Профилактика кибербуллинга в подростковой среде, формирование жизнестойкости и безопасного типа поведения в виртуальном пространстве




Тема: «Общение online: как безопасно общаться и разрешать конфликты в киберпространстве?»

Целевая аудитория: обучающиеся 5–8-х классов.

Цель: развивать навыки информационной культуры и ответственного поведения подростков в Интернете, формировать безопасный тип поведения в виртуальном пространстве.

Форма: групповой дискурс с элементами социально-психологического тренинга.

Примерный ход занятия:

Дискурс «Хейтинг – хайп или угроза?»

Для активизации аудитории ведущий задает вопросы и активизирует активное обсуждение их ответов. Примерный перечень вопросов:

1. Знакомы ли вам слова «хейт», «хейтить»? Где вы с ними встречались? На какое русское слово оно похоже?

2. Может кто-то объяснить, что это?

3. Как Вы думаете, насколько распространены хейтинг у нас в стране/городе/школе/классе (если такое имело место быть)?

4. Стоит ли обсуждать эту проблему? Зачем?

5. Можно ли как-то обезопасить себя и близких от этого явления?

В результате мы должны подвести аудиторию к мнению, что агрессия в Интернете действительно является опасностью, с которой может столкнуться каждый человек. Современным людям необходимо знать правила, как действовать в этой ситуации, чтобы не стать жертвой агрессии.

Упражнение «Критика». Дети встают в круг. Задание: Попробуйте вспомнить, когда вас критиковали по поводу поведения, учебы, внешности. Что вы при этом чувствовали?

(Дети говорят о своих ощущениях в тот момент, когда их критикуют, передавая мяч по кругу).

Обсуждение: Давайте поразмышляем, почему люди критикуют? (Дети предлагают свои варианты).

Комментарий ведущего: Психологи предлагает рассмотреть следующие мотивы критика:

· из-за недоброжелательного отношения, — из мести,

· по злому умыслу,

· из зависти,

· из-за неудовлетворенности собой,

· чтобы перенести свою критику на другого,

· чтобы отвлечь внимание от собственных слабостей,

· чтобы обратить внимание на себя,

· т.к. человек уверен, что сам сможет всё сделать лучше,

· чтобы оскорбить,

· из-за общего дурного настроения,

· из-за высокомерия,

· из-за агрессивного поведения.

Как видите, в списке много негативных черт характера. Поэтому, прежде чем высказать кому-либо критику, попробуйте обнаружить в этом человеке 3 положительные черты. А после этого критика может оказаться такой мелочной, что пропадет желание её высказать.

Упражнение в малых группах (3–4 человека). Группе предлагается ситуация. Нужно разобрать ее, придумать способы опасного и безопасного действия в этой ситуации, затем продемонстрировать ее, разыграв по ролям перед всей аудиторией.

Ситуации:

1. Вам пришло сообщение: «Какой ты лузер! Зачем ты вообще что-то стримишь в твиче, если так плохо играешь? Донатов все равно не дождешься!» Ваши действия?

2. Вашу фотографию прокомментировал незнакомец: «Да, с таким лицом только и выкладывать фотки...» Ваши действия?

3. Вам пришло сообщение: «Лоооол, ты что, дурак совсем?» Ваши действия?

4. Вам пришло сообщение: «Если ты не поставишь мне лайки на все фотки, то я расскажу всем твой секрет» Ваши действия?

5. Вам пришло сообщение: «Так и знал, что ты трус!» Ваши действия?

6. Вам пришло сообщение: «Ты чего фотки выложил с мамой? Что как маленький?» Ваши действия?

7. Вам пришло сообщение: «Алло, очкарик! Ты знаешь, что всех в классе бесишь?» Ваши действия?

8. Вам пришло сообщение от друга: «Привет! Тролли меня уже достали! Без конца пишут издевательства!» Ваши действия?

По итогу обсуждения ситуаций вырабатываются общие правила безопасного общения и оптимальные стратегии реагирования на агрессию.

Игра «Ты − родитель». Участники разбиваются на пары. Каждой паре предлагается ситуация: один человек – ребенок, второй – родитель. Родитель должен решить, разрешить ребенку пойти на встречу с другом из сети или нет в зависимости от того, что говорит ребенок. Объяснить свое решение.

Ситуации:

1. У нас встреча гильдии! (ссылка на группу). Мы в сквер Пушкина идем все вместе!

2. Мы с ребятами из Клуба идем на каток в центре, можно? (Комментарий для ведущего: Дима остался дома. Стоило указать ссылку на группу и место встречи, чтобы мы знали, где его искать, если что).

3. А я пригласил Толю-Росомаху с 14:30 до 15:30 поиграть в иксмэнов. Я его не очень знаю, но ты же дома будешь?

4. А ко мне Серега из нашей группы «Котики и Зонтики» (ссылка на группу) придет в 16:00. На час всего. Ок?

5. А меня Аня из школы в гости позвала к себе, вот номер ее мамы, если что: +79772719807, я у нее до шести буду.

6. Мы с ребятами из группы «Кружок роботов» (ссылка) собираемся в АнтиКафе у пушки.

По итогу обсуждения ситуаций вырабатываются общие правила безопасного поведения с друзьями из сети и доведения до родных максимально полной информации о своем месте нахождения и времени возвращения домой.

 

Игра в кругу. Каждый участник вытаскивает бумажки с описанием одной ситуации (кому что попадется). Учащийся должен сказать, что нужно делать в данной ситуации, объяснить свое решение. Группа может помогать ему отвечать, если у участника возникает затруднение. Каждая ситуация сразу же обсуждается в кругу. Можно добавить или предложить обсудить те ситуации, которые встречались в окружении подростков.

Ситуации:

1. Ты видишь комментарий под фото: «Какая дурацкая аватарка! Наверное, мама тебя фоткала???»

2. Тебе пришло сообщение от незнакомого человека: «Ты зря думаешь, что нравишься Саше, с твоим-то носом)))»

3. Тебе пришло сообщение от знакомого: «А что тебя мама не отпустила на концерт? Ну ты и лохушка!!!»

4. Ты видишь комментарий под фото: «А что, у тебя совсем нет денег на свитер получше?! Эээ, наверное у мамы взяла!!!)))».

Комментарий для ведущего: Если тролли не просто издеваются, а 1) угрожают; 2) раскрывают личную (адрес, номер телефона,...) информацию; 3) создают новые аккаунты, то ситуация может стать совсем тяжелой. Тогда лучше не тянуть и рассказать родителям, и вместе с ними решить, что делать дальше.

Работа в группах (5–6 человек). Группе предлагается разработать памятки по безопасному поведению в Интернете. Нужно сформулировать 5–10 правил, которые помогли бы человеку избежать агрессии в сети. После этого группа зачитывает свои правила всей аудитории и составляется общая памятка от всех участников (на листе ватмана). Ведущий может вписать те правила, которые не были озвучены группами.

Рефлексия. Участникам предлагается поделиться своими чувствами, мыслями, настроением с аудиторией. При помощи уточняющих вопросов ведущий помогает формулировать участникам те новые знания, которые получили ребята на данном занятии.

 

Источники:

1. Киберугрозы, киберагрессия, кибербуллинг: различия в восприятии, оценке и поведении у разных групп населения Российской Федерации. URL: https://raec.ru/activity/analytics/9880/ (дата обращения: 19.02.2021).

2. Профилактика кибербуллинга среди обучающихся образовательной организации / Н.В. Носова, Е.М. Калинкина, Н.Ю. Камракова. – Вологда, 2019.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: