Вопрос №3. Факторы, влияющие на развитие концепции управления человеческими ресурсами.




Один из основных вопросов при решении проблемы управления развитием персонала — выявление и учет факторов, влияющих на уп­равление развитием человеческих ресурсов организации. Это явле­ния, причины, движущие силы, тормозящие или способствующие дея­тельности. Выделим их особенности:

• все факторы взаимосвязаны и взаимозависимы, представляют определенную систему, где изменение показаний одного фактора вызывает изменение других;

• значимость влияния факторов зависит от конкретных условий деятельности;

• направленность факторов и управление развитием человеческих ресурсов организации различно по направлению, характеру и со­держанию;

• оценка влияния каждого фактора, взятого в отдельности, как пра­вило, затруднена в силу их системной зависимости.

Поскольку в теории и практике управления нет единого мнения о построении классификации факторов, то рассмотрим основные поло­жения такой классификации. Основываясь на результатах анализа, приведенных ниже, можно констатировать, что разработка классифи­кации предполагает, прежде всего, постановку цели проведения этой работы и введение ограничений на количество и степень разнообра­зия факторов. При классификации факторов первоначально выявим и сгруппируем основные факторы, влияющие на управление разви­тием в целях дальнейшего определения основных направлений и пу­тей повышения эффективности развития персонала в конкретных ус­ловиях. Введение ограничений на количество и степень разнообразия факторов достигается выделением классификационных признаков и необходимой степенью детализации этой работы. Классифицировать факторы целесообразно с учетом модульного принципа, позволяю­щего на каждом этапе самоуправления жизнедеятельностью выяв­лять ту группу, которая в наибольшей степени оказывает влияние на самоуправленческую деятельность.

Анализ литературных источников свидетельствует, что наиболее часто при разработке классификации факторов используют следую­щие классификационные признаки: степень общности; регулируе­мость; способ воздействия, источник воздействия; значение факто­ров; характер воздействия; природа факторов; содержание факторов.

В дальнейшем обоснуем наиболее приемлемый признак класси­фикации факторов в соответствии с целью совершенствования уп­равления развитием персонала. Для этого проанализируем класси­фикационные группы факторов по каждому признаку.

Степень общности. В соответствии с методологической функцией категории общего и единичного факторы можно подразделить на об­щие (присущие всему процессу управления развитием) и одиночные (свойственные отдельным элементам системы управления разви­тием). Поскольку отдельные на основе сходства можно объединить в группы с признаками, средними между общими и единичными, то на­зовем их особенными признаками. Этот подход к классификации ориентирует на учет диалектической взаимосвязи между общим, осо­бенным и единичным, на их взаимопереход при определенных обсто­ятельствах.

Степень регулируемости. В анализе управленческой развивающей деятельности целесообразно применить следующую классификацию факторов: управляемые (регулируемые) — характеризуют качество работы коллектива; условно нерегулируемые (труднорегулируемые) — обладают большой инерцией и зависят от предыстории функциониро­вания объекта развития, частично поддаются воздействию со стороны объекта управления; неуправляемые (нерегулируемые) — не могут быть изменены субъектом управления. Чем выше уровень управления развитием, тем больше факторов можно рассматривать в качестве уп­равляемых, шире становятся границы целенаправленного изменения. Многие факторы на нижнем уровне являются внешними ограничи­тельными условиями. На среднем уровне их можно рассматривать в качестве управляемых. Анализ показывает: чем длительнее период реализации принятого решения по развитию персонала, тем шире становятся границы возможного изменения труднорегулируемых факторов. К примеру, управляемость фактора определяется конкрет­ными условиями места и времени управления развитием. Классифика­ция факторов по этому признаку позволяет учитывать их в практичес­кой деятельности.

Способ воздействия. Факторы непосредственного (оказывают прямое воздействие на эффективность управления развитием) и кос­венного воздействия на отдельные стороны процесса управления раз­витием.

Источник воздействия. Факторы системы управления развитием, воздействующие со стороны сил и средств обеспечения управления развитием, и управленческие (влияют на основные элементы системы управления развитием персонала, предопределяют эффективность управленческого труда персонала управления, методы работы).

Значение факторов. Факторы экстенсивные — обеспечивают по­вышение эффективности управления развитием персонала за счет увеличения ресурсов управления при тех же параметрах техничес­ких средств управления, при том же уровне квалификации и струк­турном составе персонала управления; интенсивные факторы, бази­рующиеся, в основном, на лучшем использовании технических средств управления, на ускорении внедрения достижений науки и передовой практики.

Характер воздействия. Дифференциация факторов на основные (главные) и не основные (второстепенные) достоверна только на оп­ределенный период времени в зависимости от конкретных условий складывающейся обстановки.

Природа факторов. Факторы, действия которых объясняются за­конами развития персонала: социально-психологические, организа­ционно-технические; они связаны с участием в управлении развитием персонала (человека), техники и технологических особенностей ор­ганизации.

Содержание факторов. Анализ существующих классификаций по содержанию показывает на возможность выделения двух основных групп. К первой группе относятся факторы воспитания, выделенные по одному признаку: социальные, политические, духовные, научно-технические, материальные, организационные, человеческие, инфор­мационные, средств труда. Вторая группа составлена с учетом дей­ствия факторов на систему (подсистему) не обособленно, а в тесном взаимодействии. В них выделяются соответствие управляющей си­стемы управляемой и научная организация управленческого труда.

Итоги анализа свидетельствуют о необходимости разработки классификации факторов по признаку "содержание", чтобы раскрыть природу, сущность управления и самоуправления развитием персо­нала. Проведенные исследования позволяют выделить следующие группы факторов, влияющих на управление развитием человеческих ресурсов персонала в зависимости от их содержания и сущности: че­ловеческий; информационно-энергетический; средств управления развитием человеческих ресурсов персонала организации (техноло­гический и средств управленческого труда); системные. Последние обусловлены взаимодействием других факторов и условиями управ­ления развитием персонала, действиями системы управления разви­тием и уровнем научной организации труда в них.

Таким образом, классификация факторов, влияющих на самоуп­равление по содержанию, основывается на выделении четырех групп (рис. ниже).

Предложенная классификация факторов базируется на положениях теории систем, ибо, рассматривая управление развитием человечески­ми ресурсами персонала как процесс, имеющий соответствующие цели развития, механизм управленческого информационно-энергетического воздействия, вырабатываемый средствами развития, и организацию труда, придающую организованность всем элементам системы челове­ческой деятельности, можно констатировать, что свойства системы уп­равления развитием человеческими ресурсами персонала — производные от свойств ее элементов. С изменением элементов системы изменяются

Рис. Система факторов, влияющих на эффективность управления развитием персонала организации

и ее свойства, а в результате взаимодействия элементов у системы уп­равления развитием появляются новые свойства, отсутствующие у ее элементов. Более того, в предложенной классификации наряду с сис­темным подходом реализован и комплексный, так как классификация представлена совокупностью психофизиологических, социальных, ор­ганизационных, технологических и других факторов, которые в системе охватывают все аспекты управления и самоуправления развитием.

Основываясь на изложенном, разработан состав факторов для каждой классификационной группы. При этом будем учитывать, что классификация должна содержать систему факторов, обеспечиваю­щую обоснованное развитие человеческих ресурсов персонала.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: