Этапы становления системы высшего образования Республики Казахстан




 

Переход к рыночным отношениям в сфере образования уже произошел и получает все большее распространение в различных сегментах системы образования. Кроме того, особенности организации и проблемы функционирования учебного заведения в рыночных условиях делают необходимым использование маркетинговых инструментов для повышения его конкурентоспособности.

Приобретенный суверенитет в 1991 году поставил перед Республикой Казахстан важнейшую задачу – вхождение в мировое сообщество, а, стало быть, перед отечественной системой образования – задачу гармонизации с международным образовательным пространством. В этой связи государственная политика в области образования осуществлялась в направлении реформирования законодательной базы, системы управления и финансирования образования в контексте поставленной задачи.

Качественное преобразование высшего образования является одним из основных элементов становления суверенитета государства, его реальной политической и экономической независимости.

Развитие высшего профессионального образования тесно увязано с проблемами развития общества и обусловлено следующими социально-экономическими закономерностями:

· переход общества на рыночную экономику, вследствие чего изменился характер производительных сил и производственных отношений, изменился социальный статус субъектов производства;

· рост наукоемких производств, для эффективной организации которых потребовался в основном персонал с высшим профессиональным образованием;

· увеличение объема научной и технической информации почти вдвое за последние пять лет и прогнозируется обновление информации каждые три года;

· быстрая смена технологий, вызвавшая моральное устаревание производственных мощностей и обнаружившая недостаточный уровень квалификации специалистов;

· интегративный характер научных исследований, проводимых на стыке различных наук и синтезе предметных областей знаний;

· активное использование современных информационно-коммуникационных технологий как средств интеллектуальной деятельности, обусловливающих автоматизацию как физического, так и умственного труда.

Реформирование высшего образования в республике наиболее интенсивно стало проводиться с 1995 года, но в то же время его темпы и глубина остаются недостаточными, а экономические трудности продолжают создавать основные препятствия в реализации необходимых преобразований [ Национальный доклад по развитию системы высшего образования Республики Казахстан. https://www.unesco.kz/education/he/kazakh/kazakh_ru.htm ].

В результате проводимых в Казахстане социально-экономических реформ, в том числе и в высшем образовании, в последние годы наметились отдельные положительные тенденции, такие как:

· демократизация высшего образования и децентрализация управления;

· диверсификация сети и структуры высших учебных заведений;

· создание новой законодательной и нормативной правовой базы;

· внедрение новых государственных стандартов высшего образования;

· рост числа студентов, обучающихся не за счет средств государственного бюджета;

За годы независимости Казахстана этапы реформирования системы высшего образования можно условно подразделить на следующие:

Первый этап (1991-1994 годы). Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования.

Основными задачами данного этапа было создание сети высших учебных заведений и обновление специальностей высшего образования в целях обеспечения достаточной независимости республики в подготовке кадров, удовлетворения потребностей рыночной экономики, областей и регионов. Проводимые меры этого периода нашли законодательное закрепление в Законе Республики Казахстан «О высшем образовании» (1993 год). В 1994 году утвержден Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан (Основные положения), который впервые определил введение многоуровневой структуры высшего образования в стране, академических степеней бакалавров и магистров.

Второй этап (1995 – 1998 годы). Модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания.

Данный этап характеризуется концептуальным определением развития системы высшего образования, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области образования, утвержденной Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан 4 августа 1995 года, принятием новых нормативных правовых положений, регламентирующих деятельность высших учебных заведений. С 1995 по 1997 годы принимаются первые казахстанские образовательные стандарты по 310 специальностям высшего профессионального образования. В 1996 году утверждена новая редакция Классификатора (перечня) специальностей высшего образования Республики Казахстан, предусматривающего 342 специальности. Активно развивается негосударственный сектор образования.

Третий этап (1999 –2000 годы). Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.

На этом этапе происходит реальная децентрализация системы управления организациями образования. Кардинально изменились принципы приема в высшие учебные заведения, осуществлен переход к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием на основе государственного образовательного заказа. С 1999 года внедрена новая модель формирования студенческого контингента высших учебных заведений путем предоставления абитуриентам на конкурсной основе государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов.

Четвертый этап (начало - 2001 г.). Стратегическое развитие системы высшего профессионального образования.

Определены основные направления поступательного развития высшего профессионального образования в ХХ1 веке.

Необходимо подчеркнуть, что начальный этап реформы образования состоялся, что дало основание наметить стратегические цели и главные направления дальнейшего реформирования и развития высшего образования, сформировать новую национальную модель.

Формирование и развитие образовательной системы в Республике Казахстан осуществляется на основе национальных традиций и мировых тенденций в области образования. В ней обеспечивается равенство доступа ко всем ступеням, единство ее элементов и требований, преемственность всех ступеней обучения [ Савзиханова С.Э. Зарубежный опыт развития сферы образовательных услуг // Креативная экономика. — 2013. — № 10 (82). — с. 127-135. — URL: https://bgscience.ru/lib/5044/ ].

Основной тенденцией развития высшего образования явился отказ от государственной монополии на образование, отмены жесткого централизованного руководства сферой образования и строгой регламентации деятельности высших учебных заведений. В результате на равных условиях начал развиваться негосударственный сектор высшего образования, свидетельствующий о создании рынка образовательных услуг, который, как и любой рынок, развивается по закону конкуренции. Государственные высшие учебные заведения получили право осуществлять прием и обучение студентов на платной основе, тем самым были диверсифицированы источники финансирования высшего образования [ Уразбеков А. Стратегия развития высшего образования в Республике Казахстан как важный элемент инновационной политики. https://www.group-global.org/ru/publication/view/3433 ].

В Республике Казахстан законодательно закреплена следующая структура высшего профессионального образования:

- высшее базовое образование (бакалавриат);

- высшее специальное образование;

- высшее научно-педагогическое образование (магистратура).

Формирование многоуровневой структуры высшего образования направлено на обеспечение многоступенчатости по вертикали и альтернативности по горизонтали, динамичности, гибкости подготовки специалистов, ее фундаментальности и универсальности одновременно. Это данная многоступенчатая структура высшего профессионального образования РК требует дальнейшего совершенствования с целью обеспечения реальной преемственности между ступенями, установления оптимальных взаимосвязей между ними с взаимной координацией и адаптацией образовательных программ в единое образовательное пространство, завершенности профессионального образования на каждой ступени с более четким определением статуса «бакалавр», «специалист», «магистр».

Существуют различные пути получения высшего образования – по дневной, заочной, вечерней формам обучения, а также по дистанционному обучению и форме экстерната.

В настоящее время учебные заведения системы высшего образования Республики Казахстан делятся на три типа: классический университет, профильный университет или академия, а также институты, относящиеся к высшим учебным заведениям университетского типа.

В период 2001-2005 годы происходит переоценка роли высшего образования в обществе и медленного роста всех основных показателей [ Исаева М. Инновационная политика государства в системе высшего образования РК//Высшая школа Казахстана. – 2010.- №1. – с.43-47 ].

Высокие темпы развития рынка образовательных услуг и появление новых форм оказания образовательных услуг определяют актуальность и необходимость всестороннего исследования процессов, складывающихся на этом рынке, разработки направлений совершенствования экономического механизма его функционирования.

Реформирование отношений собственности, радикальные преобразования экономической системы Казахстана создали условия для выделения образовательных услуг в самостоятельную сферу интеллектуальной деятельности.

Формирование рынка образовательных услуг происходит не стихийно. Государство призвано регулировать процесс его становления и развития, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования на всех уровнях.

Своеобразие современного этапа общественного развития Казахстана определяет особую значимость развития системы экономического образования в стране.

Эффективность преобразований в области экономики в значительной степени зависит от уровня компетентности специалистов, определяющих направление и характер экономических реформ, т.е. от возможностей реализации творческого потенциала ученых-экономистов.

Современная научно-техническая и образовательная политика ограничивает использование творческих возможностей ученых-экономистов. Существует противоречие между потребностями общества в интеллектуальных ресурсах и его возможностями обеспечить условия для их деятельности. Наряду с необходимостью изменения государственной политики в области образования, важной проблемой является совершенствование механизма формирования системы экономического образования.

Формирование и обобщение опыта становления рынка образовательных услуг, а также выработка мероприятий по его развитию и совершенствованию, исключительно актуально и может внести весомый вклад в решение проблем сохранения и рационального использования образовательного потенциала квалифицированной рабочей силы.

Формулировать современные запросы к рынку образовательных услуг способен только рынок труда, поэтому результативность проведения реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям данного рынка. Актуальность проблемы становится очевидной в силу расширения сферы платного образования. Если вложения в человеческий капитал будут неконкурентоспособны, то инвесторы начнут использовать альтернативные возможности вложения денежных ресурсов.

Только высшие учебные заведения, соблюдающие общегосударственные требования к содержанию образования и уровню подготовки выпускников всех учебных заведений, имеют право на государственную аккредитацию. Лишь при ее наличии вузы имеют право выдавать документы о высшем образовании государственного образца.

Между тем, рост объема частных инвестиций в систему профессионального образования, увеличение количества и доли студентов, получающих образование на условиях полного возмещения затрат, ставят вопрос об экономической эффективности данных инвестиций. Сегодня возникает проблема возврата средств, вложенных в образование [ Омаров А. Человек 21 века: кто составит новую элиту? //Студент. – 2008. - №3. – с.12-16 Омаров А. Человек 21 века: кто составит новую элиту? //Студент. – 2008. - №3. – с.12-16].

Устойчивый интерес к услугам учреждений высшего профессионального образования без учета объема предложения на рынке труда можно объяснить тем, что существует социальный стереотип ценности высшего образования как условия устойчивого социального положения индивида в обществе, сформированный у старшего поколения.

Разрыв между предложением рабочей силы и спросом на нее велик как в количественном, так и в качественном выражении. Известно, что возможности аналитических служб и государственных ведомств определять или прогнозировать перспективную потребность экономики в работниках отдельных профессий в среднесрочной перспективе (на время обучения специалиста) крайне ограничены.

Отношения между образованием и набором специалистов слишком сложны, чтобы их можно было регулировать по схеме "должность-квалификация-уровень образования", поэтому невозможно гарантировать, что образование, полученное отдельно взятой личностью, будет востребовано по прошествии определенного времени.

Необходимо помнить, что структура современного рынка труда представлена постоянными и переменными детерминантами. Постоянные детерминанты – это специальности, которые имеют и будут иметь устойчивый спрос, определяемый прежде всего развитием жизненно важных отраслей любого государства. Необходимо учесть, что рынок труда по постоянным детерминантам изменяется плавно, и такое изменение можно заранее предвидеть. В большинстве случаев рынок по этим детерминантам ограничен и спрос чаще всего ниже, чем поступающие предложения. Тогда на рынке труда возникает конкуренция между специалистами, претендующими на те или иные рабочие места, а у работодателя появляется возможность выбора.

Кроме того, на рынок труда влияют переменные детерминанты, особенность которых заключается в скачкообразном возникновении повышенного спроса: быстро удовлетворив предложение, он снижается.

Переменные детерминанты чаще всего связаны с возникновением новых потребностей, с изменениями спроса на те или иные виды услуг. Причем механизм функционирования переменных детерминант таков: сначала возникает спрос, вызванный высокой потребностью в представителях некоторой профессии и влекущий за собой резкое увеличение предложения. Так как рынок труда всегда реагирует на спрос с опозданием, предложение удовлетворяет возникший спрос, но равновесие довольно быстро нарушается, потому что спрос резко падает в результате насыщения рынка, а предложение по инерции продолжает расти и переполняет определенный сектор рынка труда. Переменные детерминанты представляют собой важную составляющую рынка труда: в силу их воздействия формируются достаточно большие пакеты заказов, предъявляются требования к мобильности и быстрой переориентировке работодателей, потенциальных работников и организаций, занимающихся подготовкой кадров.

Рынок труда не изолирован от других сфер и влияет на образовательные учреждения: если они инертны и не могут перестраиваться, мобилизовать свои организационные, руководящие и управленческие ресурсы в минимальные промежутки времени, то окажутся неконкурентоспособными и будут вытеснены с рынка образовательных услуг.

Проблема инвестирования в человеческий капитал связана с нечетким определением и широким разнообразим результатов при получении образовательной услуги, временной задержкой между вложением средств и получением отдачи. Все это провоцирует инвестиционный риск: профессиональная подготовка слабо ориентирована на структуру спроса.

Низкий уровень информированности абитуриентов, студентов и выпускников о состоянии и динамике рынка труда и спросе на конкретные специальности, а также воздействие мотива "престижности", сиюминутных предпочтений при выборе специальности без учета реальных склонностей и возможностей трудоустройства, отсутствие должной правовой грамотности, не могут не повлечь соответствующие негативные последствия.

Оплата образования сверх гарантированного государством уровня все больше перекладывается на домохозяйства, финансирующие его из индивидуальных доходов в расчете на увеличение будущего потока доходов и на рост благосостояния. К примеру, в большинстве стран Содружества численность студентов платных отделений, полностью оплачивающих свое образование, в государственных вузах в 3-4 раза превышает численность учащихся в негосударственных вузах, исключение составляет лишь Казахстан, где число студентов в частных вузах в 1,4 раза больше, чем на условиях оплаты в государственных вузах.

Человеку предлагается масса профессий, однако отсутствуют ориентиры, позволяющие оценить будущую востребованность полученной профессии. Отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, обостряет проблему инвестирования в человеческий капитал.

Статистические данные по Казахстану не позволяют установить зависимость между уровнем личных доходов и образовательной подготовкой людей. Не существует общепризнанной методики оценки величины человеческого капитала на микро - и макроуровнях, а предлагаемые подходы весьма противоречивы. Трудоустройство выпускников зависит от скоординированности действий работодателей, вузов, служб занятости, самих выпускников и т. д.

В общей численности безработных, состоящих на учете в службах занятости, заметную долю составляет молодежь в возрасте до 29 лет. Так, на начало 2010 года в Казахстане в численности всех безработных их было 19-32 % [23].

Система образования все еще не достаточно гибко реагирует на изменения требований рынка труда. Рынок образовательных услуг и труда функционируют обособленно. Особенно это характерно для вузов. Количество учебных мест в большей степени планируется в зависимости от спроса на данную образовательную услугу и абсолютно не связано с потребностью в тех или иных специалистах на рынке труда.

Основные принципы развития высшего образования являются значимым звеном при определении приоритетных направлений формирования новой национальной модели высшего образования.

Одно из таких направлений – разработка концептуальных и законодательных основ, нормативно-правовой базы новой национальной модели. Оно включает в себя разработку основ развития сферы высшего образования, обеспечение непрерывности и преемственности, развитие государственного языка, переработку существующей нормативной базы, а также многие другие действия связанные с контролем качества подготовки специалистов.

Следующее – планирование образования. Как известно, данное направление связано с разработкой плана развития образования по каждому его уровню с учетом экономической, демографической ситуации. Так же это и оптимизация, и диверсификация сети и структуры учебных заведений с учетом региональных особенностей, обеспечение финансовой и структурной сбалансированности уровней образования. В планирование входит и разработка, внедрение поэтапной программы кадрового обеспечения учебных заведений с государственным языком обучения.

Что касается финансирования образования, то здесь необходимы следующие действия [22]:

- прекращение приватизации объектов системы образования;

- поощрение спонсорской деятельности, меценатства путем создания налоговых льгот;

- укрепление внедрения образовательных грантов;

- передача учебным заведениям освобождающихся помещений.

Так как неудовлетворительное финансирование является одной из причин кризисных явлений в системе образования, то необходимо уделить большее внимание именно этой проблеме.

Учебно-методическое и кадровое обеспечение высшего образования требует следующего:

- разработку содержания и структуры государственных стандартов образования;

- разработку учебников и учебных пособий нового поколения;

- обеспечение переподготовки и повышения квалификации работников

системы образования;

- внедрение гуманитарно-этических аспектов знания в высшем образовании;

- компьютеризацию образования;

- реорганизацию педагогического образования.

Одним из важнейших приоритетных направлений является управление образованием, которое включает в себя [24]:

- разработку законодательной основы разделения полномочий в сфере образования между центральными и местными органами управления и власти;

- ориентацию в учебных заведениях массовой работы по приобщению к здоровому образу жизни;

- углубление процессов демократизации управления в сфере образования с повышением прав руководителей учебных заведений;

- внедрение элементов автоматизации в государственных высших заведениях с правовым определением их взаимодействия с центральным органом управления образованием, другими государственными структурами;

- создание вневедомственного органа, осуществляющего государственный контроль за качеством образования, аттестацию научно-педагогических кадров, разработку тестов и проведение вступительных и выпускных экзаменов.

Так же следует отметить, что модель высшего образования непосредственно связана с формированием инновационной рыночной экономики, научно-техническим прогрессом, которые в свою очередь диктуют развитие системы спутниковых телекоммуникаций, Интернета и предъявляют новые требования к уровню подготовки выпускников, приобретению ими профессиональных навыков, адекватных современным реалиям.

Подобные требования, в свою очередь, обуславливают необходимость пересмотра и обновления образовательных программ, форм и методов всей системы образования.

Указанные приоритеты стратегии развития высшего образования позволяют формировать актуальные программы исследований, проекты, посредством которых будет формироваться стержень первой национальной модели высшего образования Республики Казахстан, то есть модели исторического и современного видения мировых общественных идеалов высшего образования. Эта модель будет непосредственно связана с дальнейшим развитием национальной инновационной рыночной экономики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: