ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫК ТЕМЕ 3: ОСНАЩЕНИЕ КУРСА ПО «ТЕХНОЛОГИИ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
План лекции:
1. Понятие об учебно-материальной базе. Ее роль и значение в обучении технологии.
2. Средства наглядности, требования к ним.
3. Учебно – техническая документация и методика работы с ней.
Понятие об учебно-материальной базе. Ее роль и значение в обучении технологии.
Подготовка материальной базы начинается обычно в конце учебного года и в основном завершается к началу следующего. Прежде всего, по согласованию с администрацией школы при необходимости производится ремонт помещения (кабинета или класса) и его оборудования. Пришедшие в негодность инструменты и пособия ликвидируются, и определяется, какие новые материалы и оборудование необходимо приобрести, намечаются возможные пути их пополнения. Требования к материальной базе каждого ученика учитель на собрании и предлагает родителям перечень материалов и инструментов, которые необходимо будет подготовить к началу года. И вместе с родителями решают, будут ли материалы и инструменты приобретаться на весь класс сообща с помощью родительского комитета или для каждого ученика в индивидуальном порядке. В зависимости от этого определяется и порядок размещения и хранения их в кабинете. Для индивидуального хранения на каждого ученика должна быть заготовлена именная папка, которая вмещала бы необходимые рабочие инструменты и материалы на ближайшие уроки. В другом случае инструменты и материалы к урокам хранятся в специальном шкафу с использованием определенных приспособлений, облегчающих их рациональное размещение: подставок, ящиков, папок, в которые все можно разложить по видам.
Ближе к началу учебного года следует позаботиться об обновлении оформления учебного кабинета. Его дизайн, так же как и перечень его оборудования, материалов и порядок их хранения, определяет сам учитель, исходя из образовательных и воспитательных задач и реальных возможностей.
К учебно-материальной базе по технологии относятся практически все материальные средства, с помощью которых осуществляется учебный процесс. Значительное место среди них занимает учебное оборудование. Это приборы, приспособления, рабочие и измерительные инструменты, используемые в учебном процессе, и т.д. С помощью этого оборудования организуются, и проводится практические работы учащихся, обеспечивается их деятельность по техническому и декоративно - прикладному творчеству. Учебный процесс по технологии не обходится также без самых различных конструкционных и других материалов: древесины, металлов, текстильных материалов, технология обработки которых изучается учениками. Это, так называемая, «расходная» часть учебно-материальной базы. Если учебное и лабораторное оборудование, которым оснащается учебный процесс по технологии, может служить многие годы, то конструкционные и другие материалы требуют постоянного пополнения.
К учебно-материальной базе относятся также технические средства обучения, средства наглядности и т.д.
По функциональному признаку все оборудование можно подразделить следующим образом:
а) Основное оборудование индивидуального пользования, которое включает в себя инструменты, приспособления и другое оснащение рабочих мест учащихся.
б) Основное оборудование группового пользования, на котором учащиеся эпизодически выполняют лабораторные или практические работы. К нему можно отнести, например, практические все лабораторные установки и приборы.
в) Оборудование рабочего места учителя технологии.
д) Вспомогательное оборудование.
Роль учебно-материальной базы в обучении технологии, в том что в основе обучения технологии лежит овладение учащимися предметно-практической деятельностью, в содержание которой входят прежде всего, орудия и предметы труда, т.е материальные средства деятельности. Учебно-материальная база обеспечивает применение в учебном процессе по технологии той или иной системы трудового обучения, реализацию многих известных принципов обучения (особенно принципов наглядности, связи теории с практикой и т.д.), а так же возможность использования наглядных и практических методов обучения. Так же хорошая учебно-материальная база создает благоприятные возможности для воспитания учащихся в процессе обучения технологии. Наличие качественных и разнообразных конструкционных и других материалов, инструментов и приспособлений позволяет учащимся заниматься производительным трудом, создавать полезные изделия высокого качества.