Пояснительная записка. Программа подготовлена в соответствии со следующими документами




Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе культуры и окружающего общества. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся.

В связи с этим программа социального воспитания и развития опирается на следующие ценности: личное самосовершенствование; общечеловеческие ценности; патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; поликультурный мир.

Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития обучающихся обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия обучающегося с детьми, учителями, другими взрослыми и родителями.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Сохраним красоту и уют любимого Курска!» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности.

Программа подготовлена в соответствии со следующими документами:

· Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897, зарегистрированного Минюстом России 01 февраля 2011 г., рег. № 19664 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;

· Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”, зарегистрированным в Минюсте РФ 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915;

· Приказом Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986, зарегистрированного в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., рег. N 16299, "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";

· Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

· Приказом Министерства образования РФ от 09.03.04 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

· Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

· Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

 

Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной деятельности, социального творчества.

Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.

При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, на благо своего города, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Сохраним красоту и уют любимого Курска!» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ, социальных и волонтерских практик. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, города.

Цель программы - формирование гражданского сознания, социальных инициатив учащихся через организацию образовательных проектов, направленных на изучение и устранение социальных, культурно-воспитательных проблем города Курска, на получение образовательного продукта для дальнейшей работы, а также формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи:

  1. вовлечение родителей и детей, педагогов в совместную деятельность по изучению и устранению социально значимых проблем города Курска;
  2. развитие социально-творческой активности учащихся, родителей, потребности в деятельном участии в сбережении красоты и комфортности города;
  3. активизация общественной деятельности учащихся, создание условий для самореализации и самоутверждения в активной социальной работе на благо города;
  4. выявление и развитие духовных, творческих и организаторских потенциалов личности;
  5. стимулирование общественно-значимых инициатив учащихся, развитие интереса к общественной работе, полезной городу;
  6. привлечение общественного внимания к миру природы города Курска, актуальности его сохранения;
  7. воспитание у детей и подростков уважительного отношения к единым общечеловеческим ценностям в соответствии с принципом сохранения культурного и природного разнообразия;
  8. формирование у учащихся экологической культуры и активной жизненной позиции по отношению к проблемам, стоящим перед родным городом;
  9. содействие ответственному отношению к сохранению уникального облика столицы соловьиного края;
  10. пробуждение правового самосознания, понимания уровня ответственности за порчу, уничтожение элементов внешнего облика города;
  11. обучать навыкам общественно-полезной деятельности;
  12. формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
  13. развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

Общая характеристика курса

Программа внеурочной деятельности «Сохраним красоту и уют любимого Курска!» основывается на следующих принципах.

Принцип неадаптивной социализации, которая предполагает обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным условием выступает создание специальных социальных ситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственности молодого поколения за собственное поведение, поступки.

Принцип природосообразности предполагает, что социально-преобразующая деятельность школьников должна основываться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность - одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это и достижение определённого уровня физического развития, и формирование познавательных, морально-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознания личности, её самоопределение в жизни.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций.

Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная добровольческая деятельность детей даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников к понятию «курянин», краеведческой культуре, истории, принятию актуальных проблем города Курска, разработке способов их нивелирования. Это предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических, гражданско-патриотических явлений и предметов, собственных действий по отношению к городу Курску), описывающих действия на благо столицы соловьиного края.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной работе со взрослыми и сверстниками в социально-значимой деятельности.

На начальном этапе социально преобразующей добровольческой деятельности достижение результатов обеспечивается формой социальной пробы. В контексте социальной деятельности социальная проба – это инициативное участие школьника в социально значимых делах, организованных взрослыми.

На старшем этапе особая роль в организации социальной деятельности школьников отводится коллективным творческим делам (КТД). Основным морально-этическим принципом организации КТД создатель методики И. П. Иванов рассматривал «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе как товарище других людей». В основе идеи заботы - развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, потребности к изменению окружающего мира и саморазвитию.

Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Обучающиеся достигают необходимого для жизни в обществе социального опыта, формируют принимаемую обществом систему ценностей. Все это создает условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.

В рамках программы «Сохраним красоту и уют любимого Курска!» могут использоваться следующие ф ормы организации внеурочной деятельности:

· беседы;

· встречи с людьми различных профессий;

· просмотр и обсуждение видеоматериала;

· экскурсии, поездки;

· конкурсы;

· выставки детских работ;

· коллективные творческие дела;

· праздники;

· викторины;

· творческие проекты, презентации;

· мастерские подарков;

· аукционы добрых дел;

· трудовые десанты;

· общественно полезные практики;

· социально-значимые акции,

· социальные проекты и т.п.

Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

Описание места программы в учебном плане

В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ «СОШ №18 имени А.С. Сергеева» города Курска программа «Сохраним красоту и уют любимого Курска!» реализуется с 5 по 9 класс.

Общий объем учебного времени составляет 85 часов. Объем учебного времени на каждый класс – 17 часов (1 час в 2 недели). Обязательно предусматривается проведение практических занятий

В отличие от учебных дисциплин, где учащиеся жёстко привязаны к расписанию, сетке учебных часов, учебным планам, внеурочная деятельность может предоставить более широкие возможности в области социального образования и воспитания. Эти возможности выражаются в более гибком подходе к занятиям, широком использовании природных условий, возможности быстро внедрять в образовательно-воспитательный процесс новые методики, технологии, знания, уделять вопросам социализации личности воспитанников достаточное количество времени. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками.

Планируемые результаты освоения обучающимися



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: