Источники инновации в образовании. Способы выявления и формулирование проблем и вызовов современ образования.




Говоря об источниках инновационных изменений, можно выделить две группы:

o внутренние, связанные с осознанием собственной потребности в механизмах повышения качества организации (изменения для улучшения какого-либо аспекта);

o внешние, обусловленные изменениями в законодательстве, требованиями вышестоящих инстанций, социальным заказом со стороны родителей и т. п.

Обратимся к более подробному рассмотрению источников педагогических инноваций. Поиск источников необходимых инновационных изменений – это процесс выявления противоречий, рассогласований в педагогической практике. В теории выделяются четыре основные группы источников изменений.

1) Несоответствие между тем, что должно быть, и тем, что есть реально (противоречие между сущим и должным, т.е. между реальностью и представлением о желаемом).

Например, фронтальная проверка образовательного учреждения, аттестация, проведенная в нем, или грамотный и объективный внутришкольный контроль могут показать, что дела в данном учреждении обстоят не так, как того требуют нормативные документы, правовые акты или соответствующие теоретические модели; образовательный процесс во многом произволен, научно не обоснован, не отвечает требованиям современных педагогических технологий.

Чтобы устранить такое противоречие, следует внести изменения в управленческую систему, в содержание образования, т.е. в образовательную программу, в технологию организации образовательного процесса или в совершенствование развития профессиональной компетентности педагогов.

2) Источники инновационных изменений вне образовательного учреждения.

o Изменения в социальной среде образовательного учреждения:

      • образовательных потребностей и жизненных приоритетов обучающихся;
      • образовательных предпочтений родителей;
      • связей учреждений в системе образования региона;
      • образовательной ситуации в микрорайоне (регионе).

o Изменения в системе образования в целом:

      • в целях;
      • в составе компонентов;
      • в структуре и характере связей;
      • в функциях;
      • в нормативно-правовом обеспечении.

o Демографические и геополитические изменения:

      • резкое повышение или снижение рождаемости;
      • изменение государственных границ, появление беженцев, эмигрантов;
      • динамика доходов населения, политическое расслоение общества, соотношение богатых и бедных слоев.

3) Новое знание как источник инновационных изменений.

Появление нового знания может порождать противоречие между ранее используемыми теоретическими моделями и вновь созданными, которые задают основу для более эффективного решения прежних образовательных задач или открывают возможности для реализации новых. Вместе с тем следует иметь в виду, что изменения такого типа требуют больших ресурсных затрат, а именно: дополнительного времени, специальной профессиональной переподготовки, модернизации материально-технической базы и дидактического обеспечения образовательных процессов. Однако эти затраты весьма оправданы, т.к. окупаются значительными достижениями обучающихся.

4) Источники инновационных изменений внутри образовательного учреждения.

o Отличие от массового опыта:

      • успешный педагогический опыт («спонтанно возникший успех»);
      • негативный педагогический опыт («непредвиденное поражение, провал»).

Основные идеи построения современной школы Стирание границ между образовательным процессом и всей жизнью, формирование у ребенка установки и образа жизни человека — учащегося (homo studiosus) Интеграция образовательного процесса внутри школы и вне школы (‘Omwana taba womoi’ – «нужна деревня, чтобы научить ребенка») Интеграционность, инклюзивность школы для различных категорий детей и семей, толерантность, «социальный лифт ». Индивидуализация образовательного процесса с учетом разнообразия стилей, установок, культурно-языковой специфики, потребностей ребенка и семьи Возрастосообразность и плавность перехода между ступенями образования Прозрачность и привлекательность образовательного процесса и результатов для его участников и социума, обеспечиваемая, в том числе, информационной средой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: