Среднее образование (неполное среднее и среднее образование)




Среднее образование включает в себя обучение с 7 по 12 класс. В Израиле на протяжении всего периода его существования в области среднего образования существовало четыре организационных модели:

- Независимые школы, предоставляющие неполное среднее образование (7-9 классы);

- Независимые школы, предоставляющие среднее образование (10-12 классы);

- Шестигодичные средние школы (7-12 классы);

- Четырехгодичные средние школы (9-12 классы).

Классы с седьмого по девятый представляют собой промежуточное звено между начальной и средней школой. Здесь учеников подготавливают к новым формам учебы и значительно более высоким требованиям средней школы. В неполной средней школе изучают математику, физику, литературу, биологию, химию, географию, историю, ТАНАХ, два иностранных языка, гражданское право и другие дисциплины. По некоторым предметам (например, по математике и английскому языку) обучение проводится на разных уровнях сложности. Для этого класс делят на две-три группы. В восьмом классе учащийся должен выбрать среднюю школу для продолжения учебы. Во всех школах работают консультанты, помогающие сделать этот выбор с учетом успеваемости и наклонностей ученика. Как и при поступлении на начальный уровень обучения, родители могут выбрать между государственной и государственно-религиозной школой. В заявлении о принятии в среднюю школу учащийся указывает в порядке предпочтения три школы, где он хотел бы учиться. Эти школы поочередно рассматривают его табель и рекомендации консультанта. В некоторых школах устраиваются приемные экзамены. В независимых школах действуют свои регистрационные процедуры и могут быть предусмотрены вступительные платежи. Старшая средняя школа включает классы с десятого по двенадцатый или с девятого при начальном обучении в нереформированной школе. Средние школы в Израиле принадлежат муниципалитетам, сетям профессионального обучения ОРТ, АМАЛ и АМИТ, женской организации ВИЦО, религиозным организациям и т.д. Министерство просвещения осуществляет контроль над всеми признанными им школами. В программы средних школ включены предметы, обязательные для всех учащихся, а также дополнительные, которые изучаются факультативно - по выбору. Предметы, по которым сдаются экзамены на аттестат зрелости, определяет Министерство просвещения. Изучаемые факультативно дисциплины в каждой школе выбирает директор с участием преподавателей, школьного родительского комитета и консультанта по вопросам педагогики. При этом учитываются пожелания школьников, которые заполняют специальные вопросники. Учащийся может изучать не более 15 предметов одновременно. По ряду предметов учащиеся старших классов (11-12) сами выбирают учебный материал и определяют, какие именно дисциплины хотят изучать углубленно - академические, точные или технологические.

Все предметы изучаются в соответствии с определенным уровнем знаний, для чего введено понятие «учебной единицы». Она равна объему материала, который ученик способен усвоить за 90 часов, изучая его на протяжении учебного года. Каждый предмет может изучаться на трех уровнях: низший уровень - 1 - 3 учебных единицы, средний - 4 учебных единицы и высший - 5 учебных единиц (т.е. 450 учебных часов на протяжении года). Для получения аттестата зрелости нужно набрать минимум 21 учебную единицу, причем большую часть - по обязательным предметам: ТАНАХ – 2, Математика – 3, Английский язык – 3, Литература – 2, История – 2, Иврит-2, Обществоведение – 1. Каждый учащийся имеет право сдавать экзамен по любому предмету на уровень более высокий, чем обязательный. Остальные учебные единицы старшеклассник может добрать, повысив уровень изучения каких-либо обязательных предметов или выбрав для изучения интересующие его дополнительные предметы. Есть список дисциплин, по которым Министерство просвещения позволяет сдавать экзамены на аттестат зрелости. Кроме того, есть еще приблизительно сто дополнительных тем для факультативных занятий, которые разрешены Министерством просвещения и которые могут экзаменоваться для занесения результатов в аттестат зрелости. Такая система позволяет учащимся составлять программы занятий в соответствии со своими интересами и возможностями. В составлении программ им помогают учителя и специальные консультанты. Каждая школа может устанавливать свои собственные дополнительные учебные дисциплины, по которым надо сдавать экзамены.

Виды средних школ

Средние школы подразделяются на:

· Академические

· Профессиональные

· Комбинированные

Программа академических средних школ дает широкое общее образование. Учащимся предоставлена возможность выбирать между техническим и гуманитарным уклоном. Обучение в таких школах завершается сдачей государственных экзаменов на аттестат зрелости. Профессиональные - школы, в которых наряду с изучением общеобразовательных предметов учащиеся приобретают специальность. Выпускники этих школ могут сдавать экзамены на аттестат зрелости либо получить справку об окончании 12 классов. Кроме того, они получают профессиональное удостоверение, дающее право работать по специальности. В ряде таких школ имеются 13 и 14 классы, готовящие техников и младших инженеров. В средних школах с профессиональным уклоном обучение ведется по трем профилям: профессионально-академическому, обычному профессиональному и профессионально-практическому. По завершении каждого из этих курсов учебы выдается документ об окончании, предоставляющий различные возможности дальнейшей деятельности. В комбинированных школах имеются как академические, так и профессиональные классы. Школы-интернаты и ремесленные училища Разветвленная сеть школ-интернатов принадлежит движению «Алият а-ноар». Алият а-ноар («Репатриация молодежи») - это учебно-воспитательная организация, которая занимается абсорбцией юных репатриантов. Движению Алият а-ноар принадлежит целая сеть школ-интернатов, обучение в которых ведется по программам обычных средних школ, наряду с интенсивным изучением иврита. Воспитанники школ-интернатов обеспечиваются всем необходимым - одеждой, учебниками, медицинской помощью и т.д. Распределение учащихся по интернатам проводится в соответствии с данными психотестов и экзаменов. Для учащихся, которым трудно интегрироваться в учебный процесс, предназначены так называемые «молодежные деревни». Учащиеся не только занимаются, но и получают помощь в учебе, принимают участие в общественной жизни. Существуют также сельскохозяйственные школы-интернаты и школы-интернаты с военным уклоном. В сельскохозяйственных школах-интернатах наряду с общеобразовательными предметами изучаются аграрные дисциплины. Выпускники этих школ получают аттестат зрелости или свидетельство об окончании сельскохозяйственной школы, дающее право на работу по специальности. В школах с военным уклоном военная подготовка совмещается с общеобразовательными дисциплинами, которые преподаются на самом высоком уровне. Выпускники этих школ получают аттестат зрелости или свидетельство об окончании школы с военным уклоном. Кроме общеобразовательных школ с военным уклоном есть также специализированные технические школы ВВС, ВМС и т.д. Существует в Израиле и сеть ремесленных училищ (бейт-сефер ле-ханихим или бейтсефер таасияти). Ремесленные училища находятся в ведении Министерства труда. Воспитанники этих училищ овладевают тем или иным ремеслом и наряду с этим изучают общеобразовательные предметы (иногда по вечерам). Они работают и получают зарплату. По окончании училища выпускникам выдаются удостоверения Министерства труда, дающие им право работать по специальности.

Учебный год во всех школах (кроме школ системы независимого образования) начинается 1 сентября и заканчивается 30 июня в начальных классах и 20 июня в остальных классах. Помимо летних каникул есть еще каникулы на праздник Песах (около трех недель), восьмидневные каникулы на праздник Суккот и восьмидневные каникулы на праздник Ханука. Нет учебы в школах также в праздники Рош а-Шана, Пурим, Лаг ба-омер, Ту бишват, Шавуот, День независимости. В иерусалимских школах нет учебы и в День освобождения Иерусалима. Учебный год делится на полугодия или на триместры, в конце которых подводятся итоги успеваемости. Два или три раза в год (в зависимости от деления учебного года на полугодия или на триместры) ученик получает табель успеваемости. Во многих начальных классах израильских школ учителя отказались от оценки знаний по баллам, чтобы не делить детей на "хороших" и "плохих". Учитель в нескольких фразах рассказывает родителям об успеваемости и поведении их ребенка и отмечает, на какие вещи следует обратить внимание. В тех же классах, где придерживаются старой системы, успехи детей оценивается по следующей шкале: "отлично" (" меуле" или " мецуян"), "очень хорошо" (" тов меод"), "хорошо" (" тов"), "удовлетворительно" (" маспик"), "неудовлетворительно" (" бильти маспик"). В неполной средней и средней школах действуют две системы оценок: 100-бальная система (положительной оценкой считается 55 баллов и выше) применяется при оценке контрольных работ и экзаменов, а 10-бальная при выведении оценок в табелях и аттестатах.

Для подростков, не посещающих по каким-либо причинам средние школы, работают вечерние учебные заведения. Обучение в них длится 4 года, причём в течение последних двух лет занятия проводятся только 3 дня в неделю, а остальное время уделяют работе по выбранной специальности. Большой популярностью пользуются вечерние школы, готовящие парикмахеров, поваров и специалистов по компьютерной графике.

Особый подход

Есть дети, которые поначалу плохо вписываются в систему обычных школ, а некоторые из них вообще нуждаются в особых условиях учебы и воспитания. Детьми с физическими или умственными недостатками занимаются специальные воспитательные учреждения и школы, в которых стремятся подготовить этих детей - насколько это возможно - к нормальной жизни в обществе. Занятия с ними начинаются с самого раннего возраста. Родители, которые хотят уточнить возможности обучения их детей в системе специального обучения, должны обратиться в окружное управление Министерства просвещения. Система специального образования очень эффективна и хорошо заботится о наилучшем воспитании детей, имеющих задержки развития. Но она не предназначена для детей, испытывающих лишь небольшие затруднения в обучении. В каждом учебном заведении, помимо учителей и классных руководителей, работает психолог или педагогический советник, в обязанности которых входит проверка способностей ребенка, выяснение того, есть ли у него проблемы с учебой или поведением, и установление причин. Если выясняется, что у учащегося есть проблемы развития и отклонения, не позволяющие ему нормально учиться в обычной школе, педагогический коллектив направляет ребенка на распределительную комиссию при отделе образования муниципалитета или местного органа власти. На распределительной комиссии группа специалистов проверяет все документы (заключения педагогического коллектива, результаты психологических тестов или другие бумаги, свидетельствующие о состоянии ребенка) и решает, какая форма обучения подходит ребенку с таким видом нарушения. Родители имеют право присутствовать на заседании распределительной комиссии. Они имеют право не соглашаться с решениями комиссии и обжаловать их. Распределительная комиссия может направить ребенка в систему специального образования. Раз в год комиссия обязана заново проверить, подходит ли ребенку место учебы. Нет возможности перейти из обычной системы обучения в специальную и обратно без решения распределительной комиссии. Детей-инвалидов опекают организации ИЛАН и АЛИН. Эти организации оказывают таким детям различную помощь, создают для них специальные учебные центры. Помимо учителей, в школах для детей-инвалидов работают логопеды, врачи-ортопеды и физиотерапевты, а также специалисты, обучающие детей разным ремеслам.

Одаренные дети

В Министерстве просвещения существует специальный отдел, ведающий вопросами образования одаренных детей. Такие дети сдают специальные экзамены, на которые их, как правило, направляют преподаватели. Экзамены начинают проводить заранее, еще во втором-третьем классе. Прием на программу осуществляется только на основании результатов этих экзаменов. Родители имеют право сами обратиться к директору школы или классному руководителю с просьбой направить их ребенка на такие экзамены. Для занятий с одаренными учениками разрабатываются особые программы. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, обычно после обеда, при университетах и общественных центрах. В ряде школ больших городов организованы специальные классы для одаренных детей. Полный аттестат зрелости необходим для поступления в вуз или колледж; он содержит список предметов, по которым учащийся сдал экзамены Министерства просвещения, а также список дополнительных предметов, по которым он сдал внутришкольные экзамены.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: