Основные этапы формирования российской бизнес-элиты в РФ




Содержание

Введение

. Сущность бизнес-элиты

. Основные этапы формирования российской бизнес-элиты в РФ

3. Особенности современной бизнес-элиты в России

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Характерным моментом современного этапа политической эволюции России является то, что среди ряда элитных групп, формирующих российский правящий класс, все больше проявляют себя в качестве полноправных актеров политического пространства представители бизнес-сообщества, динамично развивающегося и имеющего мощный ресурсный потенциал.

Выделение из номенклатуры группы бизнесменов содействовало формированию в российском обществе бизнес-элиты, которая стремится, помимо доминирования в экономическом пространстве, укрепить свои позиции в политике, закрепиться в государственных структурах для реализации собственных интересов.

В отечественной политической науке исследования в данной сфере осуществлялись в плане изучения проблем элитообразования досоветского периода, либо анализ касался критики зарубежной элитологии. Серьезных исследований бизнес-элиты России очень мало. Таким образом, исследование данной темы является

Цель данной работы - исследовать особенности бизнес-элиты в России.

Задачи исследования:

раскрыть сущность бизнес-элиты;

рассмотреть основные этапы формирования российской бизнес-элиты в РФ;

исследовать особенности современной бизнес-элиты в России.


 

Сущность бизнес-элиты

 

Понятие «элита» - в политологии означает группу общества, которая осуществляет функции управления этим самым обществом, избранный, изысканный круг людей. Элитой принято называть правящую группу. Лица, получившие высшие показатели в своей деятельности, обладающие интеллектуальным, моральным превосходством, наивысшим чувством ответственности по отношению к обществу. Это с терминологической точки зрения.

Категория «бизнес-элита» идентифицируется с лидирующим звеном традиционной для социально-экономической системы триады: малым бизнесом, средним бизнесом и крупным бизнесом. Причем последний ассоциируется с бизнес-элитой.

Бизнес-элита - это определенная группа крупных предпринимателей, которые с мощью своего финансового потенциала объективно оказывают влияние на характер и тенденции социально-экономических и политических процессов в масштабах всего социума. Бизнес-элита, в силу неизбежной включенности в современном обществе экономических феноменов в политический контекст, оказывает воздействие на область политики.

Сегодня существует 2 подхода для обозначения термина «элита», что вызывает неоднозначность:

. Ценностный подход - исходный смысл слова «элита» (то есть «лучшее»). Согласно этому подходу входящие в элиту индивидуумы предположительно должны обладать более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению со средними показателями конкретно рассматриваемого социума.

. Подход «власти» - означает принадлежность к элите по факту обладания индивидуумами реальной властью и влиянием - без особой привязки к их интеллекту и морально-этическим качествам.

Если рассматривать с точки зрения практики, то, конечно же, в настоящее время второй подход гораздо актуальнее. Элита сегодня - это синоним власти.

Авторы, широко использующие этот термин, далеко не всегда дают на него ответ. Ряд элитологов признают бизнес-элиту «частью правящего класса». Другие применяют этот термин «по отношению к высшему слою предпринимателей, не относящемуся к властвующей элите».

«В отличие от экономической элиты, которая является непосредственной составляющей номенклатуры, бизнес-элита относительно более независима. Ее члены не назначаются органами государственного управления и не отстраняются от должности». По крайней мере, формально и легитимно это не так, хотя, конечно, можно привести множество примеров того, как власть позволяет одним бизнесменам преуспевать, а других может разорить, унизить, уничтожить если не физически, то социально.

Бизнес-элита - один из тех, кто организует совместное дело (бизнес), управление бизнесом, «проведение маркетинговых исследований по изучению ситуации на рынке товаров и услуг, спроса и конкуренции; ориентируется на достижение коммерческого успеха путем принятия самостоятельных решений и ответственности за их последствия и связанный с этим риск».

Представитель бизнес-элиты - это «это человек, занимающийся частной экономической деятельностью, направленной на получение личного дохода, осуществляемой от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность».

Представитель бизнес-элиты - это «деловой человек, берущий на себя финансовый риск, связанный с введением на рынок новых идей, продукции, услуг, работ».

К бизнес-элите относят акционеров (а иногда и менеджеров) тех предприятий и банков, которые занимают высшие строчки в рейтингах экономических журналов (т.е. это главы тех предприятий и банков, которые оказывают наибольшее влияние на экономическое, политическое развитие страны).

Согласованность признаков в группе бизнес-элиты весьма высока. Они заметно обходят другие группы и по уровню образования, и по всем параметрам материального благосостояния, и по основным формам социально-экономической активности.

Представители этой группы:

более активны,

более коммуникабельны и мобильны,

имеют внутренний социальный стержень,

способны генерировать и воплощать новые идеи,

рационально мыслящие, с сильными мотивами личной выгоды,

расчетливые и предприимчивые,

готовы идти на риск, с ощущение личной ответственности за свои действия,

имеют связи в чиновничьих кругах,

имеют определенные материальные и трудовые ресурсы.

Таким образом, можно сделать вывод, что «бизнес-элита - это верхушка крупных предпринимателей, которые благодаря своему финансовому могуществу и наличию экономических ресурсов оказывают существенное влияние на принятие общегосударственных решений. Она не тождественна группе крупных бизнесменов.

 

Основные этапы формирования российской бизнес-элиты в РФ

 

В отечественной литературе делаются попытки систематизации процесса возникновения бизнес-элиты как особого социального слоя. Так, В.В. Радаев выделяет четыре этапа в становлении бизнес-элиты:

нулевой - до 1989 года;

первый - 1988-1989 годы (связывается с Законом СССР о кооперации);

второй - 1990-1991 годы (знаменуется «дальнейшими правовыми послаблениями в области организационно-хозяйственного формотворчества»),

третий - с 1992 года (результат массовой приватизации).

По представлению И. Бунина об основных этапах формирования бизнес-элиты:

первая волна (до 1989 года) была связана с Зако-ном об индивидуальной трудовой деятельности, вторая продолжалась до 1991 года, и третья волна началась после августа 1991 года.

Существует и еще одна классификацию этапов формирования бизнес-элиты:

. До 1986-1987 годов - «протопериод». В это время оформляются, детализируются, становятся более выпуклыми и заметными основные источники формирования предпринимательства в последующие годы: криминальная и теневая экономика, партийно-хозяйственная номенклатура и социальный потенциал нереализованных индивидуальных возможностей. Это время первых авантюристов; бизнес-элиты нет.

. С 1987-1988 по 1992-1993 годы продолжается «романтический период». Время активного формирования предпринимательства как социального слоя и возникновение бизнес-элиты как группы людей, занимающей ведущие социальные позиции. В этот период происходит последовательное снятие ограничений на предпринимательскую деятельность. Идет интенсивное накопление «первоначального капитала» на разнице биржевых и государственных цен, на разнице между мировыми и внутренними ценами и т.д.; проводятся первые «эксперименты» по преобразованию государственных структур в акционерные. В то время зародились и сформировались все основные группы в бизнес-элите.

. После 1992 года (особенно после «коренного перелома» осени 1993 года) - период «социально-политической стабилизации». Происходит возвращение номенклатуры (в первую очередь «промышленного генералитета»), что сопровождается вытеснением «романтиков» от бизнеса, образованием финансово-политических группировок и, как следствие, формированием «партии власти».

Таким образом, процесс становления бизнес-элиты в РФ практически завершен. При этом очевидно, что бизнес-элите свойственны преимущественно тенденции внутренней консолидации и отчетливое стремление к консервации. Таковы основные тенденции ее развития на современном этапе.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: