Законспектировать и выучить. Пригодится на экзамен.
ТРОП – употребление слова в переносном значении для характеристики какого-либо явления при помощи вторичных смысловых оттенков, присущих этому слову. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении. Тропами являются эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота, аллегория, перифраз, олицетворение, сравнение.
ЭПИТЕТ – художественное определение предмета, явления; слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки, например:
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой… (Лермонтов)
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой по сходству значений, например:
Я памятью живу с увядшими мечтами,
Виденья прежних лет толпятся предо мной… (Лермонтов)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – разновидность метафоры – наделение неживой материи свойствами и качествами живой, например:
К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина (А.А.Блок)
М ЕТОНИМИЯ – переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из которого он изготовлен, например:
Там царь Кащей над златом чахнет… (Пушкин)
содержимым и содержащим, например:
Выпей рюмку! (Горький)
автором и его произведениями, например:
…Белинского и Гоголя с базара понесут (Некрасов)
СИНЕКДОХА – разновидность метонимии – переименование предмета на основе количественного соотношения. Название части вместо целого, например:
Не боюся я Востока (вместо стран Востока)! –
Отвечал Казбек, –
Род людской там спит глубоко
Уж девятый век. (Лермонтов)
Указание частного (видового) вместо общего (родового) и наоборот, например:
Других Маяковских (вместо родственников), по-видимому, не имеется. (Маяковский)
Употребление единственного числа вместо множественного и наоборот, например:
«Берегись! – сказал Казбеку
Седовласый Шат, –
Покорился человеку
Ты недаром, брат!» (Лермонтов)
СРАВНЕНИЕ – вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением, например:
Воздух так чист, как молитва ребенка. (Лермонтов)
ПЕРИФРАЗ – замена слова или словосочетания оборотом, например:
Царь зверей (лев), страна восходящего солнца (Япония)
ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение, например:
Сразу могла б поместиться в рот целая фаршированная тыква. (Маяковский)
ЛИТОТА – преуменьшение размеров, силы, значения предмета, явления, например:
Много ль человеку надо? – Клочок –
Небольшие штаны и что-нибудь из хлеба. (Маяковский)
АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение (например, изображение хитрости в образе лисы).
ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Отколе, умная, бредешь ты, голова. (И.А.Крылов)
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
АЛОГИЗМ – стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях комизма, иронии.
Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт. (Чехов)
АНАФОРА –единообразное начало одинаковых синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда, например:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь восторгом преступления
И вечной правды торжеством… (Лермонтов)
ЭПИФОРА –повтор одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда, например:
В синее небо ширя глаза – как восклицаешь: – Будет гроза!
На проходимца вскинувши бровь – как восклицаешь: – Будет любовь!
Сквозь равнодушья серые мхи – так восклицаю: – Будут стихи! (Цветаева)
ОКСЮМОРОН – сочетание противоположных по смыслу понятий, например
Сладкая боль, горячий снег, живой труп.
П ОВТОР –намеренный повтор слов в целях усиления эмоционального воздействия, например:
И стих безумный, стих печальный
В альбом твой бросил для тебя. (Лермонтов)
ИНВЕРСИЯ – непрямой порядок в предложении в стилистических целях, например:
Хвост он на всякий случай подобрал под себя. (Паустовский)
Г РАДАЦИЯ – расположение слов в порядке нарастания или убывания эмоционально-экспрессивного значения:
Бросьте!
Забудьте.
Плюньте
и на рифмы,
и на арии,
и на розовый куст,
и на прочие мелехлюндии
из арсеналов искусств. (Маяковский)
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ –единообразное построение в стилистических целях нескольких соседних предложений или отрезков речи, например:
Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (Брюсов)
ПАРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ОРДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, например:
Он говорил громко и взволнованно, горячо и убедительно
УМОЛЧАНИЕ – намеренная прерывистость речи, например
Прошел, час, два, три…Пора было ложиться спать… (Паустовский)
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ –использование односоставных назывных предложений в начале текста, например:
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, не требующий ответа, например:
Сколько еще молчать? Как можно так себя вести?
А НТИТЕЗА –противопоставление предложений по значению, например:
Ленька потащил леску. Кот отчаянно упирался… (Паустовский)
ОБРАЩЕНИЕ В НАЧАЛЕ ТЕКСТА, например:
Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать? (Некрасов)
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, например:
И в глазах завяли маргаритки,
Как болотный гаснет огонек. (Есенин)
МНОГОСОЮЗИЕ – намеренный повтор союзов, создающий единство перечисления, например:
И справа, и слева,
И сзади, и прямо
И красный и белый: – Мама! (Цветаева)
Закрепление изученного материала
Задание 1. 1. Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»: 1) антитеза; 2) анафора; 3) эпифора; 4) лексический повтор?
2. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (неполные предложения) с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи: 1) умолчание; 2) параллелизм; 3) эллипсис; 4) бессоюзие?
3. Художественное образное определение – это 1) эпитет; 2) метафора; 3) анафора; 4) олицетворение?
4. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета: 1) метонимия; 2) перифраза; 3) синекдоха; 4) метафора?
5. В каком варианте ответа названы только фигуры речи: 1) метафора, риторический вопрос; 2) эпитет, сравнение; 3) инверсия, литота; 4) риторическое обращение, градация?
6. Какое средство выразительности отмечено в стихотворных строках?
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях. (В.Шефнер «Устная речь»)
1) олицетворение;
2) синекдоха;
3) сравнение;
4) аллегория
№2. Какое из перечисленных средств использовано в стихотворении А.Ахматовой:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово. (А.Ахматова, 1945)
1) метонимия;
2) оксюморон;
3) аллегория;
4) эпитеты;
№3. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И.С.Тургенев)
Ученик утверждает: «В своём высказывании И.С.Тургенев использует эпитеты, риторические восклицания и риторический вопрос, парцелляцию, синонимы, повторы». Какое средство названо ошибочно?
1) парцелляция;
2) повторы;
3) эпитеты;
4) синонимы.
№4. Какие из перечисленных средств выразительности характерны для следующих стихотворных строк:
Мой верный друг! Мой раб коварный!
Мой царь! Мой раб! родной язык! (В.Брюсов «Родной язык»)
1) инверсия;
2) риторический вопрос;
3) лексический повтор;
4) сравнение;
5) литота;
6) анафора;
7) антонимы;
8) риторическое обращение