Технологическая карта урока по теме




«Клетка. Химический состав клетки»

Сухая Т.В. учитель биологии,

МБОУ г. Мурманска ООШ №37.

Тип урока урок изучения нового материала
Цель продолжить формирование представления о клетке как о структурно-функциональной единице живого.
Задачи -образовательные: продолжить развивать понятие “клетка”, формировать представление о химическом составе клетки и живых организмов; -развивающие: развивать умения наблюдать за опытом и делать выводы по его результатам, вырабатывать навыки самостоятельной работы с учебником и наглядным материалом; -воспитательные: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, чужому мнению.
Планируемые результаты -предметные:
  • знать: химический состав клетки: минеральные вещества, органические вещества (белки, жиры и углеводы), их принципиальное отличие и роль в живом организме;
  • уметь: называть группы химических веществ и их функции в живом организме;
-личностные: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы; -м етапредметные: формирование умения анализировать, сравнивать, логически рассуждать, обобщать и делать выводы; формирование и развитие научного мировоззрения, аргументировать свою точку зрения умения организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Формируемые УУД личностныеУУД: самоопределение - проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно- этическую оценку изучаемого материала, демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека; -р егулятивные УУД: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; выполнять задания в соответствии с поставленной целью и планом урока; -к оммуникативные УУД учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; -познавательные УУД: демонстрировать приемы работы с учебником и наглядным материалом: осуществлять поиск и отбор необходимой информации, сравнивать, обобщать и делать вывод, систематизировать информацию, подводить итоги работы, формулировать вывод.
Основные понятия химический состав, минеральные и органические вещества, белки, жиры, углеводы.
Межпредметные связи Химия, русский язык, математика.
Ресурсы: учебник, презентация  
Оборудование: лабораторное оборудование: пробирки, стебель растения, тесто, марля, стаканы с водой, йод, срезы клубня картофеля, семена подсолнечника, металлическая пластинка, спиртовка.
Формы работы фронтальная, индивидуальная
Технология проблемного обучения
Дидактическая структура урока Задания для учащихся, направленные на достижение планируемых результатов. Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты
Предметные результаты Универсальные учебные действия (УУД)
Организационный момент Время: 1-2 мин. Приветствие, высказывает добрые пожелания детям.   Приветствие Организация учащимися рабочего места.   Регулятивные УУД: умение организовывать рабочее место, самоорганизовывать-ся. Личностные УУД: ответственное отношение к учению, самодисциплина.
Контроль знаний Время: 8 мин.
  1. Фронтальная проверка знаний по теме «Строение клетки».
Учащиеся работают с карточками. Обозначают на рисунке-схеме клетки органоиды: Ядро, клеточная мембрана, цитоплазма. хлоропласты, вакуоль, ядро.     Знают строение клетки. ЛичностныеУУД: ответственное отношение к учению. Регулятивные УУД: принимать учебную задачу. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
 
  1. Фронтальный порос:
- процессы жизнедеятельности клетки: движение, питание, дыхание, обмен веществ, размножение (порядок карточек на доске), рост, развитие.  
Выполняют индивидуальные задания у доски, участвуют в беседе. Знают процессы жизнедеятельности клетки. Объясняют их взаимосвязь.
Изучение нового материала Время: 20 мин 1.Актуализация знаний   Что такое клетка? Дополнение определения: клетка структурная и функциональная единица живого организма. Клетка – структурная единица организма. Что это значит? Что является структурными единицами клетки? – органоиды. Какой следующий вопрос мы можем поставить? Отвечают на вопросы. Знают определение термина «клетка», «органоиды».
2.Постановка проблемного вопроса.   Что является структурными единицами органоидов? Возможный ответ: химические вещества.   Пытаются ответить на этот вопрос.   Регулятивные УУД: умение формулировать проблемный вопрос.
3.Постановка учебной задачи   Тема урока: «Химические вещества клетки». Цель урока: из каких химических веществ состоит клетка.   Формулируют тему урока.   Познавательные УУД: формулировать тему урока.
3.Открытие новых знаний     Выполнение лабораторной работы. (Приложение 1) Лабораторная работа выполняется поэтапно. Каждая схема опыта отображается на доске учителем. Выводы проговариваются совместно.     После демонстрации результата опыта по сжиганию семян подсолнечника, учитель задает вопрос: Что останется после сжигания древесины, зеленого стебля растения, цветка? Зола. Обращает внимание на определение слова «зола», данного в словаре Брокгауза и Ефрона. (Приложение 2).   Составляется схема: Химические вещества:
       
   


Органические   - содержат энергию, Образуются в живых организмах: белки, жиры, углеводы. Минеральные (неорганические) - не содержат энергию, образуются в неживой природе (и в живых организмах): вода. минеральные соли.

 

Оформляют лабораторную работу. Выполняют работу согласно инструктивной карты.     Учащиеся делают вывод о том, что в состав растений входят вещества минеральные (не сгораемые) и органические (сгораемые). Формирование представлений о химическом составе растений.   Познавательные УУД: постановкапростейших биологических опытов с заданной цель, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Регулятивные УУД: принимать учебную задачу. Познавательные УУД:осуществлять осмысленное чтение, выбирать необходимую информацию.
Закрепление нового материала Время: 7 мин. Прочитайте состав огурца садового и выясните, какое количество органических и минеральный веществ он содержит. (Приложение 3).   Учащиеся сталкиваются с проблемой – не знают дробных чисел. Они могут только объяснить, какие вещества органические, а какие минеральные. Решение задачи будет выполнено, когда будут изучены дробные числа. Используют математический метод в биологии. Регулятивные УУД: осуществление учебных действий, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью.
Рефлексия Время: 2 минуты Давайте подведем итоги нашей работы на уроке. Что мы изучили на уроке? Какой вывод можно сформулировать по итогам работы? Корректирует выводы учащихся. Где мы можем применить полученные знания? Формулируют вывод по уроку   Познавательные УУД: систематизация информации. Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, отстаивать свою позицию. Познавательные УУД: подводить итоги работы, формулировать вывод.
Домашнее задание: Время: 3 минуты Обязательное: параграф учебника пересказ, учить термины, попросить родителей о помощи в проверке терминов.   Записывают домашнее задание в дневник.   Познавательные УУД: осуществление поиска и отбора необходимой информации, её систематизация. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества

 

Приложение 1.

Лабораторная работа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: