Основные темы творчества М. Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Образ дома и матери. Тема смерти и любви.




Мощь творчества Марины Цветаевой, масштабность ее гениального дарования только начинает осознаваться по-настоящему. В наше время открылись широчайшие возможности для знакомства с ее творческим наследием. В свет выходят все новые издания ее стихотворений и поэм, появляются публикации ее писем, дневниковых записей, воспоминаний о ней.

В этой связи особо остро ставится проблема восприятия читателем творческого наследия Марины Цветаевой. Взяв от своих предшественников ответственное отношение к слову, поэт и от читателя ждет понимания высокой миссии слова. Цветаева убеждена, что не прихотью "изменчивой моды", не тщеславным желанием цитировать то, что "на устах у всех", должен определяться интерес к поэзии. "Чтение - прежде всего сотворчество", - так она определяет готовность к познанию, к трудной душевной работе. Рассмотрим основные темы этой работы поэтессы.

Жизнь ребенка необычайно наполнена и динамична. Каждый ее миг открывает все новые и новые истины. В стихотворениях Марины Цветаевой это опыт борьбы внутренней, духовной. Детям приходится противостоять не только зловещему царству теней, но и собственным слабостям, малодушию. Цена победы над собой велика:

 

Мы цепи таинственной звенья,

Нам духом в борьбе не упасть,

Последнее близко сраженье,

И темных окончится власть.

 

Для Марины Цветаевой темная, ночная стихия всегда будет по-особому манящей, грозной, влекущей. Дети чувствуют кровную связь с таинствами мира, они первооткрыватели всего, что их окружает. Это лишены взрослые, придавленные обыденностью и забывшие о непостижимой прелести существования в "мире, где всяк сгорблен и взмылен". Цветаева отчетливо разделяет мир взрослых ("скучны и просты их дни"), и детский мир - многосложный, многоцветный и огромный ("Мы знаем, мы многое знаем / Того, что не знают они!").

Понятие "дом" означало для Цветаевой особый уклад жизни. Она воспринимает дом как живое существо, преданное и понимающее. Именно об этом говорится в стихотворении "Наша зала" (сборник "Вечерний альбом"). "Зала" - действующее лицо лирики Марины Цветаевой. Зала - наперсница, любящая и добрая советчица уже повзрослевшей героини, изведавшей первые сомнения и разочарования. Неслучайно автор сравнивает ее с заботливой няней:

 

Мне тихонько шепнула вечерняя зала

Укоряющим тоном, как няня любовно:

- Почему ты по дому скитаешься, словно

Только утром приехав с вокзала?

 

Большую часть стихотворения составляет монолог залы, в котором чувствуется тревога за судьбу героини: "Я слежу за тобою внимательным взглядом, / Облегчи свою душу рассказом нескорым!" Зала, словно близкий человек, сострадает героине: "О, не бойся меня, не противься упрямо: / Как столетняя зала внимает не каждый!" В эти тягостные минуты одиночества ей не с кем разделить свою муку, некому излить свою душу. И зала утишает ее боль: "Все скажи мне, как все рассказала однажды / Мне твоя одинокая мама".

Стихотворение "Прости" волшебному дому" (книга "Волшебный фонарь") было написано в пору прощания с отчим домом. Скорая разлука предельно обостряет чувства, делая роднее и ближе каждую деталь и примету в облике родного дома:

 

Темный узор на портьере,

С медными ручками двери...

В эти минуты последние

Все полюбилось, как встарь.

 

Дом бережно хранит в себе все ("жажда великих путей"). Там же обретается сонм юношеских надежд - неясных, пленительных, сверкающих, будто "светлые замки из инея".

 

 

Возгласы эти и песенки,

Чуть раздавался звонок!

………………………….

И через залу по лесенке

Стук убегающих ног.

 

"Прости" в названии этого стихотворения означает не столько прощание, сколько благодарность дому за все его "небывалые весны" и "дивные зимы". Героиня обязана дому яркостью, незабываемостью первых, ранних жизненных впечатлений.

В цветаевском стихотворении 1913 года "Ты, чьи сны еще непробудны...".ее героиня предчувствует, что судьба родимого дома будет горестной. Она предвидит не просто гибель какого-то дома (дом в Трехпрудном переулке, где родилась героиня, не уцелел в годы революции), но и всего олицетворяемого им мира красоты, гармонии, духовности:

 

Будет скоро тот мир погублен,

Погляди на него тайком,

Пока тополь еще не срублен

И не продан еще наш дом.

 

Грядущие потрясения звучат в этих словах. "В переулок сходи Трехпрудный, / Если любишь мои стихи". И потому так настойчива мольба-просьба поэта: "Умоляю - пока не поздно, / Приходи посмотреть наш дом!", "Этот мир невозвратно-чудный / Ты застанешь еще, спеши!"

 

Образ матери занимает сокровенное место в поэзии Марины Цветаевой. Поэтесса посвятила ей не только стихи, но и прозу: "Мать и музыка" (1934), "Сказка матери" (1934). Ее памяти посвящено и стихотворение "Маме" (сборник "Вечерний альбом"). Для Цветаевой было исключительно важно подчеркнуть духовное воздействие матери на дочерей. Мария Александровна Цветаева - удивительно тонкая и глубокая натура, художественно одаренная ввела их в мир прекрасного. "В старом вальсе штраусовском впервые/ Мы услышали твой тихий зов", - так пишет автор о своем чувствовании музыки, тождественной для нее с голосом матери.

"Мать - сама лирическая стихия". "Мать... - страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам - от матери", - пишет Цветаева. Мария Александровна открыла для детей искусство, ставшее для них второй, подчас более желанной, реальностью.

 

К детским снам клонясь неутомимо

(Без тебя лишь месяц в них глядел!),

Ты вела своих малюток мимо

Горькой жизни помыслов и дел.

 

Именно мать научила детей уметь сострадать ближнему, чувствовать свою и чужую боль. Это знание сделало их мудрее и зародило внутреннюю неуспокоенность, невозможность удовлетвориться кажущимся благополучием, которое обманчиво. "С ранних лет нам близок, кто печален,/ Скучен смех...", - напишет позднее Цветаева. В другом стихотворении она скажет: "Наш корабль не в добрый миг отчален/ И плывет по воле всех ветров!"

"Ее измученная душа живет в нас, - только мы открываем то, что она скрывала. Ее мятеж, ее безумие, ее жажда дошли в нас до крика", - так сказала о безвременно ушедшей матери поэтесса в письме 1914 года, адресованному известному русскому философу В. В. Розанову. Завещанное матерью духовное наследство означало глубину переживаний, обостренную яркость чувств и благородство сердца. Цветаева признавала, что всем самым лучшим в себе она обязана только матери. Ранняя смерть Марии Александровны оставила глубокую рану в душе Цветаевой, чья боль сопровождала ее всю жизнь.

Героиня Марины Цветаевой с безоглядностью, присущей ей, бесстрашно устремляется навстречу неизведанному. Она страстно мечтает реализоваться, состояться в множестве "ролей" и призваний. Эта тема неоднократно раскрывается во многих ее стихотворениях.
Принимая жизнь как дар Творца, Цветаева говорит о невероятной, почти непомерной для осознания простым смертным ценности этого дара.
Истовость натуры героини запечатлена в стихотворении "В раю" (1912), где небесное и земное противостоят друг другу. Вечный, горний, божественный мир - мир, где незнакомы тревоги и печали.

Тема смерти, ухода из жизни неоднократно возникает в жизнерадостном творчестве Цветаевой. Желая понять запредельное, она мысленно пытается перешагнуть грань между бытием и небытием. "...кем бы ни был мне мертвый, верней: как мало бы я ему, живому, ни была, я знаю, что в данный час (с часа, кончающегося с часами) я ему ближе всех. Может быть - потому, что я больше всех на краю, легче всех пойду (пошла бы) вслед. Нет этой стены: живой - мертвый, был - есть", - так пишет Цветаева в очерке "Смерть Стаховича" (1919). Ранее о том же самом, об отсутствии "этой стены" она сказала еще в 1913 году, в стихотворении "Идешь, на меня похожий...". Герой стихотворения - "прохожий" - не имеет конкретных примет. Освещенный солнцем, он кажется героине похожим на нее саму - когда-то жившую - смешливую, ироничную в мире, где она "тоже была":

 

Не думай, что здесь - могила,

Что я появлюсь, грозя...

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

 

 

Предчувствие, ожидание любви, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки - все это запечатлено в любовной лирике Цветаевой в многочисленных нюансах. Так, любовь может быть тиха, трепетна, благоговейна, нежна и при этом она же стихийна, безоглядна и внутренне драматична.

Любовь отнюдь не безмятежная услада. В любви лирическая героиня утверждает свое право на поступок. В своем утверждении она решительна и бескомпромиссна ("Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…").

Героиня Цветаевой немыслима без восхищенного любования тем, которого она любит. Это делает ее любовь всеобъемлющей. Истинное, незамутненное чувство живет не только в сокровенной глубине души, но и пронизывает собой все бытие. Именно об этом лирика Цветаевой. Потому сами явления этого мира в сознании ее героини часто неразрывны с образом любимого. Она убеждена, что чувства обладают невиданной силой, им подвластны расстояние и время.

Также любовная лирика Марины Цветаевой открывает не только мятежную, своевольную, но и душу незащищенную, ранимую, жаждущую понимания, которой насущно необходимо участие любящего сердца.

Драматическое звучание приобретает у Цветаевой тема несостоявшейся любви, где раскрывается трагедия любви героини, обреченной на "разминовение" душ, невстречу. О расставании говорится и в стихотворении 1921 года из цикла "Разлука".

По мысли поэта, любовь вечна. Она едина с миром природы и искусства, так как является воплощением созидательного начала бытия. Любовь бессмертна - она вечно возрождается, вдохновенно преображаясь. С уходом любящего человека из земной жизни, его любовь все равно остается в этом мире, чтобы, "смеясь над тленом, стихом восстать - иль розаном расцвесть!".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: