам Господь.

Жертвенник стоит в левой стороне алтаря. На нем совершается проскомидия, а в древности на него верующие полагали хлеб, который они приносили для совершения Божественной вечери.

Вот краткое описание храма, в котором мы бываем с вами за Божественной службой.

Всюду и всё говорит нам, о присутствии Бога. С каким же благоговением должны мы стоять здесь перед Престолом Божиим, пред которым с трепетом предстоят ангелы, которым мы и уподобляемся. в храме, воспевая славословие.

И как жалки как несчастны люди, которые не любят храма Божия, которые меняют службу Божию на ветошь мира сего, которых житейские заботы лишают возможности бывать в храме.

Други мои, любите храм, это постоянное местопребывание Бога, спешите сюда, особенно в праздник, старайтесь уподобиться ангелам, воспевающим непрестанно хвалу Богу.

 

Беседа четвертая

ДЕЙСТВИЯ ПРИ ЛИТУРГИИ

 

Господь сказал: "Аз есмь хлеб, сшедший с небеси". Хлеб этот — Божественное Тело Его и Честная Кровь Его — Святое Причащение Его, нас "укрепляющее, оживляющее, очищающее". Причащение — это Солнце правды, освящающее нашу жизнь, согревающее нашу душу. От этого Солнца три луча, этот бриллиант вложен в ковчег с тремя отделениями. Божественная Литургия состоит из трех частей.

С древнейших времен подразделяется так эта служба, даже в Сионской горнице первая литургия состояла из трех частей. На Тайной вечери, прежде всего, было приготовление. Господь сказал ученикам: "Идите приготовьте нам горницу". Затем Господь возлег с двенадцатью учениками, но Иуда не досидел до конца трапезы, "исшел", как исходят оглашенные (не имеющие крещения). Наконец, по уходе Иуды, Господь начал священнодействовать, под видом хлеба и вина дал ученикам вкусить Плоти Своей и Крови Своей.

И в Божественной литургии имеются эти три части. Первая называется проскомидией — слово это греческое, потому что вся Божественная литургия заимствована нами от греков.

"Проскомидия" значит приношение. Нужно отметить, что еще во времена Моисея Господь заповедал, чтобы верующие не приходили к Нему "тщи", без жертвы. Это правило строго соблюдали первые христиане; вместо животных, которые служили жертвою во времена Моисея, они приносили хлеб и вино.

Алтарь в древности разделялся на три части: собственно алтарь и две боковые части. Ризница — по нашему сосудохранилище, потому что там хранилась утварь храма, здесь же облачались диаконы. По-гречески она называлась диаконник. С другой стороны находился жертвенник, или предложение, где теперь жертвенник. Там стоял стол, на котором верующие полагали хлеб и вино.

Вот откуда получили наименование просфоры, которые означают приношение. Эти жертвы так были распространены, что святые отцы говорили: "да будет стыдно людям, имеющим достаток, причащаться чужим хлебом". Из этих хлебов священник выбирал лучший, хорошо выпеченный, и употреблял для причащения, а так как тогда причащались почти все верующие, то и приходилось употреблять несколько хлебов и несколько чаш.

В литургии святого апостола Марка так и просится у Господа ниспослать духа Святого "на хлебы и чаши сии". Хлеб для причащения должен быть пшеничный, квасной, форма — круглая, кроме того, он должен состоять из двух частей.

Пшеничный круглый хлеб берется в память того хлеба, который употреблял Спаситель при совершении первой литургии. Круглая форма напоминает динарий — монету, как бы говоря, что мы куплены Христом Спасителем, Который отдал Себя за нас, чтобы выкупить нас. Хлеб этот и называется просфорой, то есть приношением в память того, что верующие ее приносили в храм для священной литургии, как и мы теперь приносим свечи и масло, и то, и другое. Две части просфоры говорят о двух естествах Сына Божия — человеческом и Божественном. Это динарий, которым мы искуплены, это жертва, которая была добровольно принесена за нас Богочеловеком, Сыном Божиим и Сыном девы.

Совершается литургия на пяти просфорах. Почему это так? — вы скажете мне. Взгляните на крест: в память пяти язв Господа нашего Иисуса Христа.

Теперь приступлю к объяснению самой литургии. Я уже говорил вам, что она состоит из трех частей. Первая называется проскомидией. Она вся посвящена воспоминанию Рождества Христова. И так как Христос родился в безызвестности, о Нем почти не знали 30 лет, когда Он явил себя миру, то проскомидия совершается в алтаре при задернутых царских вратах.

Во время совершения проскомидии воспоминаются и страдания Христовы, но как бы в предведении грядущего, так, как предвидел их праведный Симеон Богоприимец.

Пред совершением литургии священник, сознавая свою немощь, свою греховность, чувствуя священный трепет пред тою великою службою, к которой он приступает, обращается к Господу с молитвой о помощи. Вот почему он, прежде чем приступить к святой трапезе, как бы в страхе, беспомощный, останавливается пред иконостасом, чтобы подкрепить себя обращением ко Господу.

Уже с вечера готовится он к службе, и теперь, приходя в храм, священник должен, прежде всего, примириться со всеми, простить всем и всё. Часто говорят о недостойных священниках, некоторые заявляют, что они потому не ходят в церковь, что не уважают священнослужителей, что недостойно ведут себя. Какое же это недомыслие, какая религиозная безграмотность. Да разве есть разница в Чаше, которую держит рука совершающего, как ангела или недостойного священника?

Господь говорит: "На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Все, что они вам говорят, делайте и исполняйте, по делам же их не поступайте". Даже о таких грешных, развращенных и озлобленных до мозга костей священниках Господь так говорит. Святой Иоанн Златоуст говорит, что нужно благодарить Бога, что святое причащение дают ему немощные священники, потому что, если бы литургию совершал ангел Божий, то он не допустил бы грешников к Святыне.

Со страхом, сознавая свою немощь, священник взывает ко Господу о помощи.

Священник читает пред царскими вратами начальные молитвы: "Царю Небесный…", "Отче наш…". В сознании своей греховности он смиренно читает "Помилуй нас, Господи, помилуй нас". Здесь он просит простить беззакония его, священника, по бесконечной милости, как "Бог Благоутробный", и потому еще, что мы — "людие Его", далее просит Пречистую деву открыть милосердия двери, потому что Она — спасение рода христианского.

Прочитав эти молитвы, священник поклоняется образу Спасителя у царских врат, целует Его, читая "Пречистому Твоему образу…", затем также с поклоном целует икону Богоматери, произнося молитву: "Милосердия сущи источник… милости Его сподоби нас". Дальше священник целует иконы в иконостасе, читая тропари им. Это поклонение святым иконам совершается священником для того, чтобы испросить небесную помощь Богоматери и святых угодников ему, немощному и грешному, при совершении страшной литургии.

С другой стороны, этим священник свидетельствует, что православная Церковь, исполняя постановления Седьмого Вселенского Собора, чтит святые иконы.

Затем, наклонивши голову пред царскими вратами, священник читает молитву: "Господи, ниспосли руку Твою…". Еще испросив благодатной помощи, все еще не решается священник приступить к совершению литургии, и еще раз испрашивает он укрепления и совершения службы, в том, чтобы неосужденно предстать Престолу и совершить бескровное священнодействие. Эта молитва как бы укрепляет его, и он решается, наконец, войти в алтарь, но предварительно просит молитв и прощения у собравшихся верующих, и у них ища поддержки своей немощи. С молитвою "Вниду в дом Твой…" входит он в алтарь, кладет три поклона перед святой Трапезой и целует лежащий на ней крест и Евангелие, как бы Самого Господа, седящего на Престоле Славы. Положив три поклона на восток, священник начинает облачаться. Облачение означает, что священник совлекается всего земного и облекается благодатию Божиею. Облекаясь в стихарь, священник произносит: "Да возрадуется душа моя о Господе, облече мя в ризу спасения и одеждою нетления одея мя, яко жениху, возложи ми венец и яко невесту украси мя красотою…". Далее с соответствующими молитвами надевает он прочие части облачения.

Во всех этих молитвах призывается и восхваляется укрепляющая сила благодати Божией. Облачившись, священник. омывает руки, говоря: "Умыю в неповинных руце мои…" Нужно сказать, что в древнее время омывали руки перед входом в церковь все верующие, для этого у входа висел умывальник. Святой Златоуст говорит, что верующие два раза умывают руки: один раз при входе в храм, другой раз при выходе, давая милостыню.

Я помню, когда был мальчиком, при входе в старый храм, где бывала наша семья, умывали руки из кувшина, висевшего здесь по древнему обычаю.

Отходя затем к жертвеннику, священник в последний раз в облачении обращается к Богу с молитвою, вспоминал Искупительную жертву Христа.

Полагая три поклона, он читает: "Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя", "Искупил еси нас от клятвы законныя". Затем благословляет: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков". И приступает к совершению проскомидии. Но об этом я расскажу в другой раз, а теперь еще раз напомню вам, други мои, чтобы вы любили этот Божественный бриллиант Божий, Божественную литургию и со страхом и благоговением присутствовали на совершении ее. Помните, как я вам говорил, что сами ангелы завидуют нам, что нам дарован такой драгоценный <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: