при обучении хакасскому языку детей дошкольного возраста




Метод полного физического реагирования

 

В настоящее время одна из актуальных проблем в системе образования республики Хакасия – это вопрос овладения хакасским языком в дошкольном образовании.

Сегодня существует несколько различных подходов к раннему обучению хакасского языка. Мы для себя выбрали метод полного физического реагирования, который мы используем при раннем обучении дошкольников хакасскому языку.

Метод полного физического реагирования ТRP (Total Physical Response) был разработан американским психологом Джеймсом Ашером (James Asher) в 70-х годах прошлого века, выдвинув гипотезу о том, что усвоение иностранного языка может идти по аналогии с усвоением родного языка. Суть этого метода заключается в соотнесении речи и действия, которые предполагают обучение языку посредством использования моторики. Другими словами метод Д. Ашера основывается на работе эмоциональной, двигательной, словесно-логической и образной памяти.

У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, им сложно проводить параллели между русским и хакасским языком, тем более переводить. Для более легкого запоминания нового слова мы предлагаем ребенку соотнести это слово с его образом – картинкой, предметом или движениями и жестом, в чем и заключается метод полного физического реагирования. Главной целью данного метода является обучение устной речи. Собственная речь ребенка развивается тогда, когда он научился слушать и понимать устную речь и соответственно реагировать на слова взрослого. Поэтому в течение дня мы используем слова, сопровождая их определенными движениями, при этом ребенок повторяет движения, а значит, физически реагирует на данные слова и соотносит их с действиями. Сначала у детей формируется слуховая компетенция, при этом они реагируют физически на речь педагога на хакасском языке и только потом они начинают говорить.

Дети не являются пассивными слушателями, они активно вовлекаются в речевую деятельность: учатся понимать устную речь, повторяют слова, фразы с разной интонацией. Создаем игровые ситуации, где у ребенка возникает необходимость физического реагирования – выполнять движения соответствующие речи педагога.

Для того чтобы изученные слова закрепились в долговременной памяти детей, мы их постоянно повторяем в своей речи, пока ребенок сам начнёт произносить их на хакасском языке. В основном материалом для изучения хакасского языка служат темы повседневного обихода, необходимые для практического применения. Поэтому метод полного физического реагирования применяется нами не только в образовательной деятельности, но также в течение дня в режимных моментах. Тем самым, мы создаем такие ситуации, которые в которых возникает необходимость частого применения и постоянного повторения изученных ранее слов.

Во время утреннего приема, мы с детьми приветствуем друг друга:

- Изеннер, или Чалахай иртенең.

При этом дети отвечают нам тоже на хакасском языке.

Перед завтраком предлагаем детям помыть руки с мылом: Хол чунарға. Хол чуунчабыс – сабынаӊ.

Перед приёмом пищи желаем приятного аппетита: Чистерең тадылығ ползын-!, дети отвечают: Алғыс (Спасибо) и т.д.

Перед уходом домой дети прощаются на хакасском языке –Анымчохтар! (До свидания!).

Ежедневно повторяя одни и те же слова, добавляя постепенно новые, которые сопровождаем движениями, дети легко осваивают хакасскую речь и самостоятельно применяют её в обиходе.

Кроме того для обогащения словаря и развития мелкой моторики используем различные пальчиковые игры на хакасском языке. В процессе образовательной деятельности проводим динамические паузы, в свободной деятельности играем народные игры, театральные, сюжетно-ролевые игры, закрепляя пройденный материал, которые непременно сопровождаются разученными ранее движениями. Что позволяет детям легко вспоминать речевой материал на хакасском языке.

При осуществлении обратной связи с детьми, сначала мы не поправляем ребенка, воздерживаемся от слишком частых исправлений ошибок на ранних этапах, и не перебиваем его, так как это может развить у него комплексы, нежелание обучаться хакасскому языку. Но со временем, чем старше ребёнок становится, тем все чаще поправляем его, совершенствуя правильность его речи.

В заключение стоит отметить, что данный метод прочно вошел в практику изучения хакасского языка в нашей группе. Его применение значительно снизил уровень стресса образовательной деятельности, так как обучение хакасскому языку проходит в игровой ситуации, свойственной дошкольникам. Кроме того, позволяет быстро получить высокие результаты при освоении лексических и грамматических единиц посредством действий и наглядных пособий. Все вышесказанное, говорит о том, что метод полного физического реагирования довольно интересный, необычный и достаточно эффективный на начальном этапе обучения дошкольников хакасскому языку.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: