САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ И КОНТРОЛЬ ПРОИЗВОДСТВА




Качество продукции, ее безопасность требуют соблюдения сани­тарно-гигиенического режима и контроля производства в соответ­ствии с санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.3.4.545 - 96).

На всей территории РФ должны постоянно выполняться в пол­ном объеме требования санитарных правил. Эти правила включа­ют общие требования, требования к режиму производства, терри­тории, водоснабжению, канализации, освещению, отоплению и вен­тиляции, к производственным и вспомогательным помещениям, оборудованию, инвентарю, таре и их санитарной обработке. От­дельно сформулированы требования к предприятиям малой мощ­ности. Подробно изложены требования к сырью, полуфабрикатам, подготовке сырья к производству и выпуску готовой продукции, а также к реализации готового продукта, организации лаборатор­ного контроля и др.

Следует отметить, что санитарные правила и нормы распрост­раняются на все кондитерские предприятия независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

Остановимся кратко на некоторых требованиях. Все работы, связанные с проектированием новых и ремонтом действующих предприятий, должны быть согласованы с органами и учреждени­ями Госсанэпиднадзора РФ, а ввод в эксплуатацию производствен­ных помещений должен проводиться при обязательном участии представителя Госсанэпиднадзора РФ. Территория предприятия должна быть ограждена, иметь два въезда. Плотность застройки на территории предприятия не должна превышать 35 %.

Свободная территория по периметру должна быть озеленена ку­старниками и деревьями, не дающими при цветении опушенных се­мян. На территории предприятия не разрешается строить жилые дома, пункты по откорму домашних животных и птицы. Между предприятиями и жилыми домами должна соблюдаться санитарно - защитная зона 5-го класса (расстояние между ними не менее 50 м).

Размещение предприятий малой мощности должно соответство­вать требованиям санитарных правил и норм и зависит от мощно­сти предприятия.

Размещение предприятий по производству кондитерских изде­лий без крема или с кремами при максимальной производительно­сти соответственно 500 кг в сутки или до 500 кг в сутки разрешает­ся только в отдельно стоящих зданиях.

Цеха по производству кондитерских изделий без крема до 500 кг в сутки, кондитерских изделий с кремом не более 300 кг в сутки могут быть размещены по согласованию с органами Госсанэпид­надзора в помещениях, пристроенных к жилым и иным зданиям, а также встроенных в административные, торговые и другие здания. При этом основным условием является отсутствие вредных воздей­ствий на жильцов (вибрации, шума, пыли, газов, запаха и др.).

Ассортимент предприятия малой мощности должен соответство­вать его возможностям. Ассортимент согласовывается с органами Госсанэпиднадзора.

При размещении кондитерского предприятия на земельном уча­стке предусматриваются меры для стока атмосферных и талых вод (уклоны, направленные от зданий к водостокам). Территория дол - ясна быть освещена в соответствии с действующими нормами, быть чистой и безопасной. Уборку территории производят ежедневно. В летнее время всю территорию (проезжую и зеленую зоны) следу­ет регулярно поливать во избежание запыления. В зимнее время необходимо систематически очищать проезды и проходы от снега и льда и посыпать песком.

Территория предприятия подразделяется на производственную и хозяйственную зоны. В хозяйственной зоне, расположенной с подветренной стороны по отношению к производственной зоне, на расстоянии не менее 25 м располагаются мусороприемники. Это воздухонепроницаемые сборники с плотно закрывающимися крыш­ками (металлические контейнеры), предназначенные для сбора и временного хранения мусора (не более 2 суток). Не реже одного раза в два дня производится очистка мусоросборников с последу­ющей обязательной их обработкой и дезинфекцией раствором хлор­ной извести или другими средствами. Вывоз мусора производится специальным транспортером. При централизованном сборе мусо­ра на предприятие доставляются чистые продезинфицированные мусоросборники.

Большое значение при производстве кондитерских изделий име­ет водоснабжение предприятий. Оно должно присоединяться к цен­трализованной сети водопровода. При его отсутствии водоснаб­жение осуществляется от артезианских скважин.

Для технологических, питьевых и хозяйственно-бытовых нужд должна использоваться вода, соответствующая по качеству требо­ваниям ГОСТа «Вода питьевая. Гигиенические требования и конт­роль за качеством». Для технологических нужд (охлаждение комп­рессоров, поливка территории, подводка к смывным бочкам и пис­суарам в туалетах и т. п.) может использоваться техническая вода. В этом случае на предприятии предусматриваются раздельные си­стемы водоснабжения: питьевого и технического. Трубопроводы этих систем должны быть окрашены в различные цвета, и соедине­ния между этими трубопроводами не допускаются.

Использование горячей воды из системы горячего водоснабже­ния для технологических процессов, санитарной обработки обо­рудования и помещений запрещается.

В производственных помещениях следует предусматривать под­водку холодной и горячей питьевой воды, питьевые фонтанчики, питьевые бачки. Ежедневно вода должна заменяться. Температура питьевой воды - 8... 20 °С.

К раковинам для мытья рук подводится холодная и горячая вода со смесителем, устанавливаются электросушители для рук, предо­ставляются мыло или дезинфицирующий раствор, разовые поло­тенца.

Удаление производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод осуществляется путем присоединения предприятия к общего­родской канализации или должны быть организованы самостоя­тельная канализация и очистка помещения.

Освещение помещений включает искусственное и естественное. Желательно использование в основном естественного освещения. При организации производства изделий с кремом предусматрива­ется северо-западная ориентация помещений, связанных с изготов­лением крема и отделкой тортов и пирожных.

Светильники не должны располагаться непосредственно над открытыми или открывающимися технологическими емкостями, варочными котлами, кремосбивальными машинами, столами для отделки кремовых изделий.

В производственных цехах и других помещениях осуществляет­ся приточно-вытяжная вентиляция.

Все источники значительных выделений тепла должны иметь теп­лоизоляцию. Температура ее поверхности не должна превышать 45 °С.

Источники выделения пыли снабжаются аспирационными уст­ройствами. Содержание нетоксичной пыли (мучной, сахарной) в воздухе производственных помещений не должно превышать 6 мг на 1 м3 воздуха.

Микроклимат помещений должен учитывать особенности тех­нологического процесса производства и соответствовать санитар­ным нормам микроклимата производственных помещений. Уров­ни шума и вибрации не должны превышать определенных сани­тарными нормами значений.

«Санитарные нормы проектирования промышленных предпри­ятий» требуют выделения в производственных цехах отдельных помещений, требующих особого гигиенического режима (моечное, термическое). Особо тщательное разделение помещений в зависи­мости от их назначения требуется на предприятиях, вырабатываю­щих изделия с кремом (независимо от мощности). К ним относятся следующие:

Складское помещение для хранения суточного запаса сырья, оборудованное холодильными камерами для скоропортящегося сырья;

Помещение растаривания сырья и подготовка его к производству;

Яйцебитня, в состав которой входят три помещения разного на­значения: для хранения и распаковки яиц (с холодильной установ­кой); для мойки и дезинфекции; для получения яичной массы;

Помещение зачистки масла;

Помещение приготовления крема (с холодильным оборудова­нием);

Помещение выпечки бисквитов и других полуфабрикатов;

Помещение для высгойки и резки бисквитов; помещение для обработки и стерилизации отсадочных мешоч­ков, наконечников, мелкого инвентаря;

Помещение для обработки внутрицеховой тары и крупного ин­вентаря;

Помещение для мойки оборотной тары; помещение для хранения тары и бумаги;

Экспедиция кремовых изделий с холодильным оборудованием. Все помещения должны содержаться в чистоте. Покраску и по­белку потолков и стен требуется производить не реже двух раз в год. По мере загрязнения промывается внутренняя остекленная поверхность оконных рам, но не реже одного раза в неделю.

Безопасность производимых изделий зависит от санитарного состояния оборудования, инвентаря, тары, их санитарной обработ­ки, а также от вида сырья, из которого их производят.

Оборудование, аппаратура, все, что соприкасается с продуктом, должно быть изготовлено из материалов, разрешенных органами Госсанэпиднадзора для применения в пищевой промышленности. При необходимости защиты продукции от влияния материала обо­рудования применяются разрешенные покрытия. Разделочные сто­лы, выполненные из дерева, должны быть покрыты листовым ме­таллом. Применение инвентаря из белой жести со следами корро­зии при производстве мучных кондитерских изделий запрещено. Применение отдельных материалов ограничено и допустимо в от­дельных случаях. Так, допускается применение нелуженых медных котлов для варки сиропов и разных кондитерских смесей при усло­вии соблюдения тщательной очистки их (до зеркального блеска) сразу после их освобождения.

Внутренняя поверхность инвентаря, оборудования должна быть гладкой и легко подвергаться мойке и дезинфекции.

При работе оборудования должна исключаться возможность попадания в продукцию посторонних предметов. С этой целью аппаратура снабжается сетками, магнитными устройствами. До начала смены все машины, аппараты, инвентарь проверяются на чистоту, которая достигается тщательной очисткой, мойкой и де­зинфекцией. Установлена определенная периодичность очистки оборудования, инвентаря и тары производственных цехов (участ­ков), вырабатывающих изделия с кремом (торты, пирожные). При этом используемый инвентарь, посуда, внутрицеховая тара строго маркируются по этапам технологического процесса.

Строгое выполнение санитарных требований к оборудованию, инвентарю, таре и их санитарной обработке является гарантом того, что они не могут явиться причиной загрязнения пищевых продуктов посторонними предметами и микрофлорой.

Пищевая ценность и безопасность изделий определяются преж­де всего качеством сырья, поступающего на производство, услови­ями его хранения и подготовки к производству.

Помещения продовольственных магазинов делятся на следующие группы:

а) торговые — торговый зал, кафетерий, зал для приема и выдачи заказов;

б) складские — холодильные камеры, в том числе низкотемпературные, кладовые для хранения нескоро­портящихся продуктов, разгрузочные;

в) помещения подготовки продуктов к продаже — распаковочные, разрубочные, фасовочные;

г) подсобные — хранение тары, инвентаря, белья, контейнеров, упаковочных материалов;

д) административно-бытовые помещения — кабинеты директора, заведующих секциями, старшего кассира, комната приема пищи, гардеробы, санузлы, душевые, комнаты гигиены женщин;

е) технические помещения — вентиляционные каме­ры, машинные отделения, электрощитовая, котельная и др.

Планировка групп помещений и отдельных помещений внутри групп должна производиться с учетом последова­тельности (поточности) торгового процесса от приема продуктов до их продажи. Должны учитываться такие санитарные требования, как раздельность хранения раз­личных видов продуктов в соответствии с их эпидеми­ческой значимостью, раздельность движения покупа­телей и обслуживающего персонала, кратчайший путь движения продуктов от складов в торговый зал.

Торговые, административно-бытовые помещения и помещения подготовки продуктов к продаже необходимо размещать в наземных этажах. В подвальном этаже разрешается располагать складские, технические и под­собные помещения.

Торговый зал должен быть связан с помещениями подготовки продуктов к продаже, те, в свою очередь, со складскими помещениями. Площади помещений и их набор должны проектироваться с учетом профиля мага­зина и количества рабочих мест, а для магазинов само­обслуживания с учетом профиля, площади торгового зала и количества рабочих мест контролеров-кассиров.

Складские, фасовочные, помещения подготовки про­дуктов к продаже, рабочие места продавцов нельзя раз­мещать под санитарными узлами, душевыми и помеще­ниями, имеющими трапы. В этих же помещениях не разрешается прокладка под потолком труб фекальной канализации или вертикальных стояков канализации с ревизиями. Не допускается размещение стационарных холодильных камер и разрубочных для мяса под жилыми квартирами.

При проектировании магазина должны быть предусмотрены меры по защите помещений от проникания грызунов. Все помещения магазина, расположенные на первых этажах жилых домов, должны иметь звукоизоля­цию. Для этой же цели шумящее оборудование (моторы) по возможности должно размещаться в подвальных этажах и устанавливаться на амортизирующие и вибро­изолирующие устройства.

В полах помещений санитарных узлов душевых и моечных должен предусматриваться гидроизолирующий слой.

При наличии двух и более этажей магазины должны иметь грузовые подъемники; более рационально, чтобы каждый специализированный отдел имел подъемник.

Магазины должны иметь не менее двух входов — для покупателей и служебный. Входы оборудуются там­бурами, для областей с холодным климатом в тамбурах магазинов оборудуются тепловые завесы.

Высота торговых залов должны быть 3,3—4,2 м в зависимости от площади торгового зала, высота подваль­ных и цокольных этажей — не менее 2,7 м, холодильных камер — не менее 2,4 м.

При планировке торгового зала рабочие места про­давцов размещаются с учетом удобства их работы, со­блюдения товарного соседства реализуемых продуктов. Ширина проходов и коридоров различных групп поме­щений проектируется с учетом требований СНиП 11 — 77—80. Например, проход для движения продавцов между пристенным оборудованием и прилавком должен быть шириной 0,9 м, а для мясного отдела — не менее 1,2 м.

1 Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Администрация ЛПО организует предварительный и периодический (не реже 1 раза в год) инструктаж персонала, осуществляющего уборку помещений по вопросам санитарно -гигиенического режима и технологии уборки.
11.2 Хранение моющих и дезинфекционных средств должно осуществляться в таре (упаковке) изготовителя, снабженной этикеткой, на стеллажах, в специально предназначенных местах.
11.3 Необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов: - для дезинфекции, для предстерилизационной очистки и для стерилизации изделий медицинского назначения, а также для их предварительной очистки (при использовании средств, обладающих фиксирующими свойствами); - для дезинфекции поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов и оборудования; - для обеззараживания уборочного материала, для обеззараживания отходов классов Б и В (в случае отсутствия установок для обеззараживания). Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи или этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора.
11.4 При работе с дезинфекционными средствами необходимо соблюдать все меры предосторожности, включая применение средств индивидуальной защиты, указанные в инструкциях по применению.
11.5 Уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в выделенном помещении. Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря. Стиральные машины для стирки мопов и другой ветоши устанавливаются в местах комплектации уборочных тележек.
11.6 Мытье оконных стекол должно проводиться по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.
11.7 Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже 1 раза в месяц, с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников.
11.8 Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных, стерилизационных, и других помещений с асептическим режимом проводится один раз в неделю. В день проведения генеральной уборки в оперблоке плановые операции не проводятся. Вне графика генеральную уборку проводят в случае получения неудовлетворительных результатов микробной обсемененности внешней среды и по эпидемиологическим показаниям. Для проведения генеральной уборки персонал должен иметь специальную одежду и средства индивидуальной защиты (халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, резиновый фартук и др.), промаркированный уборочный инвентарь и чистые тканевые салфетки.
11.9 При проведении генеральной уборки дезинфицирующий раствор наносят на стены путем орошения или их протирания на высоту не менее двух метров (в операционных блоках - на всю высоту стен), окна, подоконники, двери, мебель и оборудование. По окончании времени обеззараживания (персонал должен провести смену спецодежды) все поверхности отмывают чистыми тканевыми салфетками, смоченными водопроводной (питьевой) водой, а затем проводят обеззараживание воздуха в помещении.
11.10 Использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивают в воде и сушат. Уборочный инвентарь для пола и стен должен быть раздельным, иметь четкую маркировку, применяться раздельно для кабинетов, коридоров, санузлов. При невозможности использования одноразовых тканевых салфеток, многоразовые салфетки подлежат стирке.
11.11 Хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу вне помещений рабочих кабинетов.
11.12 Для обеззараживания воздуха в помещениях с асептическим режимом следует применять разрешенные для этой цели оборудование и/или химические средства. Технология обработки и режимы обеззараживания воздуха изложены в соответствующих нормативно-методических документах и инструкциях по применению конкретного дезинфекционного оборудования и дезинфицирующих средств. С целью снижения обсемененности воздуха до безопасного уровня применяются следующие технологии: - воздействие ультрафиолетовым излучением с помощью открытых и комбинированных бактерицидных облучателей, применяемых в отсутствии людей, и закрытых облучателей, в том числе рециркуляторов, позволяющих проводить обеззараживание воздуха в присутствование людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: