Мавзолей. Традиционность, типология, художественно-пластические решения.




Исчерпывающая статья по мавзолеям: https://antique.totalarch.com/gha_roma/3/22#12

Сначала немного про Этрусские мавзолеи/гробницы:

Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой тумулусы - курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков; другие, на юге Этрурии, близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница РеголиниГаласси, 7 в. до н.э., гробница «Нарисованных львов и др.)

Горобница НАРИСОВАННЫХ ЛЬВОВ

третьи представляют собой подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых. Внутреннее оформление погребальной камеры часто являлось воспроизведением архитектуры жилищ (гробница в Корнето, гробница близ Вей).

А вот в Риме… Мавзолеи и гробницы составляли одну из интереснейших групп сооружений императорского периода. Поскольку в большинстве своем они являлись постройками частного характера, им в большей мере, чем общественным зданиям, присуща свобода архитектурных решений. Это обусловило при небольшом числе употреблявшихся типов необычайное разнообразие композиций и приемов, которые были выработаны в погребальных сооружениях в I—IV вв. н.э. и обогатили римскую архитектуру. Чисто количественно они занимали большое место в римском городе. Первоначально гробницы выносились за городскую черту, но с ростом территории города они входили в его пределы и оказывали свое влияние на облик районов. Это касалось не только императорских мавзолеев Августа и Адриана, но и более скромных сооружений. В Риме это стало особенно заметным в III—IV вв., когда границы города сильно раздвинулись и разветвленная сеть мавзолеев, колумбариев и мелких гробниц вплелась в ткань городской застройки, приблизив город мертвых к городу живых.

Очень распространенным оставался тип погребального сооружения, исходящего из традиционной в Этрурии и Лации формы тумулуса. К последней трети I в. до н.э. гробницы этого вида в целом далеко отошли от своего родоначальника — кургана, окруженного каменной крепидой, и превратились в архитектурные сооружения. Но многие из них еще сохраняли связь с землей в своей внутренней структуре, а некоторые и внешне продолжали воспроизводить основные черты тумулуса. Эти дорогостоящие постройки были по средствам лишь состоятельным кругам римского общества.

Поэтому личный вкус владельца и его желание выделиться из среды себе подобных проявились здесь особенно сильно и привели к появлению в рамках одного типа интересных и часто крайне не схожих друг с другом сооружений.

В последние десятилетия I в. до н.э. происходит усложнение плана мавзолеев-тумулусов, вызванное стремлением расширить полезное внутреннее пространство и уменьшить площадь земляного заполнения. Одновременно усложняется и их, внешний объем.

203. Мавзолеи: а — Мунация Планка в Гаэте, около 20 г. до н.э. Фасад, (реконструкция), разрез, план; б — Плавтиев у моста Лукано в Тибуре, начало I в. н.э., план

В мавзолее Мунация Планка близ Гаэты (около 20 г. до н.э.), диаметр которого достигал 29,5 м, вместо одной центральной камеры устроены четыре прямоугольные, расположенные крестообразно и выходившие в кольцевую галерею, которая сообщалась со входом (рис. 203). Интерьер этого и других подобных мавзолеев освещался и вентилировался посредством наклонных световых каналов, прорезавших толщу сооружения. Цилиндрический мавзолей, облицованный снаружи травертином с рустикой в средней зоне, заканчивался антаблементом с дорическим фризом. Ряд надгробных алтарей (циппов) над карнизом окаймлял подножие венчающего конуса.

Мавзолей Плавтиев у моста Лукано близ Тибура (начало I в. н.э.) совместил обширное крестообразное пространство в центре с широким кольцевым обходом (рис. 203). Рукава погребальной камеры перекрыты цилиндрическими сводами, а средокрестие — сомкнутым сводом. Здесь значительно увеличилась не только площадь центральной камеры, но и сам кольцевой обход. Он стал широкой галереей, пространство которой расширялось за счет прямоугольных ниш в одной ее стене и полукруглых ниш в другой. Вход предварялся тамбуром с полуколоннами по фасаду и посвятительной надписью.

Постепенно в мавзолеях тумулусного типа наметилось изменение пропорций: вместо широких приземистых объемов стали возводиться компактные сооружения, развивавшиеся в высоту. Цилиндрическое тело мавзолея получило квадратный постамент. Переход от круглого основания гробниц к квадратному был связан с необходимостью ориентации по фронту дороги, вдоль которой они располагались.

Эволюция типа погребальных сооружений была вызвана рядом причин. Погребальный культ римлян и раньше требовал сохранения памяти об умершем, но это было личным делом каждой семьи. К концу республиканского периода экономический и социальный прогресс чрезвычайно повысил самосознание преуспевающего римского гражданина и его роль в обществе. Это привело к стремлению многих обеспеченных граждан увековечить себя и свою деятельность путем постройки монументальных гробниц. Юридически этому способствовали законы о незыблемой собственности граждан на свои гробницы и о неприкосновенности последних. Так возник ряд замечательных сооружений.

204. Рим. Мавзолей ЦецилииМетеллы, около 30 г. до н.э.

12. Мавзолей Августа. Конструктивное решение, объемно-планировочная структура, художественно-образная характеристика

216. Рим. Мавзолей Августа, 28—23 гг. до н.э. Современный вид, разрез, план, реконструкция

 

Два уникальных погребальных сооружения эпохи — императорские мавзолеи Августа и Адриана — также принадлежат к тумулусному типу.

Тумулус был избран Августом для своего мавзолея вследствие его монументальности, а также из-за подчеркнутого уважения к старым римским традициям. Постройка началась в 28 г. до н.э. в северной части Марсова поля близ Тибра и была закончена к 23 г. н.э.

Мавзолей Августа. В конце жизни императора был завершен мавзолей Августа. Он

гармонично сочетал в своей композиции древнеиталийские и эллинистические традиции. Заоснову были взяты этрусский тумулус и Галикарнасский мавзолей.

Мавзолей был начат в 28 г. до н. э., строили его в течение тридцати лет. Громадный

нажний барабан мавзолея (диаметр 89 м), облицованный снежно-белым мрамором, был

увенчан конической земляной насыпью. Общая высота мавзолея – 44 м. На склонах насыпибыла посажена роща из миртовых деревьев и кипарисов. Вершину холма венчала бронзоваястатуя Августа: «Прах Августа собрали первые лица всаднического сословия, босые и одетые в одни

туники без пояса, и похоронили его в Мавзолее [14 г. н. э.]. Август воздвиг это здание в годсвоего шестого консульства [28 г. до н. э.] между Фламиниевой дорогой и берегом Тибраи уже в то время передал государству окружающие рощи и аллеи, предназначенные дляпользования народа…» (Светоний, Август, 100).

«Самым замечательным памятником (на Марсовом поле) является так называемый

Мавзолей – большая, на высоком фундаменте из белого мрамора могильная насыпь у самойреки, до вершины густо усаженная вечнозелеными деревьями. На вершине стоит бронзоваястатуя Августа Цезаря. Под насыпью находятся гробницы его самого, родственников и близких. За Мавзолеем расположен большой парк с прелестными аллеями для прогулок. В середине поля находится стена – ограда места кремации Августа, также из белого мрамора; стена

эта окружена железной решеткой, а пространство внутри засажено черными тополями…»

 

Сооружение поражало своей грандиозностью: его диаметр достигал 89 м, а высота— 44 м. В отличие от строившихся ранее тумулусов он имел более сложный план (рис. 216), так как был рассчитан на большую нагрузку. В центре находился круглый пилон, который являлся стержнем всего сооружения и был окружен пятью кольцевыми, концентрически расположенными бетонными стенами. Мавзолей не имел единого интерьера. Его внутреннее пространство складывалось из облицованной травертином погребальной камеры со входом, тремя крестообразно расположенными нишами и круглым пилоном посредине и из двух круглых галерей. Все эти помещения соединялись с входным порталом прямым коридором. Третья, четвертая и пятая кольцевые стены были связаны между собой отрезками радиальных стен и нишами и перекрыты цилиндрическими сводами, образуй крепкий каркас субструкций, которые поддерживали насыпной земляной холм.

Наружный вид мавзолея реконструируется с трудом из-за его плохой сохранности. Существуют четыре разные его реконструкции. Две из них с небольшими расхождениями воспроизводят тумулус в его чистом виде как курган над круглой каменной крепидой с колоссальной статуей императора на вершине. Сущность двух других выражает более общепринятая реконструкция Гатти. Согласно его гипотезе, каменный барабан вокруг земляного холма, засаженного вечнозелеными деревьями, составлял только первый ярус мавзолея. Над ним поднимался второй каменный барабан, обработанный пилястрами и увенчанный бронзовой статуей Августа.

Значительная толщина третьего кольца внутренних стен (5,70 м) делает вероятным это предположение. Вход в мавзолей был отмечен двумя обелисками и двумя бронзовыми досками, на которых был вырезан текст завещания Августа, подводивший итоги его деятельности. Мавзолей возвышался среди обширного парка на квадратной площади, ограниченной с трех сторон улицами, которые включали его в систему города. Его величественный объем доминировал в ансамбле Марсова поля. Это было одно из самых монументальных сооружений I в. н.э. Грандиозный масштаб и строгая торжественность мавзолея Августа несомненно предопределили некоторые существенные черты постепенно слагавшегося ансамбля столицы империи.

217. Рим. Мавзолей Адриана, 130—148 гг. Реконструкция
218. Рим. Мавзолей Адриана. Современный вид

Мавзолей Адриана начал строиться в 130 г. н.э. на крутом правом берегу Тибра, напротив Марсова поля, и был закончен после его смерти (рис. 217, 218). Первоначально мавзолей представлял собой облицованный мрамором цилиндрический объем (диаметром 64 м и высотой 21 м), обработанный рустикой внизу и лезенами наверху и завершенный аттиком со статуями на нем. Он поддерживал высокий узкий постамент, который возносил колесницу Гелиоса, венчавшую сооружение. Вокруг постамента на земляной подсыпке росли деревья: По своим пропорциям, распределению объемов и силуэту здание еще меньше напоминает тумулус, чем воздвигнутый на полтора столетия раньше мавзолей Августа. Впоследствии Антонин Пий, желая увеличить площадь захоронений, пристроил к круглому мавзолею квадратное основание со стороной 89 и высотой 15 м. Это изменило облик сооружения, приблизив его к распространенному типу цилиндрических гробниц на квадратном основании.

Необычны подход к мавзолею и его внутреннее устройство. Поставленный у кромки берега мавзолей имел доступ только со стороны Марсова поля, откуда через Тибр был переброшен широкий мост с золочеными статуями на парапетах. Мост служил парадным преддверием перед входом в мавзолей, оформленным аркой. Вход соединялся коридором с вестибюлем, в глубине которого стояла огромная статуя императора, видная с противоположного конца моста. Справа постепенно поднималась вверх спиральная галерея, приводившая в погребальную камеру, расположенную над вестибюлем на высоте 10 м.

Камера высотой 12 м имела три ниши для урн и, подобно галерее, освещалась световыми люками. Все внутренние помещения имели светлые мраморные стены и полихромные мраморные мозаичные полы.

По своему местоположению мавзолей Адриана являлся форпостом на северо-западной границе города. Его важное стратегическое положение было использовано в конце III в. н.э., когда после многих столетий спокойствия для столицы империи вновь возникла угроза вражеского нападения. Колоссальный массив мавзолея был включен в состав стены Аврелиана, окружившей город в его новых границах. Оборонительное значение мавзолей продолжал сохранять не только в средние века, когда его преобразовали в крепость, названную замком Святого ангела, но и много позже (известна его роль во время захвата Рима в 1527 г.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: