Лабораторное занятие № 3
ТЕМА.Акцентологические и орфоэпические и нормы современного русского литературного языка.
Вопросы для подготовки:
1. Понятие о языковой норме.
2. Вариантность нормы. Динамичность и историческая изменчивость норм.
3. Особенности ударения в русском языке:
а) в именах существительных на (– провод; - вод; - олог; - лог; - ометр; - метр);
б) в именах прилагательных (в краткой форме жен.родана – а);
в) в формахсравнительной степени имен прилагательных ее (ей);
г) в глаголах: в односложных глаголахи производных от них; в глаголах на – нять; в формах прошедшего времени;
д) в причастиях.
4. Орфоэпические нормы.
а) Произношение согласных звуков и их сочетаний (согласные перед е; в каких словах они произносятся твердо; сомнительные, непроизносимые, удвоенные согласные).
б) Произношение удвоенных согласных, а также произношение сочетания согласных чн, шн).
в) Произношение гласных звуков (произношение гласных в первом предударном слоге после твердых, мягких согласных; правописание безударных, чередующихся гласных в корне слова).
г) Произношение заимствованных слов.
5. Основные тенденции в развитии орфоэпических норм.
Подготовить сообщение по теме «Состояние русского языка в настоящее время».
Основная литература:
- Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.
- Веденская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Дону, 2001.
- Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи. Трудные темы. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 368 с.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980.
- Головин Б. Н. Как говорить правильно. – М., 1988.
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.
- Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. – М., 1989
- Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Дополнительная литература:
- Львов В.В. О работе по орфоэпии в вузе.//РЯШ, № 5, 1990.
Лабораторное занятие № 4
ТЕМА.Лексические нормы современного русского литературного языка.
Вопросы для подготовки:
1. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значения слов.
2. Синонимия как семантическая эквивалентность слов.
3. Типы омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы и их использование в речи.
4. Употребление лишнего слова, не несущего смысловой нагрузки (плеоназм). Употребление одного и того же слова или однокоренных слов в рамках небольшого контекста (тавтология).
5. Употребление тропов (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, гипербола, литота), фигур (антитеза, анафора, эпифора, инверсия, каламбур), фразеологизмов и афоризмов (крылатые слова и выражения, пословицы и поговорки).
6. Ошибки в употреблении фразеологизмов: разрушение образного значения, контаминация. Повторение и близкое употребление однокоренных слов как средство выразительности.
Выполнить самостоятельную работу по лексическим нормам современного русского литературного языка (при выполнении задания необходимо пользоваться толковым словарем русского языка).
Основная литература:
- Веденская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Дону, 2001.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980.
- Головин Б. Н. Как говорить правильно. – М., 1988.
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.
Дополнительная литература:
- Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи. Трудные темы. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 368 с.
- Горбачевич К. С. 1. Катлинская Л.П. Из актуальной лексики. - РР, 1993, №6.
Самостоятельная работа: Нормативный аспект культуры речи. Акцентологические нормы.
Вопросы для подготовки:
1. Понятие о языковой норме.
2. Типы норм.
3. История становления норм ударения.
4. Особенности русского ударения.
Самостоятельная работа: Орфоэпические нормы.
Вопросы для подготовки:
1. Понятие о языковой норме.
2. Произношение гласных и согласных звуков.
4. Произношение заимствованных слов.
5. Основные тенденции в развитии орфоэпических норм.
Самостоятельная работа: Лексические нормы.
Вопросы для подготовки:
1. Требования к употреблению синонимов, антонимов, омонимов.
2. Синонимия как семантическая эквивалентность слов. Функции синонимов: экпрессивно-стилистическая, уточнения, замещения.
3. Антонимы как семантическая противоположность слов. Стилистические фигуры: антитеза, оксюморон.
4. Омонимия как адекватность звучания слов. Типы омонимов: омофоны, омографы, омоформы.
5. Паронимы и их использование в речи.
6. Употребление лишнего слова, не несущего смысловой нагрузки (плеоназм).
7. Употребление одного и того же слова или однокоренных слов в рамках небольшого контекста (тавтология).
8. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. Лексическая несочетаемость.
9. Правильное и неправильное использование фразеологизмов.