Стилизованный объект как иконический знак




Понятие стилизации. Стиль. Манера. Стилизация как процесс работы.

Виды стилизации. Передача эмоционального состояния через растительные

формы. Стилизация растений и животных.

1. Стилизация — это один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали. В нашей системе стилизация рассматривается в рамках темы о знакообразовании, а не в теме о выразительности, где она смотрелась бы логичнее, по следующей причине. Стилизация является средством выразительности, это бесспорный и не требующий доказательств факт. В то же время, стилизация является показательным примером создания иконических знаков в дизайне. Стилизованные объекты всегда сохраняют элемент изобразительности, сходства с референтом, но одновременно доводятся до состояния условного изображения, которое должно быть прочитано определенным образом, то есть стилизованный объект – это всегда иконический знак. Стилизация в изобразительном искусстве существовала всегда, так как в разные периоды человек обращал большее внимание на различные свойства объектов, и соответственно, акцентировал внимание именно на них.

Всегда при изображении одни свойства объектов выделялись, другие игнорировались. Так древнегреческие вазописцы игнорируют объем, создавая точные пропорциональные двухмерные изображения людей, а монахи, рисовавшие миниатюры в Средние века, трансформируют пропорции тела, чтобы выразить некие духовные истины.

Со стилизацией связано понятие стиль – совокупность средств и методов, единство направления в творчестве. Стиль произведения содержит черты стиля эпохи, которые трансформируются на индивидуальном уровне творчества конкретного человека. Общие черты и умонастроения каждой эпохи всегда выражаются через господствующий в данную эпоху стиль. Например, практически любой художник и дизайнер 60-х годов XX века выражал свои мысли посредством плоских, ярких, скругленных форм, ритмичных, экстравертированных композиций, что соответствовало настроениям времени – культу молодости, рок-н-ролла, уходу от буржуазной реальности.

2. Каждый художник, обладающий достаточной индивидуальностью, пропускает через себя как стилистические характеристики эпохи, так и окружающую действительность. Призма видения каждого художника накладывает отпечаток на его способ творить, что создает манеру. Манера – индивидуальный стиль художника, обусловленный его личным восприятием, характером и предпочтениями. Так, Эль Греко изображал фигуры несколько вытянутыми вертикально, а Микеланджело делал все фигуры декоративно-мускулистыми, титаническими. И тот, и другой выразили чрезмерность и пафос барокко, но каждый в своей манере. Манеру Г. Климта невозможно перепутать с манерой А. Мухи, но оба они представляют собой яркий пример стиля модерн.

3. Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приёмов изменения формы или цветовых отношений.

Последовательность стилизации:

а). Подбор аналогов, которые опосредованно, через чувственную ассоциацию позволили бы получить представление о наиболее существенных характеристиках объекта.

б). Визуальная трансформация основных структурных элементов исходного объекта.

4. Виды стилизации:

а). По собственному существующему признаку. Например, изящество движений тела, волос и растений сознательно утрировалось в модерне, доводилось до крайности.

б). По привнесенному свойству. Например, стилизация поп-арта подразумевала разукрашивание тела и лица изображаемого человека в неестественные яркие цвета.

в). Стилизация под определенный стиль или манеру. Например, стилизация рисунка под Обри Бердслея, стилизация композиции под барокко.

Данный вид стилизации подразумевает не точное воспроизведение данного стиля или манеры, а условное создание образа, в котором используются лишь определенные характерные черты или некоторые детали.

5. В качестве упражнения на стилизацию практически любой курс пропедевтики содержит задание на создание стилизованных изображений деревьев (растений) и животных (иногда – несуществующих животных).

Сознательное искажение формы животных и растений должно подчеркнуть различное эмоциональное состояние или выразить определенный характер. Эффект стилизованности формы создается в этом случае за счет чисто формальных элементов – характерные линии, добавление тех или иных фигур, орнаментов, вытягивание и утрирование отдельных элементов.

Вопросы:

1. Дайте определение понятию «стилизация».

2. К какому типу знаков относятся стилизованные изображения?

3. Дайте определение понятию «стиль».

4. Что представляет собой манера?__



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: