Административная ответственность несовершеннолетних.




Согласно ст. 13 КоАП Украины к лицам в возрасте 16-18 лет, совершивших административные правонарушения, применяются соответствующие меры воздействия. Сначала приведем определение понятия «несовершеннолетние». Несовершеннолетние - это лица, не достигшие 18 лет, т.е. возраста, с достижением которого закон связывает наступление полной дееспособности. Несовершеннолетние, не достигшие установленного в законе возраста (14 лет согласно Уголовному кодексу Украины и 16 лет согласно КоАП Украины), являются малолетними и юридической ответственности, в том числе административной, не подлежат, поскольку признаются неспособными осознавать значение своих действий и руководить ими. К тому же административная ответственность несовершеннолетнего может наступить только тогда, когда 16 лет ему исполнилось именно к моменту совершения противоправного деяния, а не к решению вопроса о привлечении его к административной ответственности.

К несовершеннолетним в возрасте 16-18 лет, совершивших административные проступки, могут быть применены меры, предусмотренные ст. 241 КоАП, а именно:

• обязательство публично или в иной форме извиниться перед потерпевшим;

• предупреждение;

• выговор или строгий выговор;

• передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющих, либо под надзор педагогическому или трудовому коллективу с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе.

Вопрос о форме публичного извинения решает орган административной юрисдикции с учетом всех обстоятельств дела и пожеланий пострадавшего.

Предупреждение - строгий мера воспитательного воздействия, заключающийся в устном объявлении органом административной юрисдикции официального от имени государства осуждения несовершеннолетнего правонарушителя и его поведения, которая оказалась в совершении административного проступка, не представляет значительной общественной опасности.

Выговор или строгий выговор являются мерами морально-психологического воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям в случае систематического невыполнения ими установленных правил поведения и совершения правонарушений, свидетельствующие о формировании антиобщественной установки. Выговор или строгий выговор является жестокими мерами взыскания, чем предупреждение несовершеннолетнего. Они сопровождаются официальным от лица государства суровым осуждением несовершеннолетнего правонарушителя и совершенного им деяния.

Передачи несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющим, состоит из наложения на указанных лиц органом административной юрисдикции обязательства по усилению воспитательного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя: осуществление культурно-воспитательных мероприятий; разъяснительной работы; систематического контроля поведения несовершеннолетнего и др. Под лицами, заменяющими родителей, понимаются усыновители, опекуны и попечители.

Передачи несовершеннолетнего правонарушителя под надзор педагогическому или трудовому коллективу означает наложение органом административной юрисдикции на соответствующий коллектив с его (коллектива) согласия обязательства осуществлять на несовершеннолетнего воспитательное влияние и контролировать его поведение. По сути, это доверие педагогическому или трудовому коллективу несовершеннолетнего, которого они знают по совместной работе или учебе и за поведение которого берут на себя обязательства. Таким коллективом может быть, например, педагогический коллектив школы, где учится несовершеннолетний, или трудовой коллектив предприятия, где он работает.

Передачи несовершеннолетнего правонарушителя под надзор отдельным гражданам состоит из возложения на них обязанностей по воспитанию поднадзорного и контролю за его поведением. Это мероприятие накладывается только с согласия граждан, которым передается несовершеннолетний и хорошо зарекомендовавшие себя на педагогической работе или в другой сфере общественно полезной деятельности.

Недопустимое передачи несовершеннолетнего правонарушителя отцу или матери, лишенные родительских прав, а также родителям или другим лицам, что по уровню культуры и характеру своего поведения не способны положительно влиять на него.

Круг дел об административных правонарушениях, рассматриваемых комиссиями, можно разделить на определенные группы: 1) дела об общественно опасных действиях, совершенных лицами до достижения 16-летнего возраста; 2) совершенные лицами в возрасте от 16 до 18 лет (кроме дел о злостном неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, народного дружинника, военнослужащего); 3) совершение мелкого хищения государственного или общественного имущества, мелкого хулиганства, нарушения ПДД, правил приобретения, хранения и пользования огнестрельным оружием и боеприпасами. Последняя группа дел рассматривается комиссиями лишь тогда, когда они передаются им органами внутренних дел или судами, которым согласно закону подведомственны перечисленные виды правонарушений. Если такие правонарушения совершают несовершеннолетние в возрасте до 16 лет, ответственность за них несут родители или лица, их заменяющие.

В случае совершения лицами в возрасте 16-18 лет отдельных административных правонарушений они подлежат административной ответственности на общих основаниях. К таким правонарушениям относятся:

• незаконное производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах (ст. 44);

• хищение чужого имущества (ст. 51);

• нарушение правил дорожного движения (ст. 121-127, ч. 1 и 2 ст. 130);

• мелкое хулиганство (ст. 173);

• стрельба из огнестрельного, холодного метательного или пневматического оружия в населенных пунктах и ​​не отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка (ст. 174);

• злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащего (ст. 185);

• нарушение правил разрешительной системы в отношении огнестрельного, холодного или пневматического оружия и боевых припасов (ст. 190-195).

Заметим также, что совершение административного проступка несовершеннолетним является обстоятельством, смягчающим ответственность. Объясняется это тем, что несовершеннолетние вообще не имеют устойчивой психики, достаточного жизненного опыта, навыков правомочной поведения, не всегда осознают вред от содеянного, легко поддаются влиянию других лиц, особенно старших по возрасту, часто становятся организаторами или подстрекателями правонарушений, учитывается также, что несовершеннолетние легко поддаются воспитательному воздействию и могут исправиться без применения к ним жестких мер административного взыскания.

 

Преподаватель Учебного Центра Минаев С.А.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: