Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889–1890




 

Надо сказать, что Сергий Радонежский был особенно почитаем в семье Нестеровых, это стало одной из причин обращения художника к его образу. Трудно давался образ отрока, особенно лицо. И как-то на прогулке встретил Михаил Васильевич девочку, худенькую, болезненную, с робким взглядом несчастного ребенка, и понял — вот Варфоломей.

«В те дни я жил исключительно картиной, в ней были все мои помыслы, я как бы перевоплотился в ее героев. В те часы, когда я не писал ее, я не существовал», — вспоминал художник.

Картина была представлена на 18-ю Передвижную выставку, и перед самым открытием критик В. В. Стасов, художник-передвижник Г. Г. Мясоедов, писатель-демократ Д. В. Григорович и издатель А. С. Суворин возмущенно осудили ее:

«Судили картину страшным судом. Они все четверо согласно признали ее вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те «рационалистические» устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем, и сделать это теперь же, пока не поздно», — вспоминал Нестеров.

Тут же П. Третьяков решает купить «Варфоломея», Стасов отговаривает: «Картина эта попала на выставку по недоразумению… ей на выставке Товарищества не место, задачи Товарищества известны, картина же Нестерова им не отвечает. Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика…» — но у Третьякова свое мнение, картину он купил.

Отец Нестерова как-то сказал ему, начинающему художнику, что поверит в него как художника, если его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым. А картина «Видение отроку Варфоломею» и по сей день собирает около себя толпы почитателей:

«Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я» — М. Нестеров.


Образ Сергия Радонежского продолжал волновать Нестерова на протяжении всей жизни. Вслед за «Видением отроку Варфоломею» он написал большую картину «Юность преподобного Сергия»


В 1902 году Нестеров пишет картину «Святая Русь», пытаясь применить в ней свой опыт иконописной аскезы. В основе сюжета лежат евангельские слова: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы». Все происходит на фоне зимнего пейзажа, навеянного природой Соловецких островов, где художник писал этюды для картины. Богомольцы, пришедшие ко Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками — Николаем, Сергием и Георгием, это любимые нестеровские герои — странники, монахи, девушки, дети. Все они написаны по этюдам с реальных лиц, отобранных Нестеровым на Соловках или в Хотькове. Две пожилые женщины на правом плане, поддерживающие больную девушку, — это сестра и мать художника. Увы, картина «не прозвучала». Лев Толстой съязвил, что Христос походит на итальянского тенора.


Нестеров "Святая Русь"

Николай Константинович Рерих
(1874-1947)

Картины Николая Рериха — мистика 20 века — завораживают своим символизмом. Даже тот, кто никогда не касался мистического знания, не может не чувствовать в этих сюжетах глубокую тайную мудрость. Кажется, будто все это, происходящее на полотнах, и правда происходит в какой-то параллельной реальности. И где же еще можно найти ходы к этим мирам, если не в Гималаях, где Рерих и создавал свои труды?

Н.Рерих прошел по восточным землям с различными экспедициями не одну тысячу километров, изучая восточную философию, обычаи и нравы жителей, знакомясь с суровой природой Алтая, Монголии, Индии и Тибета. Именно в этих экспедициях черпал он вдохновение для своих удивительных картин, посвященных природе и мифологии этих регионов.

Учение о воздействии на организм и психику человека цвета и звука многие тысячелетия было известно мистикам Востока в рамках эзотерического знания. Знал ли Н.Рерих об этом учении? Судя по цветовой гамме его картин – знал.

Многие исследователи отмечают, что, насыщенные яркими и чистыми тонами, картины Рериха неизменно гармонизируют ауру и биополе людей, поднимают его жизненный тонус и улучшают настроение.

В дневниках Рерихов можно прочесть следующие сведения о воздействии различных цветов:

- желтый цвет укрепляет физический организм в целом, поддерживает сердце;

- лиловый цвет укрепляет мозг;

- зеленый цвет укрепляет нервную систему;

- розовый цвет оздоравливает желудок;

- синий цвет оказывает общеукрепляющее действие и активизирует тягу к духовным знаниям.

Не случайно именно синий, лиловый, зеленый и розовый цвета достаточно часто присутствуют на картинах Рерихов. Оказывается цвет может не только врачевать душу и тело, но и содействовать духовному развитию человека. Именно на этом принципе и основана главная информационная составляющая психотерапевтического воздействия живописи этого удивительного художника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: