через театральную деятельность




Стажировочная площадка

«Создание модели педагогической деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» основной образовательной программы дошкольного образования

Сообщение

Развитие

Звуковой и интонационной

Культуры речи дошкольников

через театральную деятельность

Подготовила: Селиванова Марина Николаевна

воспитатель МДОУ «Детский сад № 77»

 

2020 год

  Мир театра - тропинка к внутренним чувствам ребенка и его душе. Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты продукта творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» К.С. Станиславский

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игра – самая радостная деятельность детей. Она требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, то есть видения предметов, в соответствии с принятой ролью. Многие виды игр невозможны без речевого оформления, без диалогического общения.

Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи у детей дошкольного возраста проявляется в театрализованной деятельности. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников в театрализованной деятельности реализуется в образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- речевое развитие;

Таким образом, вопрос о развитии интонационной выразительности речи связан с общим процессом обучения и игровой деятельностью.

Театрализованная игра - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Под театрализованными играми понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».

Известный писатель ДжанниРодари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

В театрализованной деятельности дети овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде, литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью речи, движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.

Педагогической основой организации процесса театральной деятельности является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того чтобы это восприятие было полным, в нашей группе мы знакомим детей с различными видами театрализованной деятельности. Театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации.

 

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

 

Вторая группа – игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли. При этом могут быть использованы куклы – бибабо, шапочки. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, пантомимику.

 

Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, самое сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образ.Игра-драматизация способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки.

Особое внимание при работе по развитию речи в театрализованной игре мы уделяем работе над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

- вербальные средства – интонация, лексика, синтаксис;

- невербальные средства – мимика, жесты, поза;

В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, мы используем знакомые любимые сказки, которые концентрирует в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение).

 

 

Театрализованная деятельность – это эффективный метод развития коммуникативных навыков, эмоционально волевой сферы и речи детей старшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна и эмоционально привлекательна детям. С помощью игровых приемов мы добиваемся совершенствования выразительности речи ребенка. Именно театрализованные игры позволяют добиваться хороших результатов.

При работе над развитием речимы используем наглядные, словесные и игровые приемы.

Словесные приемы: выразительное чтение, рассказывание сказок, беседа по содержанию, объяснение незнакомых слов, повторное чтение. В качестве разнообразия приемов, прослушиваем произведения в аудиозаписи. Дети с удовольствием слушают сказки в прочтении таких актеров, как Пельтцер, Куравлев, Плятт и другие, учатся на слух воспринимать интонационную выразительность речи персонажей.

Наглядные приемы: кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций, чтение стихов кукле, появление разгадки − предмета и др. После чтения литературного произведения проводим с детьми беседу, и выполняем разнообразные творческие задания. В результате беседы уточняем понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она должна помочь донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного.

Прежде, чем драматизировать сказку, учим детей рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи используем специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков.При распределении ролей обязательно учитываем, какая речевая нагрузка возможна для данного ребенка. Даже если у ребенка есть дефект речи, все равно даем ему хоть маленькую, но роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя.

Много и активно работаем над техникой речи. Это произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, артикуляционная гимнастика, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения направленные на произнесение гласных, согласных звуков.

В процессе игр, этюдов, упражнений заботимся о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов.

При работе над выразительностью речи используемтакие словесные приемы, как речевой образец, повторение, словесное упражнение.

Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами-пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он может использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносим детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.

Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуем повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое.

Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Общаясь с детьми, знакомим их с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, удивление и др…) и способами вербального и невербального выражения. Ведь без глубокого понимания эмоционального состояния и способа его внешнего проявления невозможна выразительность речи. Детям предлагаем поиграть в игру «Разные настроения» и они с удовольствием разыгрывают маленькие отдельные сценки, где необходимо подчеркнуть особенности интонации мимикой.

 

 

Развитие речи детей через театральную деятельность происходит под непосредственным руководством педагога. В группе создаем условия для неформального общения в игре, творческого воспроизведения текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого используем этюды, упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности и формируют выразительность речи. Как известно, при определенной внешней помощи, любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. То, что дошкольник может сделать с чьей-то помощью сегодня, завтра он сможет сделать самостоятельно.

 

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для формирования речевого развития дошкольника. У детей повышается интерес к художественной литературе, оптимизируется процесс развития речи. Психолог и философ С. Л. Рубинштейн в своей работе писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с детства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: