Проблема. Как кризис советской системы проявился в сфере духовной жизни общества?
Вспомните значение понятий: диссиденты, неофициальное искусство.
Ответьте на вопросы. 1. Когда была принята «брежневекая» Конституция? 2. Кого называли инакомыслящими в СССР в 1970-е гг.? з. Каковы были достижения советской культуры тех лет?
Настроения в обществе и политика властей. Различные слои населения по-своему реагировали на происходившие в СССР процессы, в основном стараясь приспособиться и использовать те возможности, которые предоставляла жизнь.
Правящая элита замыкается в себе. Почти прекратилось её пополнение и обновление за счёт функционеров
низовых организаций КПСС, традиционно выполнявших
в советском обществе роль своеобразного «политического инкубатора.). И это - при значительном увеличении рядов самой партии в послевоенный период (с 6,8 млн человек в 1952 г. до 18,3 млн в 1985 г.), что, помимо про-чего, отражало растущее в массах стремление активно участвовать в политической жизни страны. Номенклатура
неустанно окружала себя всё новыми привилегиями и материальными благами. Началось сращивание её наиболее коррумпированных групп с теневой экономикой.
В кругах интеллигенции, в целом отрешённо взиравшей на окружающую действительность, продолжало развиваться диссидентское движение. В первых его рядах находились «отец водородной бомбы», трижды Герой Социалистического Труда академик А. Д. Сахаров, писатель А. И. Солженицын (он издал за границей книгу «Архипелаг ГУЛАГ» - документальное повествование о преступлениях сталинской репрессивной машины, нанёсшее сильнейший удар по теории и практике советского тоталитаризма), музыкант-виртуоз с мировым именем М. Л. Ростропович. Немногочисленные активисты-диссиденты, среди которых были приверженцы «подлинного марксизма- ленинизма», либерализма, русского почвенничества, христианско-демократической доктрины, открыто критиковали существующие порядки, предавали гласности через издание машинописных листовок, брошюр, журналов («Хроника текущих событий») и др.) разительные факты грубого нарушения прав человека в СССР, проводили пресс-конференции для иностранных корреспондентов, иногда - камерные и молчаливые демонстрации. Почти неизвестные в собственной стране, они вызвали широкую волну сочувствия и поддержки в мире.
Получили распространение и иные, не столь радикальные проявления несогласия с политикой властей, с официально признаваемыми нормами и ценностями: массовые экологические кампании по защите природы (в том числе против гибельного решения партийно-государственного руководства повернуть течение великих рек Сибири в Среднюю Азию), создание произведений нонконформистского характера во всех областях интеллектуального и художественного творчества. Духовная оппозиция во всех своих разнообразных проявлениях сыграла большую роль
в размывании идеологических основ коммунистического режима. Властителями дум постепенно становились не партийные бонзы, а скептически относящиеся к правящей партии и авторитетные в обществе деятели науки и культуры.
Недовольство рабочих и колхозников выражалось
главным образом в пассивных и скрытых формах: прогулах, «текучке»), низком качестве труда, растущем алкоголизме. По данным социологических опросов, проводившихся в середине 1980~х гг., в полную силу трудилась едва ли треть работников. Остальные работали не с полной нагрузкой, хотя при другой организации производства готовы были делать больше и лучше.
В этой ситуации брежневская администрация взяла курс на свёртывание либеральных начинаний хрущёвской поры. Консервативный уклон внутренней политики, определяемый некоторыми историками как неосталинизм, был, по сути, естественной реакцией номенклатуры на неудачу попыток добиться «общественной гармонии» через успехи в экономике.
Идеологическое обеспечение этого курса покоилось на двух выдвинутых с партийных трибун тезисах:
- о перманентном обострении идеологической борьбы
социалистической и капиталистической систем;
- о построении в СССР «развитого социалистического общества» (позже дополненного положением о необходимости «совершенствования развитого социализма» как главной задаче на обозримое будущее).
Первый из них, созвучный печально известному сталинскому тезису 19З0~х гг. (обострение классовой борьбы по мере продвижения к социализму), был призван обосновать в глазах общественности преследование всех несогласных с партийным диктатом как проводников «буржуазного влияния» внутри страны. Второй, устранив из политического обихода полностью дискредитированный хрущёвский лозунг «развёрнутого строительства коммунизма»), призван был дать теоретическую базу для нескончаемых пропагандистских упражнений на тему о «продвинутости ») и «зрелости» советского общества по отношению к предшествующим этапам, о «коренных преимуществах развитого социализма») перед «загнивающим капитализмом.).
Власти поспешили законодательно оформить эти «преимущества». В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. В её преамбуле констатировалось, что Советское государство, «выполнив задачи диктатуры пролетариата, стало общенародным» и в стране построено «развитое социалистическое общество», давались его - во многом мифические и изложенные партийно-канцелярским языком - основные черты («общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает всё более активное участие трудящихся в государственной жизни», «общество зрелых социалистических отношений, в котором сложилась новая историческая общность людей - советский народ», «общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся... законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех»).
В Конституции было расширено определение социальной базы советского строя, наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством в неё теперь допускалась «народная интеллигенция». В статье б впервые законодательно закреплялась роль КПСС как «руководящей и направляющей силы», «ядра политической системы». Советы депутатов трудящихся было предписано именовать Советами народных депутатов. Конституция содержала положения о всеобщем среднем образовании, о бесплатном образовании и медицинском обслуживании, о праве на труд, отдых, пенсионное обеспечение и жилище. Как и прежде, торжественно провозглашались основные демократические свободы: совести, слова, собраний, демонстраций и т. п.
На практике же брежневская администрация ещё с 1966 г. перешла к открытым гонениям на инакомыслящих. Одни были насильственно высланы за границу (писатель А. И. Солженицын), другие поплатились за критику коммунистического режима заключением в лагеря, в психбольницы или, как академик А. Д. Сахаров, ссылкой.
Листок из архива. Записка председателя КГБ Ю. В. Андропова в ЦК КПСС от 11 октября 1972 г. «В соответствии с указанием ЦК КПСС органы Комитета государственной безопасности ведут большую профилактическую работу по предупреждению преступлений, пресечению попыток ведения организованной подрывной деятельности националистических, ревизионистских и других антисоветских элементов, а также локализации возникающих в ряде мест группирований политически вредного характера. За последние пять лет выявлено 3096 таких группирований, профилактировано 13 602 человека, входящих в их состав... Подобные группы были вскрыты в Москве, Свердловске, Туле, Владимире, Омске, Казани, Тюмени, на Украине, в Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии, Молдавии, Казахстане и других местах».
?Какие группировки названы автором «политически вредными»? Какой «вред» приносят они? О чём свидетельствует география распространения «политически вредных группирований»? Что в устах автора обозначает понятие «профилактика»?
Культура. Давление властей было направлено прежде всего на духовную жизнь общества. Ужесточается цензура, идеологический контроль за деятельностью творческой и научной интеллигенции. Утверждается практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес, создание произведений изобразительного искусства. Однако это вызвало эффект, прямо противоположный ожиданиям консервативного руководства СССР. Всё заметнее определялся раздел на культуру официальную, поддерживаемую государством, и культуру неофициальную, нонконформистскую, творцы которой всеми силами пытались отстоять своё право на художественное самовыражение.
Большинство талантливых писателей, поэтов, режиссёров, художников оказалось в драматической ситуации — в пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. Достаточно было небольшого намёка — и издательства прекращали принимать рукописи, снимались с репертуара спектакли, ложились на полку фильмы. Все ощущали над собой недремлющее око партийно-государственных художественных советов и руководства творческих союзов — бдительных и исполнительных проводников линии КПСС в литературе и искусстве.
В литературе ведущую роль играли писатели, посвящавшие книги событиям Великой Отечественной войны. К. М. Симонов завершает свою величественную эпопею «Живые и мёртвые». В творчестве писателей Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова, Б. Л. Васильева нашла отражение тема антигуманного характера войны, ломающей судьбы людей. Расцвет переживает так называемая деревенская проза. Писатели этого направления (Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. А. Солоухин и др.) в яркой форме показывали трагедию коллективизации, раскрестьянивания села и в то же время укрепляли веру в неистребимость народных традиций, культуры, нравственности. Большой популярностью пользовались рассказы В. М. Шукшина. В них впервые в советской литературе появился образ «чудика» — человека, обострённо и с детской искренностью воспринимающего окружающий мир. Заявили о себе авторы, обратившиеся к вечным, общечеловеческим темам, — Л. С. Петрушевс-кая, Т. Н. Толстая, А. Г. Битов и др. Их интересовали духовно-нравственные искания человека. Продолжается тенденция, наметившаяся в годы хрущёвской «оттепели», — осторожное, строго дозированное партийными идеологами возвращение читателям книг писателей и поэтов, ранее замалчиваемых: А. М. Ремизова, Б. А. Пильняка, М. И. Цветаевой и др. Подлинное потрясение в обществе вызвала первая публикация в середине 1970-х гг. великого романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (завершён автором перед смертью в 1940 г.).
Одновременно резкое противодействие властей встречала любая попытка творческой интеллигенции вырваться из узкого круга, дозволенного цензурой. Так, в 1979 г. был самодеятельно издан литературно-художественный альманах «Метрополь» с участием В. П. Аксёнова, А. Г. Битова, Ф. А. Искандера, В. В. Ерофеева и др. Альманах носил подчёркнуто аполитичный характер, однако власти восприняли его как вызывающую антисоветскую акцию. Расплатой для авторов альманаха стал многолетний запрет на публикации в СССР.
Наиболее заметные достижения советского кинематографа были связаны с экранизацией классики. Выходят в прокат фильмы режиссёров С. Ф. Бондарчука («Война и мир»), И. А. Пырьева («Братья Карамазовы»), А. Г. Зархи («Анна Каренина»), Л. А. Кулиджанова («Преступление и наказание»), Г. М. Козинцева («Гамлет», «Король Лир»). Появляются новые талантливые киноленты, посвященные великому подвигу народа в годы Великой Отечественной войны («А зори здесь тихие» режиссёра С. И. Ростоцкого, «Восхождение» Л. Е. Шепитько, «Двадцать лет без войны» А. Г. Германа).
Всенародную любовь завоевали остроумные, со скрыто социальным содержанием комедии Л. И. Гайдая («Операция Ы...», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию») и Э. А. Рязанова («Ирония судьбы...», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово...»), сохранившие свою популярность до наших дней. Также любимы сегодня созданные в те годы фильмы мелодраматические, посвященные жизненным коллизиям обычных людей (фильм «Москва слезам не верит» режиссёра В. В. Меньшова, получивший престижную премию «Оскар», «Осенний марафон» Г. Н. Данелии), фильмы остросюжетные («Семнадцать мгновений весны» Т. М. Лиозновой, «Место встречи изменить нельзя» С. С. Говорухина, «Белое солнце пустыни» В. Я. Мотыля, «Мёртвый сезон» С. Я. Кулиша). В то же время ленты признанных в мире режиссёров, работающих в пугающем власти стиле интеллектуального кино (А. А. Тарковский, А. Н. Сокуров и др.), не имели широкого проката или вообще откладывались на полку.
Казалось, наиболее твёрдо позиции социалистического реализма удерживались в изобразительном искусстве. Галереи и выставочные залы были заполнены официально пафосными или созерцательно-фотографическими полотнами. Но именно здесь ярко заявило о себе искусство неофициальное, нонконформистское.
Листок из трудов историков-искусствоведов. «В среде «неофициальных» художников родилось новое направление — московский концептуализм. Его называли «искусством идей». Концептуалисты (И. Кабаков, В. Пивоваров, Э. Булатов, Д. Пригов, И. Чуйков) пытались воспроизвести в художественном творчестве «мир идей», а не окружающую среду. Большую роль в их произведениях играли текст, словесный комментарий, часто парадоксального содержания. Художники словно стремились выйти за рамки картины и создать на холсте «пространство свободы»... Заметное место в творчестве концептуалистов занимала инсталляция — пространственная композиция, сконструированная из разных материалов и бытовых предметов. Нетрадиционные для того времени художественные средства использовались для выражения мироощущения автора. Важной темой концептуального искусства становится человеческое одиночество и бессмысленность бытия. Инсталляция Кабакова «Человек, улетевший в космос» (1986) приобрела мировую известность. В начале 1970-х гг. художники В. Комар и А. Меламид выступили с художественным проектом, получившим название соц-арта (по аналогии с популярным на Западе течением в современном искусстве — поп-артом). В качестве изобразительных средств они использовали широко известные образы и символы советской эпохи, пропагандистские материалы и простейшие предметы быта. Идеалы социализма превращались в рамках такого подхода не только в предмет иронии. Они низводились до бытового уровня, до абсурда».
ров, Э. Булатов, Д. Пригов, И. Чуйков) пытались воспроизвести в художественном творчестве «мир идей», а не окружающую среду. Большую роль в их произведениях играли текст, словесный комментарий, часто парадоксального содержания. Художники словно стремились выйти за рамки картины и создать на холсте «пространство свободы»... Заметное место в творчестве концептуалистов занимала инсталляция — пространственная композиция, сконструированная из разных материалов и бытовых предметов. Нетрадиционные для того времени художественные средства использовались для выражения мироощущения автора. Важной темой концептуального искусства становится человеческое одиночество и бессмысленность бытия. Инсталляция Кабакова «Человек, улетевший в космос» (1986) приобрела мировую известность. В начале 1970-х гг. художники В. Комар и А. Меламид выступили с художественным проектом, получившим название соц-арта (по аналогии с популярным на Западе течением в современном искусстве — поп-артом). В качестве изобразительных средств они использовали широко известные образы и символы советской эпохи, пропагандистские материалы и простейшие предметы быта. Идеалы социализма превращались в рамках такого подхода не только в предмет иронии. Они низводились до бытового уровня, до абсурда».
Расцвет переживает театральное искусство. На авансцену выходит плеяда талантливых драматургов: А. М. Володин, А. И. Гельман, Г. И. Горин, М. М. Рощин, М. Ф. Шатров и др. Особо востребованными временем оказались пьесы А. В. Вампилова «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Их отличал напряжённый поиск высоких нравственных начал в жизни «маленького», обыкновенного человека в эпоху растущего разочарования в общественных идеалах, отчуждения и равнодушия. Большой популярностью пользовались театральные постановки произведений русских классиков. Их персонажи — «лишние люди», карьеристы, взяточники, бюрократы — получали злободневное звучание, ибо слишком многое напоминало зрителям реалии советского общества. Новым явлением в сценографии стали спектакли режиссёров О. Н. Ефремова и Г. Б. Волчек в театре «Современник», М. А. Захарова в Театре им. Ленинского комсомола, Ю. П. Любимова в Театре на Таганке, А. Ф. Эфроса в Театре на Малой Бронной, Г. А. Товстоногова в Ленинградском Большом драматическом театре. Нередко и эти признанные в мире мэтры сталкивались с запретительными мерами властей.
На сцене классических музыкальных театров впечатляющих достижений добились оперные певцы И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, Е. В. Образцова, В. А. Атлантов, Е. А. Нестеренко. Мировую славу советского балета приумножали своим вдохновенным творчеством Г. С. Уланова, М. М. Плисецкая, М. Э. Лиепа, Е. С. Максимова, В. В. Васильев. В сокровищницу балетного искусства вошли такие постановки, как «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Ромео и Джульетта» и «Каменный цветок» С. С. Прокофьева. Тепло были встречены и балеты на музыку современных композиторов: «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Легенда о любви» А. Д. Меликова, «Ангара» А. Я. Эшпая и др.
Веяния времени, несовместимые с официальными канонами, стали всё заметнее влиять на музыкальное творчество. С конца 1960-х гг. заявили о себе композиторы-авангардисты А. Г. Шнитке, Э. В. Денисов, С. А. Губайдуллина и др. „В их произведениях за внешней какофоничностью (резкими и прерывистыми музыкальными фразами, алогичностью и повторами) проступала внутренняя гармония, созвучная окружающему миру, полному драматических противоречий. Официальная печать критиковала эти сочинения за вызывающий стиль и «безыдейность», и они с трудом пробивали дорогу к слушателям. Зато поощрялось развитие лёгкого, отвлекавшего людей от тягостных раздумий эстрадного искусства. И здесь появилась плеяда талантливых исполнителей, песням которых отзывчиво внимала массовая аудитория. Кумирами молодёжи стали многочисленные вокально-инструментальные ансамбли («Песняры», «Самоцветы», «Весёлые ребята» и др.). Но в их потоке не терялись и неформальные группы («Машина времени», «Аквариум», «Наутилус Помпилиус», «Кино» и др.), искавшие слушателей для своих песен-размышлений в кругах студентов и молодой интеллигенции.
Яркой чертой культуры тех лет стала так называемая «магнитофонная революция». На домашних магнитофонах воспроизводились записи выступлений сатириков, песен Б. Ш. Окуджавы, А. И. Галича, В. С. Высоцкого, не разрешённых к публичному исполнению.
Я никогда не верил в миражи.
В грядущий рай не ладил чемодана.
Учителей сожрало море лжи
И выбросило возле Магадана...
И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы, поднять не смея глаз.
Мы тоже дети страшных лет России —
Безвременье вливало водку в нас.
(В. С. Высоцкий, конец 1970-х гг.)
Давящая духовная атмосфера, создаваемая консервативным руководством СССР, вынуждала талантливых представителей художественной интеллигенции покидать пределы Родины. Из СССР на Запад уехали писатели В. В. Аксёнов, В. Н. Войнович, В. П. Некрасов, поэты И. А. Бродский, А. И. Галич, Н. М. Коржавин, режиссёры Ю. П. Любимов и А. А. Тарковский, художники В. А. Комар и А. Д. Меламид, скульпторы Э. Неизвестный и М. Шемякин, композиторы А. Г. Шнитке и Э. В. Денисов, немало других видных деятелей отечественной культуры. В итоге советское общество получило вторую волну творческой эмиграции, продолжившую свободолюбивые традиции русского зарубежья послереволюционной поры.
За внешним благополучием в сфере народного образования и науки (в 1966 г. был осуществлён переход ко всеобщему среднему образованию, значительно — с 65,3% в 1970 г. до 87% в 1984 г. — выросла доля лиц с высшим и средним, полным и неполным образованием, намного больше стало научных учреждений и т. п.) скрывалось всё более серьёзное отставание от требований времени, научно-технического прогресса. Внедрение самых передовых разработок отечественных учёных, даже в таких щедро финансируемых отраслях, как военная промышленность и космонавтика, сковывалось техническими возможностями советской экономики.
Объясните значение понятий и терминов: неосталинизм, развитое социалистическое общество, нонконформизм, московский концептуализм, соц-арт, композиторы-авангардисты.
1. Покажите, в чём выражались противоречия между личностью и обществом в 1965—1985 гг. Заполните таблицу:
Идеологические принципы | Политическая реальность | Духовная оппозиция |
2. Объясните, какие явления советской действительности способствовали появлению неофициальной культуры (контркультуры) в её разных проявлениях. 3*. Как связан советский нонконформизм в литературе и искусстве с главными тенденциями развития мировой культуры? Что из его достижений актуально в наши дни? 4. С какими произведениями литературы и искусства того периода, названными в параграфе, вы знакомы? Привлекая знания из курсов литературы и МХК, поделитесь впечатлениями об одном из них. 5*. Историки утверждают, что в середине 1960-х гг. существовало несколько путей развития советского общества. Какие альтернативы развития СССР можете назвать вы? 6*. Какая личность, по вашему мнению, наиболее ярко отразила данную эпоху? Аргументируйте своё мнение. Напишите эссе на эту тему.
Перестройка и её итоги
Проблема. В чём заключаются приобретения и потери советского общества в эпоху перестройки?
Вспомните значение понятий: перестройка, ускорение, гласность, политический плюрализм, правовое государство, инфляция, приватизация.
Ответьте на вопросы. 1. Какие главные изменения произошли в стране в годы перестройки? 2. Каких ведущих политических деятелей эпохи перестройки вы знаете?
Канун перестройки. После смерти Л. И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) в высших эшелонах власти вновь началась борьба за лидерство. О её остроте свидетельствует тот факт, что дважды за короткий срок на посту генерального секретаря ЦК КПСС оказывались лица, физически немощные и уже в силу этого заведомо «временные» как руководители правящей партии: с ноября 1982 г. — Ю. В. Андропов, а после его смерти в феврале 1984 г. — К. У. Черненко (умер в марте 1985 г.).
Первый из них, коммунист-консерватор по убеждениям и многолетний шеф КГБ, успел запомниться народу тем, что приступил к бескомпромиссной борьбе с коррупцией, включая среднее и высшее звенья госаппарата, и к укреплению трудовой дисциплины — «от министра до рабочего». Перепуганные чиновники поспешили довести это благое дело до абсурда (например, в крупных городах днём устраивались облавы на людей якобы для проверки причин отсутствия на рабочем месте), чем немало дискредитировали опасный для них курс нового лидера партии. Второй генсек, личный друг и соратник Л. И. Брежнева, начал с того, что пригласил на пленум ЦК КПСС около полусотни разжалованных Андроповым высокопоставленных аппаратчиков. Вновь по всей стране зазвучали пропагандистские фанфары о небывалых успехах социализма и «зримых ростках коммунизма».
Тем временем в стареющей партийно-государственной элите постепенно укрепились позиции относительно молодых и энергичных политиков, не только боровшихся за передел власти в свою пользу, но и готовых в большей или меньшей степени к обновлению системы. В марте 1985 г. генеральным секретарём ЦК КПСС стал М. С. Горбачёв. Спустя шесть месяцев пост Председателя Совета Министров СССР занял Н. И. Рыжков (в январе 1991 г. его сменил В. С. Павлов). Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскоре название перестройка.
Проведённый выше краткий анализ истории Советского государства и общества вряд ли позволяет усомниться в том, что подвигло горбачёвскую администрацию на перестройку. Главной задачей было остановить распад системы государственного социализма и обеспечить интересы его правящей элиты — номенклатуры, сформировавшей этих политиков и выдвинувшей их наверх (причём первая часть задачи подчинялась второй, и довольно скоро она была отброшена). Средством избирается осторожное реформирование общественных структур, прежде всего экономики. Однако целостная и заранее проработанная концепция того, как это сделать, отсутствовала (в отличие, например, от Китая, где, правда, в менее напряжённой ситуации коммунистическое руководство сумело добиться поэтапного и целенаправленного проведения в жизнь своей генеральной линии).
Решения горбачёвской администрации очень часто не направляли общественные процессы, а следовали за ними — с нулевой в таких случаях результативностью. В огромной степени это объяснялось запоздалостью реформ, глубиной тотального кризиса, успевшего охватить основные звенья системы. Сыграло здесь негативную роль и другое обстоятельство. В первые годы перестройки не было серьёзных социально-политических сил, способных оказывать давление на государственное руководство, побуждая его искать эффективные и адекватные в быстро менявшейся ситуации решения. В обществе имелось лишь довольно абстрактное желание перемен; до осознанной готовности широких масс к радикальным преобразованиям, к смене модели общественного развития ещё предстояло пройти большой и трудный путь.
Реформы в экономике. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашён курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации человеческого фактора.
На встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми ударниками труда в сентябре 1985 г. М. С. Горбачёв призвал не сводить всё к рублю, не дожидаться появления нового класса машин, а мобилизовать энергию молодёжи на приведение в действие скрытых резервов: добиться максимальной загрузки имеющихся мощностей путём организации трёх-четырёх сменного режима работы, укрепить трудовую дисциплину, проводить механизацию и автоматизацию силами местных рационализаторов, немедленно повысить качество продукции. С этой целью создаётся ещё одна контролирующая инстанция — госприёмка.
Ставка на энтузиазм, не подкреплённая необходимой техникой и квалификацией работников, привела не к ускорению, а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.
В середине 1980-х гг. по всей стране развёртываются две административные кампании: борьба с алкоголизмом и с «нетрудовыми доходами». И опять в практическом воплощении этих, казалось, благих инициатив ЦК КПСС и Совмина СССР возобладали чиновничье рвение и азарт. Вырубка виноградников, резкое сокращение продажи спиртных напитков, повышение цен на них привели к росту спекуляции спиртным, самогоноварения, к массовым отравлениям населения винными суррогатами. А борьба с «нетрудовыми доходами» на деле свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства простых граждан. В то же время воротилы теневой экономики, связанные с коррумпированной частью госаппарата, по-прежнему процветали.
К собственно экономической реформе власти обратились лишь с лета 1987г. Были заметно расширены права предприятий. В частности, они получили возможность самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранными фирмами деятельность. Сокращалось число министерств и ведомств. Правительство заявило о желании внедрить «полный хозяйственный расчёт, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление» во все отрасли народного хозяйства. Трудовые коллективы отныне могли выбирать директора (позднее от этой затеи пришлось отказаться). Директивный государственный план заменялся госзаказом. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В середине 1988г. принимаются законы, открывшие простор для частной деятельности в более чем 30видах производства товаров и услуг. Побочным следствием этого стала фактическая легализация теневой экономики и её капиталов, накопленных разными способами, включая коррупцию и казнокрадство чиновников. Принятый в ноябре 1989г. закон об аренде и арендных отношениях предоставил право сельским и городским жителям брать землю в аренду в наследственное пользование на срок до 50 лет со свободой распоряжения продукцией. Но земля, как и раньше, реально принадлежала местным Советам и колхозам. А они, оберегая своё главное богатство, неохотно шли навстречу новоиспечённым фермерам. Их хозяйства к концу 1991г. располагали только 2%всего пахотного клина в стране.
Следующий шаг в хозяйственной реформе был отмечен принятием в июне 1990г. постановления Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем серии других законодательных актов. В них предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и др. Однако механизм и сроки реализации правительственных мер были намечены весьма приблизительно, неконкретно.
Тогда же вниманию общественности была предложена альтернативная «Программа 500 дней», подготовленная группой экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским. В ней намечалось провести в этот сжатый срок поэтапную кардинальную приватизацию госпредприятий с ориентацией на прямой переход к свободным рыночным ценам, существенно ограничить экономическую власть центра. Правительство отклонило её.
В целом экономическая политика горбачёвской администрации отличалась непоследовательностью и половинчатостью, что усиливало кризис народного хозяйства, дисбаланс между его различными структурами. К тому же абсолютное большинство принимаемых «правильных» законов не работало. Они выхолащивались и глушились бюрократическим аппаратом на местах, усматривавшим в непривычных новациях центра прямую угрозу своему существованию и благополучию.
Экономическая ситуация не переставала ухудшаться. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Резко усилились инфляционные тенденции в связи с огромным бюджетным дефицитом. Инфляция, официально оцениваемая в 1990 г. в 10%, достигла к концу следующего года 25% в неделю. Золотой запас сократился в 1991 г. в десять раз по сравнению с 1985 г. и составил лишь 240 тонн.
Уровень жизни населения стремительно падал, делая в глазах простых людей рассуждения об экономической реформе всё менее заслуживающими доверия. В условиях инфляции деньги обесценивались, нарастал ажиотажный спрос на товары. Летом 1989 г. по стране прошли первые массовые забастовки рабочих, которые с тех пор уже постоянно сопутствовали перестройке.
Листок из архива. Информационная справка правительства РСФСР от 29 ноября 1991 г. о товарном обеспечении населения Архангельской, Челябинской, Кемеровской, Пермской, Свердловской, Тульской, Нижегородской областей и Хабаровского края. «На этих территориях из-за ограниченности ресурсов складывается крайне напряжённое положение в торговле продовольственными и непродовольственными товарами Продажа мясопродуктов, масла животного и растительного, крупы, макаронных изделий, сахара, соли, спичек, табачных изделий, алкогольных напитков, мыла хозяйственного, туалетного и др. производится в основном поталонам. Отпуск хлеба ограничен...
Архангельская область. Мясопродукты реализуются но талонам из расчёта 0,5 кг на человека в месяц, которые не обеспечены ресурсами. Молоко имеется в продаже не более часа. Масло животное продаётся по талонам из расчёта 200 г на человека в месяц. Талоны не обеспечены ресурсами. Мукой в розницу не торгуют, она направляется" только на хлебопечение. Хлебом торгуют с перебоями
Сахар отпускается по 1 кг в месяц на человека. Также по талонам продаются из расчёта на одного человека в месяц крупы и макаронные изделия — 0,25 кг, масло растительное — 150 г, яйцо — один десяток, чай — 50 г, спички — 10 коробков, соль — 500 г в квартал».
Рассчитайте нормы потребления продуктов питания в день, если человек пользуется только теми продуктами, которые может купить по талонам.
Цели и этапы политической реформы. Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М. С. Горбачёвым с лета 1988г. решилось на реформирование закосневшей политической системы СССР, которую расценило как главное звено «механизма торможения». Подталкивало к реформам и другое обстоятельство: появление альтернативных вариантов общественных преобразований, а также их носителей — новых политических сил, грозивших в дальнейшем ликвидировать монополию КПСС на власть.
На первом этапе целью политической реформы было укрепление руководящей роли КПСС в обществе через оживление Советов, подмятых в своё время под её железную пяту, привнесение в советскую систему элементов парламентаризма и разделения властей.
В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988г.) учреждается новый высшийорган законодательной власти — Съезд народных депутатов СССР. Выборы депутатов проводились в 1989г. на альтернативной основе (лишь на союзном уровне треть депутатских мест резервировалась для прямых выдвиженцев самой партии и руководимых ею общественных организаций). Изчисла народных депутатов был сформирован постоянно действующий Верховный Совет СССР. Одновременно шло формирование Верховных Советов в других союзных республиках. Вводился новый пост — председателя Совета (от Верховного дп районного). Председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев(май 1989г.), председателем Верховного Совета РСФСР — Б. Н. Ельцин (май 1990 г.)
Ещё раньше (с января 1987 г.) был провозглашён курс на гласность, т. е. на контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации, ликвидацию спецхранов в библиотеках, публикацию ранее запрещённых книг и т. п. Однако вскоре выяснилось, что партаппарат, давно утративший свою гибкость и адаптационные возможности, не способен удержать поток свободного слова в русле официально подтверждённого «социалистического выбора».
В 1987 г. Политбюро ЦК КПСС образовало Комиссию по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 1930—1940-х и начала 1950-х гг. Клеймо «врага народа» было снято с Н. И. Бухарина, Л. Б. Каменева, А. И. Рыкова, Л. Д. Троцкого и многих других видных деятелей советского прошлого. Коренным образом менялась и судьба диссидентов. Для них открываются не только границы СССР, но и ворота тюрем и спецлагерей. Был возвращён из ссылки академик А. Д. Сахаров, тут же включившийся в активную общественную деятельность.
В этих небывалых с 1917 г. условиях свободы и духовного раскрепощения резко усилился спонтанный процесс формирования новых политических партий с крайне узкой социальной базой, зато самого широкого спектра: от монархических до анархических с преобладанием центристских (либерально-демократических) группировок.
В республиках появляются партии и массовые движения национальной, а зачастую и национал