Законспектировать и выучить. Пригодится на экзамен.




Законспектировать и выучить. Пригодится на экзамен.

ТРОП – употребление слова в переносном значении для характеристики какого-либо явления при помощи вторичных смысловых оттенков, присущих этому слову. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении. Тропами являются эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота, аллегория, перифраз, олицетворение, сравнение.

ЭПИТЕТ – художественное определение предмета, явления; слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки, например:

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой… (Лермонтов)

МЕТАФОРА – скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой по сходству значений, например:

Я памятью живу с увядшими мечтами,
Виденья прежних лет толпятся предо мной… (Лермонтов)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – разновидность метафоры – наделение неживой материи свойствами и качествами живой, например:

К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина (А.А.Блок)

М ЕТОНИМИЯ – переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из которого он изготовлен, например:

Там царь Кащей над златом чахнет… (Пушкин)

содержимым и содержащим, например:

Выпей рюмку! (Горький)

автором и его произведениями, например:

…Белинского и Гоголя с базара понесут (Некрасов)

СИНЕКДОХА – разновидность метонимии – переименование предмета на основе количественного соотношения. Название части вместо целого, например:

Не боюся я Востока (вместо стран Востока)! –
Отвечал Казбек, –
Род людской там спит глубоко
Уж девятый век. (Лермонтов)

Указание частного (видового) вместо общего (родового) и наоборот, например:

Других Маяковских (вместо родственников), по-видимому, не имеется. (Маяковский)

Употребление единственного числа вместо множественного и наоборот, например:

«Берегись! – сказал Казбеку
Седовласый Шат,
Покорился человеку
Ты недаром, брат!» (Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ – вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением, например:

Воздух так чист, как молитва ребенка. (Лермонтов)

ПЕРИФРАЗ – замена слова или словосочетания оборотом, например:

Царь зверей (лев), страна восходящего солнца (Япония)

ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение, например:

Сразу могла б поместиться в рот целая фаршированная тыква. (Маяковский)

ЛИТОТА – преуменьшение размеров, силы, значения предмета, явления, например:

Много ль человеку надо? – Клочок –
Небольшие штаны и что-нибудь из хлеба. (Маяковский)

АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение (например, изображение хитрости в образе лисы).

ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Отколе, умная, бредешь ты, голова. (И.А.Крылов)

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

АЛОГИЗМ – стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях комизма, иронии.

Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт. (Чехов)

АНАФОРА –единообразное начало одинаковых синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда, например:

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь восторгом преступления
И вечной правды торжеством… (Лермонтов)

ЭПИФОРА –повтор одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда, например:

В синее небо ширя глаза – как восклицаешь: – Будет гроза!
На проходимца вскинувши бровь – как восклицаешь: – Будет любовь!
Сквозь равнодушья серые мхи – так восклицаю: – Будут стихи! (Цветаева)

ОКСЮМОРОН – сочетание противоположных по смыслу понятий, например

Сладкая боль, горячий снег, живой труп.

П ОВТОР –намеренный повтор слов в целях усиления эмоционального воздействия, например:

И стих безумный, стих печальный
В альбом твой бросил для тебя. (Лермонтов)

ИНВЕРСИЯ – непрямой порядок в предложении в стилистических целях, например:

Хвост он на всякий случай подобрал под себя. (Паустовский)

Г РАДАЦИЯ – расположение слов в порядке нарастания или убывания эмоционально-экспрессивного значения:

Бросьте!
Забудьте.
Плюньте
и на рифмы,
и на арии,
и на розовый куст,
и на прочие мелехлюндии
из арсеналов искусств. (Маяковский)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ –единообразное построение в стилистических целях нескольких соседних предложений или отрезков речи, например:

Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (Брюсов)

ПАРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ОРДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, например:

Он говорил громко и взволнованно, горячо и убедительно

УМОЛЧАНИЕ – намеренная прерывистость речи, например

Прошел, час, два, три…Пора было ложиться спать… (Паустовский)

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ –использование односоставных назывных предложений в начале текста, например:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, не требующий ответа, например:

Сколько еще молчать? Как можно так себя вести?

А НТИТЕЗА –противопоставление предложений по значению, например:

Ленька потащил леску. Кот отчаянно упирался… (Паустовский)

ОБРАЩЕНИЕ В НАЧАЛЕ ТЕКСТА, например:

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать? (Некрасов)

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, например:

И в глазах завяли маргаритки,
Как болотный гаснет огонек. (Есенин)

МНОГОСОЮЗИЕ – намеренный повтор союзов, создающий единство перечисления, например:

И справа, и слева,
И сзади, и прямо
И красный и белый: – Мама! (Цветаева)

Закрепление изученного материала

Задание 1. 1. Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»: 1) антитеза; 2) анафора; 3) эпифора; 4) лексический повтор?
2. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (неполные предложения) с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи: 1) умолчание; 2) параллелизм; 3) эллипсис; 4) бессоюзие?
3. Художественное образное определение – это 1) эпитет; 2) метафора; 3) анафора; 4) олицетворение?
4. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета: 1) метонимия; 2) перифраза; 3) синекдоха; 4) метафора?
5. В каком варианте ответа названы только фигуры речи: 1) метафора, риторический вопрос; 2) эпитет, сравнение; 3) инверсия, литота; 4) риторическое обращение, градация?

6. Какое средство выразительности отмечено в стихотворных строках?

Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях. (В.Шефнер «Устная речь»)

1) олицетворение;
2) синекдоха;
3) сравнение;
4) аллегория

№2. Какое из перечисленных средств использовано в стихотворении А.Ахматовой:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово. (А.Ахматова, 1945)

1) метонимия;
2) оксюморон;
3) аллегория;
4) эпитеты;

№3. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И.С.Тургенев)

Ученик утверждает: «В своём высказывании И.С.Тургенев использует эпитеты, риторические восклицания и риторический вопрос, парцелляцию, синонимы, повторы». Какое средство названо ошибочно?

1) парцелляция;
2) повторы;
3) эпитеты;
4) синонимы.

№4. Какие из перечисленных средств выразительности характерны для следующих стихотворных строк:

Мой верный друг! Мой раб коварный!
Мой царь! Мой раб! родной язык! (В.Брюсов «Родной язык»)

1) инверсия;
2) риторический вопрос;
3) лексический повтор;
4) сравнение;
5) литота;
6) анафора;
7) антонимы;
8) риторическое обращение

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: