Понятие высшего образования и его роль в современных условиях




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В современных условиях социально-экономическое положение страны непосредственно зависит от того вклада, которое она вносит в развитие общечеловеческой цивилизации, в науку, культуру, образование. Особое место в этом процессе отводится высшему образованию, которое рассматривается как один из главных, ведущих факторов социального, экономического и культурного процессов общества.

В настоящее время высшее образование сталкивается с проблемами и трудностями в таких областях, как финансирование, создание справедливых условий доступа к учебным программам и самого обучения, содействия повышению профессиональной квалификации, ориентация подготовки на приобретение конкретных навыков, повышение качества преподавания, научных исследований и услуг, обеспечение адекватности программ, возможности трудоустройства выпускников. В то же самое время перед высшим образованием открываются новые горизонты, связанные с технологиями, которые способствуют созданию новых знаний, управлению ими, их распространению. Высшее образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизненность и свою способность к изменениям, к созиданию, преобразованиям и прогрессу в обществе. В связи с этим перед высшим образованием встают грандиозные задачи, требующие его самого радикального преобразования и обновления.

В своей стратегии «Казахстан-2050» Н.А. Назарбаев подчеркнул, что знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. В этом стратегическом документе Президент РК определил новые следующие приоритеты в сфере образования, направленные на развитие доступного и качественного образования [ Назарбаев НА. Стратегия «Казахстан-2050» //Казахстанская правда. 2012 - 15 декабря ]:

В последнее десятилетие казахстанская система высшего образования функционировала в условиях адаптации к формирующимся рыночным отношениям. Осуществлялась глубокая структурная перестройка системы высшего образования, основными результатами которой явились диверсификация образовательных программ, становление и развитие негосударственного сектора в системе образования, рост платных образовательных услуг. Одновременно с этим менялись организационно-экономические механизмы управления процессами в высших учебных заведениях.

В соответствии с проводимой правительством политикой модернизации высшего образования, необходимо искать пути повышения эффективности управления деятельностью вузов, что возможно при условии поиска новых, современных, соответствующих условиям окружающей среды, приемов и методов.

Таким образом, актуальность темы данного исследования определяется ключевой ролью высшего образования, которую оно играет в решении социально-экономических проблем казахстанского общества.

Цель работы – рассмотреть особенности формирования государственной политики в сфере высшего образования. Исходя из поставленной цели, в работе поставлены следующие задачи:

1. Теоретические аспекты основы государственной политики в сфере высшего образования.

2. Рассмотреть нормативно-правовые основы государственной политики в сфере высшего образования.

3. Изучить особенности государственной политики в сфере высшего образования.

4. Проанализировать направления государственной политики в сфере высшего образования в РК.

5. Исследовать механизм реализации государственной политики в сфере высшего образования в РК.

Объект исследования – государственная политика в сфере высшего образования.

Предмет исследования – механизм реализации государственной политики в сфере высшего образования.

Научная новизна и практическая значимость заключается в следующем:

- изучены теоретические основы государственного управления высшим образованием;

- дана оценка состояния современной сферы высшего образования в Казахстане;

- проведен анализ государственной политики в сфере высшего образования;

- выявлен механизм реализации государственной политики в сфере высшего образования в РК.

Степень научной разработанности проблемы. Социально-экономические вопросы образования являются объектом исследования многих отечественных и зарубежных авторов, в том числе: В.А.Жамина, C.JI. Констаняна, М. Блауга, С. Боулса, М. Водхула, Дж.Маккулоха, Дж. Псачарополоуса, Т. Шульца. Вопросы управления высшего образования глубоко разработаны А.Б. Дайновским.

В отечественной научной литературе вопросам государственного управления высшим образованием были посвящены труды следующих ученых: -------------------

Теоретическая и методологическая основа исследования. В процессе проведения исследования использовались различные источники информации: нормативно-правовая документация, статистические материалы, научно-популярные журналы и издания общеэкономической ориентации и маркетинговой специализации, профильные издания по проблемам высшего образования, а также публикации учреждений в сфере образования.

В работе использовались теоретические и эмпирические методы: методы сравнительного экономического анализа, системный подход, методы аналогий, маркетинговые методы исследования, методы экспертных оценок, экономико-статистические методы сбора и обработки информации и др.

Понятие высшего образования и его роль в современных условиях

 

В современных условиях образование призвано определять интеллектуальное лицо не только настоящего, но и будущего, уровень его жизни, гуманизма и демократизма, оказывать все возрастающее влияние на материальные и политические факторы прогресса. XXI век – век постоянно растущего объема знаний, информации, инноваций, культурных образцов, образовательных стандартов и обучающих программ. Именно поэтому ХХI век становится веком образования. В широком социальном контексте высшее образование предстает как культурно-образовательное пространство, охватывающее и отдельных индивидов, и разнообразные учреждения и организации, социально-педагогическую структуру, образовательные процессы в системе производства и в общественно-культурной жизни, различные формы самообразования и т.д. Система высшего образования также является органическим элементом современного общества. Данная система, будучи замкнутой на воспроизводство кадров высшей квалификации, ориентируясь на формирование у них социально обусловленных качеств, фактически выступает одним из наиболее существенных факторов прогрессирующих общественных перемен. Вместе с тем роль системы высшего образования в данных переменах утверждается не только самим фактом ее существования, но также тем, насколько гибко и адекватно она реагирует на перспективные и текущие задачи общественного развития. Общество постоянно развивается и совершенствуется, развиваются его составляющие. Высшее образование также не может остаться в стороне. Например, если высшее образование советского периода ориентировалось на развитие преимущественно исполнительских способностей специалиста, то современная высшая школа формирует личность специалиста, готовит его не только к исполнению конкретных видов труда, но и развивает способность адаптироваться к динамично меняющемуся спросу на различные виды деятельности. Изменения происходят также и во взаимосвязях системы высшего образования и социальной системы. В современных условиях возникла дистанция между тенденциями развития социальной структуры и структуры профессиональной подготовки: высшая школа приобретает большую автономию в своем функционировании и своей деятельности по производству и передаче знаний, а ранее высшее образование следовало за развитием социальной структуры и воспроизводило ее. В настоящее время происходит и усложнение отношений образовательной системы с экономической системой, вследствие чего усложняются социально-структурные характеристики самой высшей школы. Всем известно, как за короткий срок в Республике Казахстан изменились приоритеты развития специальностей, когда на первый план вышли юридические и экономические специальности. В современных условиях, когда изменяется структура занятости населения, возрастает доля умственного труда в производстве, уменьшается потребность общества в малоквалифицированном труде, остро встает вопрос о поиске дополнительных источников, внутренних резервов экономического роста страны. Одним из таких источников является уровень образования населения. Исследования, проводимые многими экономистами, позволили сделать вывод о том, что образование порождает косвенные эффекты в форме экстерналий, которые могут иметь денежное и не денежное выражение.
Не денежные экстерналии могут принимать разнообразные формы, это и более высокий уровень социальной толерантности, и более активное участие в процессе демократизации общества, и солидарность на национальном и международном уровне. Результаты проведенных исследований показали, что «существует четкая связь между получением гражданами высшего образования и их участием в общественной жизни, социально значимых делах», но социальные и культурные выгоды высшего образования не только способствуют улучшению социальной обстановки, они имеют и прямой экономический эффект. Изучение социальной роли высшего образования и его «вклада» в экономический рост позволило сделать вывод о том, что последний порождается «расширением объема использованных трудовых и капитальных ресурсов, а также улучшением их качества на базе прогресса в области технологий и образования». В связи с этим в последнее время значительное внимание стало уделяться изучению человеческого капитала, как первостепенного рычага экономического роста. Сегодня темпы экономического роста в решающей мере определяются: - темпами и масштабами развития приоритетных направлений развития науки и техники, - уровнем подготовки и квалификационным составом работников всех уровней, - степенью прогрессивности средств научно-производственного труда. То есть всем тем, что обеспечивает ускоренную реализацию инновационных проектов, объем и качество инвестиций, направляемых на эти цели. Важной сферой, посредством которой осуществляется влияние образования на экономический рост, являются научные исследования и разработки (НИР). Так, система высшего образования готовит кадры ученых, что имеет огромное значение для появления нового поколения знаний и инноваций. В конечном счете, это оказывает влияние на рост производительности труда, такая взаимосвязь широко изучена и подтверждается данными многочисленных исследований. Например, «вклад» технологических изменений в экономический рост США и других развитых стран оценивается в 20-40 % от ежегодного прироста национального производства. Это подтверждает, что образование, особенно высшее, имеет огромное значение для развития НИР и определяет способности овладевать инновациями и адаптироваться к ним. Страны, опережающие другие по темпам развития НИР, приобретают долгосрочные преимущества над конкурентами. Появление многих отраслей во второй половине XIX века стало следствием крупных научных открытий, сделанных в университетах. Это иллюстрирует таблица 1.   Таблица 1. Влияние технологий на возникновение новых отраслей  
Период Разработанная технология Университет, где была разработана технология Отрасль, возникшая на базе новой технологий
1940-е годы Электронный калькулятор Университет Пенсильвании Производство компьютеров
1960-е годы Оптические волокна Массачусетский технологический институт Телекоммуникации
1970-е годы Вегетативное размножение (клонирование) ДНК Стэнфордский университет Биотехнологии
1980-е годы Суперкомпьютеры Университет Иллинойса Интернет
Источник: Ботнева Н.Ю., Филаткин В.Н. Образование и его влияние на рост экономики. СПб.: Институт бизнеса и права, 2010, с.25-32
  Образование не просто связано с экономикой — в значительной степени оно детерминировано ее состоянием и развитием. Многие исследователи, касающиеся вопроса связи экономики и образования, отмечают, что уровень обучения в любом обществе связан с показателями экономического развития и с благосостоянием народа. Таким образом, состояние экономики является источником более или менее сильного развития образования в различные периоды. Экономические факторы, влияющие на образование изменяются на нескольких уровнях управления. Во-первых, на государственном уровне: основная масса расходов на образование осуществляется из средств государственного бюджета. На государственном уровне управления могут приниматься решения об увеличении финансирования образовательных учреждений, что окажет положительное влияние на развитие как системы образования в целом, так и отдельных образовательных учреждений. На республиканском и муниципальном уровнях управления также могут приниматься решения по дополнительному финансированию. Возможно выделение дотационных средств на финансирование образовательных учреждений. Кредитная политика может осуществляться на всех уровнях системы управления. На государственном уровне могут быть введены льготные целевые кредиты на получение образования для граждан, государственные именные финансовые обязательства, выдаваемые выпускникам школ. На региональном и муниципальном уровнях управления кредитная политика может осуществляться путем выделения стипендий местным жителям, обучающимся за пределами региона. В связи с развитием платного образования все большее влияние как на систему образования в целом, так и на вузы в частности оказывает платежеспособный спрос населения. Учитывая низкую платежеспособность населения, государство оказывает населению поддержку в виде материальной помощи, кредитов, льгот. С увеличением темпов экономического роста возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, способных разрабатывать и внедрять новые методы и технологии, что положительно влияет на систему развития образования. В свою очередь развитие системы образования, приводящее к увеличению числа высококвалифицированных специалистов, способствует экономическому росту. Экономика может так же негативно влиять на систему образования, когда приходится, например, преодолевать не только негативные тенденции экономических реформ, но и в тяжелые социально-экономические условия, ища наиболее оптимальные пути качественного улучшения преподавания в соответствии с требованиями глобальных цивилизационных преобразований. Система образования тоже воздействует на экономику тем, что обеспечивает квалификационное воспроизводство различных профессиональных групп и социальных слоев. Именно это воспроизводство и обеспечивает воздействие образования на экономическую сферу. Массовые и типичные формы образования (школа, среднее и высшее профессиональное образование) выполняют функцию формирования профессионального состава населения монопольно. Значительная роль в этом процессе принадлежит в развитых странах формам обучения на рабочем месте. Эти формы очень разнообразны, они ориентированы на рабочих, на управленцев и на высококвалифицированных специалистов. Развитость этих форм связана, прежде всего, с тем, что обучение на рабочем месте является более гибким и предметным, т. е. прямо отражающим потребности любого сектора экономики. Для экономики и образования, связанных между собой различными узами, важной является система обратной связи. Не случайно во всем мире уже сложилась особая практика подготовки высококлассных профессионалов, обучение которых слагается из многих этапов: подготовка в вузе, освоение на предприятии различных этапов производства, написание дипломной работы по теме, связанной с конкретным производством, последующие стажировки на различных рабочих местах. В экономической сфере образование оказывает серьезное влияние и на сферу потребления. Речь идет о потреблении, как материальных благ (товаров), так и духовных благ — культуры, информации. На начальных этапах жизни человека сфера образования, прежде всего через школу, транслирует и закрепляет нормы потребительского поведения. Существуют социальные нормы ресурсосберегающего типа, те, которые принято называть экологическими. На бытовом уровне это звучит как экономия воды и тепла. На общегосударственном — это сбережение природных ресурсов и введение ресурсосберегающих технологий. В указанной области именно образование является сильнейшим каналом воздействия, поскольку активность рекламы, потребительское поведение могут корректироваться всерьез только тогда, когда у человека с детства созданы устойчивые установки на эти факторы воздействия. Однако, рассматривая роль образования в экономике страны, нельзя не отметить, что система образования является активным потребителем общественных ресурсов. Без привлечения ресурсов образовательные системы работать не могут. Поэтому в отношениях образовательной и экономической общественных подсистем важна обратная связь. Образование не только должно удовлетворять экономические потребности государства, но и государство должно обеспечивать нормальное функционирование образовательной системы. Оказание платных дополнительных образовательных услуг становится все более важным направлением деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений в условиях рыночной экономики и реформирования российского образования. Именно платные дополнительные образовательные услуги способствуют более полному удовлетворению возрастающих потребностей населения в образовании в условиях недостаточного финансового обеспечения за счет бюджетных средств. Однако при этом крайне важным является соблюдение норм действующего законодательства, особенно в части реализации конституционного принципа общедоступности и бесплатности дошкольного и основного общего образования. Высшее профессиональное образование и как система социальных организаций (высших учебных заведений – академий, университетов, институтов, а также управленческих учреждений), занимающихся профессиональной подготовкой высококвалифицированных работников, и как устойчивая и динамичная форма организации жизнедеятельности общества в сфере воспитания и обучения тесно связана со всеми сферами общественной жизнедеятельности. Например, политическая, экономическая, духовная сферы общества определяют материальную базу, структуру и содержание высшего образования, но не непосредственно, а через конвенциальное определение содержания образовательных стандартов и квалификационных требований к уровню подготовки специалиста. На уровне же личности система высшего профессионального образования сохраняет свое действие на жизненную траекторию человека в форме признания диплома по полученной в высшем учебном заведении специальности. При этом содержание полученного в вузе образования учитывается лишь в самой общей форме и не связывается с дальнейшим развитием как научного знания в целом, так и приобретенных выпускником вуза в последующей практической работе знаний и умений. Все эти черты лежат в основе автономности системы высшего образования в социетальной системе.

Основной тенденцией развития высшего образования является повышение качества подготовки специалистов, обеспечение новых направлений подготовки, инновационного развития, интеграция с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесная связь вузовских исследований с потребностями общества на основе совершенствования образовательных и информационных технологий.

На изменения качества высшего образования в современном обществе влияют следующие факторы: низкий уровень финансирования образования; падение престижа профессии преподавателя; сокращение научно-исследовательских работ в области образования; старение преподавательского корпуса и отсутствие эффективных механизмов ротации управленческих кадров в сфере образования; существенное отставание действующей системы образования от происходящих в обществе процессов; отсутствие ответственности вузов за конечный продукт образовательной деятельности – качественного выпускника.

Происходящие в современное время изменения обусловили необходимость разработки инновационных мероприятий, направленных на обновление профессионального образования с учетом вхождения стран в мировое образовательное пространство. В качестве одного из инновационных направлений развития высшего образования выступает его регионализация, предполагающая адаптацию высшего образования к социально-экономическим условиям конкретного региона, в результате которой обеспечивается подготовка специалистов, обладающих специфическими для предприятий региона профессиональными знаниями и умениями.

В последнее время одной из инновационных форм совершенствования высшего образования становится диверсификация и объединение вузов в университетские комплексы и корпорации с целью обеспечения единства и повышения качества организационного, учебно-методического, научного и информационного взаимодействия различных видов профессиональных учебных заведений в новых экономических и социальных условиях региона. Среди факторов, определяющих успешное и устойчивое функционирование университетских корпораций, можно выделить: комплексную ориентацию на реализацию корпоративной стратегии, гибкой и адекватной условиям деятельности; определенную самостоятельность и автономность целостного и устойчивого в своем развитии образования; способность поддерживать заданное качество и функции при изменении организационной системы; соответствие процессов внутри корпорации динамике потребностей внешней среды; способность и высокий уровень самоорганизации.

Системе высшего образования в современных условиях необходимо придание нового качества, общественного статуса, и понимание ее как особой сферы, первоочередной задачей которой является опережающая подготовка высококвалифицированных специалистов, гибкость и адаптация.

Целью государственной политики является удовлетворение интересов общества, государства и личности в получении качественного высшего образования, предоставление каждому человеку широких возможностей в выборе содержания, формы и сроков обучения.

В соответствиис указанной выше целью в сфере высшего образования решаются следующие задачи :

· подготовка специалиста новой формации, обладающего широкими фундаментальными знаниями, инициативного, способного адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда и технологий;

· усиление мотивации всей системы высшего образования на предоставление качественных образовательных услуг через демократизацию образовательного процесса;

· подготовка отдельных вузов к прохождению международной аккредитации, создание объективных условий для развития элитных вузов;

· формирование новых принципов и практики управления вузами, внедрение системы стратегического планирования и повышения автономности вузов;

· укрепление прав студентов на получение качественного образования, разработка и внедрение механизмов, определяющих ответственность руководителей вузов за предоставление качественных образовательных услуг.

Основная цель создания системы управления качеством в корпорации «университет» заключается в обеспечении качества высшего профессионального образования при сохранении его фундаментальности, с использованием системного подхода с ориентацией на современные стандарты качества образования в сочетании с инновационными технологиями. Первоочередными задачами внедрения системы управления качеством образования в деятельность вуза являются: формирование и внедрение управления качеством образования как основного направления в управлении деятельностью вуза, определение приоритетных направлений подготовки специалистов с ориентацией на рынок труда и специфику развития региона; структурные изменения системы образования в вузе с ориентацией на нормативные акты Болонской декларации; внедрение в учебный процесс информационных технологий для создания открытого образовательного пространства; создание условий для непрерывного профессионального роста педагогических кадров; формирование стабильной системы материально-финансового обеспечения образовательной и научной деятельности вуза, улучшение экономического положения корпорации и его сотрудников.

Совершенствование организационных основ функционирования системы образования предполагает оптимизацию административно-правового механизма, расширение участия общества в управлении, дальнейшее развитие академических свобод и автономии вузов, улучшение положения дел в образовательном менеджменте и т.д. с непременным сохранением государственного воздействия и государственной поддержки в различных формах.

Сегодня, когда система образования представляет собой сложный социально-экономический комплекс, поглощающий значительные финансовые, материальные, человеческие и иные ресурсы, многое зависит не только от инвестирования в нее, от ее «экономизации», но и, в не меньшей степени, от уровня управленческого воздействия на структуры этой системы, от качества регулирования. Однако, как правило, до настоящего времени внимание ученых было обращено преимущественно на проблемы государственного регулирования экономики. Между тем опыт зарубежных стран убедительно демонстрирует разные цели, но равнозначимую важность экономического и социального регулирования. Социально-культурная сфера и изменения, произошедшие в ней за последнее десятилетие, тоже заслуживают внимания через призму административного права.

Социально-экономические и политические перемены обусловили изменение содержания управления высшим образованием. Специфические характеристики постсоветского этапа развития общества и государства, новая стратегия правовой организации управления социальными процессами ставят проблемы совершенствования административно-правового механизма организации управления образованием.

Уже признано, что «вопреки либеральным лозунгам и делам государство сохранило свою правоспособность регулятора в экономике». Не менее актуально это признание для социальной сферы. Только посредством государственного регулирования возможно воздействовать на систему в нужном обществу направлении. При этом основным выразителем роли государства в рыночной социально-экономической ситуации, особенно в обеспечении реализации конституционных прав граждан, является институт административно-правового регулирования.

Административно-правовое регулирование – это реальный и эффективный юридический институт, который вполне сочетается со свободой деятельности. И автономия вузов не должна означать абсолютной свободы. Надлежащее административно-правовое регулирование отношений в системе высшего образования – это гарантии прав субъектов образовательных отношений и организационные условия их деятельности. Следовательно, автономия лишь ограничивает возможности прямого воздействия органов государственной власти на вуз, он должен восприниматься как некая замкнутая единица. В сфере компетенции государства остаются общие условия функционирования вуза (правовое пространство, налогообложение, отношения собственности, стандарты образования), объем государственно-общественного заказа (выделяемые ресурсы и количество обучающихся за счет этих средств), контроль за соблюдением лицензионных условий и требований.

Таким образом, организация государственного регулирования высшего образования должна обеспечивать баланс публичного и частного интереса в этой сфере и отражать все перечисленные особенности. Необходимо также в целях обеспечения эффективности функционирования системы высшего образования, наряду с обязательной государственной поддержкой, сохранить государственно-общественный характер управления, развивать вузовское и студенческое самоуправление, отразить организационно и нормативно создание региональных образовательных комплексов. Эти задачи и должен решать соответствующий административно-правовой механизм на основе необходимой нормативной базы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: