Рационализм Р. Декарта. Пантеизм Б. Спинозы. Монадология Г. Лейбница.




Основателем рационализма является французский философ Р. Декарт (в латинизированном варианте – Картезий), основатель дуализма. Рационализм (рацио – разум) – это учение о преимущественной роли рационального (логического) познания, опирающегося на интеллектуальные способности человека. Если атрибутом чувственного познания является живое созерцание, то атрибутом рационального познания является абстрактное мышление.

Рене Декарт (1596–1650) был убежден в огромных возможностях человеческого разума. Считается, что именно с него начинается культ разума в философии. Ему принадлежит афоризм «Мыслю – следовательно, существую». Мыслящая и материальная субстанции логически не определяют друг друга, но находятся в единстве. Человек силен своим разумом, способностью мыслить. Чувственный опыт неполон и несовершенен, поэтому истину можно вывести только из разума. Два пути познания (природы и разума) полностью равноправны и приводят к одному результату: разум, постигая себя, познает одновременно и природу, обретая в итоге знание о себе. Основной метод научного познания – это дедукция (ход исследования от общего к частному, от неизвестного – к известному, аналитическим путем). Р. Декарт признавал наличие врожденных идей в сознании человека. Будучи блестящим математиком, он разработал рационалистический метод, включающий в себя четыре правила, выполнение которых должно было обеспечить достижение истины в научном исследовании. Первое правило: начинать доказательство необходимо с простейших понятий ума, подобных математическим аксиомам; надо доверять интеллектуальной интуиции. Второе правило: общую проблему необходимо разложить путем анализа на простые составляющие (метод дедукции). Третье правило: после разложения целого на части следует осуществить обратный ход: путем синтеза от частного идти к общему (метод индукции). Четвертое правило: не допускать разрывов в цепочке умозаключений, кропотливо добиваясь достоверного знания.

Голландский философ Б. Спиноза был современником Р. Декарта и разделял его рационалистические идеи. Бенедикт Спиноза (1632–1677) учил, что субстанция – это причина самой себя; поскольку первопричиной всех вещей и причиной самого себя является Бог, то Он и есть субстанция. Бог – не сверхприродное существо, так как Он сливается с природой в единое целое. Природа по своей сути разумна и гармонична, ее сила и могущество – это сила и могущество Бога. Такая философская позиция, когда Бог интеллектуально растворяется в природе, получила название пантеизма (пан – всë, теос – Бог). Будучи представителем рационализма, Б. Спиноза возлагал большие надежды на возможности человеческого разума. По его мнению, человек может идти к истине тремя путями. Первый путь – беспорядочный опыт, в процессе которого достоверное знание добывается длительно и бессистемно. Второй путь – знание понаслышке, когда человек доверяет написанному или услышанному. Третий путь – интеллектуальная интуиция, когда включается логическое мышление. Самым лучшим (разумным) является третий путь, основанный на интеллектуальной интуиции. Б. Спинозе принадлежит рационалистическое обоснование свободы как познанной необходимости: человек обретает свободу по мере того, как познает закономерности мира.

Немецкий мыслитель Г. В. Лейбниц также принадлежит к рационалистической парадигме, хотя он пересмотрел учение Б. Спинозы о единой субстанции. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) разработал свой рационалистический метод, в котором выделил четыре принципа: принцип всеобщих различий, принцип тождественности неразличимых вещей, принцип всеобщей непрерывности и принцип монадной дискретности. Монадология, разработанная философом, представляет собой учение, опровергающее монистический взгляд на субстанцию и противопоставляющее ему плюралистический подход. Монады – это множественные идеальные субстанции, самодостаточные и неповторимые. Они создают своеобразную иерархию: от примитивнейших бессознательных субстанций до самой совершенной монады – Бога. Монады – это зеркало Вселенной; их духовность и гармоничность обеспечивают гармонию в мире. Будучи нематериальным центром деятельной силы, монады постигаются не чувствами, а разумом. Плюралистическая картина мира дает Г. В. Лейбницу возможность более глубоко осмыслить проблему свободы и необходимости. Свобода трактуется как свобода деяния, предусматривающая свои уровни и разновидности.

Заметим, что в философских концепциях рационализм иногда может переходить в иррационализм. Если под рациональным понимается разумное, логически обоснованное, то иррациональное означает недоступное разуму, невыразимое в логических понятиях. В иррационализме основными способами познания признаются интуиция, откровение, вера. В философии Нового времени иррационализм связан с творчеством французского мыслителя Б. Паскаля. Блез Паскаль (1623–1662) известен не только как крупный математик, физик, изобретатель, но и как неординарный философ, сделавший человека исходным пунктом и конечной целью своих интеллектуальных устремлений. Логике головы, считал философ, всегда предшествует логика сердца, то есть духовная познавательная способность. Не разумом, а сердцем можно услышать Бога и постичь космическую бесконечность. В известном афоризме «Человек – это мыслящий тростник» Б. Паскаль выразил одновременно и слабость, и величие человека. В своем знаменитом «пари на Бога» философ попытался рационалистически обосновать преимущество веры в Бога – веры, которая по своей сути иррациональна. Если мы ставим на то, что Бог не существует, то мы ничего при этом не теряем, но ничего и не приобретаем. Если же мы ставим на то, что Бог существует, то мы опять-таки ничего не теряем, но зато приобретаем вечную жизнь. Следовательно, пари решается в пользу существования Бога. Таким образом, ограничив абсолютистские претензии разума логикой сердца, Б. Паскаль отказался от противопоставления истины научной (философской) истине веры (теологической) и успешно их объединил.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: