Группы методов управления




СИСТЕМА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

Методы управления

Методы управления, или воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются организационно-распорядительные или организацион­но-административные, экономические и социально-психологичес­кие. В последнее время приобретают значение и социологические методы. Все эти методы управления не могут действовать изолиро­ванно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достиже­ния определенной цели. Для того чтобы реализовать определенные цели, а также функции и принципы управления, применяют вы­шеперечисленные методы.

Метод управления — совокупность приемов и способов воздей­ствия на управляемый объект для достижения целей.

Слово «метод» имеет греческое происхождение, дословно пе­реводится как «исследование», имеет два значения: первое — спо­соб исследования явлений природы, подход к изучаемым явлени­ям, планомерный путь научного познания и установления исти­ны; второе — прием, способ или образ действия.

В менеджменте существует очень большое разнообразие мето­дов управления и их классификаций. Наиболее широкое распрост­ранение получила классификация методов управления в зависи­мости от их содержания, направленности и организационной фор­мы, что отражает административное, экономическое и социаль­ное воздействие на управляемую систему.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т. п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).

Содержание методов управления — это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма методов управления — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (не­посредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

В связи с вышеизложенным выделяются следующие методы управления:

1. организационно-распорядительные, или организационно-адми­нистративные, основанные на прямых директивных указаниях;

2. экономические, обусловленные экономическими стимулами;

3. социально-психологические, применяемые с целью повыше­ния социальной активности сотрудников.

 

Группы методов управления

1. Организационно-распорядительные, или организационно-админи­стративные, методы управления. Любой экономический механизм требует организаторской, распорядительной деятельности, ко­ординации усилий работников отдельных подразделений, отдель­ных функций, отдельных элементов управляемой системы. Через посредство организационных отношений, составляющих часть механизма управления, реализуется одна из важнейших функций менеджмента — функция организации.

Задача организационно-распорядительной или организацион­но-административной деятельности состоит в координации дей­ствий подчиненных. Организационно-административное воздей­ствие обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе. Искусство менеджера будет проявляться в умении определить оптимальное сочетание организационно-адми­нистративных и экономических методов.

Организационно-административные методы решают те же за­дачи, что и экономические методы, но отличаются формами и приемами воздействия. Различие в том, что экономические мето­ды разрешают руководителям выбирать различные формы и при­емы воздействия для решения определенной задачи, организаци­онно-распорядительные же методы предполагают однозначное воз­действие, продиктованное приказом или распоряжением. Организационные методы предусматривают разработку органи­зационных решений, определение необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц и предполагают контроль испол­нения, за которым следуют новые организационно-распорядитель­ные действия.

Организационно-распорядительные (организационно-админи­стративные) методы в основном опираются на власть руководите­ля, его права, присущую организации дисциплину. Руководитель или менеджер в этом случае является администратором. Не следует путать организационно-административные методы с волевыми и субъективными методами руководства, т. е. с администрированием.

Организационно-распорядительные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряже­ния, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, через контроль за их выполнением, а также систему администра­тивных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Эти ме­тоды помогают обеспечить организационную четкость и дисцип­лину труда. Регламентируются они правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.

Возможны три формы организационно-распорядительных (организационно-административных) методов:

1. Обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.).

2. Согласительные методы (консультация, разрешение компро­миссов).

3. Рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложе­ние, общение и т.п.).

Организационно-распорядительные (организационно-админи­стративные) методы отличает четкая адресность директив, обя­зательность выполнения распоряжений и указаний, невыполне­ние которых рассматривается как прямое нарушение дисципли­ны и влечет за собой определенные взыскания. Директивные ко­манды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. Эти методы — ме­тоды принуждения.

В общем виде система организационно-распорядительных (орга­низационно-административных) методов может быть представле­на как совокупность двух равнозначных элементов:

1. Воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления).

2. Воздействие на процесс управления (подготовка, приня­тие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).

Организационное воздействие на структуру управления осуще­ствляется в большинстве случаев путем организационного регла­ментирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.

Принятые в коллективе методы руководства оказывают влия­ние на формирование системы подчинения. Формы подчинения должны носить самый благожелательный прогрессивный характер и не вызывать таких эмоций, как унижение, неловкость, досада, раздражение и даже стресс.

Административное воздействие связано чаше всего с тремя ти­пами подчинения:

вынужденным и внешне навязанным, которое сопровождается чувством зависимости и воспринимается подчиненными как на­жим «сверху»;

пассивным, для которого характерно удовлетворение, связан­ное с освобождением от принятия самостоятельных решений;

осознанным, внутренне обоснованным.

В целом организационно-административные методы руковод­ства существуют в форме организационного и распорядительного воздействия, которое включает в себя следующие компоненты:

виды и типы воздействия;

адресат;

постановку задания;

определение критерия его выполнения;

установление ответственности;

инструктаж подчиненных и т.д.

Эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы. К характерным особенностям прямого воз­действия относится непосредственная связь руководителя и под­чиненного. Прямые воздействия в конечном счете могут привести к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Косвенные методы являются наиболее эффектив­ными, если они осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.

 

2. Экономические методы управления. Экономические методы занимают в управлении центральное место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь эконо­мическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

В деятельности практикующего высокопрофессионального ме­неджера экономический анализ и экономический аспект в целом играют основополагающую роль. По мнению некоторых специали­стов по менеджменту, непрофессиональные менеджеры базируют свою деятельность на основе психологического подхода, а про­фессионалы — экономического. Не умаляя значимость психологи­ческих методов управления, следует сказать, что в настоящее вре­мя все более актуальной становится проблема экономической пси­хологии — специального направления в психологической науке, изучающего экономическое поведение человека в организации, а также факторов, определяющих такое поведение. Данные методы применительно к управлению предприятием представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается нужный эффект. Говоря по-другому, поставленная цель достигается воздействием на экономические ин­тересы управляемого объекта.

В случае использования экономических методов управления кол­лектив распоряжается материальными фондами самостоятельно, так же как и полученным доходом (прибылью), заработной пла­той, и самостоятельно реализует свои экономические интересы, а содержание экономических методов сводится к постоянному оперированию менеджером такими экономическими категория­ми, как ограниченные ресурсы и неограниченная потребность.

В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, ана­лиз, хозрасчет, ценообразование и финансирование.

Рассмотрим их более подробно.

Планирование. Это определение стратегии управления, его задач и путей решения. Процедура планирования как одного из эконо­мических методов руководства представляет собой совершение менеджером определенных управленческих действий с объектом планирования (объектом планирования может выступать, напри­мер, прибыль или количество работающих на предприятии) и вклю­чает в себя:

фиксацию текущего состояния данного объекта планирования;

фиксацию прообраза этого объекта планирования, что озна­чает желательное его состояние в будущем с позиций менеджера;

перечень действий, совершение которых позволит трансфор­мировать объект планирования из его текущего состояния в состо­яние прообраза, который фиксируется менеджером в момент пла­нирования.

Менеджер должен уметь из альтернативных возможных действий выбрать одно, предварительно оценив каждую из альтернатив по эффективности (результативности), затратам и реальности. После этого данное действие должно быть включено в перечень действий, подлежащих обязательному исполнению. Последним этапом пла­нирования является как можно более глубокая детализация пла­нируемых действий.

Главное в планировании как в экономическом методе руковод­ства — выбор из всех возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее результативных действий.

Анализ. Менеджер должен в совершенстве владеть методами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В эконо­мическом анализе сердцевиной экономической работы выступают такие категории, как:

возможный объем ресурсов, который может быть вовлечен в организуемый производственный процесс;

фикса­ция внеорганизационной цели организации, или текущей потреб­ности организации,

нахождение конкретного способа использо­вания имеющихся ресурсов ради максимально эффективного до внеорганизационной цели, т.е. ради удовлетворения в максимально высокой степени фиксируемой в текущий момент потребности организации.

При экономическом анализе рассмат­риваются факторы как внутренней среды предприятия, так и внеш­ней. Глубокий анализ не только происходящих процессов, но и намечающихся тенденций позволяет создавать благоприятные ус­ловия для развития позитивных явлений и устанавливать преграды для нежелательных.

Хозрасчет. Данный метод позволяет максимально использовать экономическую и материальную заинтересованность коллектива и его членов в улучшении производства и повышает ответственность управляющей системы всех уровней за результаты работы. Получа­ет все большее распространение внутрипроизводственный хозра­счет, при котором руководство предприятия использует данный метод для повышения эффективности управления отдельными его подразделениями. При этом хозрасчетное подразделение само рас­пределяет получаемые ресурсы.

Ценообразование. Менеджер должен стремиться к максимизации нормативной прибыли, которая может быть увеличена на основе ис­пользования одного из двух возможных методов или их комбинации:

увеличение цены на реализуемый товар (самый примитивный метод). Но это может повлечь за собой снижение объемов продаж, поэтому опытный менеджер должен быть в состоянии принимать целесообразное управленческое решение по фиксации допусти­мого увеличения цены при недопущении падения объема валовой прибыли;

совершение конкретных действий, приводящих к внутренней реструктуризации цены товара (зафиксированная цена сохраняет­ся). К таким действиям можно отнести путь сокращения (миними­зацию) издержек производства. Таким образом, цена сохраняется на прежнем уровне, а сокращение одного ее компонента ведет к увеличению другого — нормативной прибыли;

одновременное использование этих двух методов путем одно­временного увеличения цены товара и сокращения издержек про­изводства.

Финансирование. Данный метод также весьма эффективен. При его использовании происходит финансирование отдельных под­разделений предприятия или отдельных направлений деятельнос­ти, в которых наиболее заинтересовано предприятие.

3. Социально-психологические методы управления. Известно, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологичес­ких факторов. Менеджер должен уметь учитывать такие факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных ра­ботников, что поможет сформировать коллектив с едиными целя­ми и задачами. Социологические исследования свидетельствуют, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15 % за висит от его профессиональных знаний и на 85% — от умения работать с людьми.

Зная особенности поведения, характер каждого отдельного че­ловека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллек­тива направлении. Каждой группе свойственен свой психологичес­кий климат. Поэтому существенное условие образования и развития трудовых коллективов – соблюдение принципа психофизиологической совместимости.

ческой совместимости. Японские социологи утверждают, что от на­строения, желания человека работать и морально-психологической обстановки в коллективе производительность труда может увели­читься примерно в 1,5 раза (а может в несколько раз уменьшиться).

Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской вза­имопомощи и коллективизма активно происходит при формиро­вании рыночных отношений. Так, 91 % опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в луч­шую сторону) отношение к труду и распределению оплаты; 82% опрошенных работников массовых профессий «болеют» за успехи своих коллег.

Таким образом, для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, соци­ально-психологические характеристики отдельных групп и коллек­тивов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих це­лей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воз­действия на личностные отношения и связи, возникающие в тру­довых коллективах, а также на социальные процессы, протекаю­щие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к

труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознан­ный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет).

Основное средство воздействия на коллектив - убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива.

Необходимость использования в практике управления организа­цией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкрет­ной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения Успех деятельности руководителя зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психоло­гического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать планирование социаль­ного развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспи­тания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производствен­ные совещания, которые выступают как метод и как форма учас­тия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: