Третий период обучения (февраль — май).




Первый период обучения (сентябрь — середина ноября).

Фронтальные логопедические занятия по произношению — 2 раза в неделю.

Индивидуальные и подгрупповые занятия логопеда — ежедневно (в течение всех периодов обучения).

Работа воспитателя по заданию логопеда — ежедневно (в течение всех периодов обучения).

На индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде занимается:

отработкой правильной артикуляции, закреплением и автоматизацией навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]; доступных согласных: [м], [м'], [н], [н'], [п], [п']; [т], [т'], [к], [к'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б'], [д], [д'], [г], [г']. В речевом потоке детей с ФФНР эти звуки произносятся смазанно из-за нечеткой артикуляции. Дети учатся восприятию на слух сохранных звуков и таким образом создается база для появления в речи отсутствующих звуков;

постановкой отсутствующих у ребенка звуков (при возможности — одновременная постановка нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, что быстрее подготовит детей к фронтальным занятиям);

выработкой подвижности органов артикуляционного аппарата, используя зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы;

различением звуков на слух;

дифференциацией поставленных или сохранных звуков в произношении.

На фронтальных логопедических занятиях:

изучаются гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [о], [э], [ы]; согласные звуки: [п], [п'], [т], [к], [к'], [т'], [j], [л']. Последовательная отработка звуков обеспечивает поэтапность работы над фонемами и переход от более легких к более сложным по артикуляции звукам;

одновременно проводится работа по формированию фонематического восприятия.

Дети утрированно произносят названные выше звуки, угадывают их по беззвучной артикуляции, воспринимают на слух и определяют в ряду других звуков, удерживают в памяти звуковой ряд из 3-4 гласных звуков. Отработка четкой артикуляции простых согласных звуков сочетается с формированием умения слышать, выделять слоги с изучаемыми звуками среди других слогов, определять наличие звука в слове (начальная позиция звука, конечная позиция звука). Ведется работа по запоминанию слоговых рядов и по выделению ударного слога. Дети учатся отстукивать ритм, угадывать количество слогов. После сформированного умения выделять в слогах гласные и согласные звуки можно переходить к анализу и синтезу обратных слогов. Дети учатся образовывать слоги, преобразовывать их, изменяя один звук ([уп-оп-от]).

Второй период обучения (вторая половина ноября — первая половина февраля).

Фронтальные логопедические занятия — 3 раза в неделю.

На индивидуальных занятиях ведется постановка отсутствующих звуков и их автоматизация.

На фронтальных логопедических занятиях акцентируется внимание:

на дифференциации на слух и в произношении звуков по твердости — мягкости, глухости — звонкости; на занятиях закрепляются и дифференцируются следующие звуки: [л']-[ы], [с], [с]-[с'], [з]-[з'], [с]-[з], [с']-[з'], [ц], [б]-[п], [ш]-[ж], [з]-[ш], [з]-[ж], [с]-[ш];

на грамматических категориях: рода, числа, падежа и времени;

на синтаксической работе по составлению предложений, их распространению;

на развитии связной монологической речи: составлении короткого рассказа с опорой на наглядность;

на закреплении навыков звукового анализа и синтеза: определении позиции звука в слове (в начале, середине, конце); определении ударного гласного в положении после согласного; анализе прямых и открытых слогов, их преобразовании;

на усвоении терминов и понятий слог, слово, предложение, звук, согласные, гласные, глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки.

Третий период обучения (февраль — май).

Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа проводится с детьми, у которых есть трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза, автоматизации поставленных звуков.

Фронтальные логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю.

Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи — 2 раза в неделю.

Главное в этом периоде:

закрепить навык употребления поставленных звуков в самостоятельной речи детей;

изучить и дифференцировать следующие звуки: [л], [р], [л]-[л'], М-[р'], М-[р], [р']-[л'], [ч], [щ], [ч]-[щ];

закрепить лексико-грамматические конструкции, конструкции сложносочиненного и сложноподчиненного предложений в самостоятельной связной речи детей в процессе рассказывания.

Дети к концу третьего периода:

на базе полностью сформированного произношения и фонематического слуха самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (лук, шум), слогов и слов со стечением согласных ([сто], стол, стул). В качестве зрительной опоры используются схемы, где длинной полоской обозначено слово, короткой — слоги, гласные звуки выделяются красными кружочками, согласные — синими;

свободно пользуются лексико-грамматическими конструкциями — простыми и сложными предложениями.

Дети, заканчивая обучение по коррекционной программе группы ФФНР, переходя в обычную подготовительную группу, полностью готовы к обучению грамоте.

Программа обучения и воспитания детей с ФФНР в подготовительной группе детского сада (авторы — Т. Б. Филичева, Т. Б. Туманова, 1999)

Организация коррекционной работы. Ежедневно в утренние часы проводятся 2 фронтальных занятия (одно — занятие логопеда, другое — занятие воспитателя): 1-е занятие с 9.00 до 9.30; 2-е занятие с 9.40 до 10.10. После 10.10 логопед проводит индивидуальные занятия, остальные дети с воспитателем идут на прогулку.

Во второй половине дня воспитатель ежедневно (с 15.00 до 15.30) проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по заданию логопеда, а с 16.30 до 17.00 проходят занятия воспитателя согласно специально разработанной сетке.

В течение первого периода обучения (сентябрь — 1 -я неделя ноября) фронтальные занятия логопеда проводятся 3 раза в неделю, индивидуальные и подгрупповые — ежедневно.

Содержание фронтальных логопедических занятий

1. Произношение: закрепление произношения звуков: [у], [а], [и], [э], [п], [п'], [т], [к], [к'], [л'], [о], [х], [х'], [й], [ы], [с].

2. Развитие фонематического восприятия:

1) различение на слух всех гласных звуков и согласных [т]-[д]-М, М-[г]-[х]-[т], [л']-[л]-[]]-[р']-[р], [с]-[з]-[ц]-[т']-[ш]-[щ];

2) дифференциация правильно произносимых звуков: [к]-[х], [л']-0Иы]-[и].

3. Лексико-грамматическая работа: усвоение двухи трехсложных слов; усвоение грамматических форм слова: изменение числа существительных, согласование существительных единственного и множественного числа с глаголами, употребление личных окончаний глаголов единственного и множественного числа, употребление и изменение притяжательных местоимений; составление простых распространенных предложений по картинке, по демонстрации действий, по вопросам.

4. Работа по развитию связной речи. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы, заучивание текстов наизусть.

5. Подготовка к анализу звукового состава слова:

выделение первого ударного гласного звука в слове (Алик, утка, Оля), анализ и синтез ряда гласных ([ау], [ауи]); выделение последнего согласного в слове (мак); анализ и синтез обратного слога типа [ап]; анализ и синтез прямого слога типа [са]; выделение гласного из положения после согласного под ударением (кот); полный звуковой анализ и синтез слова (мак).

Содержание фронтальных занятий воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи планируется с учетом понедельных лексических и грамматических тем (во всех периодах).

В течение второго периода обучения (2-я половина ноября — 1-я половина февраля) фронтальные логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю, индивидуальные и подгрупповые — ежедневно.

Фронтальные занятия по развитию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю; по формированию графических навыков и подготовке к письму — 1 раз в неделю.

Содержание фронтальных логопедических занятий

1. Произношение: [с], [С], [з], [з'], [ц], [т'], [б], [б'], [д], [д'], [г], [г'], [ш], [л], [ж], [р], |р'].

2. Формирование фонематического восприятия:

1) различение на слух звуков: [с]-[с'], [з]-[з'], [з]-[з'], [с]-[с'], [ж], [ц]-[т]-[с], [б]-[б'], [п]-[п'], [т'Нд'], [дНд'НтЫт'НгЫт'], [г]-[г'], [кНк'НдНд'], [ш]-[с]-[ж]-[щ], [л]-[л']-[р]-[р'], [ж]-[з]-[ш], [р]-[р']-[л]-[л'].

2) дифференциация правильно произносимых звуков: [с]-[с'], [з]-[з'], [с]-[ц], [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к], [с]-[ш], [з]-[ж], [с]-[ш]-[ж]-[з], [р]-[л], [р]-[р'Ыл]-[л'].

3. Формирование слоговой структуры слов: преодоление затруднений в произношении и усвоении трех и четырехсложных слов различной структуры листопад.

4. Лексико-грамматическая работа: употребление существительных в различных падежах; согласование прилагательных с существительными в роде, числе; сравнение и сопоставление личных окончаний глаголов 1-го и 3-го лица настоящего и прошедшего времени; согласование числительных с существительными;

усвоение некоторых способов словообразования; составление предложения по вопросам, по демонстрации действия, по опорным словам, распространение предложений.

5. Развитие связной речи: умение с опорой на вопросы составить рассказ по картине, по серии картин; заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, чистоговорок и скороговорок.

6. Анализ и синтез звукового состава слова: деление слов на слоги;

построение схем одно-, двуи трехсложных слов; звукослоговой анализ и построение схем односложных слов типа суп, двусложных слов типа зубы; звукослоговой анализ односложных слов со стечением согласных в начале слова типа стол, двусложных слов типа мышка; преобразование слов путем замены или добавления звуков (сто - стол);

7. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с буквами а, у, м, ш; составление схемы из букв.

В течение третьего периода обучения (2 половина февраля — май) фронтальные занятия логопеда по произношению проводятся 2 раза в неделю, по развитию речи — 2 раза в неделю, по грамоте — 1 раз в неделю.

Фронтальные занятия по развитию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю, по формированию графических навыков — 1 раз в неделю.

Содержание фронтальных логопедических занятий

1. Произношение: закрепление произношения звуков [ч], [щ] и всех ранее пройденных.

2. Развитие фонематического восприятия:

1) различение на слух: [ч]-[т']-[с']-[щ], [щ]-[ч]-[с']-[ш];Начало формы

 

2) дифференциация правильно произносимых звуков: [ч]-[т']-М-[С], [щ]-[ш], [щ]-[С].

3. Работа над слоговой структурой слова: употребление в речи слов сложной слоговой структуры типа электричество, часовщик в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи.

4. Развитие связной речи:

составление рассказа с опорой на вопросы, на картинку, серию картин и т. п.;

закрепление навыков фонетически и грамматически правильной, выразительной речи в диалоге и монологе.

5. Обучение грамоте: деление слов на слоги и звуки; членение предложений на слова, определение порядка слов в предложении; составление схем слов для слогозвукового анализа; знакомство с буквами р, п, ы, л, н, с, о, к, х, т, и; воспитание навыка слитного осознанного, послогового чтения слов, предложений, текстов, с четким и правильным произнесением каждого звука; складывание из букв разрезной азбуки слов, простых предложений; развитие умения преобразовывать слова (суп - сук — сок).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: