МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Повышение качества и доступности услуг учреждений культуры невозможно без организации работы по проведению различных мониторингов. На сегодняшний день крайне актуальна задача изучения социального запроса населения о предпочтениях в культурной услуге, о степени информированности о деятельности учреждений и т. п.
Качественные показатели деятельности учреждений должны анализироваться в рамках, устанавливаемых для каждого учреждения государственных (муниципальных) заданий.
Мониторинг (лат. Monitor — тот, кто напоминает, предупреждает) — систематический сбор и обработка информации в целях улучшения процесса принятия решений и информирования общественности и получения обратной связи.
Основным методом мониторингов является социологическое исследование.
Ключевые слова: социология, методология, методология социальных исследований, методика социальных исследований, программа социологического исследования досуга, социологические методы исследования досуга (контент-анализ, метод наблюдения, эксперимент в сфере досуга, опрос, метод анкетирования, метод социометрии, беседа (интервью), метод тестирования).
Само понятие «социология» имеет как минимум две грамматические основы; это слово составляется из двух частей: латинское socius (компаньон) и греческое logos (изучение) — и поэтому буквально должно означать изучение процессов общения. Другой вариант толкования этих частей: societas — общество; logia — множественное число от logos (слово). Или-— «много слов об обществе».
Интерес же социологии сосредоточен, прежде всего, на выявлении общих закономерностей поведения больших масс людей, независимо от пространственно-временной локализации этих масс. Крупные размеры таких социальных групп чаще всего не позволяют каждому из входящих в их состав индивидов прямо и непосредственно общаться со всеми другими, и тем не менее они находятся в постоянном взаимодействии, т. е. оказывают влияние друг на друга и испытывают последствия таких воздействий; правда, взаимодействие это носит чаще всего опосредованный характер. Именно в рамках общей социологии происходит теоретическое осмысление и обобщение множества эмпирических фактов, накапливаемых и осмысляемых в частных социологических теориях, систематизация их по тем или иным признакам, разработка социологического категориального аппарата, установление закономерностей и формулировка законов.
Эмпирическая социология — это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Иными словами эмпирическая социология - это методика и техника конкретных социологических исследований. Любое эмпирическое социологическое исследование направлено не на изучение общества в целом или наиболее общих законов его функционирования, а на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время.
Методология — учение о формах, методах исследования или познания.
Методология социальных исследований — совокупность приёмов исследования, включая методику, темнику и процедуру, поиск социальной информации.
Методика социальных исследований — система операций, процедур, приёмов установления социальных факторов, их систематизации и средств их анализа.
Приём — часть метода, его отдельный элемент.
Классификация функций социологических исследований:
1. Познавательная — получение новых знаний об изучаемых объектах.
2. Практическая — выработка практических рекомендаций с целью совершенствования изучаемых явлений и процессов.
3. Нормативно-ценностная — выражение целей, норм, ценностей, соответствующих потребностям общества на данном этапе его развития.
4. Гносеологическая — конкретизация основных вопросов теории познания применительно к данному познавательному процессу, выражающаяся в том, что она позволяет установить и изучить признаки, характеризующие состояние изучаемых социальных объектов, в том числе признаки социальной напряженности, экстр конфликтов, а это содействует своевременному принятию необходимых управленческих решений, способствующих поддержанию социальной системы в динамичном и устойчивом состоянии.
5. Информационная — сбор и обработка информации, ознакомление общественности с результатами исследования, заключается в том, что она на основе познания социальных процессов и явлений предоставляет в распоряжение общества, его обучающих и управляющих структур, предпринимательских, коммерческих и иных организаций информацию об интересующих их социальных объектах, особенностях их изменения и развития в современном обществе. Эта функция позволяет прикладной социологии стать важным фактором информатизации социологического пространства, в рамках которого происходят все явления и процессы общественной жизни.
6. Логическая — последовательное выполнение основных этапов и отдельных исследовательских процедур. Заключается в том, что она способна выполнять технологизацию социального пространства, т. е. разрабатывать и применять в практике управления социальные технологии, методы выявления и использования скрытых резервов и потенциалов социальной системы, помогать управляющим структурам получать оптимальные социальные результаты при наименьших материальных и организационных издержках.
7. Организационная — регулирование деятельности исследовательского коллектива, созидательно преобразующую, инновационную, воплощающуюся в активном воздействии на социальные процессы и явления, их прогнозировании и проектировании в целях создания более благополучных условий для развития социальных объектов и систем.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1-я группа. По научной глубине и степени сложности:
· разведывательные (наиболее простой вид);
· описательные (чуть сложнее);
· аналитические (научное социологическое исследование, отличающееся глубиной и масштабностью используемых процедур).
2-я группа. По месту проведения:
· лабораторные (проводятся в специально созданных условиях);
· полевые (проводятся в естественных условиях).
3-я группа. В зависимости от сроков проведения:
· по плану исследований — плановое;
· возникающие случайно — оперативное.
4-я группа. По объекту, находящемуся в динамике или статистике:
· точечные (разовые);
· повторные.
5-я группа. В зависимости от основного метода сбора первичной информации:
· опрос (анкетирование, интервью);
· наблюдение;
· эксперимент;
· контент-анализ (анализ документов);
· социометрия.
Социология досуга призвана выявлять социальную роль, специфику проявления, закономерности функционирования культуры, поведения, общение людей в досуговой сфере.
Социологическое исследование досуга предполагает изучение общих закономерностей, динамики культуры и специфических форм её проявления в досуговой сфере, степени усвоения или конкретного вклада индивида той или иной социальной общности в развитие её субкультуры.
Одним из важнейших направлений социологического изучения досуга можно назвать выявление реальной аудитории посетителей учреждений культуры как определённой общности. Исследования в этой области позволяет полнее учитывать характерные особенности, социально типичные признаки посетителей учреждений культуры, проанализировать их возможные реакции на различные виды досуговых занятий и услуг.