Политическая система общества
Различные политические явления, постоянно происходящие в обществе, неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, который в тоже время имеет относительную самостоятельность. Данное свойство политических явлений отражает понятие «политическая система».
Понятие «политическая система», впервые ввел в научный оборот американский политолог Дэвид Истон в 1953 г. в своей работе «Политическая система».
Политическая система – это совокупность институтов, которые формируют и распределяют политическую власть на определенной территории и руководят общественными процессами.
«Системный подход»
По мнению Д. Истона какой-либо социум – это совокупность 4 систем: правовой (вопросы Закона), экономической (вопросы собственности), социокультурной (формирование ценностей) и политической (вопрос власти).
Первые три системы являются внешними по отношению к политической системе. Это среда в которой формируются требования/поддержка относительно политического курса они поступают через «Вход». Политическая система – «черный ящик» с политическими институтами внутри, которые обязаны реагировать на «требования/поддержка», вынося через «Выход» политические решения и действия. В середине политической системы происходит «конверсия», требования и запросы здесь трансформируются и обрабатываются. На выходе системы могут быть новые законы, субсидии, льготы, политические заявления власти и т.д.
«Структурно-функциональный подход»
Американский политолог Габриэль Алмонд в своих работах «Сравнительные политические системы», «Сравнительный политический анализ», рассматривает политическую систему как набор ролей, которые взаимодействуют, или как ролевую структуру политических акторов, каждый из которых имеет свои функции.
В собственной модели политической системы Г. Алмонд выделил три аналитических уровня, связав группы функций макросистемы с деятельностью определенных групп, институтов и даже индивидов, которые включены в системную организацию в образе ее элементов.
Первый блок, так именуемый "уровень процесса", связывается со "входом", то есть с влиянием среды на политическую систему. Это проявляется в реализации политическими институтами каких-либо функций в процессуальном, динамическом разрезе:
· артикуляции интересов групповых объединений;
· агрегировании интересов партий;
· разработке политического курса парламента;
· осуществлении политики исполнительной администрацией;
· арбитраже, осуществляемом судебными органами.
Взаимодействие социальной среды с институциональной системой таким образом образует динамику политического процесса. На этом же уровне у Алмонда случается, по сути и "конверсия" интересов группировок и индивидов в соответственные действия и решения государственных органов.
На втором "уровне системы" производится адаптация общественной среды к политической системе, от которой зависят перспективы ее стабильного воспроизводства либо наоборот радикальных перемен:
· Во-первых, это функция социализации индивидов к ценностям и стандартам системы политики, которая связана с социальными институтами семьи, церкви и школы.
· Во-вторых, это функция рекрутирования противников или сторонников системы, пассивных и активных граждан, включая тех, кто позже будет профессионально заниматься политической деятельностью.
· В-третьих, это функция политической коммуникации, обеспечивающаяся благодаря пропагандистской, информационной и манипулятивной работе СМИ и иных организаций.
На третьем итоговом "уровне управления", уже разрешаются последние в этом цикле задачи, которые связаны с управлением коллективными общественными ресурсами: их "добычей"' (либо освоением), как это случается со сбором налоговых платежей в государстве; их структурным регулированием, то есть переброской из одних социальных отраслей и сфер экономики в иные; их распределением, то есть выдачей социальных пенсий и пособий, организацией мероприятий экономического характера и т. п.
Дальше, посредством обратной связи "цикл" замыкается, как и в модели Д. Истона, потому как результаты деятельности "блока управления", т. е. регулирования ресурсов общества, должны каким-либо образом изменять социальную среду, что в итоге усиливает или ослабляет устойчивость управляющей, то есть политической системы.
«Кибернетический подход»
Принципиально иной подход в определении политической системы был предложен немецким политологом Карлом Дойчем, разработавшим ее информационно-кибернетическую модель. В своей книге «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» он представил политическую систему как сложную совокупность информационных потоков и коммуникативных связей.
Он рассматривал политическую систему в контексте «коммуникационного подхода», при котором политика рассматривалась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формирование целей и их корректирование осуществляется политической системой на основе информации о состоянии общества и его отношение к определенным целям.
Функционирование «политической системы», по мнению К. Дойча, зависит от качества постоянного потока информации.
Немецкий политолог различал личные коммуникации, коммуникации, осуществляемые посредством организаций и коммуникации, проходящие через специальные структуры — печатные или электронные СМИ. Схема взаимодействия таких информационно-коммуникативных процессов подразделялась К. Дойчем на четыре основных блока.
Такая совокупность системных элементов показывала, как информационно-коммуникативные процессы последовательно дифференцируются в целях выполнения основных функций государственной власти. Так, первый элемент представляет собой блок данных, который состоит из разнообразных (внешних и внутренних, правительственных и общественных, официальных и агентурных) источников информирования институтов власти. Далее происходит переработка данных, в ходе которой полученные сообщения соотносятся с доминирующими ценностями, нормами и стереотипами государства. На третьем этапе эта отредактированная информация становится основанием для принятия решений с целью урегулировать текущее состояние системы. Последний элемент обеспечивает реализацию поставленных целей. В итоге, полученные результаты через механизмы обратной связи снова поступают на первый блок, выводя систему на следующий виток функционирования.