История создания. Особенности жанра.




И.С. Бах. ОРГАННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Токката и фуга ре минор (d-moll BWV 565).

История создания. Особенности жанра.

Предположительно произведение относится к Веймарскому периоду (1708-1717). У И.С.Баха носит одно название «Токката» (от ит. toccare - ударять, касаться), так как в инструментальной музыке XVII века токката представляла собой единое произведение, в котором чередовались виртуозно-моторные и фугированные (полифонические) эпизоды. Жанр токкаты Бах воспринял от своего знаменитого предшественника Дитриха Букстехуде (1637-1707). Этот жанр в органной музыке отличается виртуозностью, сложной фактурой, мануальной и педальной техникой.У Баха токката обычно представлена схемой «прелюдия-токката-кода», что и позволило впоследствии обозначить знаменитую токкату как «токката и фуга», где собственно токкатой является первый большой раздел, а фугой – второй раздел. Завершается произведение мощной Кодой.

 

Музыкальные особенности произведения.

Образы. Образное содержание токкаты как единого произведения отличается характерной для концертного органного стиля рельефностью и многозначительностью образов, музыка насыщена драматическими элементами, патетикой, изредка появляется светлый колорит, связанный с появлением мажора и «хрустального» верхнего регистра звучания.

Характеристика разделов.

I. ТОККАТА. Драматически–насыщенная импровизация, исполненная патетики и мощи. Используется пассажная и фигурационная техника, аккордовые наслоения, «педали». Токката состоит из нескольких построений как гомофонного, так и имитационно-полифонического склада, отделенных каденциями.

1 раздел. Adagio. Начинается токката со знаменитой темы-возгласа, звучащей с пафосным напряжением. Это унисонная мелодическая линия в нисходящем движении и рельефным ритмическим рисунком. Тема-возглас – это своеобразный «мотив вечности», «глас Божий» - суровый и строгий. Следом за этой темой идут две вариации на нее в скором темпе – Prestissimo.

Первая вариация – унисонное изложение в восходящем движении на мотиве опевания, триольный ритм шестнадцатых.

Вторая вариация – арпеджированные фигурации с интонациями квинты и тритона.

Весь первый раздел заканчивается уменьшенной гармонией и речитативом.

2 раздел. Быстрый темп Prestissimo. Отличается полифоническим изложением. « Тремолирующие» фигурации с опорой на звук «ля» к 3-х кратному проведению аккордовых волевых оборотов, прерывающихся снова речитативом.

3 раздел. В быстром темпе в едином потоке арпеджио уменьшенного септаккорда, ритм снова триольный. Господствует мрачный драматизм, напряженность.

Токката завершается проведением начальной темы в низком регистре «в увиличении».

 

II. ФУГА.

 

Allegro.4-х голосная.

 

Стиль фуги не у ступает возвышенной патетике токкаты. Фуга масштабна, виртуозна и продолжает образную линию токкаты. В фуге много гармонических вертикалей и гомофонных эпизодов в интермедиях.

Композиция фуги трехчастна по структуре (развивающая средняя часть начинается в параллельном мажоре), завершается Кодой-фантазией.

Тема фуги по фактуре напоминает приемы скрипичной игры (тремолирующая фигурация, скрытое двухголосие), она как бы разворачивается по оси от квинтового тона (звук «ля»).

Ответ темы субдоминантовый (g- moll).

Интермедии протяженные, развивающего типа, построены в основном на секвенциях, по фактуре – гаммы, пассажи, волнообразные фигурации.

СХЕМА:

I - - ИНТЕРМЕДИЯ 1 d-moll ИНТЕРМЕДИЯ 2   ИНТЕРМЕДИЯ 3   ИНТЕРМЕДИЯ 4 d-moll ИНТЕРМЕДИЯ 5    
II - g-moll            
III d-moll       F-dur     c- moll
IV - -   g-moll     c- moll  
  Экспозиционная часть   Развивающая часть
I ИНТЕРМЕДИЯ 6   ИНТЕРМЕДИЯ 7   ИНТЕРМЕДИЯ 8   ИНТЕРМЕДИЯ 4  
II        
III g-moll   d-moll  
IV   d-moll    
        Заключительная часть

КОДА - переносит арку к токкате (сходный тематический материал и приемы развития), подводит образно-смысловой и тематический итог всему грандиозному развертыванию, служит средством, которым достигается единство и цельность композиции.

Начинается Кода с мощного аккорда (VI53), в который приходит развитие фуги. Далее чередуются пассажные фигурации в быстром темпе Presto с могучими тяжелыми аккордами. Заключение коды особенно виртуозно, патетично. Все завершается вновь суровым хоральным звучанием.

 

И.С. Бах. ОРГАННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Токката и фуга ре минор (d-moll BWV 565).

История создания. Особенности жанра.

Предположительно произведение относится к Веймарскому периоду (1708-1717). У И.С.Баха носит одно название «Токката» (от ит. toccare - ударять, касаться), так как в инструментальной музыке XVII века токката представляла собой единое произведение, в котором чередовались виртуозно-моторные и фугированные (полифонические) эпизоды. Жанр токкаты Бах воспринял от своего знаменитого предшественника Дитриха Букстехуде (1637-1707). Этот жанр в органной музыке отличается виртуозностью, сложной фактурой, мануальной и педальной техникой.У Баха токката обычно представлена схемой «прелюдия-токката-кода», что и позволило впоследствии обозначить знаменитую токкату как «токката и фуга», где собственно токкатой является первый большой раздел, а фугой – второй раздел. Завершается произведение мощной Кодой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: