Принципы обучения труду (технологии) и педагогические требования.




Исходные положения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий называются принципами обучения. Это нормы дидактического поведения, соблюдение которых позволяет учителю ознакомить учащихся с основами систематических знаний о мире, развивать их познавательный интерес и способности, а так же приобщать к самообразованию и трудовой деятельности.

В дидактике рассматриваются принципы, которые являются общими для преподавания всех предметов. Но каждый предмет имеет свои особенности, которые оказывают влияние и на принципы обучения ему. Поэтому наряду с общедидактическими положениями преподавание каждой дисциплины определяется также специфическими для нее принципами.

Связь теории с практикой.

Средством реализации этого принципа является соединение обучения с практической деятельностью и трудом школьников.

Подготовка школьников к практической деятельности начинается при овладении теоретическими знаниями, а в процессе выполнения практических заданий, полученные знания закрепляются, и углубляются, приобретаются умения применять на практике.

Для успешной реализации принципа связи теории с практикой в обучении необходимо соблюдать ряд педагогических требований:

1. При изучении теоретического материала по технологии необходимо сохранять его систему и логику. Практические примеры и иллюстрации включаются лишь в тех местах, где это необходимо по ходу изложения. При выполнении же трудовых заданий работа должна проводиться в строгой технологической последовательности. Например, при изготовлении электрифицированных изделий дети параллельно знакомятся с элементами электрической цепи, их назначением и графическим изображением.

2. Все трудовые действия учащихся должны опираться на знания и обосновываться ими. Трудовые навыки, приобретенные без опоры на знания, только путем механического подражания действиям других, являются узкоремесленными. Например, при шитье изделия необходимо руководствоваться знаниями о физических и технологических свойствах тканей, знать назначение швов и т.д.

3. Отбор практических заданий для школьников должен быть подчинен решению воспитательных задач и повышению уровня теоретической и практической подготовки их.

Научность в трудовом обучении.

Принцип требует, чтобы изучение техники и труда велось на научной основе, чтобы учащимся сообщались научно достоверные, проверенные практикой знания. Принцип научности требует, чтобы на занятиях по труду использовались современное оборудование, рабочие инструменты и измерительная техника. Учащиеся должны знакомиться с новыми материалами, изучать их свойства и способы применения в народном хозяйстве.

В процессе обучения необходимо пользоваться только научной терминологией, употреблять принятые в науке символические обозначения, формы и размерности. Это относится также к графическим материалам. Изложение можно вести в популярной форме, но на строгой научной основе.

В числе других требований принципа научности можно указать на необходимость ознакомления учащихся с историей изучаемого явления, методами его открытия и внедрения в производство (исторический принцип). Например: при моделировании различных объектов учитель формирует у детей научные представления о машине и ее частях, объясняет учащимся, почему корабль не тонет, самолет летит по воздуху, т.е. нужно на доступном детям языке дать правильные научные представления (терминология, материалы и т.д.)

Систематичность и последовательность в трудовом обучении.

Данный принцип требует такой организации обучения, при которой учебный материал усваивается школьниками в строгом логическом порядке, отвечающем логике науки, труда и дидактическому требованию об опоре их на совокупность ранее усвоенных знаний по основам наук.

Принцип систематичности и последовательности находит отражение в структуре учебных программ и учебников. Материал в них располагается в системе, которая определяется рядом дидактических требований (цель изучения предмета, его связь с другими предметами, познавательные возможности учащихся и т.д.).

При реализации принципа систематичности необходимо учитывать физические и познавательные возможности учащихся и способствовать их развитию. Это достигается постепенным усложнением работ.

Систематизация знаний учащихся достигается обобщающим повторением материала по каждой теме и в конце учебного года. Этому способствует также усвоение межпредметных связей. Систематизация трудовых умений и навыков обеспечивается постепенным усложнением выполняемых учащимися заданий. Например: в каждом классе начинают уроки по обработке бумаги и картона, затем уже переходят к тканям, металлам, пластмассам и т.д., а каждый раздел осваивается в следующей последовательности: сгибание и складывание, резание и складывание, резание и склеивание, комплексные работы.

Доступность и посильность труда для учащихся.

Принцип доступности требует, чтобы трудовые задания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям. Учебные задания не должны быть слишком легкими, так как выполнение их без напряжения сил не способствует развитию учащихся. Необходимо правильно распределять материал по урокам. Количество его на последующем уроке может быть несколько большим, чем на предыдущем.

Важным средством реализации принципа доступности является дифференциация заданий: для слабых учеников могут быть даны более легкие задания, которые помогают им восполнить имеющиеся пробелы и подвести к выполнению основных работ; сильным дают задания повышенной трудности. Выполнение их может быть связано с работой в кружке.

Доступность изучаемого материала и труда для учащихся зависит также от организации занятий, применяемых методов, от реализации других принципов трудового обучения. Например: резание ножницами в 1 классе, резание ножом во 2,3 классе, в 1 классе предметная аппликация, во 2,3,4 классах, сюжетные и объемные.

Сознательность и активность учащихся в трудовом обучении.

Этот принцип требует так организовать обучение, чтобы учащиеся могли сознательно и активно овладевать знаниями и методами применения их на практике, а также трудовыми умениями и навыками, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность в труде, мышление, речь и формировалась трудовая культура.

Активность их проявляется в ходе самостоятельного овладения теоретическим материалом, выполнения трудовых заданий, решения творческих задач. Они учатся самостоятельно планировать работу, определять способы ее выполнения, контролировать ход и результаты, вносить коррективы.

Особое значение имеет обучение их рационализаторским умениям и конструированию. Школьники участвуют в разработке технологической документации, чертежей изделий и выполняют работу по их изготовлению, в ходе которой овладевают трудовыми умениями и навыками.

Учащиеся представляют себе образец будущего результата своих действий и возможные последствия неверного выполнения их. Наличие образца позволяет им осуществлять самоконтроль и исправлять допущенные ошибки. Пример: работа по технологическим картам, вариативные задания, лабораторные работы и проблемные ситуации.

Прочность усвоения учащимися знаний, умений и навыков.

В процессе трудового обучения школьники овладевают знаниями, умениями и навыками, которые необходимы им для будущей трудовой деятельности и как база для овладения новым материалом. Без этой базы не может быть роста учащихся, продвижения их вперед.

Более прочно усваиваются знания и умения, преподносимые наглядно и в строгой логической последовательности. Большую роль в этом играет также правильная дозировка изучаемого материала и трудовых знаний по времени, применение систематических упражнений, обеспечивающих не только приобретение, но также поддержание и закрепление знаний, умений и навыков, развитие мышления школьников. Прочное усвоение приемов работы обеспечивается опорой практики учащихся на теоретические знания.

Проводится оно путем беседы с учащимися, организации упражнений, решения задач и т.д.

Большую роль в достижении прочного усвоения школьниками знаний, умений и навыков играет поддержание у них интереса к работе. Это достигается соответствующим подбором изделий, творческих задач.

Наглядность в трудовом обучении.

Этот принцип требует, чтобы на занятиях учитель широко опирался на естественно-практический опыт школьников, непосредственное восприятие ими изучаемых предметов и трудовых процессов.

Образы изучаемых предметов могут восприниматься ими при демонстрации учителем различных наглядных пособий (внешняя наглядность). Использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию органов чувств, наблюдательности и мышления.

На занятиях по труду применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация реальных предметов, опытов и трудовых приемов; показ макетов и моделей, имитирующих натуральные объекты; изображения предметов, процессов и зарисовки их на доске; условные изображения (схемы, чертежи, графики и т.д.); СD, видео кассеты.

Учитель должен руководить восприятием показываемого учащимся, направлять их внимание на главные и существенные стороны изучаемого объекта, не перегружать урок наглядными пособиями, использовать их в таком количестве, которое необходимо для достижения учебной цели.

Воспитание учащихся в процессе трудового обучения.

Процессы обучения и воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель – формирование всесторонне развитой личности.

Особенно большая роль принадлежит трудовому обучению. Оно является не только средством вооружения учащихся практическими умениями и навыками определенного вида труда, но и средством нравственного воспитания. Школьника надо готовить не просто как швею или столяра, но и править ему любовь к труду и воспитывать как будущего хорошего работника и творческую личность.

Помимо дидактических принципов, учителю необходимо учитывать и важнейшие педагогические требования, предъявляемые ко всему процессу обучения и воспитания. Это и четкое распределение учебного материала (планирование уроков), тщательной подготовкой к урокам (составление плана, конспекта урока), продуманной организации учебной работы (сочетание фронтальной и индивидуальной работы, умение коллективно трудиться). Так же учителю необходимо помнить и о таком общепедагогическом требовании, как обеспечение межпредметной связи.

Политехнический принцип

Под политехническим принципом в обучении технологии понимается принцип, согласно которому на примере конкретных объектов техники, технологических процессов и трудовых приемов изучаются общие научно-технические основы технологической деятельности. Например: при изучении обработки различных материалов резанием рассматривается конструктивное устройство и работа разнообразных режущих инструментов (нож, ножницы, сверло, ножовка, резец и т.д.).

Еще один пример на раскрытие общности в трудовых приемах – организация рабочего места. Практически в любой трудовой деятельности правильная, целесообразная организация рабочего места имеет исключительно большое значение. От того, как будут расположены на рабочем месте рабочие и контрольные инструменты и объект труда, какие будут созданы удобства для работы и т.д. будет зависеть результат труда.

Аналогично реализуется политехнический принцип и при освоении учащимися рабочих приемов и трудовых действий. При этом показывается общность этих приемов и действий в выполнении различных трудовых операций. В результате такого обучения формируется возможность переноса приобретаемых умений и навыков с одной операции на выполнение другой. А в целом формируются общетрудовые умения и навыки, которые могут использоваться в различных видах технологической деятельности.

Такие знания, умения и навыки принято называть политехническими, а обучение, в результате которого они формируются - политехническим обучением.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: