«Клетка. Химический состав клетки»
Сухая Т.В. учитель биологии,
МБОУ г. Мурманска ООШ №37.
Тип урока | урок изучения нового материала |
Цель | продолжить формирование представления о клетке как о структурно-функциональной единице живого. |
Задачи | -образовательные: продолжить развивать понятие “клетка”, формировать представление о химическом составе клетки и живых организмов; -развивающие: развивать умения наблюдать за опытом и делать выводы по его результатам, вырабатывать навыки самостоятельной работы с учебником и наглядным материалом; -воспитательные: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, чужому мнению. |
Планируемые результаты | -предметные:
|
Формируемые УУД | личностныеУУД: самоопределение - проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно- этическую оценку изучаемого материала, демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека; -р егулятивные УУД: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; выполнять задания в соответствии с поставленной целью и планом урока; -к оммуникативные УУД учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; -познавательные УУД: демонстрировать приемы работы с учебником и наглядным материалом: осуществлять поиск и отбор необходимой информации, сравнивать, обобщать и делать вывод, систематизировать информацию, подводить итоги работы, формулировать вывод. |
Основные понятия | химический состав, минеральные и органические вещества, белки, жиры, углеводы. |
Межпредметные связи | Химия, русский язык, математика. |
Ресурсы: | учебник, презентация |
Оборудование: | лабораторное оборудование: пробирки, стебель растения, тесто, марля, стаканы с водой, йод, срезы клубня картофеля, семена подсолнечника, металлическая пластинка, спиртовка. |
Формы работы | фронтальная, индивидуальная |
Технология | проблемного обучения |
Дидактическая структура урока | Задания для учащихся, направленные на достижение планируемых результатов. Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||||||||||
Предметные результаты | Универсальные учебные действия (УУД) | |||||||||||||
Организационный момент Время: 1-2 мин. | Приветствие, высказывает добрые пожелания детям. | Приветствие Организация учащимися рабочего места. | Регулятивные УУД: умение организовывать рабочее место, самоорганизовывать-ся. Личностные УУД: ответственное отношение к учению, самодисциплина. | |||||||||||
Контроль знаний Время: 8 мин. |
| Учащиеся работают с карточками. Обозначают на рисунке-схеме клетки органоиды: Ядро, клеточная мембрана, цитоплазма. хлоропласты, вакуоль, ядро. | Знают строение клетки. | ЛичностныеУУД: ответственное отношение к учению. Регулятивные УУД: принимать учебную задачу. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | ||||||||||
| Выполняют индивидуальные задания у доски, участвуют в беседе. | Знают процессы жизнедеятельности клетки. Объясняют их взаимосвязь. | ||||||||||||
Изучение нового материала Время: 20 мин 1.Актуализация знаний | Что такое клетка? Дополнение определения: клетка структурная и функциональная единица живого организма. Клетка – структурная единица организма. Что это значит? Что является структурными единицами клетки? – органоиды. Какой следующий вопрос мы можем поставить? | Отвечают на вопросы. | Знают определение термина «клетка», «органоиды». | |||||||||||
2.Постановка проблемного вопроса. | Что является структурными единицами органоидов? Возможный ответ: химические вещества. | Пытаются ответить на этот вопрос. | Регулятивные УУД: умение формулировать проблемный вопрос. | |||||||||||
3.Постановка учебной задачи | Тема урока: «Химические вещества клетки». Цель урока: из каких химических веществ состоит клетка. | Формулируют тему урока. | Познавательные УУД: формулировать тему урока. | |||||||||||
3.Открытие новых знаний | Выполнение лабораторной работы. (Приложение 1)
Лабораторная работа выполняется поэтапно. Каждая схема опыта отображается на доске учителем.
Выводы проговариваются совместно.
После демонстрации результата опыта по сжиганию семян подсолнечника, учитель задает вопрос:
Что останется после сжигания древесины, зеленого стебля растения, цветка? Зола.
Обращает внимание на определение слова «зола», данного в словаре Брокгауза и Ефрона. (Приложение 2).
Составляется схема:
Химические вещества:
| Оформляют лабораторную работу. Выполняют работу согласно инструктивной карты. Учащиеся делают вывод о том, что в состав растений входят вещества минеральные (не сгораемые) и органические (сгораемые). | Формирование представлений о химическом составе растений. | Познавательные УУД: постановкапростейших биологических опытов с заданной цель, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Регулятивные УУД: принимать учебную задачу. Познавательные УУД:осуществлять осмысленное чтение, выбирать необходимую информацию. | ||||||||||
Закрепление нового материала Время: 7 мин. | Прочитайте состав огурца садового и выясните, какое количество органических и минеральный веществ он содержит. (Приложение 3). | Учащиеся сталкиваются с проблемой – не знают дробных чисел. Они могут только объяснить, какие вещества органические, а какие минеральные. Решение задачи будет выполнено, когда будут изучены дробные числа. | Используют математический метод в биологии. | Регулятивные УУД: осуществление учебных действий, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью. | ||||||||||
Рефлексия Время: 2 минуты | Давайте подведем итоги нашей работы на уроке. Что мы изучили на уроке? Какой вывод можно сформулировать по итогам работы? Корректирует выводы учащихся. Где мы можем применить полученные знания? | Формулируют вывод по уроку | Познавательные УУД: систематизация информации. Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, отстаивать свою позицию. Познавательные УУД: подводить итоги работы, формулировать вывод. | |||||||||||
Домашнее задание: Время: 3 минуты | Обязательное: параграф учебника пересказ, учить термины, попросить родителей о помощи в проверке терминов. | Записывают домашнее задание в дневник. | Познавательные УУД: осуществление поиска и отбора необходимой информации, её систематизация. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества |
Приложение 1.
Лабораторная работа.