Система взаимного обучения




Людям, живущим в 21 веке, сложно представить, что когда-то образование отличалось от того, что мы привыкли наблюдать сегодня. Кажется, что классно-урочная и учебно-плановая система главенствовала всегда, с начала времен.

Но, как и любая действенная система, подход к образованию менялся каждый век, постепенно интегрируя в себя расширяющиеся научные достижения и избавляясь от наименее эффективных инструментов. Однако, любой учёный подтвердит, что неудачные эксперименты порой тоже имеют большое значение, это важный опыт. Так и в образовании: методики, которые больше не применяются в наши дни, всё равно имеют огромное значение в истории развития всей системы. В этот раз речь пойдёт об одном из неактуальных на сегодняшний день способов передачи знаний – о Белл-Ланкастерской системе взаимного обучения.

В современном мире принято считать, что во время классных занятий над детьми обязательно должен стоять строгий учитель, такой зоркий контролёр, который готов в любой момент исправить ошибку или сделать замечание. Но если бы мы могли понаблюдать за обучением детей в Европе начала 19 века, мы бы увидели совсем другую картину: не преподаватель, а сами дети учат друг друга. На самом деле такой формат обучения некоторое время был популярен, и не только в Европе. Эта мода коснулась и России, особенно она была в ходу в декабристских кругах. А истоки этой системы нужно искать и вовсе в Азии.

В 1787 году жаркие берега Индии посетил шотландский англиканский священник, учёный педагог Эндрю Белл. Его взгляды на образование достаточно сильно отличались от взглядов многих его современников. В чём-то он был гораздо прогрессивнее – например, он был ярым противником телесных наказаний, а некоторые его идеи до сих пор кажутся странноватыми: скажем, он предлагал обучать детей с помощью рисования картин на песке. В любом случае в Индию он приехал не в качестве преподавателя, а на должности полкового священника, который проповедовал британским солдатам. На некоторое время он обосновался в городе Мадрас. Там Белл стал попечителем над приютом мальчиков-сирот – детей погибших солдат. Конечно, едва ли можно было ожидать, что в колонизированной Индии найдётся достаточно грамотных и профессиональных преподавателей, поэтому значительную часть обязанностей приходилось брать на себя старшеклассникам, они вели уроки у младших учеников. Вообще этот метод взаимного обучения был достаточно распространённым на тот момент в миссионерских школах для детей коренных жителей страны. Эндрю Белл посчитал такую методику очень перспективной и универсальной и немедленно приступил к её усовершенствованию и дальнейшему развитию. В 1795 году в Мадрасе он основал учебное заведение, в котором всё обучение в отдельных классах лежало на плечах специально назначенных лучших учеников. Учитель всего лишь наблюдал за процессом, но практически не вмешивался.

Через некоторое время Эндрю Белл захотел открыть точно такую же школу, но уже в родной Великобритании. Вскоре после возвращения из Индии он издал свою собственную брошюру под названием «Эксперимент в образовании», в которой подробно описал опыт попечительства над школой в Мадрасе и свои взгляды на образование и взаимное обучение детей. К огромному расстройству самого Белла европейское общество того времени практически никак не отреагировало на его эксперименты.

Схожими идеями на тот момент обладал другой английский преподаватель – Джозеф Ланкастер, квакер по вероисповеданию. Именно он первым обратил внимание на небольшую книгу Эндрю Белла.

В 1798 году Джозеф Ланкастер открыл свою собственную школу, очень похожую на школу в Мадрасе. Ланкастерское учебное заведение тоже фактически было приютом для детей-сирот, помимо этого там реализовывались принципы, очень схожие с индийской школой.

Принято считать, что систему взаимного обучения Белл и Ланкастер придумали и осуществили независимо друг от друга, ведь они не были знакомы и не вели никаких совместных научных экспериментов. Но всё-таки именно Эндрю Беллу принадлежит первая публикация на эту тему, хотя после неудачи книги он совсем забросил преподавание. Зато Джозеф Ланкастер в течение следующего десятилетия тщательно перерабатывал мадрасский опыт Белла и сумел обратить внимание общественности на этот революционный подход к образованию. В 1808 году было открыто первое учебное заведение, практикующее так называемое «народное образование».

Если говорить непосредственно о сути Белл-Ланкастерской системы взаимного обучения, то здесь всё очень просто. В первую очередь преподаватель должен пройти специальную подготовку. Затем учитель передаёт свои знания только старшим ученикам. После этого старшеклассники становятся помощниками педагога и, в свою очередь, обучают ребят помладше.

Каждый старшеклассник, удостаивавшийся должности помощника учителя, он же – монитор, носил специальный отличительный знак – «бляху старшины» - и заведовал собственным классом учеников. Сами классы были не очень большие, человек по десять. Помощники учителя не придерживались никаких особых учебных планов, по большому счёту они просто передавали младшим детям то, что им рассказывал преподаватель, то есть не было предусмотрено никаких практических занятий – только прямая вертикальная передача знаний, еще и с потерями: что запомнили, то и пересказали.

Белл-Ланкастерская система обучения пользовалась огромной популярностью среди низших слоёв населения: ремесленных и рабочих семей, да и просто бедняков. Широкое распространение подобных учебных заведений на самом деле совсем не удивительно, ведь у взаимного обучения определённо есть свои преимущества.

Во-первых, насколько бы сложным ни был предмет преподавание, весь учебный материал давался младшим школьникам на доступном уровне, простым языком, ведь и в роли учителей также выступали дети. Таким образом, практически нивелировалась разница в возрасте и интеллектуальном развитии.

Во-вторых, для того, чтобы успешно передавать знания другим, старшим детям приходилось обучаться самостоятельно. Активное самообразование повышало общий уровень грамотности всего населения. Получается, что старшие дети постоянно развивались, а благодаря этому младшие легче усваивали материал.

Самым существенным минусом в системе было то, что всё-таки старшеклассники не могут полноценно заменить учителя. Даже если не учитывать изначальные пробелы в образовании, едва ли подростки могли правильно и педагогично обращаться с детьми.

Еще одним недостатком можно считать и то, то всё образование было достаточно поверхностным. Передавались только знания, ликвидировавшие полную безграмотность – письмо, счёт, Закон Божий. Правда, это достаточно спорный недостаток, ведь для бедных слоёв населения в то время практически не существовало образовательных альтернатив, так что всё-таки это лучше, чем не обучаться ничему вообще. Часто Белл-Ланкастерские школы становились узкоспециализированными, и там обучались какому-то конкретному ремеслу.

Подобная система обучения была популярна в Европе, Канаде и Америке всего несколько десятилетий, а потом ожидаемо уступила место классическому образованию со строгим учительским контролем.

Немного дольше задержалась Белл-Ланкастерская система взаимного обучения в Российской империи. У нас она была достаточно востребованной благодаря тому, что позволяла оперативно обучать большое количество людей. Именно это и привлекло императора Александра I во время его Заграничного похода. В начале 19 века в нашей стране очень остро стояла проблема массовой безграмотности в армейских рядах. Поэтому первое учебное заведение взаимного обучения было открыто в Санкт-Петербурге по личному распоряжению императора.

«Первопроходцами» во внедрении Белл-Ланкастерской системы в России можно считать несколько человек. Государственный канцлер Российской империи Граф Николай Румянцев, желая исполнить волю того же Александра I, поручил в 1817 году секретарю российского посольства в Лондоне отыскать молодого человека, который согласился бы изучить ланкастерский метод преподавания, а затем открыть подобное училище в России. Эта высокая миссия была предложена восемнадцатилетнему Якову Герду. Герд стал изучать Белл-Ланкастерский метод обучения, исправно посещал ежедневные занятия в центральном училище, после чего сдал экзамен и получил свидетельство от Училищного комитета о знакомстве с подробностями Белл-Ланкастерской системы образования.

Осенью 1817 года Яков Герд прибыл морем из Лондона в Санкт-Петербург. Однако первое учебное заведение по Белл-Ланкастерской системе было открыто не в Петербурге, а в Гомеле, в имении графа Н. П. Румянцева, и носило гордое название «училище трудолюбия и взаимного обучения». Первыми учениками этого учебного заведения в 1819 году стали несколько десятков сирот из владений графа Н. П. Румянцева. Школа успешно вела обучение, а Герд вернулся в Англию после завершения своего контракта. Позже Яков Герд продолжил свою педагогическую работу. На основании своего беспрецедентного педагогического опыта он подготовил задачник по арифметике, предназначенный для преподавания математики в училищах взаимного обучения.

Примерно в это же время, в Санкт-Петербург прибыла Сара Килгам – ученица Джозефа Ланкастера. Она делилась своим опытом в содержании школ взаимного обучения лично с Александром I, и в 1821 году с её помощью было открыто женское ланкастерское училище.

Помимо этого, работало огромное количество гвардейских ланкастерских школ – они создавались в военных поселениях по всем батальонам и городам России.

Российская империя тратила баснословные деньги на поддержание ланкастерских школ, но даже это их не спасло: в 1854 году одна из последних школ перешла на классическую систему обучения. К этому моменты и в Европе, и в России школы взаимного обучения совершенно вышли из моды.

Наибольшей популярностью ланкастерские методы обучения пользовались среди декабристов. Это абсолютно закономерно, учитывая, что по большей части их деятельность была тайной, и они просто не могли позволить себе нанимать квалифицированных преподавателей. Поэтому некоторые декабристы, такие как Михаил Орлов и Владимир Раевский, обучали грамоте солдат и крестьян из деревень. Ими было создано «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения», которое создавало ланкастерские школы и распространяло революционные идеи среди бедных слоёв населения. Однако череда восстаний привела к тому, что контроль над школами со стороны властей серьёзно усилился.

Как итог, «взаимное обучение» сейчас практически забыто. Время от времени бывает, что некоторые педагоги поднимают этот вопрос, но с современными технологиями и последними научными разработками, Белл-Ланкастерская система взаимного обучения больше не обладает уникальными возможностями, недоступными при классическом образовании.

В наше время такой необычный формат можно применять для изучения отдельных несложных тем или – как это часто бывает в современных школах – в рамках нескольких необычных дней самоуправления. В некоторых учебных заведениях старшеклассники на пару дней берут на себя обязанности преподавателей по отдельным предметам. Такая практика помогает стимулировать активность и саморазвитие, а также заинтересовывать и мотивировать детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: