Творчество И.С. Баха. Жизненный путь композитора.




В период введения режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите участников образовательного процесса от новой коронавирусной инфекции с 14.09.2020 по 20.09.2020.

  Программа «Подростковый хор» Музыкальная литература Модуль 2 (5 класс) Педагог дополнительного образования Иванова Ю.В.

Задание: посмотреть конспект занятия (со ссылками на видеоролики и музыкальный материал) и выполнить задание. До 24.09.2020 (до 20.00) прислать фото или файл Word творческого задания на электронную почту ivanova_uliya@mail.ru или разместить в группе Вконтакте https://vk.com/club128494573

Творчество И.С. Баха. Жизненный путь композитора.

Наш рассказ о Бахе мы начнём поэтическими строками:

Мне дорог Бах…

Ну, как бы вам сказать…

Не то, чтоб нынче музыки не стало,

Но вот такого чистого кристалла

Ещё нам не являлась благодать.

Какое равновесие страстей,

Какая всеобъемлющая совесть,

Какая удивительная повесть

О брошенной в века Судьбе моей.

А теперь мы обратимся к далёкому прошлому. И.С. Бах – один из самых известных композиторов XVIII века. «Он не ручей – он океан», – так сказал про Баха другой знаменитый немецкий композитор – Л. В. Бетховен. Дело в том, что фамилия Бах переводится на русский язык как «ручей».

Родился Бах в 1685 году в Германии, в городе Эйзенах. До сих там сохранился дом, в котором жила семья Баха, сейчас там располагается музей.

Дом-музей Баха в городе Эйзенах

 

Почти все предки Баха были музыкантами, поэтому в некоторых областях Германии фамилия Бах стала синонимом слова «музыкант».

Позже у самого Иоганна Себастьяна тоже была большая семья, поэтому он был вынужден много работать: сочинять музыку, играть в церкви на органе, выступать с концертами во дворцах знатных вельмож, давать уроки музыки.

Семья И.С. Баха

 

Бах играл на многих музыкальных инструментах, таких как клавесин, скрипка, флейта, но особое место в его творчестве занимал орган.

Инструменты, на которых играл И.С. Бах

 

Орган – грандиозный по размеру музыкальный инструмент. У него, как правило, несколько мануалов – клавиатур для рук и педаль – клавиатура для ног. Место, где сидит органист, исполняя произведения, называется кафедрой.

Кафедра органа

Орган занимал огромное место в творчестве Баха, он сочинил для этого инструмента более трехсот произведений.

Тюрингии жил булочник по имени Фейт Бах. Семейная легенда говорит о

том, что он был очень трудолюбив и добр и была у него одна большая

страсть в жизни — музыка. Он никогда не расставался со своей любимой

цитрой,

итель: вы видели этот музыкальный инструмент?

слайд - цитра

 

синонимом музыканта. Много было Бахов-музыкантов, но никто из них не

добился ни славы, ни громкой известности, хотя история со хранила нам

имена более пятидесяти Бахов, оказавших влияние на развитие немецкой

музыки. И лишь одному из них суждено было стать великим

композитором и в веках прославить это имя.

400 лет назад в одном маленьком германском городке в Тюрингии жил булочник по имени Фейт Бах. Семейная легенда говорит о том, что он был очень трудолюбив и добр и была у него одна большая страсть в жизни – музыка. Он никогда не расставался со своей любимой цитрой, на которой играл очень искусно.

Цитра — это струнный щипковый инструмент, известный еще в древности. Особую популярность она завоевала в середине XIX века. Но в наши дни цитра почти не используется.

Любовь к музыке Фейт Бах передал своим сыновьям, а те – своим. И почти все они стали музыкантами: органистами, скрипачами, канторами, флейтистами. И разбрелись они по разным городам. Скоро Бахов-музыкантов в Гер мании стало так много, что само имя Бах стало синонимом музыканта. Много было Бахов-музыкантов, но никто из них не добился ни славы, ни громкой известности, хотя история со хранила нам имена более пятидесяти Бахов, оказавших влияние на развитие немецкой музыки. И лишь одному из них суждено было стать великим композитором и в веках прославить это имя.

И. С. Бах родился 31 марта 1685 года в маленьком местечке Тюрингии- Эйзенахе. Уже с раннего детства он готовился, как и все его предки, к профессии музыканта. Первым его учителем был папа – скрипач, городской музыкант. Как все Бахи, Иоганн Себастьян был скромен, трудолюбив, горд. Как все, беззаветно любил музыку и отдавал ей всего себя с самого детства. На его долю выпало немало невзгод. В десять лет мальчик остался круглым сиротой и вынужден был сам заботиться о заработке. Его взял на воспитание старший брат Иоганн Христоф, служивший учителем музыки в церковной школе в Ордруфе. Только он серьезно и учил Себастьяна музыке.

«Музыка И. С. Баха понятна всем, как музыкантам, так и людям, от музыки далеким», — писал известный швейцарский пианист Эдвин Фишер.

Иоганн Христоф, слыл человеком образованным, но в искусстве он был сухим аккуратистом, мелочным и педантичным. Когда по большим праздникам к привычной прелюдии он при соединял новую трель, слушатели в церкви шутили: «О! Сегодня наш Бах разгорячился!» Старший брат не увидел в мальчике необычайной музыкальной одаренности. Он считал, что ребенку еще рано знакомиться с произведениями известных мастеров, и донимал его школьно-ремесленными уроками. Но мальчик хотел играть настоящую музыку. Он знал, что в шкафу Иоганна Кристофа храниться тетрадь с произведениями знаменитых композиторов. Ночами, при свете луны, мальчик переписывает страницу за страницей. Через 6 месяцев работа закончена. Он дописывает последнюю пьесу, когда брат, застав его «на месте преступления», отобрал и тетрадь, и переписанные листы. Он поступил так вовсе не из жестокости: Иоганн Христоф боялся, что мальчик испортит вкус, познакомившись с чересчур смелыми, на его взгляд, сочинениями. Никакие уговоры не смогли смягчить сурового воспитателя. Бах смог увидеть свою тетрадь только много лет спустя, уже после смерти брата.

Сейчас посмотрим фильм о жизни Иоганна Баха https://my.mail.ru/mail/ludmilafish/video/5324/4143.html

И. С. Бах был не только прекрасным композитором, но и лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойденным. Это вынуждены были признать даже его соперники. С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. В этот период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до минор.

Настоящую славу принес Баху поединок с французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном, состоявшийся в Дрездене. Первым выступил Маршан с вариациями на тему французской песни. Затем к клавиру пригласили Баха. Он повторил ту же тему и начал разрабатывать ее новым, никогда прежде не слыханным образом. Однако основное состязание было назначено на завтра. Но Маршан, как писал очевидец, решил заблаговременно удалиться, предоставив первенство сопернику. Бах играл один и окончательно покорил публику. Когда его спрашивали, как он достиг подобного совершенства, Бах неизменно отвечал: «Мне пришлось много трудиться; кто будет столь же усерден, добьется того же».

В 1717 году бах с семьей переехал в город Кетен. В Кетене Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. Здесь были написаны двухголосные и трехголосные инвенции, 24 прелюдии и фуги.

Из Кётена в 1723 году Бах переехал в Лепциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность руководителя хора певческой школы. Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была бы слишком продолжительной, а также… опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально – инструментальные композиции: большую часть кантат, «Страсти по Матфею», «Итальянский концерт».

Но основная работа Баха – руководителя школой певчих – приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были настолько ничтожны, что певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их певческих способностей.

Единственной отрадой на протяжении всей жизни были творчество и семья. Подросшие сыновья – Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануэль, Иоганн Кристиан – оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах – вторая жена композитора. Хорошо пела старшая дочь Баха. Поэтому в его доме часто звучала музыка. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

И.С. Бах создавал не только органные произведения, но пьесы для клавира и клавесина. Например, Французская сюита до минор, которую мы сейчас с вами прослушаем.

https://www.youtube.com/watch?v=aYTT5xDLKxs

 

 

Сделать запись в тетради:

· И. С. Бах годы жизни - 1685 - 1750;

· Великий немецкий композитор;

· Представитель эпохи барокко;

· Непревзойденный органист;

· Основные периоды жизни: Веймар – Кетен – Лейпциг;

· Великий мастер полифонии.

 

 

уроке: слушание и анализ музыкальных произведений, проверочный тест

по пройденному материалу. Активная практическая деятельность

осуществляется также в работе с дидактическим материалом: «Таблица

восприятия музыкального произведения», новые понятия записываются в

«Музыкальный словарь».

Методы работы на уроке: погружения, создание проблемной

ситуации, активизация музыкального мышления. На заключительном

этапе урока необходимо применять методы: создания ситуации успеха,

«живого» исполнения музыки по желанию обучающихся. Урок может

быть построен в форме диалога учителя и учеников на позитивном

эмоциональном уровне в атмосфере доброжелательности. Для оценивания

деятельности обучающихся, помимо оценочных баллов, можно применять

методы словесного поощрения.

Библиографиче

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: