Главной формой анализа качества и выработки решений по его улучшению на заводском уровне является ежемесячное совещание по качеству
К моменту проведения заводского совещания по качеству службам завода необходимо провести следующую подготовительную работу.
Технический отдел должен выполнить текущий анализ качества как в направлении обеспечения запланированного уровня, так и в направлении повышения уровня качества. По обеспечению запланированного уровня качества должны быть подготовлены следующие материалы:
- расход основных материалов в целом по цеху и по отдельным видам продукции;
- расход инструмента;
- выход брака, вторых сортов в целом и по дефектам с применением оценки допустимой величины колебаний против базовых значений;
- анализ причин массового брака, если такие случаи имели место;
- результаты обхода по контролю над соблюдением технологии;
- оценка правильности планирования производства с точки зрения количества перестроек, переходов, соблюдения установленной минимальной величины монтажных партий;
- оценка выполнения мероприятий по повышению качества и снижению расхода материалов, включая оценку выполнения мероприятий, намеченных поставщиками, по повышению качества основных и вспомогательных материалов;
- информация о выполнении решений предыдущего совещания по качеству.
Приведенный перечень вопросов является приблизительным. Обычно докладывают только о неблагополучных результатах, но проверка должна проводиться по всем этим вопросам самым тщательным образом.
В направлении повышения уровня качества необходимо проверить:
- выполнение мероприятий по подготовке к вводу в действие нового стандарта или изменений к действующему;
- выполнение мероприятий по подготовке к государственной или заводской аттестации продукции.
Кроме того, нужно подготовить информацию об отзывах потребителей и предложениях, вытекающих из анализа этих отзывов.
В итоге на основании результатов подготовительной работы техническим отделом должен быть подготовлен и разослан хотя бы за сутки до проведения совещания проект протокола, в котором дается оценка работы по качеству рассматриваемого цеха и служб завода и изложены предлагаемые решения.
Отдел технического контроля кроме справки по качеству должен подготовить к совещанию:
- сведения о рекламациях, их последствиях и предложения по их предотвращению;
- оценку дисциплинированности работников цеха в вопросах соблюдения технологии за рассматриваемый период и оценку эффективности самоконтроля;
- информацию о работе с поставщиками по улучшению качества материалов.
Производственный отдел с привлечением отдела сбыта, планового и финансового отделов должен проанализировать последствия необеспечения запланированного уровня качества с точки зрения выполнения заказов. При этом нужно указать сумму штрафов, выплаченных заводом в связи с невыполнением заказов, потери в прибыли и себестоимости.
Отдел труда и заработной платы должен дать оценку эффективности существующей в цехе системы заработной платы с точки зрения стимулирования повышения качества. Указать, например, какая разница между зарплатой бригад, имеющих лучшие и худшие показатели.
Вся эта работа по анализу качества на стадии подготовки к заводскому совещанию должна быть стандартизована с учетом конкретных условий каждого предприятия, каждого цеха. Продумав один раз все эти виды анализа, в дальнейшем подготовительную работу можно поручить рядовым исполнителям. Руководители подразделений, таким образом, освобождаются от необходимости тратить время на поиск направлений анализа, а могут иметь его результат и делать выводы.
30. Рассказать о классификации видов эффекта от повышения качества.
Эффект от повышения качества продукции – результат, обнаруживаемый у потребителя.
Экономический эффект от повышения качества продукции заключается в снижении потребительских затрат при ее использовании и в повышении потребителем качества продукции, создаваемой с применением приобретенных им средств труда.
Социальный эффект от повышения качества заключается в более высокой степени удовлетворения материальных и духовных человеческих потребностей: в создании возможности формирования и удовлетворения новых потребностей и в изменении условий труда.
Экологический эффект от повышения качества характеризует степень снижения вредных воздействий не окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции.
| |||||||
31. Рассказать о внепроизводственного рабочего времени (определение, классификация затрат, необходимость его учитывать в расчёте экономического эффекта от повышения качества).
Внепроизводственное рабочее время – мера продолжительности индивидуально организованного труда, необходимого для индивидуального удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы.
Классификация затрат внепроизводственного рабочего времени:
а) время, связанное с работой на производстве (время в пути на работу и обратно, время на прием и сдачу смен до и после регламентированного рабочего дня, время до и после смены на то, чтобы привести себя в порядок);
б) время, затрачиваемое на ведение домашнего хозяйства (приготовление пищи, покупка товаров, уход за детьми и членами семьи, уход за предметами быта);
в) время, затрачиваемое в личном подсобном хозяйстве или на иную индивидуальную трудовую деятельность.
Для того чтобы определить эффект от осуществления каких-либо мероприятий по сокращению внепроизводственного рабочего времени, необходимо прежде всего организовать системный учет затрат этого времени.
Имея достоверные статистические данные о том, сколько времени тратится в семьях на приготовление пищи, мытье посуды, стирку и глаженье белья, уборку помещений, можно было бы оценивать эффективность мероприятий, направленных на снижение этих затрат, в том числе эффективность повышения качества потребительских товаров, когда оно направлено на уменьшение внепроизводственного рабочего времени. Научиться учитывать в расчете экономического эффекта от повышения качества экономию внепроизводственного рабочего времени - это значит вооружить производителей бытовой техники новым инструментом для правильного установления цен и эффективного проведения рекламы.