О хуле на Духа Святого и о слове праздном (12:31-37).




Епископ Мефодий

(В. Н. Кульман, 1902-1974)

Святоотческое толкование на

Евангелие от Матфея.

Главы 10-20. ( полностью в папке «Литература» )

 

Тогда продолжает Евангелист, привели к нему бесноватого, слепого и немого. "О злоба дьявольская! — Восклицает св. Златоуст, — заградила оба входа, чрез которые этот человек мог получить веру — зрение и слух." В то же время этот больной представлял из себя жалкий образ тех ожесточённых врагов Господа, которые имели очи, чтобы видеть дела Его, но не видели в них силы Божией; имели уши, чтобы слышать Его учение, но не хотели вразумляться им; имели сердце, но отдали его врагу Божьему. И милосердный Господь исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ, все люди простые, не предубеждённые, видя в одном этом чуде стечение трёх исцелений; они не вольно вспомнили пророчество Исаии о временах Мессии, когда "откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся и язык немого будет петь" (35:5-6); они видели воочию исполнение этого пророчества, и в их сердцах уже зарождалась вера, ещё колеблющаяся, ещё волнуемая недоумениями, и они вопрошали друг друга, и говорил: не сей ли Христос, Сын Давидов? "Казалось бы, — поучает св. Златоуст, — что важного сказал народ? Однако, фарисеи и этого не перенесли. Они досадовали на Господа больше самого дьявола. Ибо тот вышел из тела и убежал, ничего не говоря; а они покушались то умертвить Его, то оклеветать, и когда не удавалось всё это, хотели помрачить Его славу": Фарисеи же, услышавши сие, что говорит народ, сказали народу: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Чудеса Христовы были для всех так очевидны, что отрицать их было невозможно, и вот фарисеи объясняют их силою князя бесовского, чтобы вместо веры в Господа в народе возбудить страх и ненависть к Нему за сношение с сатаной. Если Иисус исцелял бесноватых по условию с сатаной, чтобы обмануть людей, то ясно, что и другие чудеса Он, как враг Божий и друг сатаны, творит не Божией силой. Фарисеи и раньше обвиняли в этом Господа, но Он тогда не обличал их, чтобы дать им время ещё из больших чудес познать Его силу и из Его учения — Его величие. Но фарисеи не вразумлялись и повторяли свою поистине адскую, богохульную клевету, и потому Господь теперь восстал против нее со всей силой и в то же время со всею свойственной Ему кротостью, научая и нас кротко поступать со врагами, и защищать себя со всяким долготерпением. И, прежде всего, Он доказывает Свою Божественность тем, что открывает их тайные помышления; имеющему беса несвойственно показывать столь великую кротость и знать тайны сердечные. Он не обличает их злобы, но опровергает их возражения, предоставляя их собственной совести обличить их во лжи: Но Иисус, зная помышления их, сказал им: Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. Если Я, имея в Себе беса, посредством его изгоняю других бесов, то значит, между ними явилось несогласие, распря, и они воюют один против другого; если же так, то их сила погибла и рушилась. И если сатана сатану изгоняет ( не сказал: бесов, а сатану, показывая, что между ними находится великое согласие), то он разделился сам с собою: как же устоит царство это?

И будет ли князь бесовский помогать человеку против своих же бесов? Возможно ли такое человеколюбие со стороны того, кто есть человекоубийца искони? Видите сами, как спешно ваше обвинение, как оно безрассудно, какое в нём противоречие! Если человек сам во власти бесов, то как он может изгонять их? Притом же изгоняю бесов не один Я. И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, если по вашему, допустить это, то сыновья ваши, например, Мои Апостолы и даже собственные ученики, они то чьею силою изгоняют? Чем же докажете, что не силой того же веельзевула? Но почему же вы не обвиняете их, а только Меня? Ясно, что делаете это по зависти. Если же они изгоняют силой Божией, то тем более Я. Мои ученики совершают это Моим именем. Посему, именно потому, что они, будучи сынами вашими, познали истину, а вы не захотели познать её, они будут вам судьями, они обличат вас на суде Божией правды за клевету на Меня. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, и притом не как обыкновенный человек, но со властью повелеваю им, как Сын Божий, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. "Господь не говорит прямо: Я пришёл, — замечает св. Златоуст, — дабы не разжигать их ненависти, а только намекает на это словами: "достигло до вас Царствие Божие," настало время вашего блаженства. — Или как может кто войти в дом сильного, продолжает Господь, и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? И тогда расхитит дом его. Я не только не хочу иметь сообщником дьявола, но даже веду с ним брань, и связываю его. Видите, сколько жертв Я исхищаю рукою Моею от рук сатаны? Нельзя было этого сделать, не связав прежде самого сатану. Господь назвал сатану сильным не потому, что он таков, но указывая на то, что он крепко насиловал и порабощал нерадивых."

В заключение Своего обличения клеветы фарисейской, Спаситель возгласил: Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает принадлежащее Мне. Моё намерение — привести людей к Богу, научить их добродетели, возвестить им царствие, а чего хотят дьявол и бесы? Противного сему. Каким же образом тот, кто не за Меня, будет помогать Мне? И что Я говорю: помогать? Он ещё старается расточать Моё. Как же он станет со Мной изгонять бесов? — Так Господь показал Свою великую и непримиримую вражду с дьяволом! Но не к дьяволу только относится это строгое слово Господа. Хотя бы ты и ничего и не делал враждебного Ему, но если равнодушно относишься к своему спасению, если можешь, но не хочешь содействовать спасению ближних твоих, то и ты не собираешь со Христом, а если не собираешь, то — расточаешь, значит — идёшь против Христа… Какое грозное предостережение всем нерадивым!.

О хуле на Духа Святого и о слове праздном (12:31-37).

В глубине души фарисеи и книжники и сами хорошо сознавали, что этого быть не может, что они лгут и перетолковывают Его Божественные действия; но злоба и зависть заглушили в них голос совести, и они, чтобы отвлечь народ от Спасителя, не останавливались перед страшным богохульством: намеренно превращали истину Божию в дело дьявола, приписывали действия всемогущества Божия сатане, обвиняя Господа в союзе с дьяволом, и Святого Духа, пребывающего в Господе, называли нечистым духом, князем бесовским…Это было уже не только гнусною клеветой на Иисуса Христа, но и упорным сопротивлением, злобным оскорблением для Духа Святого; это было крайнее неверие и ожесточение сердца, тем более виновное, что происходило из дьявольской злобы и высказывалось совершенно против совести. Враги Господа в начале и сами не сознавали ясно, в какое сатанинское состояние ведёт их дух злобы и зависти; и милосердный Господь, обличая всю нелепость, всю ложь их клеветы, раскрыл пред ними и эту адскую пропасть, в которую они стремились в своём безумии. Между Мною и сатаной, говорил им Господь, нет и не может быть ничего общего; добро, которое Я творю, и зло, которого ненасытимо алчет сатана, не примиримы. Скажу больше: кто знает Божественную истину, но равнодушен к ней, не хочет служить ей, есть уже противник Мой, от которого Я отрекаюсь пред лицом неба и земли. "Кто не со Мной — тот против Меня; — тот расточает" (Мф. 12:30) тех, которых Я собрал. Тем более есть враг Мне — тот, кто явно противится истине Божией. Посему говорю вам: одумайтесь, перестаньте изрыгать хулы на Духа Святого. Вы много о Мне говорили, что Я обманщик, что Я — противник Божий: Я вам это прощу и не потребую наказания, если вы раскаетесь в этом: Всякий грех и хула простятся человекам, Бог готов простить самые великие, самые тяжкие грехи кающимся грешникам, а хула на Духа Святого — не простится человекам, потому что Дух Святой вам известен: по Его внушению говорили пророки, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Ибо если уже вы говорите, что Меня не знаете, то верно знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святого. И так, вы не Меня только поносите, но и Духа Святого. Я вам отпускаю всё то, чем вы Меня злословили прежде креста, даже и то, что вы хотите распять Меня на кресте, и на самом кресте Я буду молиться за вас, чтобы неверие ваше не было поставлено вам в вину. Но что вы говорите о Духе, то не будет прощено вам. Если кто скажет слово хульное на Сына Человеческого, кто станет хулить Меня как Человека, и, соблазняясь тем, что Я ем, пью, сплю, утруждаюсь, как человек будет называть Меня ядцей и винопийцей, другом мытарей и грешников, то ещё заслуживает некоторое извинение, ибо под покровом плоти Моей не предполагает во Мне Бога, и потому простится ему грех сей. Заблуждение может пройти, неведение рассеется, и тогда явится вера и при помощи благодати Святого Духа человек раскается, и грех его омоется кровью Искупителя. Если же кто скажет на Духа Святого, кто не по неведению произносит хулы на Меня, кто сам воочию видит чудеса Моего Божественного Всемогущества, видит Мною власть в изгнании бесов, тот хулит Меня уже не как Сына человеческого, а как Бога, хулит Божество Моё, которое Я столь очевидно открываю, и тем самым этот хульник злобно оскорбляет Духа Святого, Мне единосущного и соприсносущного, и потому не простится ему хула эта ни в сем веке, ни в будущем, его ждёт неизбежное наказание как здесь, так и там. Не простится ему этот "грех грехов" потому, что сам человек сделается вовсе неспособным к восприятию обновляющей и спасающей всякого человека благодати Духа Святого. Сопротивляясь Духу Божию, произнося на Него хулы, может ли он воспринять Его животворящую благодать в своё грешное сердце? Ведь это сердце полно ненависти и злобы против Самого Бога: допустит ли оно прикосновение к себе любви Божией? Душа такого человека сама закрывает себя для света Божия и добровольно избирает своим уделом мрак злобы и лжи, и доходит этот человек до того ужасного состояния нераскаянности, в каком находятся демоны; он сам гонит от себя прочь благодать Святого Духа, и покаяние чрез то становится для него невозможным, ибо насильно и Бог никого не спасает.

Я предостерегаю вас, говорит Господь фарисеям. Если вы хотите порицать дела Мои, то пусть будет так; только зачем же вы допускаете в своих обвинениях несообразности и противоречия? Ибо о дереве судят по плоду, а не о плоде по дереву. Что-нибудь одно из двух: или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, признайте Меня за доброе дерево и дела Мои добрыми плодами, или признайте дерево худым и плод его худым, докажите, что дела Мои худы, и тогда обвиняйте Меня. Как хотите. Ибо дерево познается по плоду, дерево узнают по плодам его. А вы поступаете напротив: не находя ничего предосудительного в делах Моих, которые суть плод, вы осуждаете и судите дерево, называя Меня беснующимся. Не есть ли это верх безумия? Вы, считающие себя праведниками, здесь являетесь лукавыми и злыми лицемерами (и так как далее Спаситель говорит уже не о Себе Самом, а о Духе Святом, то и обличения Свои Он произносит с большею строгостью): порождения ехиднины! Вы хвалитесь происхождением от Авраама, но нет, вы не чада сего великого, доброго плода, ибо как вы можете говорить доброе о Мне, будучи злы? Потому-то Я и не удивляюсь, что вы злословите Меня, ибо, происходя от злого рода, вы и воспитаны худо, и усвоили себе мысли худые. Ваше сердце полно всякого зла, и вот, это зло, переполняя сердце, рвётся наружу: ибо от избытка сердца говорят уста.

"Видишь ли, — замечает при этом св. Златоуст, — какой крепкий удар наносит Иисус Христос фарисеям? Если слова их так исполнены зла и происходят от духа дьявольского, то подумай, каков должен быть корень и источник слов? Обыкновенно так бывает, что язык, удерживаемый стыдом, ещё не всё худое изливает в словах; напротив, сердце, не имея никого свидетелем своих движений, беспрестанно порождает в себе зло, какого только захочет, потому что оно не много думает о Боге." Добрый человек, говорит Спаситель, хранит в своём сердце, как бы в некоей сокровищнице, много доброго, и из этого доброго сокровища выносит доброе; а злой человек наполняет своё сердце всяким злом, и из злого сокровища этого выносит злое. И у добрых больше скрывается добродетели внутри, чем, сколько является наружи в словах, как и у злых больше зла в сердце, чем на словах. Вот почему и на Страшном Суде Божием строго будут судимы не только дела, но и слова: слова свидетельствуют о том, чем полно сердце. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, слово с делом не сообразное, ложное, дышащее клеветой, всякое слово пустое, смехотворное, гнилое, бесстыдное, всякое слово бесполезное, ненужное, какое скажут люди, дадут они ответ за него в день Суда. Если слова человека честны, правдивы, благочестивы, то можно думать, что и сердце у него таково же, и такой человек будет оправдан на суде Божием. Если же слова лживы, нечестивы, то и сердце его полно лжи и нечестия, и такой человек будет осуждён. Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься эта истина была известна и в Ветхом Завете. Если же за простое слово праздное, которое иные почитают невинной шуткой, люди дадут ответ Богу, то чего же должно ожидать за хулу на Духа Святого? "Видишь ли, — замечает св. Златоуст, — как безобиден суд? Как кротки требования ответа? Не по речам другого, но по твоим собственным словам Судия произнесёт приговор. Что может быть сего справедливее? Ибо в твоей власти — говорить и не говорить"…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: